Файл: Техника, тактика и методика изготовления субъективных портретов.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.01.2024

Просмотров: 239

Скачиваний: 7

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Автономная некоммерческая образовательная организация

высшего образования «Сибирский институт бизнеса и информационных технологий»


Зачетная работа

(7 семестра)


РЕФЕРАТ

Дисциплина: Криминалистика

Тема: Техника, тактика и методика изготовления субъективных портретов

Выполнила: Мозжерина Юлия Владимировна

40.03.01. «Юриспруденция» ЮНУ-319(2)

Проверил(а):____________________

(Ф.И.О. преподавателя)_____________
Омск 2023

Оглавление


Введение 3

1. Субъективный портрет 5

1.1 Изготовление субъективных портретов 5

1.2 Ошибки, допускаемые при изготовлении субъективных портретов 6

2.1 Техника изготовления субъективных портретов 11

2.2 Методика и тактика изготовления субъективных портретов 13

Заключение 16

Список использованной литературы 18



Введение


Одной из наиболее сложных задач, возникающих в процессе расследования и раскрытия преступлений, в частности - при розыске преступников, - является установление личности подозреваемых, а также лиц, причастных к событию преступления. Важным средством фиксации информации о признаках внешности человека в целях розыска и установления преступника являются субъективные портреты, а также фотовидеоучеты лиц, задержанных за различные правонарушения и представляющих оперативный интерес.

Субъективный портрет не является фотографией. Субъективные портреты создаются на основе мысленного образа, по памяти очевидцев и потому в меньшей степени соответствуют оригиналу. Однако в целом они адекватно и достаточно полно отражают признаки внешности и успешно используются в установлении лиц, совершивших преступление. Субъективные портреты могут быть нарисованы художником или составлены с применением технических средств типа «ИКР-2», «Портрет», «Фоторобот» или компьютерной графики. Имеются картотеки субъективных портретов неустановленных преступников. По этим картотекам с помощью информационно-поисковой системы возможна проверка фотоснимков и субъективных портретов лиц, подозреваемых в совершении преступлений, находящихся в розыске либо состоящих на оперативно-профилактическом учете.

Субъективный портрет может быть изготовлен самим носителем мысленного образа или по его показаниям другими лицами (оперативными работниками, следователями, специалистами). Однако необходимо помнить, что субъективное отображение дает только приблизительное, похожее представление о внешности.


Для изготовления субъективных портретов применяются различные технические средства. При получении композиционно-фотографических портретов в современной практике наиболее часто используют полипроекторы. Композиционно-рисованные портреты получают с помощью устройств, в основу которых положен принцип «Айдентикит»: ИКР-2 (идентификационный комплект рисунков) и его модификация – «Портрет». Для изготовления субъективных портретов все чаще используются и компьютерные системы («Фоторобот», «Портрет»). Вне зависимости от вида субъективного портрета и применяемых технических средств весь процесс их изготовления складывается из трех этапов: подготовительного, собственно изготовления и оформления.

Цель реферата: проанализировать и изучить с помощью научных статей и литературы технику, тактика и методика изготовления субъективных портретов.

Задачи реферата:

- Изучить технику изготовления субъективных портретов

- Изучить методику изготовления субъективных портретов

- Изучить тактику изготовления субъективных портретов

1. Субъективный портрет

1.1 Изготовление субъективных портретов


Изготовление субъективных портретов базируется на общих положениях тактики производства следственных действий и опера­тивно-розыскных мероприятий, а также правовой природе регла­ментации конкретного действия или мероприятия.

Изготовление субъективных портретов осуществляется мето­дами и средствами, применяемыми в определенной последователь­ности, поэтапно. Это означает, что наиболее полное решение за­дач каждого этапа осуществляется с привлечением результатов работы на предыдущем этапе; каждый этап является подготови­тельным для последующего. Основные этапы изготовления субъек­тивного портрета:

1. Предварительное изучение мысленного образа (анализ факторов возникновения, формирования и сохранения мысленного образа).

2. Создание условий для изготовления субъективного портрета.

3. Предварительная актуализация мысленного образа. Экспе­римент.

4. Техническая подготовка к изготовлению портрета.

5. Изготовление портрета (получение первого варианта портрета - отработка первого варианта - оценка портрета - доработка под контролем очевидца - оценка портрета очевидцем).



Основой субъективного портрета, как известно, является мысленный образ скрывшегося лица, сформировавшийся в сознании очевидца и сохранившийся в его памяти. В связи с этим специа­листу, приступающему к изготовлению субъективного портрета, необходимо выяснить условия формирования и сохранения в памяти очевидца мысленного образа, т.е. провести предварительное изучение мысленного образа.

Прежде всего следует как можно тщательнее изучить расс­мотренные выше субъективные и объективные факторы, влияющие на возникновение, формирование и сохранение мысленного образа [1].

Выяснение всех этих обстоятельств является первым этапом изготовления субъективного портрета. Это выяснение производит­ся как в ходе ознакомления с обстоятельствами дела - обычно это происходит в беседе с инициатором составления портрета (оперативным работником, следователем), реже путем ознакомле­ния с материалами дела, так и в ходе беседы с очевидцем.

Учитывая значение данного этапа процесса изготовления портрета, необходимо проводить беседу с очевидцем с максимальной эффективностью, а не сводить ее к формальному ознакомлению с его анкетными данными и выслушиванию краткого рассказа очевидца о происшествии. Целесообразно заранее гото­виться к беседе, составляя план ее проведения, как и всех работ с очевидцем.

Наряду с изучением факторов возникновения, формирования и сохранения мысленного образа беседа с инициатором изготов­ления портрета и самим очевидцем позволяет специалисту решить и задачу второго этапа изготовления субъективного портрета - выяснить, имеются ли условия изготовления портрета, т.е. проа­нализировать объективные и субъективные факторы воспроизведения мысленного образа.

Если после беседы с очевидцем будет ясно, что он способен к правильному восприятию, имел возможность и условия для наблюдения, время, прошедшее с момента события не слишком велико, обстоятельства, происшедшие после формирования мысленного образа, его не разрушили, ему разъясняется содержа­ние предстоящей работы по изготовлению субъективного портрета, возможности, которыми располагает для этого специалист, роль очевидца в создании портрета [2].

1.2 Ошибки, допускаемые при изготовлении субъективных портретов



Преступления принято подразделять на совершаемые в условиях очевидности и неочевидные. При этом ошибочно считать, что раскрытие и расследование очевидных преступлений требует меньших временных затрат и людских ресурсов. Несмотря на то, что они нередко совершаются лицами, известными потерпевшему или свидетелям, значительный объем составляют преступления, когда все участники события видят преступника, но личность его неизвестна. В подобных случаях его установление также может потребовать значительных усилий и времени. Данный вид преступлений является пограничным между очевидными и неочевидными и требует применения специальных технико-криминалистических средств и методов. Речь идет о методах и средствах, используемых при изготовлении субъективных портретов.

Технология изготовления субъективных портретов подробно изложена в учебном пособии А.М. Зинина и И.Н. Подволоцкого.

В частности, авторы выделяют пять этапов изготовления субъективного портрета:

1) предварительное изучение мысленного образа;

2) создание условий для изготовления субъективного портрета;

3) предварительная актуализация мысленного образа;

4) техническая подготовка к изготовлению субъективного портрета;

5) изготовление субъективного портрета.

Не вдаваясь в подробное изложение содержания данных этапов, необходимо отметить следующее. На первом этапе выясняются обстоятельства события и условия формирования мысленного образа преступника в памяти очевидца, пострадавшего. Второй этап имеет целью установление возможности работы с лицом, в памяти которого запечатлен мысленный образ. В ходе третьего этапа специалист получает от очевидца (пострадавшего) произвольное описание внешности преступника. Содержанием четвертого и пятого этапов является непосредственная работа по изготовлению субъективного портрета. в территориальных подразделениях органов внутренних дел накоплен огромный опыт изготовления субъективных портретов. Однако, несмотря на это, а также на большое количество методических разработок, научных трудов, посвященных технологии составления субъективных портретов, сотрудники органов внутренних дел продолжают допускать ошибки, которые негативно сказываются на процессе раскрытия преступлений. Можно выделить пять разновидностей таких ошибок. К первой из них относится следующая ситуация. Члены следственно-оперативной группы в ходе осмотра места происшествия предлагают очевидцу (пострадавшему) проехать в отдел полиции для участия в изготовлении субъективного портрета.


В случае получения отказа сотрудники полиции не считают необходимым продолжить общение с целью изменить позицию очевидца (пострадавшего), не предпринимают дополнительных попыток убедить последнего принять участие в указанной процедуре. Причем причины отказа со стороны очевидца (пострадавшего) могут быть самыми разными. Вторая довольно распространенная ошибка, допускаемая сотрудниками полиции (речь идет о сотрудниках уголовного розыска), заключается в том, что очевидца или пострадавшего привозят в отдел полиции и еще до процедуры изготовления субъективного портрета ведут в подразделение оперативно-розыскной информации для просмотра массива фотоснимков лиц, которые склонны к совершению данного вида преступлений [6].

Нередко в практической деятельности имеют место случаи, когда сотрудники уголовного розыска непосредственно на месте происшествия показывают очевидцам или пострадавшим фотоснимки преступников. Тем более, что современные мобильные телефоны обладают необходимыми для этого свойствами: они позволяют производить фотосъемку лиц хорошего качества и хранить полученные фотоснимки в необходимом количестве**. Подобные действия, по нашему мнению, негативно сказываются на качестве изготавливаемых субъективных портретов по следующей причине. При целенаправленном внимательном просмотре большого количества фотоснимков лиц разных людей у очевидца (пострадавшего) происходит вытеснение запечатленных в его памяти признаков и элементов внешнего облика преступника признаками и элементами внешнего облика других лиц. Кроме того, необходимо иметь в виду, что в ходе просмотра фотоснимков у очевидца или пострадавшего может происходить забывание отдельных признаков и элементов внешнего облика преступника, особенно тех из них, которые он плохо рассмотрел или запомнил В качестве третьей ошибки, допускаемой сотрудниками органов внутренних дел, следует рассмотреть ситуацию, когда очевидцев (пострадавших) вынуждают длительное время ожидать окончания тех или иных действий (следственных действий, оперативно-розыскных мероприятий).

Примером может послужить случай, когда две девушки – очевидцы преступления в течение пяти часов (в ночное время) сидели в коридоре отдела МВД России, прежде чем их по очереди привели к эксперту-криминалисту для изготовления субъективного портрета лица, совершившего преступление*. Результат такого отношения к очевидцам сказался на качестве субъективных портретов. Девушки, несмотря на предпринятые попытки установить с ними психологический контакт, совершенно не желали кропотливо работать с экспертом-криминалистом. В итоге было получено два разных субъективных портрета одного преступника. Четвертая довольно распространенная ошибка имеет место непосредственно в процессе изготовления субъективного портрета. Ее совершают специалисты (эксперты-криминалисты) во время работы с очевидцем или пострадавшим. Причинами такой ошибки является нехватка времени либо недостаточный уровень квалификации.