Файл: Рабочая программа внеурочной деятельности по курсу Биология. В мире клеток и тканей подготовка к огэ.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.01.2024

Просмотров: 65

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Выпускник получит возможность научиться:

  • понимать экологические проблемы, возникающие в условиях нерационального природопользования, и пути решения этих проблем;

  • анализировать и оценивать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к здоровью своему и окружающих, последствия влияния факторов риска на здоровье человека;

  • находить информацию по вопросам общей биологии в научно-популярной литературе, специализированных биологических словарях, справочниках, Интернет ресурсах, анализировать и оценивать ее, переводить из одной формы в другую;

  • ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к объектам живой природы, собственному здоровью и здоровью других людей (признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, экологическое сознание, эмоционально-ценностное отношение к объектам живой природы);

  • создавать собственные письменные и устные сообщения о современных проблемах в области биологии и охраны окружающей среды на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией, учитывая особенности аудитории сверстников;

работать в группе сверстников при решении познавательных задач связанных с теоретическими и практическими проблемами в области молекулярной биологии, генетики, экологии, биотехнологии, медицины и охраны окружающей среды, планировать совместную деятельность, учитывать мнение окружающих и адекватно оценивать собственный вклад в деятельность группы.

Содержание курса

1. Введение. Биология как наука. Методы биологии (1 час)

Роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей. Методы изучения живых объектов.

Биологический эксперимент. Наблюдение, описание, измерение биологических объектов.

2. Признаки живых организмов (4часа)

Клеточное строение организмов как доказательство их родства, единства живой природы. Гены и хромосомы. Нарушения в строении и функционировании клеток – одна из причин заболеваний организмов. Вирусы – неклеточные формы жизни. Признаки организмов. Наследственность и изменчивость – свойства организмов. Одноклеточные и многоклеточные организмы. Ткани, органы, системы органов растений и животных, выявление изменчивости организмов. Приемы выращивания и размножения растений и домашних животных, ухода за ними.


3. Система, многообразие и эволюция живой природы (7 часов)

Царство Бактерии. Роль бактерий в природе, жизни человека и собственной деятельности. Бактерии – возбудители заболеваний растений, животных, человека. Царство Грибы. Роль грибов в природе, жизни человека и собственной деятельности. Роль лишайников в природе, жизни человека и собственной деятельности. Царство Растения. Роль растений в природе, жизни человека и собственной деятельности. Царство Животные. Роль животных в природе, жизни человека и собственной деятельности. Учение об эволюции органического мира. Ч. Дарвин – основоположник учения об эволюции. Усложнение растений и животных в процессе эволюции. Биологическое разнообразие как основа устойчивости биосферы и результата эволюции.

4. Человек и его здоровье (16 часов)

Сходство человека с животными и отличие от них. Общий план строения и процессы жизнедеятельности человека. Нейрогуморальная регуляция процессов жизнедеятельности организма. Нервная система. Рефлекс. Рефлекторная дуга. Железы внутренней секреции. Гормоны. Питание. Система пищеварения. Роль ферментов в пищеварении. Дыхание. Система дыхания. Внутренняя среда организма: кровь, лимфа, тканевая жидкость. Группы крови. Иммунитет. Транспорт веществ. Кровеносная и лимфатическая системы. Обмен веществ и превращение энергии в организме человека. Витамины. Выделение продуктов жизнедеятельности. Система выделения. Покровы тела и их функции. Размножение и развитие организма человека. Наследование признаков у человека. Наследственные болезни, их причины и предупреждение. Опора и движение. Опорно-двигательный аппарат. Органы чувств, их роль в жизни человека. Психология и поведение человека. Высшая нервная деятельность Условные и безусловные рефлексы, их биологическое значение. Познавательная деятельность мозга. Сон, его значение. Биологическая природа и социальная сущность человека. Сознание человека. Память, эмоции, речь, мышление.

Особенности психики человека: осмысленность восприятия, словесно-логическое мышление, способность к накоплению и передаче из поколения в поколение информации. Значение интеллектуальных, творческих и эстетических потребностей. Цели и мотивы деятельности. Индивидуальные особенности личности: способности, темперамент, характер. Роль обучения и воспитания в развитии психики и поведения человека. Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни. Переливание крови. Профилактические прививки. Уход за кожей, волосами, ногтями. Укрепление здоровья: аутотренинг, закаливание, двигательная активность, сбалансированное питание, рациональная организация труда и отдыха, чистый воздух. Факторы риска: несбалансированное питание, гиподинамия, курение, употребление алкоголя и наркотиков, стресс, вредные условия труда, и др. Инфекционные заболевания: грипп, гепатит, ВИЧ- инфекция и другие инфекционные заболевания (кишечные, мочеполовые, органов дыхания). Предупреждение инфекционных заболеваний. Профилактика: отравлений, вызываемых ядовитыми растениями и грибами; заболеваний, вызываемых паразитическими животными и животными переносчиками возбудителей болезней; травматизма; ожогов; обморожений; нарушения зрения и слуха. Приемы оказания первой доврачебной помощи: при

отравлении некачественными продуктами, ядовитыми грибами и растениями, угарным газом; спасении утопающего; кровотечениях; травмах опорно-двигательного аппарата; ожогах; обморожениях; повреждении зрения.

5. Взаимосвязи организмов и окружающей среды (4часа)

Влияние экологических факторов на организмы. Приспособления организмов к различным экологическим факторам. Популяция. Взаимодействия разных видов (конкуренция, хищничество, симбиоз, паразитизм). Сезонные изменения в живой природе. Экосистемная организация живой природы. Роль производителей, потребителей и разрушителей органических веществ в экосистемах и круговороте веществ в природе. Пищевые связи в экосистеме. Цепи питания. Особенности агроэкосистем. Биосфера – глобальная экосистема. Роль человека в биосфере. Экологические проблемы, их влияние на собственную жизнь и жизнь других людей. Последствия деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы.

6. Решение демонстрационных вариантов ОГЭ (2 часа)

Характеристика структуры и содержания экзаменационной работы. Распределение заданий экзаменационной работы по содержанию, проверяемым умениям и видам деятельности. Распределение заданий экзаменационной работы по уровню сложности.

Выполнение демонстрационных вариантов ОГЭ, используя материал ФИПИ.

Календарно – тематическое планирование курса «Биология. В мире клеток и тканей»



урока

п/п

№ урока

в теме

Тема урока

Дата по плану

Дата по факту




Введение (1 час)

1


1


Биология как наука. Методы биологии Практическая работа: «Решение тестовых заданий по темам:«Биология как наука», «Методы биологии», «Признаки живых организмов»










Признаки живых организмов (4часа)

2


1

Клеточное строение организмов как доказательство их родства, единства живой природы. Гены и хромосомы.







3


2


Вирусы – неклеточные формы жизни. Признаки организмов. Наследственность и изменчивость – свойства организмов.







4

3


Одноклеточные и многоклеточные организмы. Ткани, органы, системы органов растений и животных, выявление изменчивости организмов.







5

4


Приемы выращивания и размножения растений и домашних животных, ухода за ними.










Система, многообразие и эволюция живой природы (7часов)

6


1

Царство Бактерии.







7


2

Царство Грибы.








8

3

Роль лишайников в природе, жизни человека и собственной деятельности.







9

4

Царство Растения Практическая работа: «Решение тестовых заданий по темам:«Царства: Бактерии, Грибы, Растения»







10

5

Царство Животные. Роль животных в природе, жизни человека и собственной деятельности. Практическая работа: «Решение тестовых заданий по темам:«Царство Животные, Учение об эволюции органического мира»







11

6

Учение об эволюции органического мира. Ч. Дарвин – основоположник учения об эволюции. Усложнение растений и животных в процессе эволюции.







12

7

Биологическое разнообразие как основа устойчивости биосферы и результата эволюции.










Человек и его здоровье (16 часов)

13

1

Сходство человека с животными и отличие от них. Общий планстроения и процессы жизнедеятельности человека.







14

2

Нейрогуморальная регуляция процессов жизнедеятельности организма. Нервная система. Рефлекс. Рефлекторная дуга. Практическая работа: «Решение тестовых заданий по темам: «ОГЭ по биологии» -2020 год«Общий план строения человека», «Нейрогуморальная регуляцияорганизма»







15

3

Железы внутренней секреции. Гормоны.







16

4

Питание. Система пищеварения. Роль ферментов в пищеварении.







17

5

Дыхание. Система дыхания. Практическая работа: «Решение тестовых заданий по темам:«Система пищеварения, дыхание»







18

6

Внутренняя среда организма: кровь, лимфа, тканевая жидкость. Группы крови. Иммунитет.







19

7

Транспорт веществ. Кровеносная и лимфатическая системы.







20

8

Обмен веществ и превращение энергии в организме человека. Витамины. Практическая работа: «Решение тестовых заданий по темам:«Внутренняя среда организма», «Транспорт веществ» и «Обменвеществ»







21

9

Выделение продуктов жизнедеятельности. Система выделения.








22

10

Покровы тела и их функции.







23

11

Размножение и развитие организма человека. Наследование признаков у человека. Наследственные болезни, их причины и предупреждение. Практическая работа «Решение тестовых заданий по темам«Система выделения», «Покровы тела», «Размножение и развитие человека»







24

12

Опора и движение. Опорно-двигательный аппарат.







25

13

Органы чувств, их роль в жизни человека. Практическая работа: «Решение тестовых заданий по темам:«Опорно-двигательный аппарат», «Органы чувств»







26

14

Психология и поведение человека. Высшая нервная деятельность Условные и безусловные рефлексы, их биологическое значение. Познавательная деятельность мозга. Сон, его значение







27

15

Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни. Переливание крови. Профилактические прививки. Уход за кожей, волосами, ногтями. Укрепление здоровья: аутотренинг, закаливание







28

16

Приемы оказания первой доврачебной помощи: при отравлении некачественными продуктами, ядовитыми грибами и растениями, угарным газом; спасении утопающего; кровотечениях; травмах опорно-двигательного аппарата; ожогах; обморожениях; повреждении зрения. Практическая работа: «Решение тестовых заданий по темам:«Психология и поведение человека», «Гигиена. Здоровый образ жизни», «Приемы оказания первой помощи»










Взаимосвязи организмов и окружающей среды (4часа)

29

1

Влияние экологических факторов на организмы. Приспособления организмов к различным экологическим факторам. Популяция.







30

2

Взаимодействия разных видов (конкуренция, хищничество, симбиоз, паразитизм). Сезонные изменения в живой природе. Экосистемная организация живой природы.







31

3

Пищевые связи в экосистеме. Цепи питания. Особенности агроэкосистем.







32

4


Биосфера – глобальная экосистема. Роль человека в биосфере. Экологические проблемы, их влияние на собственную жизнь и жизнь других людей. Последствия деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы. Практическая работа: «Решение тестовых заданий по теме: «Взаимосвязи организмов и окружающей среды»










Решение демонстрационных вариантов ОГЭ (2часа)

33

1

Характеристика структуры и содержания экзаменационной работы. Распределение заданий экзаменационной работы по содержанию, проверяемым умениям и видам деятельности.Практическая работа: «Решение демонстрационного варианта ОГЭ прошлого года»







34

2


Распределение заданий экзаменационной работы по уровню сложности.Анализ ошибок, допущенных при решение демонстрационного варианта ОГЭ прошлого года. Практическая работа: «Решение демонстрационного варианта ОГЭ текущего года».









                                            Источники информации                                 
«Контрольно-измерительные материалы»

  • Демонстрационный вариант КИМ прошлого года на сайте http://www.fipi.ru/

  • Демонстрационный вариант КИМ текущего  года на сайте http://www.fipi.ru/

Источники информации для обучающихся:

Перечень ресурсов Интернет при подготовке к ОГЭ по биологии

  • Федеральный портал «Российское образование» -http://www.edu.ru

  • Российский общеобразовательный портал: основная и средняя школа - http://www.school.edu.ru

  • Интернет-поддержка профессионального развития педагогов - http://edu.of.ru

  • Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов - http://fcior.edu.ru

  • Электронный каталог образовательных ресурсов - http://katalog.iot.ru

  • Единое окно доступа к образовательным ресурсам - http://window.edu.ru

  • Федеральный институт педагогических измерений- http://www.fipi.ru/

  • Сайт издательства «Интеллект-Центр», http://www.intellectcentre.ru

  • Сайт Федерального института педагогических измерений: КИМ к ЕГЭ по различным предметам, методические рекомендации -  fipi.ru  

  • Интерактивная линия - internet-school.ru

  • Решу ОГЭ - https://bio-oge.sdamgia.ru


 Учебники для обучающихся:

  1. Линия жизни: Биология.6 класс. Линия жизни  В.В. Пасечник.

  2. Биология. 7 класс. В. В. Пасечник, С.В.Суматохин, Г.С.Калинова

  3. Биология. Человек. 8 класс.  В.В.Пасечник, А.А.Каменский, Г.Г.Швецов

  4. Биология. Введение в общую биологию и экологию. 9 кл. В.В.Пасечник, А.А.Каменский, Г.Г.ШвецовЗ.Г.Гапонюк.

  5. Алгоритм успеха: Биология 5-6 классы. Т.С.Сухова, В.И.Строганов

  6. Биология 7 класс. И.Н.Пономарёва, О.А.Корнилова, В.С.Кучменко

  7. Биология 8 класс. В.М.Константинов, В.Г.Бабенко, В.С.Кучменко

  8. Биология 9 класс. А.Г.Драгомилов, Р.Д.Маш.


Учебные пособия для обучающихся:

  1. Лернер Г.И.: ОГЭ-2020.  Биология. 10 тренировочных вариантов экзаменационных работ. – М.: АСТ, 2020. – 128 с.

  2. Лернер Г.И. ОГЭ-2020. Биология: сборник заданий. 9 класс. Учебное пособие. – М.: ЭКСМО, 2020.