Файл: Министерства труда и социального развития Новосибирской области.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.01.2024
Просмотров: 201
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
) семей;
17) правоохранительные органы Российской Федерации – это органы (службы, учреждения), осуществляющие функции по обеспечению безопасности, законности и правопорядка, по борьбе с преступностью, по защите прав и свобод человека и гражданина, к которым относятся органы прокуратуры, Следственный комитет, органы внутренних дел, учреждения и органы уголовно-исполнительной системы и другие органы, в полномочия которых входит реализация правоохранительных функций;
18) социальная адаптация – процесс активного приспособления ребенка (семьи) к новым для него (членов семьи) социальным условиям жизнедеятельности в относительно короткий промежуток времени;
19) социальная реабилитация – система мер организаций, направленных на восстановление разрушенных или утраченных семейных и (или) общественных связей вследствие нарушения здоровья, изменения социального статуса, девиантного и делинквентного поведения;
20) семейно-ориентированный подход – подход к организации помощи детям и семьям, основным принципом которого является то, что права родителей на воспитание детей не должны ущемляться ни при каких обстоятельствах, за исключением случаев, когда это единственный способ защитить интересы ребенка;
21) семья потенциального риска (низкий уровень семейного неблагополучия) – это семья, функциональность которой еще не нарушена, но существуют некоторые сложности, связанные с решением жизненных проблем, влияющих на способность родителей замечать и своевременно удовлетворять актуальные потребности ребенка (детей);
22) семья, находящаяся в трудной жизненной ситуации (средний уровень семейного неблагополучия) – семья, попавшая в ситуацию, объективно нарушающую жизнедеятельность членов семьи (инвалидность, болезнь, сиротство, безнадзорность, малообеспеченность, безработица, отсутствие определенного места жительства, конфликты и жестокое обращение в семье, одиночество), которую семья не может преодолеть самостоятельно;
23) семья, находящаяся в социально опасном положении (высокий уровень семейного неблагополучия, уровень семейного неблагополучия «угроза жизни»
) – семья, имеющая детей, находящихся в социально опасном положении, а также семья, где родители или законные представители несовершеннолетних не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению и содержанию, отрицательно влияют на их поведение либо жестоко обращаются с ними;
24) территориальный консилиум – совещательный орган, созданный в целях обеспечения эффективности реабилитационной работы с семьей и детьми при выявлении нарушения прав и законных интересов несовершеннолетних, в состав которого входят руководители и специалисты субъектов системы профилактики, работающие на данной территории;
25) услуги – действия специалистов субъектов системы профилактики, вовлеченных в процесс сопровождения (реабилитации) семьи (ребенка), по оказанию постоянной, периодической либо разовой помощи семье (ребенку), в целях нормализации условий жизнедеятельности и (или) повышения степени самостоятельного удовлетворения основных жизненных потребностей.
III. Субъекты системы профилактики, участвующие в
деятельности по раннему выявлению и предотвращению семейного
неблагополучия, организации работы с несовершеннолетними и семьями по профилактике социального сиротства
3.1. В деятельности по раннему выявлению и предотвращению семейного неблагополучия, организации работы с несовершеннолетними и семьями по профилактике социального сиротства участвуют:
1) на областном уровне:
комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав на территории Новосибирской области;
министерство труда и социального развития Новосибирской области;
министерство образования Новосибирской области;
министерство здравоохранения Новосибирской области;
министерство физической культуры и спорта Новосибирской области;
министерство культуры Новосибирской области;
ГУ МВД России по Новосибирской области;
2) на уровне городских округов и муниципальных районов Новосибирской области:
орган опеки и попечительства над несовершеннолетними (далее – орган опеки и попечительства);
органы социальной защиты населения и организации социального обслуживания граждан;
медицинские организации;
органы управления образованием и организации, осуществляющие образовательную деятельность (дошкольные образовательные организации, общеобразовательные организации, профессиональные образовательные организации);
орган, осуществляющий управление в сфере культуры и досуга, и учреждения культуры (культурно-просветительные учреждения (клубы, библиотеки, музеи, досуговые центры и иные);
орган, осуществляющий управление в сфере физической культуры и спорта, и учреждения физической культуры и спорта (детско-юношеские спортивные школы (секции), центры спортивной подготовки, туристические клубы и иные);
организации, осуществляющие деятельность в сфере молодежной политики (в том числе общественные организации);
отделы (подразделения) органов внутренних дел;
учреждения уголовно-исполнительной системы;
государственные казенные учреждения Новосибирской области (центры занятости населения);
муниципальные комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав (далее – муниципальные КДН и ЗП);
3) на уровне сельских поселений Новосибирской области:
администрации сельских поселений;
медицинские организации;
образовательные организации;
организации социального обслуживания населения;
организации, осуществляющие деятельность в сфере молодежной политики (советы помощи семье и детям, созданные на территории сельских поселений, иные общественные организации);
4) органы координации и организаторы межведомственного взаимодействия по вопросам раннего выявления и предотвращения семейного неблагополучия, организации работы с несовершеннолетними и семьями по профилактике социального сиротства:
а) комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав на территории Новосибирской области;
б) муниципальные КДН и ЗП;
5) организация деятельности субъектов системы профилактики по раннему выявлению и предотвращению семейного неблагополучия, организации работы с несовершеннолетними и семьями по профилактике социального сиротства обеспечивается службой «Единое окно».
Служба «Единое окно» организуется в муниципальной КДН и ЗП. Функции по приему, регистрации и проверке сигналов о детском и семейном неблагополучии, взаимодействию с субъектами системы профилактики по подготовке материалов для рассмотрения на заседании КДН и ЗП возлагаются на куратора службы «Единое окно» – специалиста, являющегося сотрудником аппарата муниципальной КДН и ЗП.
IV. Этапы деятельности по раннему выявлению и предотвращению детского и семейного неблагополучия, организации работы с несовершеннолетними и семьями по профилактике социального сиротства
4.1. Деятельность по обеспечению своевременного выявления и предотвращения детского и семейного неблагополучия, организации работы с ребенком и его семьей в целях профилактики социального сиротства включает в себя следующие этапы:
1) обнаружение факторов риска детского и семейного неблагополучия и регистрация сведений об обнаружении.
Обнаружение факторов риска детского и семейного неблагополучия осуществляется субъектами системы профилактики по информации, полученной от физических и (или) юридических лиц, из средств массовой информации, в том числе информации, размещенной в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», из иных общедоступных источников, а также в ходе исполнения основной деятельности и (или) проведения межведомственных мероприятий (рейдов, посещений семей с детьми, иных мероприятий), направленных на профилактику безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
Информация об обнаружении факторов риска детского и семейного неблагополучия фиксируется специалистом, выявившим факторы риска, в журнале учета выявленных факторов риска семейного неблагополучия, заполняемом по форме согласно приложению № 1.
Поступившая информация об обнаружении факторов риска детского и семейного неблагополучия незамедлительно передается специалистом, выявившим факторы риска, в аппарат муниципальной КДН и ЗП – службу «Единое окно» по телефону, электронной почте либо посредством иных доступных видов связи.
На любом этапе деятельности по раннему выявлению и предотвращению семейного неблагополучия, организации работы с несовершеннолетними и семьями по профилактике социального сиротства специалист, обнаруживший угрозу жизни и здоровья несовершеннолетнего, незамедлительно сообщает о выявлении угрозы в орган опеки и попечительства по месту пребывания несовершеннолетнего.
При поступлении информации о выявлении угрозы жизни и здоровья несовершеннолетнего органом опеки и попечительства проводится обследование условий жизни несовершеннолетнего гражданина и его семьи (далее – обследование) в соответствии с Порядком проведения обследования условий жизни несовершеннолетних граждан и их семей, утвержденным приказом Минпросвещения России от 10.01.2019 № 4 «О реализации отдельных вопросов осуществления опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан» (далее – приказ). По результатам обследования составляется Акт обследования по форме, утвержденной вышеуказанным приказом. На основании обследования органом опеки и попечительства предпринимаются меры в соответствии со статьей 77 Семейного кодекса Российской Федерации.
Орган опеки и попечительства направляет в муниципальную КДН и ЗП (службу «Единое окно») по месту жительства несовершеннолетнего извещение об обнаружении факторов риска семейного неблагополучия по форме согласно приложению № 2. К извещению приобщается Акт обследования.
Если на момент обследования условий проживания и воспитания ребенка в семье выявлены обстоятельства, представляющие угрозу его жизни и здоровью, применяется последовательность действий субъектов системы профилактики, предусмотренная в разделе V Порядка;
2) оценка показателей неблагополучия ребенка и факторов риска семейного неблагополучия.
Специалист субъекта системы профилактики, который в процессе своей деятельности регулярно, непосредственно контактирует с ребенком (семьей) (классный руководитель, учитель, воспитатель, участковый педиатр, фельдшер, патронажная медицинская сестра, специалист учреждения молодежной политики, инспектор по делам несовершеннолетних), обнаруживший факторы риска детского и семейного неблагополучия либо получивший информацию из аппарата муниципальной КДН и ЗП о факторах риска детского и семейного неблагополучия (далее – специалист, обнаруживший факторы риска), в течение трех рабочих дней со дня их обнаружения (поступления информации) осуществляет заполнение форм «Оценка показателей неблагополучия ребенка», «Оценка факторов риска семейного неблагополучия» согласно приложениям № 3 и № 4 (далее – формы оценки).
Формы оценок заполняются специалистом, обнаружившим факторы риска, при посещении места жительства семьи, при получении информации в ходе личных бесед с членами семьи;
3) передача информации в муниципальную КДН и ЗП – службу «Единое окно» для оценки уровня риска семейного неблагополучия.
По результатам проведенной оценки в течение одного рабочего дня со дня заполнения форм оценки специалист, обнаруживший факторы риска, оформляет извещение об обнаружении факторов риска семейного неблагополучия по форме согласно приложению № 2, которое направляет в муниципальную КДН и ЗП – службу «Единое окно» по месту жительства ребенка с приложением документов, представленных приложениями № 3 и № 4.
При поступлении извещения в муниципальную КДН и ЗП куратор службы «Единое окно» либо иное ответственное лицо, назначенное председателем муниципальной КДН и ЗП в случае временного отсутствия куратора службы «Единое окно», регистрирует извещение и поступившие документы в журнале учета поступивших сведений об обнаружении факторов риска семейного неблагополучия, который ведется по форме согласно приложению № 5;
17) правоохранительные органы Российской Федерации – это органы (службы, учреждения), осуществляющие функции по обеспечению безопасности, законности и правопорядка, по борьбе с преступностью, по защите прав и свобод человека и гражданина, к которым относятся органы прокуратуры, Следственный комитет, органы внутренних дел, учреждения и органы уголовно-исполнительной системы и другие органы, в полномочия которых входит реализация правоохранительных функций;
18) социальная адаптация – процесс активного приспособления ребенка (семьи) к новым для него (членов семьи) социальным условиям жизнедеятельности в относительно короткий промежуток времени;
19) социальная реабилитация – система мер организаций, направленных на восстановление разрушенных или утраченных семейных и (или) общественных связей вследствие нарушения здоровья, изменения социального статуса, девиантного и делинквентного поведения;
20) семейно-ориентированный подход – подход к организации помощи детям и семьям, основным принципом которого является то, что права родителей на воспитание детей не должны ущемляться ни при каких обстоятельствах, за исключением случаев, когда это единственный способ защитить интересы ребенка;
21) семья потенциального риска (низкий уровень семейного неблагополучия) – это семья, функциональность которой еще не нарушена, но существуют некоторые сложности, связанные с решением жизненных проблем, влияющих на способность родителей замечать и своевременно удовлетворять актуальные потребности ребенка (детей);
22) семья, находящаяся в трудной жизненной ситуации (средний уровень семейного неблагополучия) – семья, попавшая в ситуацию, объективно нарушающую жизнедеятельность членов семьи (инвалидность, болезнь, сиротство, безнадзорность, малообеспеченность, безработица, отсутствие определенного места жительства, конфликты и жестокое обращение в семье, одиночество), которую семья не может преодолеть самостоятельно;
23) семья, находящаяся в социально опасном положении (высокий уровень семейного неблагополучия, уровень семейного неблагополучия «угроза жизни»
) – семья, имеющая детей, находящихся в социально опасном положении, а также семья, где родители или законные представители несовершеннолетних не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению и содержанию, отрицательно влияют на их поведение либо жестоко обращаются с ними;
24) территориальный консилиум – совещательный орган, созданный в целях обеспечения эффективности реабилитационной работы с семьей и детьми при выявлении нарушения прав и законных интересов несовершеннолетних, в состав которого входят руководители и специалисты субъектов системы профилактики, работающие на данной территории;
25) услуги – действия специалистов субъектов системы профилактики, вовлеченных в процесс сопровождения (реабилитации) семьи (ребенка), по оказанию постоянной, периодической либо разовой помощи семье (ребенку), в целях нормализации условий жизнедеятельности и (или) повышения степени самостоятельного удовлетворения основных жизненных потребностей.
III. Субъекты системы профилактики, участвующие в
деятельности по раннему выявлению и предотвращению семейного
неблагополучия, организации работы с несовершеннолетними и семьями по профилактике социального сиротства
3.1. В деятельности по раннему выявлению и предотвращению семейного неблагополучия, организации работы с несовершеннолетними и семьями по профилактике социального сиротства участвуют:
1) на областном уровне:
комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав на территории Новосибирской области;
министерство труда и социального развития Новосибирской области;
министерство образования Новосибирской области;
министерство здравоохранения Новосибирской области;
министерство физической культуры и спорта Новосибирской области;
министерство культуры Новосибирской области;
ГУ МВД России по Новосибирской области;
2) на уровне городских округов и муниципальных районов Новосибирской области:
орган опеки и попечительства над несовершеннолетними (далее – орган опеки и попечительства);
органы социальной защиты населения и организации социального обслуживания граждан;
медицинские организации;
органы управления образованием и организации, осуществляющие образовательную деятельность (дошкольные образовательные организации, общеобразовательные организации, профессиональные образовательные организации);
орган, осуществляющий управление в сфере культуры и досуга, и учреждения культуры (культурно-просветительные учреждения (клубы, библиотеки, музеи, досуговые центры и иные);
орган, осуществляющий управление в сфере физической культуры и спорта, и учреждения физической культуры и спорта (детско-юношеские спортивные школы (секции), центры спортивной подготовки, туристические клубы и иные);
организации, осуществляющие деятельность в сфере молодежной политики (в том числе общественные организации);
отделы (подразделения) органов внутренних дел;
учреждения уголовно-исполнительной системы;
государственные казенные учреждения Новосибирской области (центры занятости населения);
муниципальные комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав (далее – муниципальные КДН и ЗП);
3) на уровне сельских поселений Новосибирской области:
администрации сельских поселений;
медицинские организации;
образовательные организации;
организации социального обслуживания населения;
организации, осуществляющие деятельность в сфере молодежной политики (советы помощи семье и детям, созданные на территории сельских поселений, иные общественные организации);
4) органы координации и организаторы межведомственного взаимодействия по вопросам раннего выявления и предотвращения семейного неблагополучия, организации работы с несовершеннолетними и семьями по профилактике социального сиротства:
а) комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав на территории Новосибирской области;
б) муниципальные КДН и ЗП;
5) организация деятельности субъектов системы профилактики по раннему выявлению и предотвращению семейного неблагополучия, организации работы с несовершеннолетними и семьями по профилактике социального сиротства обеспечивается службой «Единое окно».
Служба «Единое окно» организуется в муниципальной КДН и ЗП. Функции по приему, регистрации и проверке сигналов о детском и семейном неблагополучии, взаимодействию с субъектами системы профилактики по подготовке материалов для рассмотрения на заседании КДН и ЗП возлагаются на куратора службы «Единое окно» – специалиста, являющегося сотрудником аппарата муниципальной КДН и ЗП.
IV. Этапы деятельности по раннему выявлению и предотвращению детского и семейного неблагополучия, организации работы с несовершеннолетними и семьями по профилактике социального сиротства
4.1. Деятельность по обеспечению своевременного выявления и предотвращения детского и семейного неблагополучия, организации работы с ребенком и его семьей в целях профилактики социального сиротства включает в себя следующие этапы:
1) обнаружение факторов риска детского и семейного неблагополучия и регистрация сведений об обнаружении.
Обнаружение факторов риска детского и семейного неблагополучия осуществляется субъектами системы профилактики по информации, полученной от физических и (или) юридических лиц, из средств массовой информации, в том числе информации, размещенной в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», из иных общедоступных источников, а также в ходе исполнения основной деятельности и (или) проведения межведомственных мероприятий (рейдов, посещений семей с детьми, иных мероприятий), направленных на профилактику безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
Информация об обнаружении факторов риска детского и семейного неблагополучия фиксируется специалистом, выявившим факторы риска, в журнале учета выявленных факторов риска семейного неблагополучия, заполняемом по форме согласно приложению № 1.
Поступившая информация об обнаружении факторов риска детского и семейного неблагополучия незамедлительно передается специалистом, выявившим факторы риска, в аппарат муниципальной КДН и ЗП – службу «Единое окно» по телефону, электронной почте либо посредством иных доступных видов связи.
На любом этапе деятельности по раннему выявлению и предотвращению семейного неблагополучия, организации работы с несовершеннолетними и семьями по профилактике социального сиротства специалист, обнаруживший угрозу жизни и здоровья несовершеннолетнего, незамедлительно сообщает о выявлении угрозы в орган опеки и попечительства по месту пребывания несовершеннолетнего.
При поступлении информации о выявлении угрозы жизни и здоровья несовершеннолетнего органом опеки и попечительства проводится обследование условий жизни несовершеннолетнего гражданина и его семьи (далее – обследование) в соответствии с Порядком проведения обследования условий жизни несовершеннолетних граждан и их семей, утвержденным приказом Минпросвещения России от 10.01.2019 № 4 «О реализации отдельных вопросов осуществления опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан» (далее – приказ). По результатам обследования составляется Акт обследования по форме, утвержденной вышеуказанным приказом. На основании обследования органом опеки и попечительства предпринимаются меры в соответствии со статьей 77 Семейного кодекса Российской Федерации.
Орган опеки и попечительства направляет в муниципальную КДН и ЗП (службу «Единое окно») по месту жительства несовершеннолетнего извещение об обнаружении факторов риска семейного неблагополучия по форме согласно приложению № 2. К извещению приобщается Акт обследования.
Если на момент обследования условий проживания и воспитания ребенка в семье выявлены обстоятельства, представляющие угрозу его жизни и здоровью, применяется последовательность действий субъектов системы профилактики, предусмотренная в разделе V Порядка;
2) оценка показателей неблагополучия ребенка и факторов риска семейного неблагополучия.
Специалист субъекта системы профилактики, который в процессе своей деятельности регулярно, непосредственно контактирует с ребенком (семьей) (классный руководитель, учитель, воспитатель, участковый педиатр, фельдшер, патронажная медицинская сестра, специалист учреждения молодежной политики, инспектор по делам несовершеннолетних), обнаруживший факторы риска детского и семейного неблагополучия либо получивший информацию из аппарата муниципальной КДН и ЗП о факторах риска детского и семейного неблагополучия (далее – специалист, обнаруживший факторы риска), в течение трех рабочих дней со дня их обнаружения (поступления информации) осуществляет заполнение форм «Оценка показателей неблагополучия ребенка», «Оценка факторов риска семейного неблагополучия» согласно приложениям № 3 и № 4 (далее – формы оценки).
Формы оценок заполняются специалистом, обнаружившим факторы риска, при посещении места жительства семьи, при получении информации в ходе личных бесед с членами семьи;
3) передача информации в муниципальную КДН и ЗП – службу «Единое окно» для оценки уровня риска семейного неблагополучия.
По результатам проведенной оценки в течение одного рабочего дня со дня заполнения форм оценки специалист, обнаруживший факторы риска, оформляет извещение об обнаружении факторов риска семейного неблагополучия по форме согласно приложению № 2, которое направляет в муниципальную КДН и ЗП – службу «Единое окно» по месту жительства ребенка с приложением документов, представленных приложениями № 3 и № 4.
При поступлении извещения в муниципальную КДН и ЗП куратор службы «Единое окно» либо иное ответственное лицо, назначенное председателем муниципальной КДН и ЗП в случае временного отсутствия куратора службы «Единое окно», регистрирует извещение и поступившие документы в журнале учета поступивших сведений об обнаружении факторов риска семейного неблагополучия, который ведется по форме согласно приложению № 5;