ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.01.2024
Просмотров: 1835
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Правила организации и проведения дискуссии
1. Как исходное условие проведения дискуссии предполагается наличие проблемной ситуации, проблемного вопроса, который должен быть действительно актуален, интересен как минимум для спорящих, а желательно и для слушателей. Участники дискуссии должны обязательно находиться в оппозиции друг другу по обсуждаемой проблеме.
2. Обязательное сосредоточение дискутирующих на ее предмете. Отклонения от основной проблемы недопустимы и должны пресекаться ведущим.
3. Ведущим должна быть обеспечена возможность высказаться всем желающим в пределах установленного регламента.
4. Аргументация «к делу», а не «к человеку», т. е. строгое соблюдение уважительного отношения к оппоненту, возражения только по существу обсуждаемой проблемы.
5. Предварительная подготовка к дискуссии должна состоять в выделении основных понятий, связанных с предметом речи, и уточнении их понимания. Это важно учесть для установления общих принципов обсуждения и для того, чтобы спор шел не о терминах, а по сути вещей.
6. В процессе дискуссии должно проявляться максимальное внимание к доводам оппонента, его индивидуальности. Такое поведение получило название «эффективное слушание» и подразумевает позу, мимику, взгляд, выражающие внимание, а также различные словесные формулы выражения внимания и понимания собеседника.
7. Соблюдение основных законов формальной логики (тождества, достаточного основания, исключенного третьего, непротиворечивости).
В процессе дискуссии оппонентами могут применяться полемические приемы, которые позволяют захватить инициативу в споре.
К ним относятся использование юмора, иронии, сарказма, самоиронии; сведение к абсурду; «возвратный удар» – обращение тезиса против его автора; подхват реплики; атака вопросами; довод «к человеку» – выражение уважения, восхищения оппонентом, его мыслями, правильностью аргументации с целью усыпить бдительность; апелляция к публике с использованием стандартных формул «ну кто этого не знает», «я думаю, меня все поддержат», «как всем известно», «все, безусловно, согласятся» и т. п.
Наряду с полемическими приемами в дискуссии могут применяться также уловки. К допустимым уловкам относятся оттянутое возражение (используется, чтобы выиграть время, иметь возможность сосредоточиться, обдумать правильный ответ); уточнение позиции (в процессе дебатов оказывается, что вы допустили неточность, а спустя некоторое время вы это заметили. В такой ситуации целесообразно честно исправить ошибку).
Существуют недопустимые уловки. Логическая уловка, или софизм, – намеренная логическая ошибка, выдаваемая за истинное суждение.
Психологические уловки более многообразны:
1. Ставка на ложный стыд – прием отвлечения внимания с помощью стандартных формул «кто же этого не знает», «разве всем не известно» и т.п.
2. «Подмазывание» аргумента заключается в том, что спорный аргумент дополняется комплиментом в адрес оппонента (вы, как крупный специалист, понимаете; вы, как умный человек, не станете возражать... и т. п.).
3. «Говорящий как основной аргумент», т. е. доказательство не «к делу», а «к человеку». Этот прием позволяет отвлечь внимание слушателей.
4. Уведение разговора в сторону.
5. Переключение спора на противоречия между словом и делом, доказательство того, что оппонент не прав, так как его утверждения не соответствуют его делам.
6. Перевод вопроса на точку зрения пользы или вреда.
7. Самоуверенный тон.
Наконец, существует обструкция – срыв публичного выступления с помощью крика, создания шума и т. п.
Полемика. От греч. «polemika» – «спор». Это публичный спор с четко выраженной конфронтацией, противостоянием. Дискуссия направлена на нахождение компромисса, а полемика – на более четкое очерчивание позиции, точки зрения, на разъяснение. Каждый полемист доказывает именно свою правоту и стремится привлечь слушателей на свою сторону.
Элементы полемики могут присутствовать в различных родах красноречия: академическом, судебном и особенно в социально-политическом.
При проведении полемики необходимо учитывать следующее.
Важнейшее условие – сохранение контроля над эмоциями. Нельзя превращать спор в перебранку, поэтому нужно все время сосредоточиваться на предмете спора, выявлять логические несообразности и противоречия во взглядах противника, иметь мужество признать ошибку, но не переходить на оценку личности оппонента.
В полемике допустимо сознательное утрирование позиции противника или своей собственной, использование юмора, сатиры, иронии, сарказма при безусловном сохранении такта. Очень важно уметь снимать психологическое напряжение, периодически возникающее между участниками, путем высказывания расположения к оппоненту, уважения его точки зрения, внимательного отношения к нему.
Поскольку полемика не направлена на поиск компромисса, то диапазон приемлемых уловок более широк, чем при дискуссии, и ограничивается только нормами этикета. В то же время нужно помнить, что психологически более верной является позиция не прямого противостояния, а скрытого.
Можно сформулировать несколько безусловных правил полемики:
– не спешите говорить «нет», выскажите несогласие в доказательной форме;
– не следует ставить в конце спора победный акцент, сдержите свое тщеславие и сохраните хорошие отношения с оппонентом;
– будьте предельно тактичны и хладнокровны, если, конечно, результаты полемики не связаны с вопросом жизни или смерти.
Вопросы и ответы. Вопросы – это форма мышления, ориентированная на получение ответов в виде суждений. Это сложный вид умственной и речевой деятельности, поскольку требует прочных и обширных знаний, умения сконцентрироваться, вспомнить необходимую информацию и представить ее слушателю в доступной форме.
Вопросы обычно завершают публичное выступление, поэтому общее мнение о говорящем складывается именно в процессе ответов. По структуре вопрос состоит из двух частей: базиса, или предпосылки, которая включает исходную информацию, и второй части, которая указывает на недостаточную осведомленность.
Вопросы различают:
по логической структуре – уточняющие (закрытые, однозначные) и восполняющие (открытые, специальные);
по составу – простые и сложные (состоящие из нескольких вопросов);
по форме – корректные (в основе которых лежит верное суждение) и некорректные (в их основе лежит неверное суждение, поэтому правильные ответы на такие вопросы невозможны);
по характеру – нейтральные (благожелательные) и неблагожелательные (провокационные).
В свою очередь, ответы бывают правильными, представляющими собой истинные суждения, неправильными и не по существу. По объему ответы могут быть краткими и развернутыми.
Существуют различные приемы уклонения от ответов:
1. Пропуск используется, если задается сложный вопрос или несколько сразу, в письменной форме.
2. Ответ встречным вопросом позволяет увести в сторону, указать на иную проблему или на другой аспект данной проблемы.
3. Отложенный ответ наиболее эффективен при систематическом общении, когда существует возможность новых встреч. Это допустимая форма уклонения от ответа в преподавательской деятельности.
4. Индивидуальный ответ не во время публичного общения, а после завершения встречи, урока, лекции.
Наряду с этими существуют недопустимые приемы уклонения от ответов. К ним относятся ирония над вопросом или спрашивающим, ответ не по существу. Они оказывают негативное воздействие на образ отвечающего в глазах аудитории.
6.3. Общение в разных стилях
Научный стиль
Стилистическая дифференциация языка, стили и жанры речи. В лингвистической литературе нет однозначного понимания термина «стиль» и единых критериев выделения функциональных стилей.
Стилеобразующим фактором выступает сфера деятельности. Под ее влиянием вырабатывается совокупность приемов употребления, отбора и сочетания языковых средств, которую академик В.В. Виноградов и назвал стилем. «Сфера общественной деятельности – такая область деятельности носителей языка, которую можно соотнести с отдельной формой общественного сознания: наука, искусство, религия, политика, право». Сфера общественной деятельности – экстралингвистическая основа выделения функциональных стилей. Языковая основа – специфические языковые средства, имеющие определенную стилистическую окраску, связанную именно с данным стилем.
Стилевая система обладает относительной замкнутостью, т. е. всегда можно выделить языковые средства с определенной стилистической окраской, указывающей на принадлежность данных средств к одной системе. В то же время стиль как система не обладает непроницаемостью, так как есть стилистически нейтральные языковые единицы (арсенал межстилевых средств).
В речевой практике формируется большое количество речевых жанров, в пределах каждого из которых средства одного функционального стиля могут оказываться рядом со средствами другой системы. Наконец, стилевая дифференциация языка – явление исторически изменчивое. Характер, число, соотношение складывающихся в каждом национальном языке в определенную эпоху стилей зависит от типа «взаимодействия между формами народно-разговорной и литературно-книжной речи» (В.В. Виноградов).
Функциональный стиль представляет собой подсистему литературного языка, т. е. совокупность средств общения, регулярно используемых в данной сфере общения. В речи языковой стиль реализуется в определенных формах, которые получили название стилей речи.
Стили речи можно рассматривать как речевые реализации подсистемы функционального стиля языка, как его микроструктуры. По сути дела, стиль речи представляет собой конкретную жанрово-композиционную форму, в которой регулярно находит свою реализацию тот или иной стиль языка.
Перейдем к рассмотрению системы стилей литературного языка. В научной литературе также нет единого понимания принципов классификации стилей. По-прежнему подвергается обсуждению вопрос о том, входят ли в ряд функциональных стилей «язык художественной литературы» и «разговорная речь».
Ни у кого в общем не может вызвать сомнения, что язык художественной литературы существенно отличается от языка научных работ, следовательно, предметом обсуждения здесь является не возможность или необходимость отграничения соответствующих типов речи, а просто в конечном счете вопрос о том, являются ли оба названных типа речи в равной степени функционально-речевыми стилями.
Следовательно, обсуждение здесь опять-таки касается в конечном счете терминологии. Учитывая теоретико-лингвистическое значение полемики по данной проблеме, попытаемся выделить стили на основе следующих оппозиций.
Первая оппозиция – противопоставление литературного языка как обработанной нормативной формы, являющейся в глазах ее носителей образцовой, общепринятой и общеобязательной, и нелитературных форм общенационального языка, употребление которых для целей общения сопряжено с различного рода ограничениями (социальными, территориальными, нравственными): диалекты, просторечие, жаргоны и т. д.
Вторая оппозиция наблюдается внутри системы литературного языка и связана с противопоставлением «высокого» и «низкого» стилей (по классической терминологии). С одной стороны – книжные стили со строгой системой норм, наличием стандарта, специальной терминологии, которые обслуживают сферу общественных, публичных отношений. С другой – разговорный (разговорно-обиходный, разговорно-бытовой) стиль, сочетающий экспрессию, свободу в выборе и использовании языковых средств, который функционирует в сфере непринужденного общения.
Третья оппозиция связана с противопоставлением публицистического стиля научному и деловому, в которых в наибольшей степени выражены общие черты книжных стилей, тогда как публицистический в силу особенностей сферы общения сочетает стандарт и экспрессию.
Дальнейшие оппозиции при необходимости позволяют детализировать, например, такое понятие, как «научный стиль», выделив в нем подстили в зависимости от частной сферы научного общения, в которой они функционируют (собственно научный, научно-учебный, научно-популярный).
Наконец, особое место занимает язык художественной литературы, который, с одной стороны, является источником литературного языка и хранителем его норм, с другой – сочетает в себе языковые средства различной стилистической окрашенности, а также языковые единицы, стоящие за пределами литературного языка. Важнейшей чертой языка художественной литературы является изобразительная, художественная функция языковых средств, которые в нем используются.