Файл: Техника, тактика и методика изготовления субъективных портретов.docx
Добавлен: 12.01.2024
Просмотров: 243
Скачиваний: 7
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Так, не проводя предварительный опрос, эксперт-криминалист приступает к изготовлению субъективного портрета. Очевидцу (пострадавшему) в процессе работы демонстрируются отдельные элементы внешности и предлагается выбрать наиболее схожие с элементами внешнего облика преступника. При этом последовательно демонстрируются все элементы. В случае необходимости производится ретушь и на этом процесс изготовления субъективного портрета заканчивается. В заключение у очевидца (пострадавшего) уточняется степень сходства полученного субъективного портрета с преступником (типажного сходства). Пятая ошибка возникает вследствие того, что на эксперта-криминалиста также влияют субъективные факторы, которые сказываются на результатах его деятельности. И чем меньшим опытом он обладает, тем сильнее влияние этих факторов. Когда эксперт-криминалист занимается изготовлением субъективных портретов преступника, работая с несколькими очевидцами (пострадавшими), второй и последующие портреты могут быть схожи между собой вследствие его неосознанного стремления к такому сходству. Сам того не подозревая, он может влиять на выбор очевидцем (пострадавшим) элементов внешности. Для исключения возникновения такой ситуации следует рекомендовать каждый последующий субъективный портрет изготавливать другому эксперту-криминалисту (поскольку это не всегда возможно, то желательно в таких случаях привлекать наиболее опытных сотрудников), либо делать перерывы между указанными процедурами. Подводя итог вышесказанному, можно отметить следующее. В процессе раскрытия очевидных преступлений, когда преступник неизвестен очевидцу или пострадавшему, сотрудники органов внутренних дел нередко допускают ошибки, негативно отражающиеся на результатах их деятельности [7].
Среди прочих следует выделять отрицательно сказывающиеся на качестве изготавливаемых экспертамикриминалистами субъективных портретов и в конечном итоге на возможности их использования в процессе раскрытия преступлений. Речь идет о таких ошибках, как отсутствие у сотрудников полиции, прибывших на место происшествия в составе следственно-оперативной группы, настойчивости и умения убедить очевидца или пострадавшего принять участие в изготовлении субъективного портрета преступника. Также отмечаются имеющие место нарушения технологии изготовления субъективных портретов, допускаемые как сотрудниками уголовного розыска
, следственных подразделений либо подразделений дознания, так и самими сотрудниками экспертно-криминалистических подразделений.
2. Тактика, техника, методика изготовления субъективных портретов
2.1 Техника изготовления субъективных портретов
Отображения внешнего облика человека, используемые в практике раскрытия и расследования преступлений, принято делить на субъективные и объективные.
Субъективные отображения возникают в результате непосредственного зрительного восприятия (наблюдения) человека или его останков другим лицом. Нередко наблюдение впоследствии дополняется воспроизведением возникшего мысленного образа в материально фиксированном виде (описание, рисунок).
К субъективным отображениям относятся:
•мысленный образ- может использоваться непосредственно (при опознании нападавшего потерпевшим) и опосредованно, когда он материализуется в виде субъективных отображений (описания, изготовления субъективного портрета).
• описание;
• субъективный портрет.
Иногда по описанию трудно воссоздать внешний облик устанавливаемого лица. В таких случаях целесообразно изготовить субъективный портрет.
Субъективный портрет может быть изготовлен самим носителем мысленного образа или по его показаниям другими лицами (оперативными работниками, следователями, специалистами). Однако необходимо помнить, что субъективное отображение дает только приблизительное, похожее представление о внешности.
Виды субъективных портретов:
1) рисованный;
2) композиционно-рисованный (составленный из типизированных комплектов рисунков);
3) композиционно-фотографический (изготовленный из фрагментов фотоснимков различных лиц);
4) комплексный, или «живой».
Название последнего вида субъективного портрета связано с особой методикой его изготовления: по показаниям очевидцев гримируется похожий на разыскиваемого человек, который затем фотографируется или снимается на видеопленку [8].
2.2 Методика и тактика изготовления субъективных портретов
Отображения внешнего облика человека, используемые в практике раскрытия и расследования преступлений, принято делить на субъективные и объективные.
Субъективные отображения возникают в результате непосредственного зрительного восприятия (наблюдения) человека или его останков другим лицом. Нередко наблюдение впоследствии дополняется воспроизведением возникшего мысленного образа в материально фиксированном виде (описание, рисунок).
К субъективным отображениям относятся:
•мысленный образ;
• описание;
• субъективный портрет.
Мысленный образ может использоваться непосредственно (при опознании нападавшего потерпевшим) и опосредованно, когда он материализуется в виде субъективных отображений (описания, изготовления субъективного портрета).
Иногда по описанию трудно воссоздать внешний облик устанавливаемого лица. В таких случаях целесообразно изготовить субъективный портрет.
Субъективный портрет может быть изготовлен самим носителем мысленного образа или по его показаниям другими лицами (оперативными работниками, следователями, специалистами). Однако необходимо помнить, что субъективное отображение дает только приблизительное, похожее представление о внешности.
Современной криминалистической практике известны четыре основных вида субъективных портретов: 1) рисованный; 2) композиционно-рисованный (составленный из типизированных комплектов рисунков); 3) композиционно-фотографический (изготовленный из фрагментов фотоснимков различных лиц); 4) комплексный, или «живой». Название последнего вида субъективного портрета связано с особой методикой его изготовления: по показаниям очевидцев гримируется похожий на разыскиваемого человек, который затем фотографируется или снимается на видеопленку.
Для изготовления субъективных портретов применяются различные технические средства. При получении композиционно-фотографических портретов в современной практике наиболее часто используют полипроекторы. Композиционно-рисованные портреты получают с помощью устройств, в основу которых положен принцип «Айдентикит»: ИКР-2 (идентификационный комплект рисунков) и его модификация – «Портрет». Для изготовления субъективных портретов все чаще используются и компьютерные системы («Фоторобот», «Портрет»). Вне зависимости от вида субъективного портрета и применяемых технических средств весь процесс их изготовления складывается из трех этапов: подготовительного, собственно изготовления и оформления.
В рамках подготовительного этапа изучаются личностные характеристики очевидца, условия восприятия, создаются по возможности комфортные условия для работы, фиксируется произвольное описание внешности разыскиваемого, осуществляется техническая подготовка к изготовлению.
Этап собственно изготовления субъективного портрета складывается из подготовки первоначального варианта портрета, уточнения и «доводки» его деталей, получения второго варианта портрета и, наконец, утверждения его очевидцем.
На заключительном, оформительском , этапе производится фиксация действий по изготовлению портрета: составляется справка с приложением к ней фототаблицы, на которой помещаются фотоснимки промежуточного и окончательного вариантов портрета. Справка подписывается всеми участниками работы.
Значение субъективных портретов велико, поскольку они позволяют составить целостное представление о внешнем облике человека и по сути дела заменяют фотоснимки [9] .
Объективные отображения – это фотоснимки, особенно цветные, которые передают внешний облик человека с достаточной точностью и полнотой, видеоизображения, рентгеновские снимки, посмертные маски и т.д.
Заключение
Субъективный портрет - это изображение лица или фигуры человека, изготовленное в соответствии с представление о его внешности в сознании другого человека.
На основании выше изложенного, можно сделать следующие выводы и дать соответствующие рекомендации:
1. Изучение монографических источников, посвящённых криминалистическому исследованию признаков внешнего облика человека свидетельствует о том, что их авторы по разному трактуют как само название данного криминалистического учения, так и методику составления словесного портрета, терминология которого лежит в основе методов криминалистического исследования признаков внешности. По нашему мнению, наиболее удачными являются «криминалистическое учение о внешнем облике человека» (габитоскопия) и понятие «признаки внешности человека» у проф. В.А. Снеткова.
2. На основании изучения понятийного аппарата, можно дать следующие определения:
а). Элемент внешности – это выделенная в процессе наблюдения или изучения часть внешнего облика человека.
б). Признак внешности – это внешнее проявление свойств человеческого облика через конкретное выражение характеристик элементов внешности.
3. По нашему мнению необходимо различать описание внешности по объёму и степени детализации признаков для различных целей:
а) самое подробное описание признаков внешности для производства портретных экспертиз;
б) оптимальное (10-15 элементов и 30-40 признаков) для учётной регистрации, следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий (опросы, отождествление и т.д.);
в) минимальное, состоящее из броских признаков – для целей наблюдения и личного сыска.
4. В связи со сложившейся криминогенной обстановкой в стране и крае, по нашему мнению, необходим более углубленный подход к использованию метода словесного портрета в аспекте приведённой классификационной схемы криминалистически значимых признаков внешности и особенно по составлению и использованию субъективно-композиционных портретов, который в
значительной степени оптимизирует следственную, оперативно-розыскную и экспертную практику.
5. Современные достижения науки в области нейрофизиологии и психологии восприятия, запоминания и воспроизведения внешних образов человека свидетельствуют о достаточной ограниченности возможностей человека, о влиянии субъективных и объективных факторов на указанные процессы.
6. Принципиально важное значение в оперативно-розыскной деятельности имеет внедрение и использование субъективно-композиционных портретов, особенно в раскрытии серийных преступлений и в борьбе с организованной преступностью.
7. Предлагая исследовать субъективные портреты в рамках криминалистической портретной экспертизы, автор подразумевает проведение не идентификационных, а лишь диагностических исследований. Задача такого исследования заключается в установлении степени сходства признаков внешнего облика человека, изображенного на субъективном портрете и фотографическом снимке [10].
Список использованной литературы
1. Зинин А. М. и др. Субъективные компьютерные портреты: Метод, рекомендации. М.: ЭКЦ МВД России, 2013.
2. Зуев Е. И. Формы участия специалиста-криминалиста в оперативнорозыскных мероприятиях. М.: ВНИИ МВД СССР, 1973.
3. Снетков В. А. Данные о внешнем облике человека и их использование в работе органов внутренних дел: Учеб, пособие. - М. :1975.
4. Снетков В. А, Зинин А. М. Современные технические средства изготовления композиционных портретов. М.: ВНИИ МВД СССР, 1978.
5. Снетков В. А. Использование признаков внешности в работе органов внутренних дел (практикум) : Учеб, пособие. М.: ЭКЦ МВД РФ, 1993.
6. Снетков В. А. Габитоскопия: Учебник. Волгоград, ВСШ МВД СССР, 1979.
7. Аверьянова, Т.В. Криминалистика [Текст] / Т.В. Аверьянова. - М.: НОРМА, 2023. - 487 с.
8. Белкин, Р.С. Эксперимент в следственной и экспертной практике [Текст] / Р.С. Белкин. - М.: Инфра-М, 2018. - 388 с.
9. Васильев, А.Н. Тактика отдельных следственных действий [Текст] / А.Н. Васильев. - М.: Гардарики, 2021. - 388 с.
10. Белозеров, Ю.Н. Производство следственных действий [Текст] / Ю.Н. Белозеров. - М.: Владос, 2022. - 433 с