Файл: Процесс межгруппового взаимодействия в социальных группах.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.03.2023

Просмотров: 551

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Таким образом, представители различных групп далеко не во всех случаях взаимодействуют на межгрупповом уровне, зачастую общение осуществляется на межиндивидуальном уровне, и в таких случаях закономерности межгруппового восприятия и взаимодействия не работают. Иногда «поведение … не только не определяется групповой принадлежностью, но и идёт вопреки ей. Ромео и его возлюбленная, несмотря на свою «групповую принадлежность» к разным кланам, любили друг друга – и в этом смысле их поведение было истинно межличностным, зависело от их индивидуальных особенностей» [15].

Таким образом, на межгрупповые отношения оказывают влияние множество факторов: сам факт осознания групповой принадлежности и степень очерченности границ группы; особенности межгруппового взаимодействия – соперничество или сотрудничество; цели совместной деятельности – узкогрупповые или надгрупповые; наличие либо отсутствие низкой самооценки и низкого уровня самоуважения личнолисти и группы и других внутриличностных или внутригрупповых проблем; а также многие другие факторы. Следовательно, межгрупповая враждебность не является строго неизбежной, и ее степень в разных случаях может быть различной. 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В заключение хотелось бы сказать, прежде всего, о том, что характер отношений групп между собой, прежде всего, зависит от качественных условий, в которых группы на тот момент находятся. То есть, если в окружающей обстановке присутствует некий дух соревнования, то нередко может возникнуть легкая враждебность одной группы по отношению к другой. Если же группы сотрудничают между собой, выполняют какую-либо работу вместе, то соответственно, уровень некой враждебности снижается или совсем исчезает. Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что отношения между группами могут складываться как по линии сотрудничества и взаимопомощи, так и по линии соперничества и даже некоторой вражды.

В процессе осуществления управленческой деятельности руководителю целесообразно учитывать психологические особенности межгрупповых отношений и факторы, влияющие на межгрупповые отношения. Воздействуя на факторы формирования межгрупповых отношений, можно оказывать влияние на сам характер отношений между различными организациями и различными структурными подразделениями одной организации.

Как было показано в данной работе, любые межгрупповые отношения являются потенциально враждебными, но интенсивность межгрупповой враждебности может быть существенно снижена вплоть до полного устранения. Оптимизации межгрупповых отношений можно достичь, например, следующими путями:


  1. Создание условий для сотрудничества групп;
  2. Постановка и реализация общей цели деятельности групп;
  3. Рекатегоризация социального пространства: «если члены двух групп смогут по-новому определить себя как представителей новой сверх категории, то прежние «чужаки» будут определяться как товарищи по новой, расширенной ин-группе» [11];
  4. Повышение интенсивности контактов между группами, способствующие устранению иррациональных и формированию соответствующих действительности межгрупповых представлений.

Все перечисленные пути оптимизации межгрупповых отношений могут быть одновременно применены в одном способе – организации совместной деятельности групп.

Таким образом, учитывая психологические закономерности межгрупповых отношений, исходя из принципов оптимизации межгрупповых отношений, руководитель может эффективно решать практические проблемы межгрупповых отношений.

Одной из задач исследования был анализ того, как сказывается изменение характера межгрупповых отношении на результатах межгруппового сравнения и оценки. Межгрупповое сравнение и оценка проводились в коллективах производственных арендных подразделении в виде двух последовательных "срезов", на II этапе исследования, т.е. непосредственно после создания арендных коллективов и заключения договоров, и на III его этапе, т.е. через год после начала работы в новых условиях. Использовалась специально разработанная оригинальная методика, сочетающая технику попарного сравнения и оценку групповых качеств (отношений) с помощью зрительно-аналоговой шкалы.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Книги

  1. Агеев В.С. Психологическое исследование социальных стереотипов. – http://psyfactor.org.
  2. Андреева Г.М. Социальная психология. – http://psylib.org.ua.
  3. Бархинцева Н.Е. Межгрупповые отношения // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок». – http://festival.1september.ru.
  4. Гришина Н.В. Психология конфликта – http://fictionbook.ru.
  5. Иванова Н.В. Особенности межгруппового восприятия учебных групп при вариативном обучении. Автореф. дисс. … канд. психол. наук. – Кострома, 2017. – http://www.childpsy.ru.
  6. Коханов Е.Ф. PR в системе формирования межгрупповых отношений // Научно-культурологический журнал. – 2015. – №11. – http://www.relga.ru.
  7. Макарова И.В., Михайленко О.И. Электронный учебник по психологии. – http://kpip.kbsu.ru.
  8. Психологический словарь «Планея». – http://planey.ru.
  9. Психология. Учебник для гуманитарных вузов / Под общ.ред. В.Н. Дружинина. – СПб.:Питер, 2016. – 656 с.– (Серия «Учебник нового века»).
  10. Современная психология. Справочное руководство / Под ред. В.Н. Дружинина. – М.: ИП РАН, Инфра, 2015. – 686 с.

Электронные ресурсы

  1. Социальная психология. Курс лекций. – http://siblec.ru.
  2. Социальная психология. Учебник // под ред. А.Л. Журавлева. – http://yurpsy.fatal.ru.
  3. Стефаненко Т.Г. Этнопсихология. – http://ishulenina.ru.
  4. Тюрина И.О. Мы и они: социальное влияние в межгрупповых отношениях. – http://www.elitarium.ru.
  5. Федоров А.А. Социальная психология малых групп. Курс лекций. – http://www.spsg.gorodok.net.

Эссе на Курсовую работу.

Межгрупповые отношения и проблема социальной справедливости

В этом разделе мы вернемся к рассмотрению результатов вы­шеизложенных исследований с несколько иной, более общей точки зрения, релевантной проблеме социальной справедливости.

Обсуждение этой проблемы проводится сейчас очень широко, однако более средствами массовой информации и публицистики, нежели в собственно научной литературе. При этом внимание об­ращается на экономическую, социальную, политическую, юридиче­скую стороны проблемы. И это, конечно, вполне оправдано. Объ­ективная, экономическая, сторона проблемы является важнейшей. Без установления действительно справедливых отношений в сфе­ре собственности, производства, потребления, юридического ра­венства людей перед законом, о какой бы то ни было справедли­вости говорить попросту не приходится. Однако дело не ограничивается только этой, объективной стороной проблемы. Существу­ет и другая — субъективная, психологическая, нравственная — сторона, о которой сейчас все еще говорят редко, но которая, на наш взгляд, также очень важна. И пренебрежение к ней может иметь самые серьезные последствия. На психологических послед­ствиях социальной несправедливости мы и сосредоточим здесь внимание.

Каковы же последствия социальной несправедливости? Како­вы субъективные ощущения тех, кто принадлежит к группам, в чем-то обделенным, ущемленным, обездоленным, притесняемым и т. д.? Во что это может вылиться? Какие стратегии возможны в отношении групп, обладающих различным социальным статусом?

Индивидуальная мобильность объединяет все формы попыток отдельных индивидов выйти из низкостатусной группы и примк­нуть к высокостатусной. В ряде случаев это оказывается возмож­ным благодаря индивидуальным усилиям, способностям, случайно­стям и т. п. Однако в целом ряде других ситуаций она оказывает­ся принципиально невозможной. Например, когда существуют различия в статусе между группами по расовому, половому или этническому признакам.


Вторая и третья стратегии в отличие от первой являются кол­лективными: это стратегия социального творчества и стратегия со­циальной конкуренции. Вторая стратегия может приобретать разные формы, но все они связаны с пересмотром, переоценкой критери­ев сравнения, поэтому они и носят название «творчество»: 1) груп­па может искать новые основания для сравнения. Например, боль­шие группы, потерпев неудачу в сравнении по экономическим ус­пехам или власти, для сохранения позитивной социальной иден­тичности опираются на критерий гуманности, добросердечия, ра­душия и т. д. Школьный класс (малая группа), не имеющий 'при­оритета в области успеваемости, пытается повысить групповую самооценку за счет спортивных достижений, оригинальности увле­чений и т. д.; 2) социальное творчество выражается и в прямом изменении оценки основания сравнения от минуса к плюсу. Так, группа школьников может считать доблестью нарушение дисцип­лины и открытое неповиновение преподавателю; негритянская молодежь — испытывать не унижение, а гордость за свое африкан­ское происхождение и влияние африканской культуры на культу­ру белых; 3) еще одна форма стратегии социального творчества — выбор аутгруппы для сравнения с более низким статусом, примером тому может служить антисемитизм черного насе­ления США или антиазиатские установки у иммигрантов из Вест-Индии.

Третья конкурентная стратегия приводится в действие тогда, когда исчерпаны все разновидности второй и ни одна из них не привела к необходимому, по мнению Тэджфела и Тэрнера, итогу: установлению позитивных различий в пользу ингруппы. Социаль­ная конкуренция — это стратегия установления позитивных отли­чий в прямом соревновании с членами аутгруппы, посредством которого группа может занять объективно более высокое поло­жение.

Итак, согласно теории социальной идентичности межгрупповое соперничество, межгрупповые конфликты не являются неизбеж­ным следствием социальной несправедливости. Это всего лишь один из вариантов сценария, по которому развертывается меж­групповое взаимодействие. Причем он «запускается» в действие лишь тогда, когда по каким-либо причинам не «работают» две первые стратегии, то есть невозможна или затруднена индивиду­альная мобильность и не срабатывает ни одна из разновидностей «социального творчества». Этой стратегии Тэджфел и Тэрнер при­дают особое значение. Ведь любая разновидность этой страте­гии— поиск новых оснований для межгруппового сравнения, из­менение прежних валентностей в оценке характеристик групп или выбор другой аутгруппы в качестве референта для межгруппового сравнений — все же предпочтительней, по их мнению, явного меж­группового конфликта. По сути дела, вторая группа стратегий — альтернатива межгрупповой агрессии. Существование подобных «когнитивных» альтернатив в межгрупповых — межрасовых, меж­этнических и любых других — отношениях способно предохранить общество от социальных катаклизмов. Таков, по-своему оптими­стический, вывод Тэджфела и Тэрнера '.


Итак, главный пункт расхождений в споре между описанными выше точками зрения — это вопрос о том, всегда или не всегда со­циальная несправедливость выльется в прямой протест, явный конфликт между низкостатусными и высокостатусными группами. Что же касается психологических последствий несправедливости, то здесь заметно большее единство мнений. Коротко говоря, по­следствия социальной несправедливости в чисто личностном плане чаще всего негативны, деструктивны.

Хорошей иллюстрацией того, как отражается на человеке не­справедливость в отношениях между группами, могут служить на­ши эксперименты, описанные выше, особенно те из них, в которых моделировались явно гандикапные, неравные, несправедливые ус-

1 Но, с другой стороны, концепция социальной идентичности оказывается еще более пессимистичной, чем теории этноцентризма и концепция реального межгруппового конфликта. Ведь, согласно этой концепции, даже тогда, когда не существует объективных противоречий между группами, когда нет «конфлик­та интересов» и несовместимых целей, все равно будет существовать неизбеж­ное стремление к позитивной социальной идентичности, то есть стремление лю­бой ценой отличаться, и отличаться со знаком «плюс», от релевантной аутгруп­пы. Фактически это означает неизбежность если уж не прямых столкновений и конфликтов, то, во всяком случае, определенной предвзятости по отношению к другим группам, искаженных, стереотипных и пристрастных оценочных суж­дений о других группах условия взаимодействия. В этих условиях наблюдалось резкое уси­ление эффектов ингруппового фаворитизма в оценках и поведе­нии наших испытуемых, возникновение конкурентных, конфликт­ных и защитных стратегий в межгрупповом взаимодействии. На­помним теперь сами эти экспериментальные условия. Итак, все названные процессы возникают, интенсифицируются, становятся выраженными тогда, когда:

  1. Оценка результата в значимом для испытуемых межгруппо­вом взаимодействии (оценка достижений каждой группы произ­вольна, выносится извне без какого бы то ни было обсуждения с группой, а сами критерии, по которым она выносится, непонят­ны, двойственны, недоступны для понимания испытуемых);
  2. само взаимодействие строится по принципу игры с «нулевой суммой» (выигрыш, победа одной стороны автоматически означа­ет проигрыш, поражение другой);
  3. при одновременном наличии первых двух условий группа терпит стабильный (постоянный) неуспех, неудачу (поражение, например если речь идет о межгрупповом соревновании);
  4. существует прямая зависимость индивида от группы, напри­мер когда личный успех или неудача (пусть даже и чисто сим­волические) зависят исключительно только от соответственно ус­пеха или неудачи группы, членом которой он является;
  5. нет ощутимой связи между индивидуальной активностью и степенью успешности, иначе говоря, от индивидуальных усилий человека конечный результат полностью не зависит;
  6. при наличии всех вышеназванных условий существует воз­можность прямого сравнения, сопоставления ингруппового и аут-группового результата, то есть достижений, успехов обеих групп и их соответствующего вознаграждения (пусть и в чисто символи­ческой форме, в форме оценки) извне.