Файл: Практикум по дисциплине основы предпринимательской деятельности.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.01.2024
Просмотров: 224
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
24 1.
Магазин «Альянс» имеет очень богатый ассортимент велосипедов и аксессуаров к ним производства Россия - Тайвань,
США - Китай, Тайвань.
2.
Магазин «Спорттовары» имеет небольшой выбор велосипедов, но представленные товары высокого качества.
Производство США. Большой ассортимент аксессуаров.
Сравнительные характеристики товаров по двум основным конкурентам – магазинам «Альянс» и «Спорттовары» представлены в таблице:
Таблица 4.3 -Основные характеристики товаров по магазинам
основных конкурентов «Альянс» и «Спорттовары»
Характеристики товара-
велосипеда
Альянс
Спорттовары
Цена
Умеренные
Высокие
Качество
От среднего до высокого
Высокое
Производители
Россия - Тайвань,
США - Китай, Тайвань
США
Торговая марка
ATOM, Jamis, Merida,
Peugeot
Marin
Реклама
Нет
Нет
Техническое обслуживание
Есть планируется
Ассортимент глубокий, продажа под заказ небольшой
Гибкость цен негибкие праздничные скидки
Основные преимущества товара доступная цена известность марки
Основные недостатки товара комиссионный товар высокая цена
Доля рынка
45 10
Задание:
1. Определите основные предпринимательские риски магазина «Bicycle»
2. Определите стратегии борьбы с конкурентами.
3. Разработайте предложения по укоренению на рынке.
25
ТЕМА 5. ЭТИКА И КУЛЬТУРА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
Задание 1
1. 1 Дайте определения следующим ключевым понятиям: этика, этика деловых отношений, предпринимательский успех.
1.2 Перечислите:
А) основные нравственные нормы предпринимательской деятельности;
Б) основные элементы культуры предпринимательства;
В)внутренние факторы культуры предпринимательства;
Г)заповеди делового этикета;
Д) основные принципы успеха фирмы.
Задание 2. Оформление резюме и заявления о приеме на работу
1. С опорой на предлагаемую структуру резюме (Приложение № 1), составьте свое.
2. Напишите заявление о приеме на работу, используя образец (Приложение
№ 2).
Приложение № 1.
Вариант оформления резюме
Жестких требований к написанию резюме не существует, однако специалисты, работающие на рынке труда, считают наиболее универсальной следующую структуру резюме.
Заголовок — фамилия, имя, отчество (слова «резюме в заголовке не пишутся).
Основные личные данные — адрес, телефон, дата и место рождения, семейное положение.
Цель обращения — на какую работу, в какой должности и на каких условиях претендуете, с дальнейшим обоснованием своих претензий.
Опыт работы — даты мест работы, занимаемых должностей, выполняемых функций и профессиональных достижений (начиная с последней).
Образование — даты, учебные заведения, полученная специальность и присвоенная квалификация; награды, призы и звания (начиная с последнего).
Дополнительная информация — данные о дополнительных знаниях, навыках, имеющих отношение к данной работе, а также важных фактах биографии и личных качествах:
владение иностранными языками (степень владения);
умение работать на компьютере;
наличие водительских прав и опыт вождения;
членство в профессиональных объединениях или партиях;
сведения об общественной деятельности, участии в работе конференций и съездов;
26
сведения о военной службе и воинских званиях;
увлечения на досуге, имеющие отношения к данной работе, и достигнутые успехи;
указания к готовности к сверхурочной работе, длительным и дальним командировкам, смене места жительства;
сведения о рекомендациях;
личные характеристики
(например,
«трудолюбив»,
«аккуратен»,
«энергичен», «лидерские качества» и т.п.).
Дата составления резюме — свежая дата повышает достоверность заинтересованности в данной работе, старая дата может свидетельствовать о том, что давно ищете работу в разных местах.
Основными требованиями, предъявляемыми к стилю написания резюме, являются:
краткость: отсутствие лишних слов, сокращений и терминов;
конкретность: отсутствие неточной или лишней информации, не имеющей отношения к вакансии;
целенаправленность: изложение главных сведений, подтверждающих право претендовать на данную должность;
честность: отсутствие недостоверной информации.
Приложение № 2.
Правила написания заявления
Адресат (кому)
От кого (от не пишется)
Место проживания (регистрация)
Заявление.
Текст с указанием должности, на которую претендует заявитель.
Подпись
Дата
Задание 3. Кейсы
Кейс 1.
Отдел маркетинга акционерного общества «Интекс» состоит из 8 человек, только женщин. Руководителем подразделения является
А. Т. Попова, женщина среднего предпенсионного возраста, давно работающая в данной организации на руководящих должностях и успешно справляющаяся со своими обязанностями. По характеру человек весьма
27 властный.
В прошлом году в отдел поступила на работу новая сотрудница
К. И. Алексина, молодая, симпатичная женщина, которая оканчивает заочно
Московский университет коммерции. Ее приход был встречен достаточно дружелюбно со стороны всех сотрудников отдела, и в первую очередь начальника. Алексина имеет заметные успехи в работе, в изучении рынка основной продукции АО – гидравлических приводов.
Начальник отдела некоторое время «по-матерински» опекала новую сотрудницу, но потом наступил перелом в их взаимоотношениях, и по непонятным для Алексиной причинам отношения резко ухудшились.
Попова стала постоянно придираться к Алексиной, стараясь унизить ее как личность, не давала спокойно работать. Для Алексиной встал вопрос: что делать, не перейти ли на работу в другое предприятие.
Сотрудницы отдела сначала никак не реагировали, по крайней мере внешне, на создавшуюся ситуацию. Позже разделились в своих симпатиях пополам.
Участниками данного конфликта являются Попова, Алексина и сотрудницы отдела. Основная проблема заключается во взаимоотношениях начальника и подчиненной.
Задания:
1. Используя метод картографии, составьте карту данного конфликта.
Проведите эту работу в три этапа, а именно:
– описание проблемы в общих чертах;
– выявление главных участников конфликта, определение типа конфликта;
– перечисление основных потребностей и опасений, связанных с этими потребностями, всех основных участников конфликтного взаимодействия, а также выяснение мотивов поведения, стоящих за позициями участников.
2.
Предложите способ разрешения конфликтной ситуации.
Задание:
Дайте развернутый ответ на вопрос: какие нарушения деловой этики здесь присутствуют?
Кейс 2.
Оцените диалог по служебному телефону:
– Да.
– Здравствуйте!
– Да!
– Это Таня?
– Да.
– Это Саша Скворцов. Так мы вечером встречаемся, как договорились?
– Это не Таня, это Валя.
– Но я же спрашивал Таню.
– Ну, значит, я не поняла. А Таня сегодня не работает.
28
ТЕМА 6. ОЦЕНКА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ
Задание 1
Задача 1
Капитальные вложения на единицу продукции составляют 80 руб., а себестоимость единицы продукции – 160 руб. Предприятие установило оптовую цену величиной 200 руб. Годовой объем производства продукции
100 000 ед. Уровень рентабельности предприятия равен 0,2. Определить общую экономическую эффективность капитальных вложений для строительства нового цеха.
Задача 2
Сметная стоимость строительства нового промышленного предприятия составляет 45 млн руб. Капитальные вложения на создание оборотных средств равны 15 млн руб. Прибыль от реализации готовой продукции равна 120 млн руб. Известно, что расчетная рентабельность не менее 0,25. Определить экономическую эффективность капитальных вложений на строительство нового промышленного предприятия.
Задача 3
Существует три возможных варианта осуществления капиталовложений. Нормативная рентабельность 0,3. Исходные данные по этим вариантам приведены в табл. 1. Определить наиболее эффективный вариант.
Таблица 6.1Три варианта капиталовложений
Вариант
Капитальные
вложения, млн
руб.
Себестоимость годового
объема производства
продукции,
млн руб.
1 5
20 2
6 18 3
9 14
Задача 4
Существует два возможных варианта осуществления капиталовложений. Приведенные затраты по этим вариантам равны соответственно 138 руб./шт и 147 руб./шт., а годовой объем производства продукции – 20 тыс. шт. Приведенные затраты базового варианта равны
29 150 руб./шт. Рассчитать условный годовой экономический эффект при реализации оптимального варианта.
Задача 5
Существует два возможных варианта осуществления капиталовложений, первый из которых является оптимальным.
Себестоимость продукции по первому варианту равна 105 руб./шт., а по второму – 118 руб./шт. Годовой объем производства продукции – 20 тыс. шт. Цена продукци равна 250 руб./шт. Рассчитать годовой объем прибыли при реализации оптимального варианта.
Задание 2
Разработать бизнес – план по ниже указанной, структуре бизнес -
плана.
Типовая структура бизнес-плана
1.
Титульный лист
Название и адрес предприятия. Ф.И.О. директора и номер его телефона. Суть проекта. Стоимость проекта (строительства, аренды) и источники получения средств (акции, займы, субсидии). Заявление о коммерческой тайне.
2.
Введение и резюме проекта
Реклама. Выгодность. Сущность проекта создания предприятия.
Средства, необходимые для осуществления дела. Вывод – почему фирма добилась успеха.
3.
Анализ состояния отрасли
Характеристика отрасли (развивающаяся, стабильная, стагнирующая).
Цель анализа – определить потребность в товаре или услуге по среднедушевому потреблению примерно за 10 лет. Динамика за последние 5 лет. Прогноз на 201N-(201N+2)гг. Конкуренты (кто производит аналоги продукта).
4.
Содержание проекта
Описание товара (услуги). Сведения о патентах, опыте производства.
Чем товар отличается от заграничного. Каковы перспективы экспорта. Где размещено предприятие.транспортная схема.
Объем строительно- монтажных работ и график строительства. Подрядчик. Общая потребность в кадрах (управление и производство). Сведения о предприятиях-партнерах.
Аргументы, обосновывающие успех дела.
5.
Производственный план
График производственного процесса. Требования к организации производства. Оборудование, поставщики, условия поставки (аренда, покупка), стоимость.сырье, материалы, поставка.
Себестоимость производимого продукта. Экологическая и техническая безопасность.
6.
Планы маркетинга
30
Потребители, спрос, сегменты рынка, конкуренты. Факторы, определяющие спрос (доходы населения, инвестиции, уровень жизни и др.).
Обоснование цены на продукцию. Организация сбыта с указанием торговых организаций, участвующих в сбыте. Организация рекламы и затраты на нее.
Цены на 3-5 лет. Договоры на продажу товаров.
7.
Организационный план
Форма собственности (товарищество, акционерное общество, частная). Для акционерного общества указать, сколько акций выпущено и сколько предполагается выпустить. Ф.И.О. членов совета директоров и номера их телефонов. Кто имеет право подписывать финансовые документы. Как распределяются обязанности между руководителями.
Отношение с местной администрацией.
8.
Риск проекта
Оценка риска проводится по трем стадиям: подготовительной, строительной и текущей деятельности. Факторы риска: политический, социальный, финансово - экономический, технический, технологический, экологический. Убежденность руководства и партнеров в объективности оценки степени риска. Мероприятия, сглаживающие отрицательное воздействие риска. Таблица с коэффициентом риска по каждому фактору риска и трем стадиям деятельности.
9.
Финансовый план
Данный раздел является ключевым. По нему определяется эффективность проекта. План доходов и расходов (1-й год по месяцам, 2-й год по кварталам, 3-й год – суммарно на год). Расчетным путем определяется объем производства, при котором выпуск товара должен приносить прибыль. Основание для расчета – план денежных поступлений и выплат за весь срок по годам (форма 3). Срок окупаемости проекта определяется как период, за который величина накопленной чистой прибыли сравнивается с инвестициями. Инвестиции определяются как сумма платежей за годы освоения производственных мощностей, а чистой прибыли – как сумма (п. 3-4) за весь срок освоения мощностей.
Форма 3 - Прогноз продаж по объемам
№
п/п
Показатели
201N г.
(по месяцам)
(201N+1) г. (по кварталам)
(201N+2) г. (суммарно)
1
Объем продаж в натуре
2
Цена за единицу
3
Объем реализации
4
Объем реализации всех товаров
Форма 4 - Баланс доходов и расходов по товару
№
Показатели
201N г.
(201N+1)
(201
31 п/п
(по месяцам) г. (по кварталам)
N+2) г.
(суммарно)
1
Объем реализации
2
Цена
3
Выручка, млн. руб.
4
Расходы, млн. руб. в том числе:
Постоянные переменные
5
Точка самоокупаемости
Форма 5 -План денежных поступлений и выплат
№ п/п
Показатели
Годы освоения мощности
Годы после освоения мощности
1 2
3 1
2 3
4 1
Поступления от выручки продаж
2
Другие доходы от реализации
3
Итого поступлений (п.1-
2)
4
Платежи (всего)
5
В том числе платежи:
Поставщикам
Заработная плата
Реклама
Арендная плата
Страховка
Процент ха кредит
Возврат кредитов
Амортизация
Налоги
6
Баланс платежей (п.3-4)
10.Приложение
В приложении дается наглядная схема деятельности предприятия, дополнительные данные и таблицы для лучшего восприятия стратегии бизнес-плана, схема и программы по технике и технологии и др.
Бизнес-план предназначен для партнеров, инвесторов, банков,
32 внутреннего пользования. Он может быть полным или сокращенным.
Руководство может привлекать к его разработке специалистов других фирм или организаций. Основные характеристики бизнес-плана: достоверность, наличие минимума информации, понятность, четкость, краткость, аргументированность, конкретность, привлекательность.