Добавлен: 12.01.2024
Просмотров: 137
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
2
Но главными условиями, которые могут обеспечить эффективность консультирования, являются педагогическое мастерство и глубина профессиональных знаний консультирующего. Школьный социальный педагог никогда не должен об этом забывать.
В настоящее время различными учеными выделяется множество функций консультирования, в частности: социализирующая, просветительская, профилактическая, суггестивная, компенсационная. Однако все исследователи как главную выделяют функцию развития личности человека.
Мы рассматриваем консультирование как звено социально-педагогической деятельности, являющейся разновидностью профессиональной деятельности, направленной на оказание помощи человеку (и взрослому, и ребенку) в процессе его социализации, освоения им социокультурного опыта.
Функционально социально-педагогическая деятельность осуществляется в сфере «человек-человек» с людьми, нуждающимися в помощи, и решает задачи социального обучения и социального воспитания для успешной интеграции человека в общество, как альтернатива обособлению, «выпадению» из нормальных социальных отношений.
Поэтому специалисту, осуществляющему социально-педагогическую
деятельность, необходимо уметь профессионально оказать следующие виды помощи:3
- социально-информационная помощь, направленная на обеспечение информацией (взрослых и детей) по вопросам социальной защиты, помощи и поддержки, а также деятельности социально-педагогических служб и спектра оказываемых ими услуг;
- социально-правовая помощь, направленная на соблюдение прав человека и прав ребенка, содействие в реализации правовых гарантий различных категорий детей, социальное воспитание детей по жилищным, семейно-брачным, трудовым, гражданским вопросам;
- социально-реабилитационная помощь, направленная на оказание реабилитационных услуг в центрах, комплексах, службах и других учреждениях по восстановлению психологического, морального, эмоционального состояния и здоровья, нуждающихся в ней детей (взрослых);
- социально-психологическая помощь, направленная на создание благоприятного микроклимата в семье и микросоциуме, в которых развивается ребенок, устранение негативных воздействий дома, в школьном коллективе, затруднений во взаимоотношений с окружающими, в профессиональном и личном самоопределении;
- социально-педагогическая помощь, направленная на создание необходимых условий для реализации права родителей на воспитание детей, преодоление педагогических ошибок и конфликтных ситуаций во взаимоотношениях детей с родителями, сверстниками, учителями, предупреждение конфликтных ситуаций, порождающих детскую беспризорность и безнадзорность, обеспечение развития и воспитания детей в семьях группы риска.
Все эти виды социальной помощи могут реализовываться в виде консультаций разных форм: заочных, очных, стационарных, комплексных. При этом помощь может оказываться опосредованно, непосредственно, кратковременно, продолжительно в соответствии с профилем запроса и проблемы.
В центре внимания специалиста в сфере социально-педагогической деятельности могут быть люди разного возраста, разных профессий или безработные, дети или их родители, школьники или педагоги, то есть люди, имеющие различные социальную роль и статус. Каждый из них может оказаться в ситуации консультирования, выступая как клиент с запросом о помощи. Специалист же в социально-педагогической деятельности при этом осуществляет роль консультанта.
Основными направлениями социально-педагогической деятельности, чаще всего требующими консультативной помощи являются:
- деятельность по профилактике явлений дезадаптации (социальной, психологической, педагогической), повышению уровня социальной адаптации (детей и взрослых) посредством их личностного развития;
- деятельность по социальной реабилитации детей и взрослых, имеющих те или иные отклонения от нормы.
Итак, по содержанию социально-педагогическая деятельность чрезвычайно многообразна, и консультирование является одним из важных ее аспектов.
В процессе консультирования осуществляется социальное обучение и социальное воспитание. Особенности этих процессов заключаются в том, что сложное вхождение каждого человека в социум и дальнейшее его освоение, овладение опытом социальных действий требует зачастую вмешательства специалиста-профессионала. Прежде всего, это касается детей.
1.2. Виды консультирования
Поскольку в психологическом консультировании нуждаются разные люди и за помощью они обращаются по различным поводам, а взаимодействие психолога и клиента происходит в различных условиях, существует множество классификаций видов психологического консультирования (в зависимости от критериев разделения).
Например, в качестве основания для выделения видов психологического консультирования можно
использовать характер теоретического подхода, в котором работает психолог-консультант: когнитивная психология, бихевиоризм, гуманистическая психология, психоанализ и т.д.
Можно также использовать в качестве основания для выделения внутри психологического консультирования видов степень непосредственности или опосредованности контакта между психологом-консультантом и клиентом.
В Психотерапевтической энциклопедии под редакцией Б.Д. Карвасарского описаны следующие виды психологического консультирования:4
1. Проблемно-ориентированное консультирование (consulting). Акцент здесь делается на модификации поведения, анализе внешних причин проблемы. Цель работы с клиентом: формирование и укрепление способности клиента к адекватным ситуации действиям, овладение техниками, позволяющими улучшить самоконтроль. Много приемов, используемых в рамках этого направления, взято из поведенческой терапии.
2. Личностно-ориентированное консультирование (counseling). Центрировано на анализе индивидуальных, личностных причин проблемы, процессе складывания деструктивных личностных стереотипов, предотвращении подобных проблем в будущем. Консультант здесь принципиально воздерживается от советов и организационной помощи, так как это уводит в сторону от внутренних, глубинных причин проблемы. Много приемов, используемых в рамках этого направления, взято из многочисленных психоаналитических и постпсихоаналитических течений западной психотерапии. Прежде всего, сюда следует отнести техники гештальтерапии, гуманистической психотерапии.
3. Решение-ориентированное консультирование (solution talk). Упор здесь делается на активацию собственных ресурсов клиента для решения проблемы. Представители этого подхода обращают внимание на тот факт, что анализ причин проблемы неминуемо приводит к усилению чувства вины у клиента, что является препятствием к сотрудничеству психолога-консультанта и клиента. Много приемов, используемых в рамках этого подхода, взято из краткосрочной позитивной терапии.
Чаще всего принято выделять виды психологического консультирования по характеру решаемых задач5:
1. Индивидуальное консультирование включающее задачи психотерапии и личностного роста - область, наиболее часто идентифицируемая термином "психологическое консультирование". Проблемы, связанные с личными взаимоотношениями со значимыми людьми, различные страхи, неудачи, психогенные заболевания, не требующие вмешательства врача, и многое другое. Сюда же может относиться глубокое недовольство человека самим собой, проблемы интимных, половых отношений и т.д.
2. Семейное психологическое консультирование - психологическое консультирование по вопросам брака, семьи и построения личных взаимоотношений. Это, в частности, выбор будущего супруга (супруги), оптимальное построение и регулирование взаимоотношений в семье, предупреждение и разрешение конфликтов во внутрисемейных взаимоотношениях и т.д.
3. Психолого-педагогическое - консультирование учеников и их родителей в периоды обучения в начальной, средней и высшей школе. Консультирование по вопросам педагогического руководства, управления детскими и взрослыми группами и коллективами. К психолого-педагогическому консультированию относятся вопросы совершенствования программ, методов и средств обучения, психологическое обоснование педагогических инноваций и ряд других.
4. Возрастно-психологическое консультирование – основная задача которого - контроль за ходом психического развития ребенка на основе представлений о нормативном содержании и возрастной периодизации этого процесса».
5. Профессиональное (карьерное, деловое, организационное, экспертное) Профессиональное консультирование включает вопросы выбора профессии, проблемы профессиональной пригодности и профессиональной адаптации, совершенствования и развития у человека способностей, организации его труда, повышения работоспособности.
Деловое – вопросы ведения деловых переговоров и т.п.
Организационное консультирование включает консультирование организаций, персонала организаций, консультирование по проблемам структуры и развития организаций (подбор, отбор, обучение и развитие), формирование и поддержку организационной культуры, кадровое консультирование, консультирование руководителей, групповое консультирование по методам принятия решений, по решению конкретных проблем организации (конфликты, инновации и т.п.), консультирование по профессионально-кадровому отбору и потенциалу организаций, маркетинговое консультирование и консультирование по поводу организации рекламы и рекламных услуг организации или предприятия.
Экспертное психологическое консультирование (индивидуальное и групповое) в профессиональной и деловой сфере (включая бизнес-тренинги и решение задач повышения мотивации) имеет одно принципиальное отличие от других видов консультирования - в нем устанавливаются не диадные (клиент - консультант) а триадные (клиент - консультируемый - консультант) отношения: при экспертном консультировании консультант предоставляет консультируемому информацию, необходимую последнему для взаимодействия с клиентом, т.е. консультант и клиент обычно взаимодействуют только опосредованным через консультируемого, а не прямым образом, как в обычном случае. В связи с такой спецификой, экспертное консультирование неявно, но достаточно заметно тяготеет к т.н. "субъект-обектным" отношениям (использующим схему "оператор - объект воздействия"), каковые нередко базируются на директивных или манипулятивных механизмах межличностного взаимодействия.
6. Консультирование по вопросам психического здоровья, кризисное и реабилитационное консультирование. Психологическое консультирование и сопровождение лиц, страдающих зависимостями (химическими и психологическими) и членов их семей. Психологическое консультирование и сопровождение в кризисных, посткризисных, посттравматических и реабилитационных ситуациях. Сюда относятся вопросы оказания психологической помощи клиентам, находящимся в остром состоянии горя, а также переживающим психотравмирующий опыт: утраты (развод, измена, и т.д.), тяжелой болезни, угрозы жизни для самого себя, своих близких или других людей. Психотерапевтическая помощь жертвам физического, психологического, сексуального насилия.
Но главными условиями, которые могут обеспечить эффективность консультирования, являются педагогическое мастерство и глубина профессиональных знаний консультирующего. Школьный социальный педагог никогда не должен об этом забывать.
В настоящее время различными учеными выделяется множество функций консультирования, в частности: социализирующая, просветительская, профилактическая, суггестивная, компенсационная. Однако все исследователи как главную выделяют функцию развития личности человека.
Мы рассматриваем консультирование как звено социально-педагогической деятельности, являющейся разновидностью профессиональной деятельности, направленной на оказание помощи человеку (и взрослому, и ребенку) в процессе его социализации, освоения им социокультурного опыта.
Функционально социально-педагогическая деятельность осуществляется в сфере «человек-человек» с людьми, нуждающимися в помощи, и решает задачи социального обучения и социального воспитания для успешной интеграции человека в общество, как альтернатива обособлению, «выпадению» из нормальных социальных отношений.
Поэтому специалисту, осуществляющему социально-педагогическую
деятельность, необходимо уметь профессионально оказать следующие виды помощи:3
- социально-информационная помощь, направленная на обеспечение информацией (взрослых и детей) по вопросам социальной защиты, помощи и поддержки, а также деятельности социально-педагогических служб и спектра оказываемых ими услуг;
- социально-правовая помощь, направленная на соблюдение прав человека и прав ребенка, содействие в реализации правовых гарантий различных категорий детей, социальное воспитание детей по жилищным, семейно-брачным, трудовым, гражданским вопросам;
- социально-реабилитационная помощь, направленная на оказание реабилитационных услуг в центрах, комплексах, службах и других учреждениях по восстановлению психологического, морального, эмоционального состояния и здоровья, нуждающихся в ней детей (взрослых);
- социально-психологическая помощь, направленная на создание благоприятного микроклимата в семье и микросоциуме, в которых развивается ребенок, устранение негативных воздействий дома, в школьном коллективе, затруднений во взаимоотношений с окружающими, в профессиональном и личном самоопределении;
- социально-педагогическая помощь, направленная на создание необходимых условий для реализации права родителей на воспитание детей, преодоление педагогических ошибок и конфликтных ситуаций во взаимоотношениях детей с родителями, сверстниками, учителями, предупреждение конфликтных ситуаций, порождающих детскую беспризорность и безнадзорность, обеспечение развития и воспитания детей в семьях группы риска.
Все эти виды социальной помощи могут реализовываться в виде консультаций разных форм: заочных, очных, стационарных, комплексных. При этом помощь может оказываться опосредованно, непосредственно, кратковременно, продолжительно в соответствии с профилем запроса и проблемы.
В центре внимания специалиста в сфере социально-педагогической деятельности могут быть люди разного возраста, разных профессий или безработные, дети или их родители, школьники или педагоги, то есть люди, имеющие различные социальную роль и статус. Каждый из них может оказаться в ситуации консультирования, выступая как клиент с запросом о помощи. Специалист же в социально-педагогической деятельности при этом осуществляет роль консультанта.
Основными направлениями социально-педагогической деятельности, чаще всего требующими консультативной помощи являются:
- деятельность по профилактике явлений дезадаптации (социальной, психологической, педагогической), повышению уровня социальной адаптации (детей и взрослых) посредством их личностного развития;
- деятельность по социальной реабилитации детей и взрослых, имеющих те или иные отклонения от нормы.
Итак, по содержанию социально-педагогическая деятельность чрезвычайно многообразна, и консультирование является одним из важных ее аспектов.
В процессе консультирования осуществляется социальное обучение и социальное воспитание. Особенности этих процессов заключаются в том, что сложное вхождение каждого человека в социум и дальнейшее его освоение, овладение опытом социальных действий требует зачастую вмешательства специалиста-профессионала. Прежде всего, это касается детей.
1.2. Виды консультирования
Поскольку в психологическом консультировании нуждаются разные люди и за помощью они обращаются по различным поводам, а взаимодействие психолога и клиента происходит в различных условиях, существует множество классификаций видов психологического консультирования (в зависимости от критериев разделения).
Например, в качестве основания для выделения видов психологического консультирования можно
использовать характер теоретического подхода, в котором работает психолог-консультант: когнитивная психология, бихевиоризм, гуманистическая психология, психоанализ и т.д.
Можно также использовать в качестве основания для выделения внутри психологического консультирования видов степень непосредственности или опосредованности контакта между психологом-консультантом и клиентом.
В Психотерапевтической энциклопедии под редакцией Б.Д. Карвасарского описаны следующие виды психологического консультирования:4
1. Проблемно-ориентированное консультирование (consulting). Акцент здесь делается на модификации поведения, анализе внешних причин проблемы. Цель работы с клиентом: формирование и укрепление способности клиента к адекватным ситуации действиям, овладение техниками, позволяющими улучшить самоконтроль. Много приемов, используемых в рамках этого направления, взято из поведенческой терапии.
2. Личностно-ориентированное консультирование (counseling). Центрировано на анализе индивидуальных, личностных причин проблемы, процессе складывания деструктивных личностных стереотипов, предотвращении подобных проблем в будущем. Консультант здесь принципиально воздерживается от советов и организационной помощи, так как это уводит в сторону от внутренних, глубинных причин проблемы. Много приемов, используемых в рамках этого направления, взято из многочисленных психоаналитических и постпсихоаналитических течений западной психотерапии. Прежде всего, сюда следует отнести техники гештальтерапии, гуманистической психотерапии.
3. Решение-ориентированное консультирование (solution talk). Упор здесь делается на активацию собственных ресурсов клиента для решения проблемы. Представители этого подхода обращают внимание на тот факт, что анализ причин проблемы неминуемо приводит к усилению чувства вины у клиента, что является препятствием к сотрудничеству психолога-консультанта и клиента. Много приемов, используемых в рамках этого подхода, взято из краткосрочной позитивной терапии.
Чаще всего принято выделять виды психологического консультирования по характеру решаемых задач5:
1. Индивидуальное консультирование включающее задачи психотерапии и личностного роста - область, наиболее часто идентифицируемая термином "психологическое консультирование". Проблемы, связанные с личными взаимоотношениями со значимыми людьми, различные страхи, неудачи, психогенные заболевания, не требующие вмешательства врача, и многое другое. Сюда же может относиться глубокое недовольство человека самим собой, проблемы интимных, половых отношений и т.д.
2. Семейное психологическое консультирование - психологическое консультирование по вопросам брака, семьи и построения личных взаимоотношений. Это, в частности, выбор будущего супруга (супруги), оптимальное построение и регулирование взаимоотношений в семье, предупреждение и разрешение конфликтов во внутрисемейных взаимоотношениях и т.д.
3. Психолого-педагогическое - консультирование учеников и их родителей в периоды обучения в начальной, средней и высшей школе. Консультирование по вопросам педагогического руководства, управления детскими и взрослыми группами и коллективами. К психолого-педагогическому консультированию относятся вопросы совершенствования программ, методов и средств обучения, психологическое обоснование педагогических инноваций и ряд других.
4. Возрастно-психологическое консультирование – основная задача которого - контроль за ходом психического развития ребенка на основе представлений о нормативном содержании и возрастной периодизации этого процесса».
5. Профессиональное (карьерное, деловое, организационное, экспертное) Профессиональное консультирование включает вопросы выбора профессии, проблемы профессиональной пригодности и профессиональной адаптации, совершенствования и развития у человека способностей, организации его труда, повышения работоспособности.
Деловое – вопросы ведения деловых переговоров и т.п.
Организационное консультирование включает консультирование организаций, персонала организаций, консультирование по проблемам структуры и развития организаций (подбор, отбор, обучение и развитие), формирование и поддержку организационной культуры, кадровое консультирование, консультирование руководителей, групповое консультирование по методам принятия решений, по решению конкретных проблем организации (конфликты, инновации и т.п.), консультирование по профессионально-кадровому отбору и потенциалу организаций, маркетинговое консультирование и консультирование по поводу организации рекламы и рекламных услуг организации или предприятия.
Экспертное психологическое консультирование (индивидуальное и групповое) в профессиональной и деловой сфере (включая бизнес-тренинги и решение задач повышения мотивации) имеет одно принципиальное отличие от других видов консультирования - в нем устанавливаются не диадные (клиент - консультант) а триадные (клиент - консультируемый - консультант) отношения: при экспертном консультировании консультант предоставляет консультируемому информацию, необходимую последнему для взаимодействия с клиентом, т.е. консультант и клиент обычно взаимодействуют только опосредованным через консультируемого, а не прямым образом, как в обычном случае. В связи с такой спецификой, экспертное консультирование неявно, но достаточно заметно тяготеет к т.н. "субъект-обектным" отношениям (использующим схему "оператор - объект воздействия"), каковые нередко базируются на директивных или манипулятивных механизмах межличностного взаимодействия.
6. Консультирование по вопросам психического здоровья, кризисное и реабилитационное консультирование. Психологическое консультирование и сопровождение лиц, страдающих зависимостями (химическими и психологическими) и членов их семей. Психологическое консультирование и сопровождение в кризисных, посткризисных, посттравматических и реабилитационных ситуациях. Сюда относятся вопросы оказания психологической помощи клиентам, находящимся в остром состоянии горя, а также переживающим психотравмирующий опыт: утраты (развод, измена, и т.д.), тяжелой болезни, угрозы жизни для самого себя, своих близких или других людей. Психотерапевтическая помощь жертвам физического, психологического, сексуального насилия.