Файл: Понятие менеджмента. Менеджер и предприниматель (Общая характеристика менеджера).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.03.2023

Просмотров: 122

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Глава 3. Анализ взаимосвязи и различий сущности менеджера и предпринимателя

3.1 Взаимосвязь сущности и функций менеджера и предпринимателя

Менеджер – организатор эффективного управления.

Особенности управления в предпринимательстве в основном связаны с неформальным исполнением власти. Сам руководитель всегда на виду, как и принимаемые им решения. Отношения между руководителем и подчиненными довольно прямые и открытые. В небольшом трудовом коллективе ожидается предельная готовность руководителя.

В работе менеджера есть пять базовых операций. Их результатом является достижение поставленных целей (Рис. 2).

Рисунок 2 – Базовые операции менеджера

Прежде всего, менеджер ставит цели. Он определяет, что они собой представляют, ставит конкретные задачи в каждой группе целей, решает, что делать для их достижения.

Во-вторых, менеджер организует. Он анализирует действия, решения, отношения. Затем он объединяет задачи в организационную структуру компании, что позволяет людям работать эффективно.

В-третьих, менеджер поддерживает мотивацию и общение. Он формирует команду людей, отвечающих за различные должности, и побуждает их проявлять активность, например, принимая решения о вознаграждении, продвижении по службе, назначении и т. д.

В-четвертых, менеджер гарантирует, что у каждого сотрудника есть показатели, ориентированные на этого человека и на всю организацию. Анализирует и оценивает эти результаты.

В-пятых, способствует профессиональному развитию сотрудников, в том числе их самих. Менеджер необходим в организации, ориентированной на результат.

Предпринимателя, прежде всего, интересует, какую материальную выгоду он получит от своей деятельности. Получить прибыль и накопить капитал, достаточный для продолжения бизнеса в более широком масштабе, можно только в том случае, если производимая продукция (работы, услуги) пользуется спросом у потребителей. Это означает, что предприниматель, менеджер, в первую очередь, должен подумать, каким бизнесом ему заниматься, то есть определить предпринимательскую идею.

Идея предпринимательства – основа любого делового начинания. Чтобы оно постоянно формировалось в человеке, необходимо обладать предпринимательскими навыками, иметь необходимые знания о производстве конкретного продукта, о торговле, посредничестве и инновационной деятельности в сфере финансов.


Для того, чтобы реализация предпринимательской идеи принесла положительные результаты, необходимо разработать бизнес-стратегию, определяющую основные цели, общую программу действий с выделением приоритетных проблем и наиболее важных ресурсов для достижения этих целей.

Одна из основных задач менеджмента – постановка целей, для достижения которых организация формируется, функционирует и развивается как целостная система (Рис. 3).

Рисунок 3 – Задачи менеджмента

Как мы видим из рисунка, основными задачами менеджмента являются:

  • выявление приоритетности целей;
  • разработка стратегии развития фирмы;
  • выработка системы мероприятий;
  • определение необходимых ресурсов;
  • Установление контроля.

Постановка целей является отправной точкой для деятельности менеджера, которая становится все более важной в условиях развивающейся рыночной экономики.

Целевая функция начинается с установления общей цели компании, выражающей причину ее существования. В литературе его часто обозначают такими понятиями, как «политика», «философия», «миссия». Обычно он детализирует статус компании, излагает принципы ее работы, заявления и реальные намерения руководства, определяет наиболее важные характеристики организации.

Миссия не должна зависеть от текущего состояния организации, форм и методов ее работы, поскольку она обычно выражает стремление к будущему, показывая, какие усилия будут направлены и какие ценности будут приоритетными.

Общая цель организации формирует основу для разработки стратегии развития и установления ключевых целей для важнейших функциональных подсистем организации, таких как маркетинг, производство, исследования и разработки, персонал, финансы, менеджмент.

В процессе управления менеджер выполняет ряд специфических функций, включая: организацию и планирование деятельности команды и своей собственной работы; распределение заданий и обучение подчиненных; контроль над ними; подготовка и чтение отчетов; проверка и оценка результатов работы; ознакомление со всеми новостями из мира бизнеса, технологий и технологий, продвижение и рассмотрение новых идей и предложений; решать вопросы, выходящие за рамки компетенции подчиненных.

Все эти работы характеризуются большим разнообразием (до 200 видов действий в день), разнообразием форм самих этих действий и мест их выполнения, широкими контактами и коммуникациями внутри. а вне компании – быстрая смена событий, людей и действий.


Менеджер как предприниматель должен быть лидером. Лидерство – это искусство влиять на людей, вдохновляя их стремиться к достижению определенных целей по собственному желанию. Очень часто, к сожалению, особенно в политике, это личные амбициозные цели самого лидера.

Люди следуют за лидером прежде всего потому, что он может предложить им (хотя и не всегда реально дать) средства для удовлетворения их самых важных потребностей, указать необходимое направление деятельности.

В основе власти лидера лежат хорошие знания подчиненных, умение ставить себя на место, анализировать ситуацию, определять ближайшие и отдаленные последствия своих действий, стремление к самосовершенствованию, умение внушать доверие подчиненным, совесть. необходимость выполнения определенных действий, потому что поведение сотрудников чаще всего отражает то, что от них ожидается.

Лидер прекрасно чувствует и понимает психологические особенности партнеров, противников, начальников, умело использует их в официальных и неофициальных контактах. Убедив других, он демонстрирует завидную гибкость и способность к компромиссу.

Но реальный источник власти лидера над народом – это его независимость, его готовность покинуть свое место в любой момент, потому что выражение интересов коллектива не означает подчинение ему.

Жить лидерам нелегко. На своем пути они сталкиваются с множеством трудностей, главная из которых, по мнению всех, - это руководство подчиненными. На втором месте – планирование деятельности компании, на третьем – сокращение штата. Среди прочих, не побывавших на «трибуне», можно отметить проблемы управления своим временем, делегирование полномочий, финансовые джунгли, принятие решений и разрешение конфликтов.

Подводя итог вышесказанному, следует отметить, что менеджер как предприниматель должен обладать рядом различных качеств. Но самое главное, менеджер должен уметь руководить, организовывать и поддерживать работу команды, быть готовым к действиям и риску.

Он должен уметь определять объем своих официальных полномочий, способность действовать независимо от руководства, побуждать людей подчиняться, избавляться от балласта и помогать остающимся стать самими собой, а не раздавить их для себя.

Для этого руководитель должен терпимо относиться к слабостям людей, не мешающих работе, и нетерпимости ко всему, что мешает успеху в решении задач, стоящих перед ним и коллективом.

При этом нужно учитывать, что не существует и не будет менеджера с универсальными способностями, одинаково эффективного в любой ситуации.


3.2 Различия предпринимателя и менеджера

Предприниматель и менеджер - это не одно и то же.

Предприниматель – это тот, кто «зарабатывает», владелец оборотного капитала, приносящего доход. Это может быть бизнесмен, которому никто не подчиняется, или крупный собственник, который не занимает постоянной должности в организации, но владеет ее акциями и, возможно, входит в ее правление[12]14. Однако руководитель обязательно занимает постоянную должность, ему подчинены люди. Несколько более конкретный случай бизнеса – это предпринимательство. Этот вид деятельности еще больше связан с личностью человека – бизнесмен, который ведет бизнес, открывает новое дело, внедряет какие-то инновации, вкладывает собственные средства в новую компанию и берет на себя личные риски.

Различия между менеджером и предпринимателем будут очень большими, если менеджер тяготеет к бюрократическому стилю руководства, но они в некоторой степени стираются, если он придерживается предпринимательского стиля управления. Пока очень немногие крупные фирмы смогли разрешить это противоречие (Рис. 4).

Рисунок 4 – Отличие менеджера от предпринимателя

Основная трудность предпринимателя – не найти идею или ресурсы, а найти своего клиента и организовать с ним процесс взаимодействия. То есть играть принципиально иную роль – роль «менеджера». Предприниматель работает в своем бизнесе, находится «внутри» его: бизнес Предпринимателя неотделим от него самого, он погибает с того момента, как Предприниматель по той или иной причине прекращает это делать[13]8.

Менеджер начинает работать над своим бизнесом и получает хороший результат, когда бизнес начинает жить самостоятельной жизнью, может быть легко отделен от него и переведен к другому менеджеру, например, профессиональному менеджеру.

Разница между владельцем бизнеса как собственником и менеджером как наемным работником: бизнесмен рискует всем своим имуществом в процессе работы, а менеджер рискует только своими доходами. Их объединяет то, что они возглавляют команду в рыночной экономике.

Роль менеджера – гарантировать процесс развития бизнеса, который основан на анализе возможных направлений развития, выявлении и разрешении противоречий, возникающих в процессе производственной деятельности и в системе социальных отношений.


Условиями эффективного управления являются эффективность и качество внешних связей, развитие системы коммуникаций, а также благоприятный социально-психологический климат.

Менеджер и предприниматель занимают разные позиции в рыночной экономике и преследуют разные цели. Менеджер находится в организации, все его внимание направлено на то, чтобы производство товаров или услуг, для которых была создана компания, функционировало хорошо. Предприниматель находится во внешней среде по отношению к организации.

Предприниматель внимательно следит за сферой потребления и видит свою главную задачу в том, чтобы во времени исправить дисбаланс между спросом и предложением, увидеть появление новых потребностей или предложить (а иногда и навязывать) новые стандарты потребления. Это дает ему предпринимательские идеи, которые он передает в форме мотивов организации, чтобы менеджеры могли их реализовать[14]4.

Предприниматель мотивирует лидеров производить новый продукт (услугу) с будущими предпринимательскими сверхприбылями, которые могут быть получены до тех пор, пока не будет установлено новое равновесие, т.е. рынок не будет насыщен новый продукт или услугу.

Менеджер стремится к тому, чтобы организация работала бесперебойно, как часы, а построенные им процессы управления были стабильными и эффективными. И предприниматель заставляет менеджеров отказываться от установленных производственных схем и создавать новые. Без менеджеров он не может реализовать свои идеи и достичь целей, а у них без предпринимателя нет стимулов для постоянного развития своей организации.

Роли предпринимателя и менеджера полярны – менеджер стабилизирует деятельность, а предприниматель разрушает ее, в результате чего происходит постоянное обновление производства и расширение возможностей потребления (Рис. 5.).

Рисунок 5 – Роль предпринимательства

Как мы видим из рисунка, роль предпринимательства играет значительное влияние в жизни в общества.

Предпринимательство помогает осуществлять следующее:

  • Развивает национальную экономику;
  • Улучшает благосостояние государства;
  • Удовлетворяет спрос потребителей и так далее.

Тандем «предприниматель-менеджер» – ресурс современного рынка, ускоритель трансформационных и инновационных процессов. Предприниматель объединяет кругооборот производства и потребления в одно целое, и это его основная роль в рыночной экономике.