Файл: Рабочая программа внеурочной деятельности по курсу Биология. В мире клеток и тканей подготовка к огэ.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.01.2024
Просмотров: 65
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Выпускник получит возможность научиться:
-
понимать экологические проблемы, возникающие в условиях нерационального природопользования, и пути решения этих проблем; -
анализировать и оценивать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к здоровью своему и окружающих, последствия влияния факторов риска на здоровье человека; -
находить информацию по вопросам общей биологии в научно-популярной литературе, специализированных биологических словарях, справочниках, Интернет ресурсах, анализировать и оценивать ее, переводить из одной формы в другую; -
ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к объектам живой природы, собственному здоровью и здоровью других людей (признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, экологическое сознание, эмоционально-ценностное отношение к объектам живой природы); -
создавать собственные письменные и устные сообщения о современных проблемах в области биологии и охраны окружающей среды на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией, учитывая особенности аудитории сверстников;
работать в группе сверстников при решении познавательных задач связанных с теоретическими и практическими проблемами в области молекулярной биологии, генетики, экологии, биотехнологии, медицины и охраны окружающей среды, планировать совместную деятельность, учитывать мнение окружающих и адекватно оценивать собственный вклад в деятельность группы.
Содержание курса
1. Введение. Биология как наука. Методы биологии (1 час)
Роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей. Методы изучения живых объектов.
Биологический эксперимент. Наблюдение, описание, измерение биологических объектов.
2. Признаки живых организмов (4часа)
Клеточное строение организмов как доказательство их родства, единства живой природы. Гены и хромосомы. Нарушения в строении и функционировании клеток – одна из причин заболеваний организмов. Вирусы – неклеточные формы жизни. Признаки организмов. Наследственность и изменчивость – свойства организмов. Одноклеточные и многоклеточные организмы. Ткани, органы, системы органов растений и животных, выявление изменчивости организмов. Приемы выращивания и размножения растений и домашних животных, ухода за ними.
3. Система, многообразие и эволюция живой природы (7 часов)
Царство Бактерии. Роль бактерий в природе, жизни человека и собственной деятельности. Бактерии – возбудители заболеваний растений, животных, человека. Царство Грибы. Роль грибов в природе, жизни человека и собственной деятельности. Роль лишайников в природе, жизни человека и собственной деятельности. Царство Растения. Роль растений в природе, жизни человека и собственной деятельности. Царство Животные. Роль животных в природе, жизни человека и собственной деятельности. Учение об эволюции органического мира. Ч. Дарвин – основоположник учения об эволюции. Усложнение растений и животных в процессе эволюции. Биологическое разнообразие как основа устойчивости биосферы и результата эволюции.
4. Человек и его здоровье (16 часов)
Сходство человека с животными и отличие от них. Общий план строения и процессы жизнедеятельности человека. Нейрогуморальная регуляция процессов жизнедеятельности организма. Нервная система. Рефлекс. Рефлекторная дуга. Железы внутренней секреции. Гормоны. Питание. Система пищеварения. Роль ферментов в пищеварении. Дыхание. Система дыхания. Внутренняя среда организма: кровь, лимфа, тканевая жидкость. Группы крови. Иммунитет. Транспорт веществ. Кровеносная и лимфатическая системы. Обмен веществ и превращение энергии в организме человека. Витамины. Выделение продуктов жизнедеятельности. Система выделения. Покровы тела и их функции. Размножение и развитие организма человека. Наследование признаков у человека. Наследственные болезни, их причины и предупреждение. Опора и движение. Опорно-двигательный аппарат. Органы чувств, их роль в жизни человека. Психология и поведение человека. Высшая нервная деятельность Условные и безусловные рефлексы, их биологическое значение. Познавательная деятельность мозга. Сон, его значение. Биологическая природа и социальная сущность человека. Сознание человека. Память, эмоции, речь, мышление.
Особенности психики человека: осмысленность восприятия, словесно-логическое мышление, способность к накоплению и передаче из поколения в поколение информации. Значение интеллектуальных, творческих и эстетических потребностей. Цели и мотивы деятельности. Индивидуальные особенности личности: способности, темперамент, характер. Роль обучения и воспитания в развитии психики и поведения человека. Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни. Переливание крови. Профилактические прививки. Уход за кожей, волосами, ногтями. Укрепление здоровья: аутотренинг, закаливание, двигательная активность, сбалансированное питание, рациональная организация труда и отдыха, чистый воздух. Факторы риска: несбалансированное питание, гиподинамия, курение, употребление алкоголя и наркотиков, стресс, вредные условия труда, и др. Инфекционные заболевания: грипп, гепатит, ВИЧ- инфекция и другие инфекционные заболевания (кишечные, мочеполовые, органов дыхания). Предупреждение инфекционных заболеваний. Профилактика: отравлений, вызываемых ядовитыми растениями и грибами; заболеваний, вызываемых паразитическими животными и животными переносчиками возбудителей болезней; травматизма; ожогов; обморожений; нарушения зрения и слуха. Приемы оказания первой доврачебной помощи: при
отравлении некачественными продуктами, ядовитыми грибами и растениями, угарным газом; спасении утопающего; кровотечениях; травмах опорно-двигательного аппарата; ожогах; обморожениях; повреждении зрения.
5. Взаимосвязи организмов и окружающей среды (4часа)
Влияние экологических факторов на организмы. Приспособления организмов к различным экологическим факторам. Популяция. Взаимодействия разных видов (конкуренция, хищничество, симбиоз, паразитизм). Сезонные изменения в живой природе. Экосистемная организация живой природы. Роль производителей, потребителей и разрушителей органических веществ в экосистемах и круговороте веществ в природе. Пищевые связи в экосистеме. Цепи питания. Особенности агроэкосистем. Биосфера – глобальная экосистема. Роль человека в биосфере. Экологические проблемы, их влияние на собственную жизнь и жизнь других людей. Последствия деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы.
6. Решение демонстрационных вариантов ОГЭ (2 часа)
Характеристика структуры и содержания экзаменационной работы. Распределение заданий экзаменационной работы по содержанию, проверяемым умениям и видам деятельности. Распределение заданий экзаменационной работы по уровню сложности.
Выполнение демонстрационных вариантов ОГЭ, используя материал ФИПИ.
Календарно – тематическое планирование курса «Биология. В мире клеток и тканей»
№ урока п/п | № урока в теме | Тема урока | Дата по плану | Дата по факту |
| Введение (1 час) | |||
1 | 1 | Биология как наука. Методы биологии Практическая работа: «Решение тестовых заданий по темам:«Биология как наука», «Методы биологии», «Признаки живых организмов» | | |
| Признаки живых организмов (4часа) | |||
2 | 1 | Клеточное строение организмов как доказательство их родства, единства живой природы. Гены и хромосомы. | | |
3 | 2 | Вирусы – неклеточные формы жизни. Признаки организмов. Наследственность и изменчивость – свойства организмов. | | |
4 | 3 | Одноклеточные и многоклеточные организмы. Ткани, органы, системы органов растений и животных, выявление изменчивости организмов. | | |
5 | 4 | Приемы выращивания и размножения растений и домашних животных, ухода за ними. | | |
| Система, многообразие и эволюция живой природы (7часов) | |||
6 | 1 | Царство Бактерии. | | |
7 | 2 | Царство Грибы. | | |
8 | 3 | Роль лишайников в природе, жизни человека и собственной деятельности. | | |
9 | 4 | Царство Растения Практическая работа: «Решение тестовых заданий по темам:«Царства: Бактерии, Грибы, Растения» | | |
10 | 5 | Царство Животные. Роль животных в природе, жизни человека и собственной деятельности. Практическая работа: «Решение тестовых заданий по темам:«Царство Животные, Учение об эволюции органического мира» | | |
11 | 6 | Учение об эволюции органического мира. Ч. Дарвин – основоположник учения об эволюции. Усложнение растений и животных в процессе эволюции. | | |
12 | 7 | Биологическое разнообразие как основа устойчивости биосферы и результата эволюции. | | |
| Человек и его здоровье (16 часов) | |||
13 | 1 | Сходство человека с животными и отличие от них. Общий планстроения и процессы жизнедеятельности человека. | | |
14 | 2 | Нейрогуморальная регуляция процессов жизнедеятельности организма. Нервная система. Рефлекс. Рефлекторная дуга. Практическая работа: «Решение тестовых заданий по темам: «ОГЭ по биологии» -2020 год«Общий план строения человека», «Нейрогуморальная регуляцияорганизма» | | |
15 | 3 | Железы внутренней секреции. Гормоны. | | |
16 | 4 | Питание. Система пищеварения. Роль ферментов в пищеварении. | | |
17 | 5 | Дыхание. Система дыхания. Практическая работа: «Решение тестовых заданий по темам:«Система пищеварения, дыхание» | | |
18 | 6 | Внутренняя среда организма: кровь, лимфа, тканевая жидкость. Группы крови. Иммунитет. | | |
19 | 7 | Транспорт веществ. Кровеносная и лимфатическая системы. | | |
20 | 8 | Обмен веществ и превращение энергии в организме человека. Витамины. Практическая работа: «Решение тестовых заданий по темам:«Внутренняя среда организма», «Транспорт веществ» и «Обменвеществ» | | |
21 | 9 | Выделение продуктов жизнедеятельности. Система выделения. | | |
22 | 10 | Покровы тела и их функции. | | |
23 | 11 | Размножение и развитие организма человека. Наследование признаков у человека. Наследственные болезни, их причины и предупреждение. Практическая работа «Решение тестовых заданий по темам«Система выделения», «Покровы тела», «Размножение и развитие человека» | | |
24 | 12 | Опора и движение. Опорно-двигательный аппарат. | | |
25 | 13 | Органы чувств, их роль в жизни человека. Практическая работа: «Решение тестовых заданий по темам:«Опорно-двигательный аппарат», «Органы чувств» | | |
26 | 14 | Психология и поведение человека. Высшая нервная деятельность Условные и безусловные рефлексы, их биологическое значение. Познавательная деятельность мозга. Сон, его значение | | |
27 | 15 | Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни. Переливание крови. Профилактические прививки. Уход за кожей, волосами, ногтями. Укрепление здоровья: аутотренинг, закаливание | | |
28 | 16 | Приемы оказания первой доврачебной помощи: при отравлении некачественными продуктами, ядовитыми грибами и растениями, угарным газом; спасении утопающего; кровотечениях; травмах опорно-двигательного аппарата; ожогах; обморожениях; повреждении зрения. Практическая работа: «Решение тестовых заданий по темам:«Психология и поведение человека», «Гигиена. Здоровый образ жизни», «Приемы оказания первой помощи» | | |
| Взаимосвязи организмов и окружающей среды (4часа) | |||
29 | 1 | Влияние экологических факторов на организмы. Приспособления организмов к различным экологическим факторам. Популяция. | | |
30 | 2 | Взаимодействия разных видов (конкуренция, хищничество, симбиоз, паразитизм). Сезонные изменения в живой природе. Экосистемная организация живой природы. | | |
31 | 3 | Пищевые связи в экосистеме. Цепи питания. Особенности агроэкосистем. | | |
32 | 4 | Биосфера – глобальная экосистема. Роль человека в биосфере. Экологические проблемы, их влияние на собственную жизнь и жизнь других людей. Последствия деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы. Практическая работа: «Решение тестовых заданий по теме: «Взаимосвязи организмов и окружающей среды» | | |
| Решение демонстрационных вариантов ОГЭ (2часа) | |||
33 | 1 | Характеристика структуры и содержания экзаменационной работы. Распределение заданий экзаменационной работы по содержанию, проверяемым умениям и видам деятельности.Практическая работа: «Решение демонстрационного варианта ОГЭ прошлого года» | | |
34 | 2 | Распределение заданий экзаменационной работы по уровню сложности.Анализ ошибок, допущенных при решение демонстрационного варианта ОГЭ прошлого года. Практическая работа: «Решение демонстрационного варианта ОГЭ текущего года». | | |
Источники информации
«Контрольно-измерительные материалы»
-
Демонстрационный вариант КИМ прошлого года на сайте http://www.fipi.ru/ -
Демонстрационный вариант КИМ текущего года на сайте http://www.fipi.ru/
Источники информации для обучающихся:
Перечень ресурсов Интернет при подготовке к ОГЭ по биологии
-
Федеральный портал «Российское образование» -http://www.edu.ru -
Российский общеобразовательный портал: основная и средняя школа - http://www.school.edu.ru -
Интернет-поддержка профессионального развития педагогов - http://edu.of.ru -
Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов - http://fcior.edu.ru -
Электронный каталог образовательных ресурсов - http://katalog.iot.ru -
Единое окно доступа к образовательным ресурсам - http://window.edu.ru -
Федеральный институт педагогических измерений- http://www.fipi.ru/ -
Сайт издательства «Интеллект-Центр», http://www.intellectcentre.ru -
Сайт Федерального института педагогических измерений: КИМ к ЕГЭ по различным предметам, методические рекомендации - fipi.ru -
Интерактивная линия - internet-school.ru -
Решу ОГЭ - https://bio-oge.sdamgia.ru
Учебники для обучающихся:
-
Линия жизни: Биология.6 класс. Линия жизни В.В. Пасечник. -
Биология. 7 класс. В. В. Пасечник, С.В.Суматохин, Г.С.Калинова -
Биология. Человек. 8 класс. В.В.Пасечник, А.А.Каменский, Г.Г.Швецов -
Биология. Введение в общую биологию и экологию. 9 кл. В.В.Пасечник, А.А.Каменский, Г.Г.Швецов, З.Г.Гапонюк. -
Алгоритм успеха: Биология 5-6 классы. Т.С.Сухова, В.И.Строганов -
Биология 7 класс. И.Н.Пономарёва, О.А.Корнилова, В.С.Кучменко -
Биология 8 класс. В.М.Константинов, В.Г.Бабенко, В.С.Кучменко -
Биология 9 класс. А.Г.Драгомилов, Р.Д.Маш.
Учебные пособия для обучающихся:
-
Лернер Г.И.: ОГЭ-2020. Биология. 10 тренировочных вариантов экзаменационных работ. – М.: АСТ, 2020. – 128 с. -
Лернер Г.И. ОГЭ-2020. Биология: сборник заданий. 9 класс. Учебное пособие. – М.: ЭКСМО, 2020.