Файл: Книга практикующего педагога.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.01.2024

Просмотров: 1829

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
, используемые автором. Наконец, в заключение следует перечитать конспект и проверить, все ли основные положения автора записаны.

Реферат – своеобразная форма конспектирования. Он предполагает запись материала не только «для себя», но и «для других». Реферат может носить в отличие от конспекта обзорный, аналитический характер, давать представление о рассмотрении той или иной проблемы рядом авторов.

Как правило, приводится аргументация автора книги, ход его рассуждений. Обзорные рефераты составляются по теме или проблеме. Структура реферата включает следующие сведения об источнике: тема, проблема, композиция, основное содержание и свойства авторского текста (новизна, общеизвестность, дискуссионность, доказательность и т. д.), выражение оценки (согласие, несогласие), адресат.

Аннотация – краткое изложение содержания (до 10–15 строк). В ней указывается, какой теме посвящена работа, кому она адресуется, какие проблемы и вопросы в ней решаются, к каким выводам приходит автор.

Основные элементы аннотации: библиографическое описание работы, описание содержания (тема, проблема, цель, композиция, наличие иллюстраций), указание на адресат.

В описание содержания работы включаются: 1) сведения об авторе; 2) область знания, к которой относится информация; 3) определение места произведения в ряду однотипных; 4) характеристика темы произведения; 5) характеристика цели автора; 6) описание структуры произведения; 7) указание на языковые особенности произведения; 8) указание, кому адресуется произведение.

Рецензия – оценка какого-либо издания или работы. Она состоит из двух частей. Первая часть – описательная (в ней рассматривается актуальность работы, ее новизна, личный вклад автора в решение рассматриваемых проблем, указывается, кому адресуется издание). Вторая часть – оценивающая – содержит указания на положительные стороны работы или недостатки, в ней определяется точность, обоснованность положений и выводов. В заключение рецензии пишется вывод, в котором высказывается мнение о степени полезности работы.


Работа над текстом выступления


Основные элементы текста и их содержание. Обычно текст состоит из трех обязательных компонентов: введения (в котором формулируются тема и цель и содержится ввод в проблематику), основной части (включающей доказательства и иллюстрации) и заключения (выводов, итогов).

Во введении дается краткое описание предметной области, к которой относится выступление. Рассматривается также историческое освещение и современное состояние проблемы. Если сообщение носит научный характер, то уместно будет представить различные точки зрения на данную проблему.

Далее излагается тема, указывается ее актуальность, определяется узкое направление речи. После этого формулируется задача, которую говорящий ставит перед собой в данном выступлении и перед аудиторией. При определении актуальности следует избегать пространных рассуждений и четко указывать, почему такая-то тема важна для вас в настоящее время.

Основная часть строится как доказательство выдвигаемого тезиса. Тезис – это суждение, истинность которого устанавливается в доказательстве; аргументы – суждения, из которых выводится тезис; демонстрация – логическая форма связи названных двух элементов, обусловливающая необходимость выведения одного из другого, тезиса из аргумента.

Если основной тезис работы распадается на несколько подтезисов, то в главной части выделяется соответствующее количество частей. Внутри каждой такой подчасти материал располагается следующим образом: формулируется тезис, рассматриваются различные подходы к его доказательству (точки зрения), далее следует обязательное выражение авторского отношения к проблеме.

На этом этапе должны быть использованы примеры, подтверждающие точку зрения говорящего. Итогом рассмотрения тезиса должен стать вывод о его правильности, истинности или ложности. В случаях несогласия части аудитории с позицией говорящего, меньшей степени заинтересованности слушателей темой выступления и т.п. возможна и индуктивная схема доказательства, т. е. движение мысли от единичных посылок к общему заключению.

Вначале излагается сумма доказательств, которые должны подвести слушателя к бесспорности предлагаемого говорящим вывода. При первом же варианте рассуждения (дедуктивном) выдвигаемый вначале тезис и последующее доказательство могут быть отвергнуты из-за неподготовленности или предубежденности аудитории.



Заключение – самая маленькая по объему часть работы. Композиционно она замыкает кольцо рассуждений. Это значит, что в заключение следует вернуться к началу работы, напомнить, какая задача ставилась, как она решалась, к какому выводу вы пришли.

Заглавие – самое краткое выражение основного содержания. Заголовок формулируется в самом конце работы над текстом.

Эпиграф – краткое выражение идеи речи. В письменной форме эпиграф оказывается графически выделенным. В устной речи лучше отказаться от эпиграфа, поскольку он уводит от прямого общения со слушателями. Цитаты не должны быть слишком объемными. Их содержание обязано соответствовать содержанию речи. Всякая цитата обозначается на письме и в устной форме. Своеобразными формулами устного «закавычивания» служат слова «цитирую» и «конец цитаты».

План. В текст работы можно включать план. Это позволит читателю четче представить композицию работы и легче ориентироваться в ней. При этом надо выделить в тексте соответствующие пункты. Неприемлемы планы, которые только называют композиционные части работы (введение, основная часть, заключение). Формулировки пунктов плана должны быть заголовками соответствующих частей. Пункты плана могут излагаться в вопросной, назывной или тезисной форме. Чтобы составить план готового текста, следует разделить его на смысловые части, затем выделить в них и сформулировать основную информацию.

Наличие четкого плана, сообщение его слушателям и строгое следование ему – важное условие создания правильной психологической атмосферы, преодоления трудностей в восприятии устного или письменного текста.

Заключительным элементом текста является список литературы, наличие которого позволяет при необходимости расширить знакомство с поднятой проблемой, отослать слушателей или читателей к источникам, рассматривающим те или иные вопросы более подробно.

Этапы работы над текстом. Работа над текстом начинается с отбора из всего массива собранной информации материала в соответствии с пунктами плана. Написание текста обычно начинается с основной части, затем пишется введение, заключение, выбирается заголовок. После написания работу следует отредактировать по двум направлениям: содержательно-композиционному и языковому.

Вначале определяется правильность отбора информации, последовательность ее изложения, соотношение композиционных частей, убедительность, логичность доводов, уместность примеров. Анализируется соответствие текста теме, цели и плану.


Проработка языковой стороны выступления заключается в уточнении значения слов, правил построения синтаксических конструкций, норм ударения, произношения, образования форм слов.

Формирование текста начинается с отбора материала по плану. Начинать писать можно в любом порядке, но, естественно, не с введения, так как оно служит подготовительной частью к основному корпусу, и поэтому в нем должны быть учтены особенности готового текста.

После редактирования и чтения следует провести «сжатие» текста, которое заключается в том, что предварительно подготовленное выступление должно быть сведено к отдельным тезисам или кратким пунктам, позволяющим в процессе речи восстановить основное содержание работы. Такой сжатый тезисный план позволяет отказаться от чтения текста и в то же время полно и последовательно изложить все содержание.

Подготовка к выступлению(монолог)


Специфика монологической речи и ее разновидности. Монологическая речь (греч. «monologos») – это речь одного человека, не перебиваемая репликами других людей. Монологическая речь значительно более развернута и грамматически оформлена, чем диалогическая, требует обычно предварительной подготовки. Существенная черта монологической речи – логическая связность высказываемых мыслей и систематичность изложения, подчиненного определенному плану.

Монолог широко используется в речевой практике учителя: лекции, доклады, сообщения. Элементы монолога (объяснение нового материала, комментарии к ответам, мини-лекции) представлены на уроке, который строится в целом как открытый диалог. Основные жанровые разновидности монолога в речевой практике учителя – доклад и лекция.

Доклад – это обстоятельное изложение какой-либо проблемы, призванное дать широкое представление о поднятом круге вопросов, осветить историю и перспективы данной проблемы.

Лекция обычно посвящена конкретному вопросу, изложение материала носит обучающий или познавательный характер. Чаще всего лекции связаны с конкретными формами учебной или просветительской деятельности и объединяются в циклы по тематическому признаку.

Лекция – одна из форм вузовских занятий. Широко используются элементы лекций и в школьной практике, однако занимают не все время урока, а лишь определенную его часть. Обычно лекция строится как монолог. Однако опытный лектор стремится превратить ее в диалог. Это не значит, что лекция по форме переходит в беседу.


Подготовка к монологической речи требует особой тщательности. Строго говоря, все этапы подготовки, освещенные выше, являются подготовкой к монологической речи. Добавим только, что оценка монолога должна учитывать тот же комплекс факторов, которые существенны и при его составлении: информационные, композиционные, языковые, средства выразительности, психологические особенности общения говорящего с аудиторией.

Организация и проведение публичного диалога


Диалог. От греч. «dialogos». Первоначально и в узком смысле – разговор двух лиц. В принятом далее широком понимании в диалогическую речь включается также полилог – разговор нескольких участников.

Диалог представляет собой вид коллективной интеллектуальной работы. При обмене репликами происходит решение интеллектуальных задач. Посредством диалога устанавливается истина в процессе сопоставления различных точек зрения, обосновываются собственные взгляды и опровергаются взгляды оппонентов.

Таким образом, диалог служит для разрешения тех или иных противоречий. Как форма речевой деятельности он наиболее эффективен при наличии сложных спорных вопросов, неоднозначных подходов к решению той или иной проблемы. Диалог может реализовываться в разных жанрах: дискуссии, беседе, совещании, ответах на вопросы, диспуте и др. Существуют различные организационные формы диалога: «круглый стол», пресс-конференция, симпозиум.

Дискуссия. От лат. «discussio» – «исследую». Обозначает публичный спор с целью добиться истины путем сопоставления различных точек зрения. Дискуссия позволяет в процессе публичного обсуждения выявить и сопоставить существующие точки зрения, найти ответ на нерешенные или непонятные вопросы. Наряду с этим она является способом убеждения собеседника.

Нет общепринятой терминологии для обозначения разновидностей дискуссии. Иногда как синонимы употребляются слова «спор», «диспут», «беседа», «полемика». Мы будем понимать под дискуссией диалог, развертываемый с целью коллективного нахождения ответа на тот или иной вопрос, актуальный для целого ряда людей. Дискуссия сводится к защите или опровержению обсуждаемого тезиса.

Дискуссия строится как последовательное чередование двух этапов. Первый – выдвижение тезиса и его защита одним оппонентом. Второй – опровержение выдвинутого тезиса другим оппонентом и обоснование своей точки зрения. В конце дискуссии председательствующий или ведущий подводит итог, в котором дается оценка приведенных доказательств и делается общий вывод.