Файл: Процесс межгруппового взаимодействия в социальных группах.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.03.2023

Просмотров: 560

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В работах С. Московичи (70-е гг. XX в.), посвященных процессам социальных изменений в обществе, также были выдвинуты идеи о доминирующем влиянии малой активной и сплоченной группы на большую социальную группу (частью которой является данная малая группа). Он также обратил внимание на значение стиля поведения меньшинства, учет модных социальных тенденций и понимание "духа времени". При этом особая роль отводилась личности лидера, руководителя, который может во многом определять межгрупповые отношения.

В нашей стране данной проблемой занимался А. С. Макаренко. Он выделял актив (активное меньшинство) как социальную группу, которую необходимо создать руководителю в первую очередь. В процессе совместной деятельности складываются определенные отношения между большинством и меньшинством. В своей педагогической деятельности Макаренко работал над созданием детского коллектива. Здесь он показал значение актива в жизнедеятельности детского коллектива: актив становится социальным лидером, доминирует в социальных отношениях. В работах Макаренко также перечислялись условия, необходимые для влияния малой группы на большую (для малой группы в различных социальных системах: "партия – страна" или "актив – школьный класс"): согласованные действия членов малой группы, их общая цель, соблюдение баланса, прав и обязанностей, высокий уровень сплоченности.

Стоит отмстить, что важнейшую роль играют модные социальные тенденции, одновременно оказывающие влияние на характер межгрупповых отношений и на выбор субъектами ведущей социальной идеи. Модные социальные тенденции, по мнению исследователей, – значимый фактор всех общественных отношений, в том числе и межгрупповых. Они проявляются в склонности, пристрастии большинства индивидов к определенной точке зрения. Мода, безусловно, входит в социальный контроль и, несмотря на ее непродолжительность, определяет соответствующие взаимоотношения через доминирующие идеи.

Третье направление исследований связано с проблемой отношений между малыми группами. Прежде всего, в отечественной психологической школе эти вопросы связаны с именем В. С. Агеева и его учеников. Так, изучая явления интерактивного характера межгрупповых отношений, В. С. Агеев и А. А. Сыродеева выделили три интегративных межгрупповых феномена: 1) групповая аффилиации (присоединение); 2) групповая открытость; 3) межгрупповая референтность[2].

Групповая аффилиации означает такие отношения между группами, которые предполагают, что одна из них является составной частью другой. Любой группе свойственно стремление быть составной частью и чувствовать свою принадлежность к более широкой социальной общности. Это взаимодействие групп разнопорядкового масштаба и объема – отношения по вертикали, в отличие от отношения равнопорядковых групп по горизонтали. В данном случае одна группа является подмножеством другой. Отношения между группами разнопорядкового масштаба не могут быть равноправными. Эти группы даже нельзя сравнить, их только можно соотнести между собой. Поскольку большая социальная группа как бы поглощает в себя малые, то последние функционируют по законам первой. Следовательно, для анализа малой группы необходимо сначала понять особенности большой социальной группы, частью которой она является.


Межгрупповая референтность проявляется в обращении к значимой внешней группе, которая выступает в качестве носителя определенных ценностей и норм, некой эталонной модели. Межгрупповая референтность определяется ценностными ориентациями группы, ее социальными установками и ведущими тенденциями развития. Если последние меняются, то меняется и межгрупповая референтность.

Отношения между малыми группами и их влияние на внутригрупповые процессы изучались в контексте различных теорий. Большинство современных исследователей выделяют следующие межгрупповые отношения: кооперация, конкуренция (соревнование, соперничество), межгрупповой конфликт и отношения независимости. Конкуренция и конфликт связаны с тенденцией дифференциации, а кооперация (сотрудничество, компромисс) – с тенденцией интеграции. Конкуренция и конфликт в данном случае являются очень близкими стратегиями взаимодействия, как и сотрудничество и компромисс. Относительно отношений независимости можно сказать, что они редко рассматриваются в качестве типа отношений. Однако независимые отношения – это тоже отношения, которые вполне могут характеризовать позицию группы. В отношениях независимости находятся группы, не имеющие социальных связей между собой, в то время как наличие таковых делает группы взаимозависимыми в том или ином аспекте деятельности и отношений.

2.2. ОСНОВНЫЕ ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА МЕЖГРУППОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ

В социальной психологии проведено множество экспериментальных исследований факторов, влияющих на характер межгрупповых отношений.

Классическим является эксперимент Г.Тэджфела и Дж.Тернера, направленный на исследование феноменов ин-группового фаворитизма и аут-групповой дискриминации [2; 12 и др.]. «В эксперименте студентам показали две картины художников В.Кандинского и П.Клее и предложили посчитать количество точек на каждой картине (поскольку это позволяла манера письма). Затем произвольно разделили участников эксперимента на две группы: в одну попали те, кто зафиксировал больше точек у Кандинского, в другую – те, кто зафиксировал их больше у Клее. Группы были обозначены как «сторонники» Кандинского или Клее, хотя в действительности их члены таковыми не являлись. Немедленно возник эффект «своих» и «чужих» и были выявлены приверженность своей группе (внутригрупповой фаворитизм) и враждебность по отношению к чужой группе. Это позволило Тэшфелу заключить, что причина межгрупповой дискриминации не в характере взаимодействия, а в простом факте осознания принадлежности к своей группе» [2].


Подобным способом, 1-го только лишь прецедента распределения подопытных в категории, схожие согласно тот или иной или маловажному показателю, довольно с целью этого, для того чтобы появились феномены ин-группового фаворитизма также аут-групповой дискриминации.

В первой подросткам, приехавшим в отряд, существовала предложена единая работа согласно уборке стоянки, в процессе каковой существовали обнаружены спонтанно сформировавшиеся дружественные категории; в 2-ой периода школьников поделили в 2 категории таким образом, для того чтобы уничтожить безусловно сформировавшиеся дружественные взаимоотношения (один категория существовала наименована «Орлы», иная «Гремучие змеи»). Присутствие данном существовало замерено подход одной категории к иной, никак не включающее враждебности согласно взаимоотношению друг к другу.

В третьей стадии группам существовала установлена разнообразная работа в обстоятельствах состязания также во ее процессе был закреплен увеличение межгрупповой враждебности; в 4 периода категории существовали снова соединены также увлеклись единой работой (исправляли трубопровод). Измерение взаимоотношений «бывших» компаний товарищ ко товарищу в данной периода выявил, то что межгрупповая агрессивность снизилась, однако никак не пропала полностью» [2].

Таким образом, ситуация конкурентного взаимодействия (соперничества), в основе которого лежит объективный конфликт интересов, приводит к усилению проявлений межгрупповой агрессии и враждебности и усилению внутригрупповой сплоченности. Ситуация кооперативного взаимодействия (сотрудничества) приводит к обратному эффекту.

Результаты экспериментов М.Шерифа были уточнены результатами исследований С.Уэрчела, продемонстрировавших, что, во-первых, «успешное сотрудничество групп действительно вызывает их взаимную симпатию, однако если совместные усилия двух прежде враждовавших групп закончились неудачей, это легко может привести к усугублению конфликта между ними» [4]. Во-вторых, если границы, различия между группами являются резко выраженными, ярко очерченными, то даже успешное сотрудничество приводит к меньшей взаимной симпатии между группами [4].

Агеев исследовал особенности межгруппового восприятия в условиях разных видов межгруппового взаимодействия. «В первом эксперименте исследователь организовывал соревнование между группами учащихся техникума за право получения зачета. По условиям эксперимента победить (т.е. получить зачет по результатам выступлений на семинарском занятии) могла только одна из групп. В экспериментальных группах по сравнению с контрольной, где зачет проставлялся не группе в целом, а индивидуально (наиболее успешно выступившим студентам), было зафиксировано значительно большее проявление реплик и выступлений, направленных на поддержку своей группы и обеспечение ее победы в соревновании.


По результатам межгруппового сравнения и оценки отмечалось ярко выраженное предпочтение своей группы по сравнению с группой соперников по всем критериям (учеба, проведение досуга, взаимоотношения в группе). По результатам исследования было обнаружено резкое возрастание проявлений внутригруппового фаворитизма во взаимодействии и взаимных оценках представителей разных групп по сравнению с фоновыми показателями (т.е. до начала проведения соревнований), а на втором этапе– столь же резкое его снижение» [12].

Таким образом, на степень выраженности внутригруппового фаворитизма и внешнегрупповой дискриминации оказывают влияние не столько характер взаимодействия между группами (оно было соревновательным на обоих этапах эксперимента), сколько характер совместной деятельности групп (ограниченный узкогрупповыми целями на первом этапе и имеющий надгрупповую социальную ценность –на втором).

Т.Адорно выявил, то что уровень выраженности феноменов группового фаворитизма также аут-групповой дискриминации находится в зависимости никак не только лишь с данных взаимодействия среди группами. Оно кроме того сопряжено со конкретным комплектом эмоциональных свойств, свойственных с целью таким образом именуемой авторитарной персоны: монтаж в аккуратное почтение внутригрупповых престижей; излишняя обеспокоенность задачами статуса также правительству; шаблонность мнений также оценок; непримиримость к неопределенности; стремление повиноваться народам, одаренным господством; непримиримость ко этим, кто именно располагается в наиболее невысоком статусном степени [9].

Одной с основных отличительных черт авторитарной персоны считается кроме того «ее склонность анализировать общество равно как непрерывный ресурс опасности, угрозы, в коем способен уцелеть только лишь сильный, более подходящий, в коем главную значимость представляют взаимоотношения «вертикальные»: первенства также подчинения» [15].

Неприязненное и враждебное отношение к другим связывалось с неблагоприятными индивидуальными особенностями еще до начала экспериментального изучения психологии межгрупповых отношений. Так, в конце XIX – начале ХХ века А.Адлер полагал, что «самовозвеличивание вкупе с уничижительным отношением к другим является бессознательной компенсацией чувства зависти, обиды, беспомощности, униженности, словом, ощущение собственной неполноценности» [14].

При этом, как показал Берковиц, враждебное отношение, как правило, формируется к той аут-группе, которая находится в несколько лучшем положении, чем ин-группа: «своей группе приписываются меньшие возможности, ущемленность в правах, несправедливый социальный статус и т.д. … Впечатляюще выглядят данные о росте воровства в связи с распространением телевидения, демонстрировавшего более высокий, чем это было доступно большинству зрителей (особенно бедным слоям и молодежи), жизненный стиль героев телеэкрана» [4].


Но для возникновения такого эффекта сравнения необходимо, чтобы данная аут-группа была сопоставимой с ин-группой по своим характеристикам. Так, «британский социальный психолог Руперт Браун, проводя исследования на авиастроительных заводах, убедился в том, что рабочие бригады предпочитали даже потерять в собственном заработке, лишь бы только зарплата в других бригадах была ниже, чем в их собственной.

Увеличение внешнегрупповой враждебности способен являться обусловлен никак не только лишь невысокой самооценкой, однако также всевозможными иными внутренними трудностями ино-категории. Данное сопряжено с этим, то что «внутригрупповая единство ограничивает вывод отрицательных эмоций с целью членов категории, во взаимосвязи со нежели расхождения также напряжение среди ними обнаруживают собственный вывод во аутгрупповых проявлениях, во частности в враждебности ко «другим» [4].

На содержание межгрупповых представлений оказывают влияние следующие основные факторы [2; 13]:

- Интенсивность контактов между группами: чем дольше и глубже группы взаимодействуют между собой, тем выше удельный вес реальных черт в содержании межгрупповых представлений.

- Особенности объективных политических, экономических, культурных и других процессов, происходящих в обществе.

- Общественно-историческая деятельность данных групп (для межгрупповых представлений больших групп) – без непосредственного взаимодействия групп в данный период времени: на содержание межгрупповых представлений оказывает влияние исторически предшествующий обмен ценностями культуры, фольклора и т.п. При этом, «чем больше размер групп, чем выше уровень межгруппового взаимодействия, чем длительней история и опыт межгрупповых отношений, тем ригиднее, консервативнее, устойчивее будут соответствующие межгрупповые представления» [1].

- Средства массовой информации, формирующие «вторую реальность» в субъективном мире человека.

Вероятность влияния межгрупповых отношений на межличностные зависит от следующих основных факторов [5; 13; 15]:

- Степень осознания субъектом себя прежде всего как члена группы: степень включенностиличности в группу, идентификации человека со своей группой;

- Нахождение групп в состоянии конфликта;

- Особенности социальной ситуации, способствующие построению взаимодействия на межгрупповом или межиндивидуальном уровне;

- Степень осведомленности субъекта о личностных качествах данного члена аут-группы.