Файл: Процесс межгруппового взаимодействия в социальных группах.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.03.2023

Просмотров: 610

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность изучения межгрупповых отношений в психологии управления обусловлена тем, что, во-первых, нередко отношения между коллективами различных организаций и отношения между различными профессиональными группами в рамках одной и той же организации характеризуются межгрупповой враждебностью и конфронтацией различной степени выраженности [14]. Враждебность и конфронтация, в свою очередь, оказывают неблагоприятное влияние на внутригрупповые процессы [2], и все эти явления в совокупности нередко препятствуют эффективному осуществлению профессиональной деятельности сотрудниками организаций.

Итак, целью нашей работы является изучение особенностей межгруппового взаимодействия в социальных группах и социальной справедливости.

В исследовании ставились и решались следующие задачи:

  • изучить проблему межличностного взаимодействия в психологической литературе;
  • изучить психологические характеристики социальных групп;
  • рассмотреть механизмы и способы межгруппового взаимодействия;
  • определить методы социальной справедливости

Предмет исследования: межгрупповое взаимодействие в социальных группах и социальной справедливости.

Объект исследования: процесс межгруппового взаимодействия в социальных группах.

Методы исследования:

В исследовании использовались следующие методы:

1. Теоретико-методологический анализ литературы;

2. Наблюдение;

3. Методы мат. статистики (метод ранговой корреляции);

4. Тестовый метод:

Поскольку процесс управления всегда непосредственно связан с групповыми явлениями, в свете вышесказанного, для эффективной реализации управленческой деятельности необходимо владеть знаниями о психологических закономерностях межгрупповых отношений и способах их оптимизации. Проблеме межгрупповых отношений посвящена данная работа.

Структура работы: курсовая работа состоит из введения, двух глав, выводов по каждой главе, заключения, списка литературы, объём курсовой работы составляет 33 страницы.

Практическая значимость работы: возможность дать рекомендации по улучшению и поддержанию хорошей организационной культуры.

Теоретическая значимость работы: возможность изучить базу исследования, межгрупповое взаимодействие в малых группах.

Учитывая эти особенности изучаемого феномена, были выбраны следующие исследовательские методы: сопоставительный анализ представлений о феномене межгруппового взаимодействия в методологической, социологической и психологической научной литературе; анализ программ и результатов экспериментальных исследований по теме межгруппового взаимодействия; включенное наблюдение; моделирующий эксперимент.


В работе содержится в 1 главе понятия межгрупповых отношений в современной психологии, так же рассмотрены социальные взаимоотношения во всех взаимодействиях социума. В пункте 1.1 рассмотрены проблемы справедливости в современной психологии . так же разобраны основные понятия справедливости. В пункте 1.2 выделены правила нравственности, которые применяются в современном мире.

В главе 2 Рассмотрена структура межгрупповых отношений, которые характеризуют современную психологию, как науку.

В пункте 2.1 выделен на практике пример межгрупповых отношений. В пункте 2.2. Рассмотрены основные факторы, влияющие на межгрупповые отношения, так же факторы влияющие на межгрупповые отношения.

ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ МЕЖГРУППОВЫХ ОТНОШЕНИЙ В СОВРЕМЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ

Человек появляется, также существует в мире иных людей. Обязательной составляющей существования лица считается его прямая включенность во взаимодействие с иными народами также особенность ко разным общественным группам – огромным также небольшим.

К большим социальным группам относятся многочисленные группы людей, характеризующихся каким-либо общим признаком, например, гендерные группы (мужчины и женщины), возрастные группы (взрослые и дети), этнические группы (русские, французы, англичане и т.д.), профессиональные группы (врачи, учителя, инженеры и т.д.).К малым социальным группам относятся немногочисленные группы людей, объединенных каким-либо общим признаком, например, трудовой коллектив, школьный класс, семья и т.д. [12].

Межгрупповые отношения – это не только взаимодействие различных больших социальных групп, но и, например, взаимоотношения различных структурных подразделений и профессиональных групп в организациях, взаимоотношения между коллективами различных организаций и т.д. Поэтому проблема межгрупповых отношений распространяется не только на большие, но и для малых группы, в том числе на трудовые коллективы. Принципиальное отличие среди крупными также небольшими группами состоит в этом, то что любой участник небольшой категории обладает вероятность напрямую сталкиваться также входить во связь с абсолютно всеми другими членами этой категории; конечности крупных компаний, во собственную очередность, такой перспективой никак не владеют.


Любой человек в то же время считается членом некоторых крупных, также небольших компаний также никак не считается членом иных крупных также небольших компаний. Категории, членом каковых индивид считается, в общественной психологии именуются ин-группами; категории, членами каковых некто никак не считается – аут-группами [11].

Как правило, в процессе общения, выполнения какой-либо деятельности, реализации какого-либо акта поведения каждый человек выступает не только как уникальная личность, но и как представитель своей группы. В связи с этим в рамках изучения закономерностей общения и взаимодействия между людьми принято выделять два вида отношений – межличностные и общественные[2]. 

Межличностные взаимоотношения объединены со индивидуальными отличительными чертами контактирующих также создаются в психологической базе во связи с прямого взаимодействия определенных людишек. Социальные взаимоотношения вынашивают безликий вид также возводятся в базе приспособления людишек ко этой либо другой общественной команде. Социальным взаимоотношениям отвечает межгрупповой, межличностным – межиндивидуальный степень общения. В межгрупповом степени, равно как принцип, исполняются взаимоотношения среди неизвестными товарищ товарищу народами, в межиндивидуальном – взаимоотношения среди народами, ранее обладающими навык прямого общения друг с другом.

Любые отношения одного индивида как представителя группы к другому индивиду как представителю другой группы неизбежно приобретают личностную окраску … «чистые» межличностные отношения, на которые не влияет принадлежность общающихся к каким-либо группам, можно представить лишь как полюс некоего теоретического континуума, на другом полюсе которого располагаются тоже межличностные отношения, но в максимальной степени подвергающиеся влиянию межгрупповых отношений. А подавляющее большинство случаев взаимоотношений между людьми находится в разной степени отдаленности от полюсов. Одни и те же люди в одних обстоятельствах будут взаимодействовать в большей степени как индивиды, а в других – как члены группы» [13].

Социальные взаимоотношения исследуются многочисленными науками: социологией, экономикой, политологией также, и любая дисциплина анализирует собственный подход социальных взаимоотношений. Общественная психология исследует социальные взаимоотношения людей с места зрения психологии межгрупповых взаимоотношений.

Принципиальное отличие социально-психологического угла зрения на проблему заключается в том, что здесь в центре внимания … стоят не межгрупповые процессы и явления сами по себе или их детерминация общественными отношениями, а внутреннее отражение этих процессов, т.е. когнитивная сфера, связанная с различными аспектами межгруппового взаимодействия (Агеев, 1983).


Общественно-общепсихологический исследование сосредоточивает интерес в вопросу взаимоотношений, образующихся во процессе взаимодействия среди группами, равно как внутренней, эмоциональной группы. Межгрупповые взаимоотношения имеются справедливо (их изучение со данной места зрения – проблема социологии), также с целью общественной психологии немаловажно, равно как данный обстоятельство отображается во сознании членов компаний также определяет их понимание друг другом [2].

В первую очередь, нежели переключиться напрямую ко установлению определения межгрупповых взаимоотношений, необходимо выделить, то что во нынешней психологии отсутствует целостности представлений ученых в исследуемый явление: «С воззрению разумного значения может показаться на первый взгляд довольно явным, то что межгрупповые взаимоотношения – данное взаимоотношения, предметом также типом каковых считаются категории, во этом количестве также народные одинаковости. Но многочисленные общественные специалисты по психологии около межгрупповыми взаимоотношениями подразумевают в первую очередь в целом – также в том числе и только – взаимоотношения среди индивидумами равно как резидентами определенных групп» [13].

Так же не выработана еще единая точка зрения ученых на разграничение понятий, непосредственно связанных с изучением межгрупповых отношений: «В мировой науке нет четкости в обозначении рассматриваемого нами круга явлений: термины межгрупповые отношения, межгрупповое поведение, межгрупповое взаимодействие и даже межгрупповой конфликт употребляются почти как равнозначные» [13].

Это связано с тем, что психология межгрупповых отношения является одним из самых молодых направлений социальной психологии: регулярные эмпирические исследования в этой области начались лишь в середине ХХ века [12]. Однако определенные сведения о межгрупповых отношениях уже накоплены в науке, и это позволяет дать определение понятия.

В психологическом словаре дано следующее определение данного понятия: межгрупповые отношения – это «совокупность социально-психологических явлений, характеризующих субъективное отражение (восприятие) многообразных связей, возникающих между социальными группами, а также обусловленный ими способ взаимодействия групп» [8].

Таким образом, исходя из определения, становится очевидным, что межгрупповые отношения имеют сложную структуру, выступая как на уровне сознания (межгрупповое восприятие), так и на уровне поведения и взаимодействия (межгрупповое взаимодействие). Рассмотрим далее структуру межгрупповых отношений более подробно.


1.1. ПРОБЛЕМЫ СПРАВЕДЛИВОСТИ В СОВРЕМЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ

Понятие справедливости

Конфуций считал, что справедливость означает следование принципу человеколюбия. По его мнению понятие справедливости предполагает долг. Чувство долга - это одна из непременных черт "благородного мужа", отличного от простолюдина. Справедливо все то, что способствует укреплению централизованной власти правящих слоев, сохраняет единовластие, укрепляет патриархально-рабовладельческие устои, что возводит в незыблемый закон "сыновнюю почтительность", уважение к старшим и вышестоящим в социальной иерархии.

Древнегреческий философ Сократ занимаясь разработкой проблемы справедливости, утверждал связь между добродетелью и мудростью, превознося красоту разума, смысла, сознания, защищая идею целесообразности. Справедливость, как и всякая добродетель, есть мудрость. Для Сократа этическое, правовое и политическое в справедливости неразделимы. Страшнее смерти философ считал измену своему долгу и своим идеалам, в частности, своему представлению о справедливости. А оно запрещало ему отвечать несправедливостью на несправедливость.

Другой античный философ Аристотель в своей "Этике" и "Политике" рассматривает проблему справедливости в многообразии проявлений. Центральным понятием выступает "соразмерность" как принцип организации разумного равновесия ( то, что соразмерно, то и справедливо). Во едино должно быть взято законное и равномерное (но не равное). Анализируя проблему справедливости, Аристотель впервые ввел в эту область соображения о пропорциональности обмена, предугадывая идею меновой стоимости, пониманию стоимости денег как меры оценки.[1]

Фрэнсис Бзкон считал, что справедливость есть то, что объединяет людей и создает основания для права. Суть ее состоит в том, чтобы не делать другому человеку того, чего не желаешь себе. Только благодаря наличию справедливости человек человеку - бог, а не волк.

Немецкий философ Э.Кант утверждал понимание справедливости, которое, прежде всего, обращено к властвующим, власть удерживающим. Это мера их морального достоинства, обязательное условие нравственного признания ее со стороны подданных, уважения и доверия к ней. В то же время быть справедливым для человека, не причастного к власти, это не самая высокая добродетель, а лишь определенный - моральный долг.[9]