Файл: Понятие менеджмента. Менеджер и предприниматель (Общая характеристика менеджера).pdf
Добавлен: 29.03.2023
Просмотров: 117
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Общая характеристика менеджера
1.1 Определение понятия менеджер
Глава 2. Теоретические аспекты предпринимательства
2.1 Сущность понятия «предприниматель», его роль и функции
2.2 Понятие предпринимателя как субъекта предпринимательской деятельности
Глава 3. Анализ взаимосвязи и различий сущности менеджера и предпринимателя
3.1 Взаимосвязь сущности и функций менеджера и предпринимателя
Руководители высшего звена компании обычно являются номинальными руководителями, координаторами, представителями, определяющими цели и основные принципы деятельности. Менеджеры среднего звена чаще всего выступают в качестве генераторов идей, представителей на переговорах, координаторов деятельности своих подчиненных, определяя их функциональные обязанности и цели, улучшающие производственный процесс.
Руководители низшего звена – мастера – ближе к прямым подрядчикам. Цели для них на ближайшее время ставятся их непосредственными руководителями и сосредоточены на повышении производительности труда, индивидуальной квалификации сотрудников и сокращении выбытия. В отличие от предыдущих категорий менеджеров, они решают не «что делать?», А «как это делать?».
По своему отношению к работе менеджеры делятся на пассивы и активы. Обязательства, как правило, используют принципы деятельности, разработанные другими, они в основном связаны со своими подчиненными, стремясь контролировать все свои действия. В своей повседневной работе эти менеджеры ограничиваются решением узких проблем с рутинной точки зрения.
Они берутся только за то, что приносит пользу их карьере и позволяет им «набирать очки», и даже здесь, опасаясь риска, они действуют только по схеме «наверняка», не стремятся расширить свой кругозор, а недостаток знаний и идей пополняются воровством у подчиненных.
В отличие от пассивного лидера, активный тип не сидит на месте, стремится к испытаниям, полностью посвящен работе. Имеет четкое отношение к жизни, требовательности к себе и окружающим, стремится к совершенству. Такой лидер постоянно находится в середине жизни, постоянно развивая и пересматривая принципы деятельности для себя и других, в зависимости от ситуации.
Все конфликтные ситуации старается использовать конструктивно, не боясь риска и ответственности. Активный менеджер срочно ищет других и устанавливает с ними контакт, способствует их независимости и предлагает возможность дальнейшего развития. У активного менеджера есть все задатки, чтобы стать лидером группы, сочетая официальное признание руководства и неофициальных подчиненных.
По мнению психологов, среда воспринимает лидера по четырем основным моделям: 1) «один из нас», 2) «лучший из нас – образец для подражания»; 3) «Воплощение добродетелей»; 4) «Обоснование всех ожиданий», согласно которому они выстраивают свое отношение к нему, позволяет лидеру распространять свое влияние на команду и на каждого человека.
Таким образом, делая вывод по главе можно сказать о том, что менеджер в современном понимании – это лидер или менеджер, который занимает постоянную должность и наделен полномочиями принимать решения о конкретных направлениях деятельности компании, работающей в рыночных условиях. На него возлагаются множество функций. Конечно, менеджер должен выполнять их на отлично. Быть менеджером очень ответственно и довольно-таки не легко.
Глава 2. Теоретические аспекты предпринимательства
2.1 Сущность понятия «предприниматель», его роль и функции
Сегодня в мире нет общепринятого определения предпринимательства. Американский ученый, профессор Роберт Хизрич определяет предпринимательство как процесс создания чего-то нового, имеющего ценность, а предприниматель как человека, который тратит на это все необходимое время и усилия, берет на себя все финансовые, психологические и социальные риски, получая вознаграждение. деньги и удовлетворение[7]13.
Предпринимательство – это качество, на котором основывается любая компания на первом этапе своего развития. Бизнес-психология перечисляет требования к предпринимателю в алфавитном порядке: адаптивность, активность, вера, воля, воображение, гибкость, эффективность, жизнеспособность, изобретательность, индивидуализм, инициативность, интуиция, контроль, изобретательность, новаторство, образование, изобретательность, оптимизм, ответственность, поиск новых решений.
«Первая волна», возникшая еще в XVIII веке, была связана с ориентацией на предпринимательский риск. «Вторая волна» в научном понимании предпринимательства связана с выделением инноваций как главной отличительной черты. «Третья волна» отличается акцентом на особые личностные качества предпринимателя (способность реагировать на изменения экономической и социальной ситуации, независимость в выборе и принятии решений, наличие управленческих навыков) и роль предпринимательства как принцип регулирования в системе экономического равновесия.
Современный этап развития теории предпринимательской функции можно отнести к «четвертой волне», возникновение которой связано со смещением акцентов на управленческий аспект анализа предпринимательских действий, а, следовательно, и с переход на междисциплинарный уровень анализа проблем предпринимательства.
В настоящее время теоретические исследования сосредоточены не только на предпринимательстве как способе ведения бизнеса на независимой и независимой основе, но также на предпринимательстве внутри компании или внутрипредпринимательстве. Термин «интрапренер» ввел в оборот американский исследователь Дж. Пиншо. Он также был первым, кто использовал еще один термин, производный от первого - «внутрикапитальный».
Возникновение внутрипредпринимательства связано с тем, что многие крупные производственные структуры переходят на предпринимательскую форму организации производства. Поскольку предпринимательство подразумевает обязательное наличие свободы творчества, подразделениям целостных производственных структур предоставляется право на свободу действий, что также означает наличие внутрикапитала – капитала, необходимого для реализации идей, лежащих в основе внутреннего предпринимательства[8]11.
Предпринимательство – это особый вид экономической деятельности (под которым мы подразумеваем своевременную деятельность, направленную на получение прибыли), которая основана на собственной инициативе, ответственности и инновационной бизнес-идее.
Экономическая деятельность – это форма участия человека в общественном производстве и способ получения финансовых ресурсов, гарантирующих жизнь ему и его семье. Эта форма участия человека в общественном производстве является функциональным социальным обязательством или их комбинацией, когда она действует как:
- собственник любых объектов, недвижимости и т. д., приносящих постоянный и гарантированный доход (владелец компании или арендованного дома и т. д.);
- работник, продающий свой труд (токарь на заводе, учитель в школе и т. д.);
- индивидуальный предприниматель («свободный» художник, который живет за счет доходов от продажи своих работ, или водитель, который использует машину в качестве такси и живет за счет доходов от этой деятельности и т. д.).
Для предпринимательства характерно обязательное наличие инновационного момента, будь то производство нового продукта, изменение профиля работы или создание новой компании. Новая система управления производством, управление качеством, внедрение новых методов организации производства или новых технологий также являются инновационными моментами[9]11.
Предпринимательство выступает как особый вид экономической деятельности, поскольку его начальный этап связан, как правило, только с идеей-результатом мыслительной деятельности, которая впоследствии принимает материализованную форму.
2.2 Понятие предпринимателя как субъекта предпринимательской деятельности
Основным субъектом предпринимательской деятельности является предприниматель. Однако предприниматель – не единственный субъект, по крайней мере, он вынужден взаимодействовать с потребителем в качестве своего основного подрядчика, а также с государством, которое в различных ситуациях может играть роль помощника или оппонента. И потребитель, и государство также относятся к категории субъектов предпринимательской деятельности, например, служащий (если, конечно, предприниматель не работает в одиночку) и деловые партнеры (если производство не оторвано от связей с общественностью).
В экономической литературе термин «предприниматель» впервые появился в Общем коммерческом словаре, опубликованном в Париже в 1723 году, где под ним понималось лицо, которое берет на себя «ответственность за производство или строительство объекта».
Предпринимателю нужен определенный интеллект, то есть разная информация и знания. Французский экономист Тюрго считал, что предприниматель должен иметь не только определенную информацию, но и капитал. Он заявил, что капитал – это основа всей экономики, прибыль - цель успеха предпринимателя, основа развития производства.
А. Маршалл и его последователи уделяли большое внимание организационной функции предпринимателя и считали, что не каждый желающий может быть предпринимателем, подчеркивая свои предпринимательские способности[10]1.
Каждая нация гордится плодами деятельности своих предпринимателей. Но каждая нация и каждый из ее представителей гордятся своим участием в реализации той или иной бизнес-идеи. Предпринимательство как одна из специфических форм проявления социальных отношений не только способствует увеличению материального и духовного потенциала общества, но не только создает благодатную почву для практической реализации навыков и талантов каждого человека, но и ведет к единству нации, чтобы сохранить свой национальный дух и свою национальную гордость.
В современных экономических условиях каждый предприниматель действует в условиях достаточно глубокой специализации производства, возникшей на основе разделения труда.
Лучшее время для настоящих предпринимателей наступает в эпоху перемен: технологических революций, политических катаклизмов, истерии массового потребления и т. д. Потом начинают говорить о «предпринимательстве в воздухе».
Основная движущая сила предпринимателя – это использование возможностей. Для него характерно революционное восприятие реальности, ориентированное на результат.
Многим предпринимателям приходится находить новые способы использования ресурсов для их сохранения и проявлять всевозможную гибкость. В конце концов, предприниматели должны постоянно контролировать свои права собственности, стремление рабочих к независимости и держать ситуацию под контролем.
Каждому предпринимателю необходимы эффективные партнерские отношения: только в этом случае он сможет эффективно работать в рамках того или иного фрагмента целостного производственного процесса.
Идеальная ситуация – это когда все предприниматели образуют цепочку партнерских отношений, относительно изолированных от общего экономического процесса. Если взять для анализа целостный производственный процесс, то он состоит, так сказать, из множества фрагментов, каждый из которых ориентирован на конкретную деятельность предпринимателя[11]15.
В рыночных условиях предприниматель должен обладать способностью – или даже предрасположенностью – действовать в союзе с другими предпринимателями и постоянно искать наиболее эффективные партнерские отношения, в ходе которых предприниматель переориентирует свои действия.
Целью деловой активности является производство и поставка на рынок продукта, на который есть спрос и который приносит предпринимателю прибыль. Прибыль – это превышение доходов над расходами, полученными в результате реализации бизнес-решения о производстве и поставке продукта на рынок, в отношении которого предприниматель выявил неудовлетворенный или скрытый потребительский спрос.
Таким образом, мы видим, что предпринимательство – это особый вид экономической деятельности (под которым мы подразумеваем своевременную деятельность, направленную на получение прибыли), которая основана на собственной инициативе, ответственности и инновационной бизнес-идее.