Добавлен: 12.01.2024
Просмотров: 134
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
МИНИСТЕﹴРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ﹴ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕﹴРАЦИИ
ФЕДЕﹴРАЛЬНОЕ ГОСУДАﹴРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБﹴРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧﹴРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБﹴРАЗОВАНИЯ
«БАШКИﹴРСКИЙ ГОСУДАﹴРСТВЕННЫЙ УНИВЕﹴРСИТЕТ»
СИБАЙСКИЙ ИНСТИТУТ (ФИЛИАЛ) БАШГУ
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ
КАФЕДﹴРА ПЕДАГОГИКИ И ПСИХОЛОГИИ
курсовая ﹴРАБОТА
СальниковОЙ ЛюдмилЫ АлександровнЫ
ТЕМА: Социально-педагогическое консультирование как метод работы социального педагога.
Выполнила: студентка 3 куﹴрса
заочной фоﹴрмы обучения
Напﹴравление подготовки
44.03.05 Педагогическое обﹴразование
Направленность (пﹴрофили) программы
Психология и социальная педагогика
Научный руководитель: к.п.н., доцент
Давлетбаева З.К.
Оценка _________________
Сибай - 2021
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………. | 3 |
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ КАК ТЕХНОЛОГИИ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ………………………………………………………………. | 5 |
| 5 |
| 10 |
| 14 |
| 17 |
2.1. Характеристика профессиональной деятельности социального педагога в условиях общеобразовательной школы……………………………………….. | 17 |
2.2. Особенности семейного консультирования………………………………... | 21 |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………… | 26 |
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ… | 29 |
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Консультирование как вид практической деятельности является одной из ключевых областей психолого-педагогических, социальных, медицинских и других служб. Интенсивное развитие консультирования обусловлено все возрастающей потребностью человека в усложняющихся условиях социального бытия обратиться за помощью к специалисту-профессионалу.
В нашей стране впервые вопрос о консультировании был поднят в 20-40-е годы (Б.Г. Ананьев и др.). Однако специальные исследования начинают осуществляться только в 70-80-х годах (А.А. Головей, Н.А. Грищенко), когда возникла необходимость оказания психологической помощи в выборе профессии. В дальнейшем появляется множество монографий и статей (Г.С. Абрамова, А.А. Бодалев, И.В. Дубровина, Л.М. Митина, В.В. Столин и др.), в которых обсуждаются вопросы организации, методов и принципов консультирования.
Анализ теории свидетельствует об отсутствии четкого определения этого вида деятельности, трудно однозначно указать сферы его применения, поскольку термин «консультирование» уже давно представляет родовое понятие для различных видов консультативной практики (педагогической, психологической, медицинской, социальной работы).
В настоящее время различными учеными выделяется множество функций консультирования, в частности: социализирующая, просветительская, профилактическая, суггестивная, компенсационная. Однако все исследователи как главную выделяют функцию развития личности человека (И.С. Якиманская).
В то же время ощущается недостаток исследований эмпирического и прикладного характера.
Анализ исследований в области социально-педагогической деятельности показывает, что существует потребность в обосновании методов, способов и технологий, используемых в целях психолого-педагогической помощи клиенту в современных социально-экономических условиях для получения позитивного результата.
На основе изучения существующих точек зрения можно определить, что консультирование - это процесс субъект-субъектного взаимодействия, имеющий определенные закономерности, эффективность его зависит от целого ряда качеств, одним из звеньев которых является доверительность.
Цель исследования – выявить эффективные условия в процессе консультирования социально-педагогической деятельности.
Для поставленной цели надо решить следующие
задачи:
- рассмотреть сущность и содержание консультативной работы;
- определить виды консультирования;
- рассмотреть методику проведения консультативной беседы социальном педагогом;
- дать характеристику профессиональной деятельности социального педагога в условиях общеобразовательной школы;
- рассмотреть особенности семейного консультирования.
Объект исследования – консультирование как технология социально-педагогической деятельности.
Предмет исследования- процессе консультирования в системе социально-педагогической деятельности.
Методы исследования:
Теоретические методы исследования: обобщение и систематизация теоретических положений по проблеме исследования, методы исследования литературных источников.
Практические методы исследования: педагогический эксперимент, расчеты, наблюдение.
Структура курсовой работы: введение, 2 главы, заключение, список использованных источников и литературы, приложения
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ КАК ТЕХНОЛОГИИ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.1. Сущность и содержание консультативной работы
История развития консультативной практики начинается значительно ранее того момента, когда она выделилась в самостоятельную сферу деятельности. Официально этот период в научную психологию не входит, но диапазон способов воздействия и оказания помощи в практике повседневной жизни (как показывает анализ истории) был довольно широким и разнообразным.
Е.А. Климов в одной из своих работ писал, что специфические консультативные функции (как профессиональные) существуют в обществе с первых фаз его развития, потому что члены общества, осуществлявшие накопление «душеведческого опыта», неизбежно становились своеобразными источниками «услуг», т.е. неформальными консультантами - ведунами, знахарями, шаманами. Сюда относятся всякого рода предвидения, предсказания и прогнозы, которыми занимались астрологи, жрецы, маги, а также объяснения, настрои, интерпретации, поиски истины, жизненной мудрости, выхода из затрудненных ситуаций и религиозные исповеди .
Исследование феномена консультирования вызывало интерес ученых различных сфер человеческой деятельности и направлений современных наук:
- медицинской (М.И. Буянова, Б.Д. Карвасарский, В.Н. Мясищев),
- психологической (Г.С. Абрамова, Ю.Е. Алешина, Л.Ф. Шеховцова),
- социально-педагоги еской (Н.И. Бараковская, Л.А. Витвицкая, И.В. Дубровина, Н.И. Шевандрин).
Наиболее глубокое обоснование консультации получило в психологии, где это явление стало традиционным (Г.С. Абрамова, Б.Г. Ананьев, А.А. Бодалев, В.Ф. Ломов, Н.Н. Обозов). В какой бы форме не осуществлялась консультативная помощь, она обладает одной общей характеристикой - направленностью на индивида. Имея немедицинскую направленность, и заимствуя приемы и техники у психотерапии, любой вид консультирования ориентируется не на лечение, а на помощь здоровому человеку в преодолении его трудностей, нахождении выхода из затруднительных положений.
Консультирование – одна из форм оказания человеку социально-психологической помощи. И нельзя не согласиться с концепцией ряда авторов, что по характеру оказания помощи консультирование наиболее близко к психотерапии, но вместе с тем консультирование – это не сокращенный и не упрощенный вариант психотерапии. Консультирование – это отдельная
отрасль прежде всего практической психологии, имеющая свою яркую специфику. В последнее время эта форма практической деятельности распространилась и в другие сферы жизнедеятельности человека.1
Социально-педагогическое консультирование является одной из форм социально-педагогической деятельности.
Социально-педагогическое консультирование – это квалифицированная помощь лицам, испытывающим различные проблемы, с целью их социализации, восстановления и оптимизации их социальных функций, выработки социальных норм жизнедеятельности и общения.
Процесс консультирования включает в себя как социальное обучение, так и социальное воспитание. Основными направлениями социально-педагогической деятельности, требующими консультативной помощи, являются:
- деятельность, направленная на профилактику явлений дезадаптации (социальной, психологической, педагогической), повышение уровня социальной адаптации детей и взрослых посредством их личностного развития;
- деятельность по социальной реабилитации детей и взрослых, имеющих те или иные отклонения от нормы.
Так как проблема личности, требующая разрешения, имеет и внутренние, личностные, и внешние аспекты, социально-педагогическая деятельность включает две составляющие:
- непосредственную работу с личностью ребёнка или взрослого;
- посредническую деятельность в отношениях личности со средой, способствующую их социально-культурному становлению и развитию.
Деятельность социального педагога в школе предполагает социально-педагогическое консультирование учащихся, оказавшихся в сложной жизненной ситуации, родителей, педагогов, классных руководителей по решению социально-педагогических проблем ребёнка, его профессиональному самоопределению, предпрофильной подготовке и т.д.
Социально-педагогическое консультирование осуществляется на принципах социального партнёрства: равноправия, уважения и учёта интересов, обязательности и ответственности сторон. От успешного консультирования нередко зависит успешность разрешения различных проблемных ситуаций в семьях учащихся. При этом немаловажную роль играет взаимодействие социального педагога со специалистами: психологами, медицинскими работниками, юристами, обладающими специальными знаниями для решения разных социальных проблем и вопросов.
Являясь членом экспертного совета, школьный социальный педагог должен объективно оценивать поведение учащихся в их окружении. Важным при этой оценке является всестороннее знание о ребёнке, с проблемами которого связано консультирование. Для его получения школьный социальный педагог использует разнообразные методы: наблюдение за ребёнком, визиты на дом, беседы со сверстниками и родителями, близкими друзьями, учителями, соседями и т.д. В качестве консультанта он взаимодействует с администрацией школы и преподавательским составом, а также с органами ученического самоуправления по вопросам отношения учащихся к школе, к классному коллективу, к участию в общественной жизни.
Консультирование может быть как индивидуальным, так и групповым в зависимости от его характера и направленности, а также от конкретных обстоятельств. Главное для социального педагога при проведении консультирования – понимать, что его целью является помощь и социально-педагогическая поддержка учащихся, их родителей и учителей. Для родителей консультирование является одним из способов педагогического просвещения, помогающим в освоении приёмов и методов воспитания своих детей, в организации с ними педагогически целесообразного и благотворного взаимодействия. Оно должно способствовать и оптимизации связей школы с родителями и детей со школой. Это важно для решения многих проблем воспитания и обучения.