ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.01.2024
Просмотров: 1824
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
2) развитие общих когнитивных способностей – решать поставленные задачи, самостоятельно мыслить, владеть коммуникативными навыками (сбор, анализ, синтез информации), т. е. упор на процессы, лежащие в основе формирования того или иного навыка.
Кроме того, компьютеры широко используются для автоматизированного тестирования, оценки и управления, что позволяет высвободить время преподавателя и тем самым повысить эффективность педагогического процесса.
Программированное и пришедшее ему на смену компьютерное обучение основывается на выделении алгоритмов обучения.
Алгоритм как система последовательных действий, ведущих к правильному результату, предписывает обучаемому состав и последовательность учебной деятельности, необходимые для полноценного усвоения знаний и умений. Прежде чем составить обучающую программу, нужно разработать алгоритм выполнения мыслительных действий и учебных операций, по которому ЭВМ будет осуществлять управление учебным процессом.
Эффективность обучающих программ и всего компьютерного обучения целиком зависит от качества алгоритмов управления мыслительной деятельностью. Плохо составленные алгоритмы резко снижают качество компьютерного обучения.
Качество компьютерного обучения обусловливается двумя основными факторами: 1) качеством обучающих программ и 2) качеством вычислительной техники.
И в той, и в другой области сегодня существуют значительные проблемы. Эффективных, хорошо разработанных с учетом закономерностей познавательного процесса обучающих программ пока мало, их составление сопряжено с большими затратами времени и сил специалистов, а поэтому стоимость таких программ очень высока. Постепенно увеличивается и совершенствуется парк учебных ЭВМ, но и в этой области отставание от мирового уровня еще не преодолено.
1.6. Психология методов и средств обучения
Обучение слушателей осуществляется в очень сложном учебном процессе многими разными методами и средствами. Основным средством обучения является речь преподавателей. Речь преподавателя служит и для дачи обучаемым нужной информации о знаниях, которыми должны они овладеть, и для организации и руководства самостоятельной деятельностью обучаемых, и для проведения контроля и оценки результатов этой деятельности.
Другим средством обучения являются наглядные и технические средства. В последние годы в учебном процессе стали широко использоваться также игровые методы обучения.
В данном разделе рассматриваются психологические аспекты всех этих средств и методов обучения.
Язык человека
Язык человека представляет собой сложную систему кодов, сложившихся в процессе общественной истории и обозначающих предметы, качества и признаки, свойства, действия или отношения, которые несут функцию кодирования и передачи информации.
Единицей языка является слово. Основной функцией слова является его обозначающая роль. Слово, как элемент языка человека, всегда обращено вовне, к определенному предмету.
Это выражается в том, что слово, имеющее предметную отнесенность, может принимать форму существительного (обычно обозначает предмет), или глагола (обозначает действие), или прилагательного (обозначает свойство), или связи – предлога, союза (обозначает известные отношения).
Огромный выигрыш человека, обладающего развитым языком, заключается в том, что его мир удваивается. Человек без слова имел дело только с теми вещами, которые он непосредственно видел, которыми мог манипулировать.
С помощью языка он может иметь дело с предметами, которые непосредственно не воспринимались и которые ранее не входили в состав его собственного опыта. Слово удваивает мир и позволяет мысленно оперировать с предметами даже в их отсутствие. Удваивая мир, слово дает возможность передавать опыт от индивида к индивиду и обеспечивает возможность усвоения опыта поколений.
Слово имеет не одно какое-то значение, а несколько. Выбор того или иного значения слова обычно определяется той ситуацией, тем контекстом, в которых стоит слово, а иногда и тем тоном, которым слово произносится.
Кроме того, наряду с прямым денотативным значением слова существует еще и обширная сфера ассоциативных значений: слово рождает не только указание на определенный предмет, но неизбежно приводит к всплыванию ряда дополнительных связей, включающих в свой состав элементы близких с ним слов по наглядной ситуации, по прежнему опыту и т. д.
Таким образом, слово становится центральным узлом для целой сети вызываемых им образов и связанных с ним других слов, который говорящий или воспринимающий задерживает, тормозит, с тем чтобы из всей сети коннотативных значений выбрать нужное в данном случае, ближайшее, или денотативное, значение.
Слово способно не только замещать или представлять предметы, возбуждать близкие ассоциации, но и анализировать предметы, вникать глубже в свойства предметов, абстрагировать и обобщать их признаки. Слово не только замещает, но и анализирует вещь, вводит эту вещь в систему сложных связей и отношений, т. е. имеет категориальное значение. Оно обобщает вещи, относит их к определенной категории. Слово «часы» обозначает любые часы, слово «стол» обозначает любые столы.
Значит, абстрагируя признак и обобщая предмет, слово становится орудием мышления и средством общения. Называя предмет, человек анализирует его, причем делает это не на основе собственного опыта, а передает опыт, накопленный в общественной истории, систему общественно упрочившихся знаний о функциях этого предмета. Слово тем самым позволяет совершить переход, скачок от чувственного к рациональному, оно имеет фундаментальное значение в формировании человеческого сознания.
Культура речи
Владеть речью – это значит уметь передать свою мысль возможно более совершенным образом, передать не только основное содержание, но и тончайшие оттенки ее. Иначе говоря, владеть речью – значит уметь быть до конца понятым другими.
Это достигается различными путями в устной диалогической, устной монологической и письменной речи. Психологическое различие между этими видами речи очень велико: недаром многие известные писатели были слабыми ораторами, и, наоборот, многие мастера устной речи далеко не являются хорошими писателями.
Диалогическую речь называют поддерживающей, ибо речь каждого из участников диалога все время поддерживается вопросами, ответами, возражениями собеседников: если эта поддержка прекратится, то или речь превратится в монолог, или человек замолчит. Монологическая и письменная речь – неподдерживающие.
Очевидно, что поддерживающая речь легче неподдерживающей. Объясняется это тем, что в разговоре собеседники находятся в одной и той же ситуации, воспринимают одно и то же и поэтому могут понимать друг друга иногда даже с полуслова. Многое, кроме того, в диалогической речи дополняется жестами, мимикой, интонацией голоса, паузами.
Совсем иначе строится монологическая, в которой все должно быть сказано до конца, и письменная речь. Читатель только из самой речи может понять, что именно имеет в виду автор, почему он касается того или другого предмета, на какой вопрос он отвечает своими рассуждениями.
Одной из самых распространенных причин плохого владения письменной речью является неумение автора поставить себя на место будущего читателя, учесть то обстоятельство, что читатель не обязан и не может знать заранее той ситуации, той постановки вопроса, из которой исходит пишущий, поэтому самое трудное при письменном изложении своих мыслей – начало.
Сам пишущий, начиная изложение, уже знает смысл всего сочинения в целом, читатель же, читая первые фразы, знать его не может. Не учитывая этого, неумелые писатели часто начинают с таких фраз, которые могут приобрести смысл только при условии знания всего дальнейшего.
Монологическая устная речь и письменная речь должны быть в полной мере развернутыми и связными.
Отсюда понятно, что эти виды речи требуют гораздо более высокого уровня речевой культуры и что нельзя выработать настоящего мастерства излагать свои мысли связно, понятно и выразительно, не овладев упорным трудом, тренировкой и самоконтролем за своей речью, анализом реакций своих слушателей или читателей на свою речь (устную или письменную), постоянным ее совершенствованием.
Однако следует не упускать из виду, что и диалогическая речь предъявляет свои своеобразные требования, неисполнение которых делает человека тяжелым, скучным и даже неприятным собеседником.
Самое важное из этих требований – умение слушать собеседника, понимать его вопросы и возражения и отвечать именно на них, а не на собственные мысли. У некоторых людей отсутствие интереса к чужим словам и неумение слушать проявляется в очень неприятной привычке – прерывать собеседника, не дав ему договорить до конца.
Имеется еще одно существенное различие между письменной и устной речью. Когда человек пишет, он сознательно и произвольно строит свою речь, подыскивает подходящие слова, находит наилучшее построение фразы, выбирает порядок слов и т. д. Писать – значит работать над словесным выражением мысли.
И письменная речь позволяет писателю неторопливо работать над своим произведением, оттачивать его, возвращаться к написанному и вносить необходимые исправления, перестановки и т. д. в написанное. Именно в такой работе над письменной речью и заключается мастерство писателя.
Устная речь в этом отношении резко отличается от письменной. Хорошая устная речь не допускает сколько-нибудь развернутой и длительной работы над словом. Нельзя в разговоре, перед тем как произнести фразу, долго обдумывать ее построение, тем более нельзя по несколько раз произносить одну и ту же фразу, постепенно усовершенствуя ее.
Этого делать нельзя и в докладе, лекции или выступлении. Устная речь должна литься свободно и без задержек. Сами собой должны приходить на ум нужные слова, и сами собой они должны укладываться в правильные и выразительные фразы.
Итак, устная речь легче, проще по своему строению, чем письменная речь, но она не допускает длительной работы над словом в процессе говорения. Письменная речь труднее, сложнее по своей конструкции, но она позволяет в процессе писания сколько угодно тщательно работать над словесным выражением мысли. Отсюда понятно, какое важное место в развитии общей речевой культуры должна занимать письменная речь, дающая наибольшие возможности для сознательной работы над словом.
Вот почему хорошие лекторы не ленятся свои ответственные лекции сначала дома изложить на бумаге, чтобы тем самым подготовить себя к ответственному выступлению, отнюдь не читая это выступление, лекцию по написанному конспекту, а свободно излагая заранее приготовленный текст.
Понимание речи и текста
Обучаемый понимает учебный материал, если он в состоянии соотнести его с собственной категориальной системой наиболее общих понятий (таких, как количество, качество, движение, развитие, причина и следствие, пространство, время и т. д.) и поместить его в наличных у него непересекающихся классах объектов; если же он не в состоянии это сделать, то это означает, что он учебный материал не понял.
Разные люди по-разному понимают одно и то же явление потому, что у них разные категориальные системы и разные наборы непересекающихся классов объектов. Зачастую непонимание учебного материала вызывается тем, что у обучаемого не сложилась научная категориальная система (плохая предварительная подготовка), тем более что в процессе обучения эта система многократно перестраивается.
Понимание может быть разной степени глубины. Понять что-либо – значит раскрыть его сущность. Основным отличием степени понимания являются прежде всего глубина понимания. Выражением этого являются полнота, разносторонность и, что самое важное, существенность связей, вскрываемых в процессе познания. Чем шире круг предметов, явлений, с которыми ставится в связь познаваемое нами в данный момент, тем глубже понимание, тем более высокий уровень его достижения.
Существенное место занимают также различия в отчетливости понимания. Начальной ступенью здесь является предвосхищение понимания: мы еще не поняли, что воспринято, но чувствуем, что вот-вот что-то будет понято нами. На следующей ступени понимание уже имеется, но оно еще находится в самом общем, неразвернутом виде – это ступень смутного понимания.
На следующей ступени понимание субъективно переживается как достигнутое, хотя выразить его мы еще не можем. Дальнейшая ступень отчетливости понимания характеризуется тем, что мы уже можем изложить воспринятое, но пока еще в неизменной формулировке, максимально близкой к словам подлинника.
Наконец, подлинное понимание наступает тогда, когда мы можем изложить воспринятое своими словами, когда воспринятое подвергается некоторой творческой переработке и становится как бы «своим».