Файл: Учебник для высших учебных заведений физической культуры Издание 2е, исправленное и дополненное.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.01.2024

Просмотров: 2057

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
человека различают моторную, сенсорную и психическую асимметрию.

7.1. МОТОРНЫЕАСИММЕТРИИ У ЧЕЛОВЕКА, ИХ ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ

Моторной асимметрией называют совокупность признаков неравенства функций рук, ног, мышц правой и левой полови­ны туловища и лица.

Ведущую конечность определяют по следующим признакам:

1) ее предпочтение при выполнении действия одной ру­кой или ногой,

2) более высокая эффективность по силе, точности и быстроте включения,

3) доминирование при совместной деятельнос­ти обеих конечностей.

У большинства людей (в 75% случаев) правая рука является веду­щей, а связанное с ней левое полушарие — главенствующим, доми­нантным.

Это преимущественное значение левого полушария объясняют тем, что практически у всех праворуких (правшей) фун­кция речи контролируется тем же левым полушарием, в котором располагается моторный речевой центр Брока. Гораздо меньше сре­ди населения левшей — примерно 5-10% — и обоеруких или амби-декстров — 15-20%. Среди женщин левши встречаются в 2-3 раза реже, чем среди мужчин. По статистике среди родителей леворуких детей в 10 раз больше левшей, чем среди родителей правшей, что указывает на значительную роль наследственности в развитии леворукости (праворукости).

496

Моторные центры речи лишь у немногих леворуких (около 7%) расположены в правом полушарии, которое контролирует движения левой руки. У большинства левшей они локализуются в левом полу­шарии, а у небольшой части — в обоих полушариях. Моторные цент­ры рук у левшей также могут располагаться в правом полушарии, либо в левом, либо асимметрия отсутствует.

Таким образом, перекрестные влияния на моторику не являются у человека единственно возможными. Наряду с доминированием ле­вого полушария у правшей и правого — у левшей, может быть одно­временное участие обоих полушарий, а также их попеременное доми­нирование при управлении движениями.

У правшей, как правило, ведущая праваярука превосходит левую по длине, размеру кисти и величине ногтевого ложа большого паль­ца. Она имеет большую мышечную массу, мышечные волокна ее тол­ще и сильнее. Ведущая правая рука легче и раньше включается в двигательные акты, выполняет их более координирован™, точнее дози­рует усилия. Ей принадлежит основная активная роль не только в сознательном управлении движениями, но и в отражении эмоцио­нальных и личностных особенностей человека.


Левой оке руке у правшей отводится преимущественно подсобная роль. Она более вынослива к статическим усилиям, чаще служит опорой при выполнении различных операций.

У праворуких людей центральное управление движениями пра­вой и левой рук неоднозначно. Как показывают современные иссле­дования, моторика правой (ведущей)руки осуществляется в большей степени по механизму центральных команд, более подчинена про­цессам сознательного управления, включающим самые высшие от­делы коры больших полушарий (в первую очередь, переднелобные третичные области). Двигательные навыки правой руки формиру­ются быстрее и легче автоматизируются.

Управление левой рукой у правшей в значительной мере связано с более древним филогенетически и ранее выявляемым в онтогенезе механизмом кольцевого рефлекторного регулирования. В обычных ус­ловиях целенаправленной деятел ьности неведущая левая рука суще­ственно отстает от ведущей правой по своим координационным воз­можностям. Однако в экстремальных ситуациях, при выполнении многоцелевых программ деятельности, когда создаются необычные трудности для программного управления действиями правой руки, эффективность левой руки оказывается более высокой. Обнаруже­но, что мышцы неведущей левой руки содержат больше быстрых мы­шечных волокон, характеризуются лучшими взрывными сократи­тельными свойствами и в большей степени подвержены утомлению.

Преобладание правой руки не связано с обязательным доминирова­нием правой ноги. Чаще всего, а именно в 70% случаев, у праворуких

497

людей ведущей является левая нога, т. е. имеется так называемая перекрестная асимметрия. Лишь для пятой части на­селения характерно наличие ведущей правой руки и правой ноги и всего около 5% людей имеют ведущие левую руку и левую ногу.

Перекрестная асимметрия, столь характерная для правшей, весь­ма мало выражена у левшей: лишь в 7% случаев у леворуких людей обнаруживается ведущая правая нога.

Различные моторные возможности конечностей проявляются при разных видах локомоций — ходьбе, беге, плавании идр. Правши отклоняются обычно в левую сторону и, в итоге, перемещаясь по кругу, приходят в исходный пункт, а при выключении зрения пря­молинейное движение человека невозможно уже в пределах 100м.



Моторная асимметрия проявляется таюке в различном развитии и двигательных возможностях мышц правой и левой половины туло­вища и лица.

В онтогенезе наблюдается постепенное развитие латерализации моторных функций. У детей 2-3 лет отмечается лишь 33% правору-ких, 13% леворуких и у 54% отсутствует моторная асимметрия. К возрасту 7-8 лет уже более 50% детей является праворукими. Однако степеньдоминирования правой стороныпри освоении двигательных навыков может изменяться в онтогенезе. Так, при освоении симмет­ричных движений скорость их формирования выше на правой (веду­щей) стороне в возрасте 9-11 и 15-17 лет, но в переходный период у подростков, наоборот, быстрее формируются навыки на левой (неве­дущей) стороне.

Хорошо выраженная в молодом возрасте моторная асимметрия по мере старения организма постепенно сглаживается. У людей пожило­го возраста число правшей и левшей оказывается примерно одинако­вым (50:50%).

7.2. СЕНСОРНЫЕИ ПСИХИЧЕСКИЕАСИММЕТРИИ. ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПРОФИЛЬ АСИММЕТРИИ

Сенсорные асимметрии определяют как совокуп­ность признаков функционального неравенства правой и левой частей сенсорных систем.

Особое значение в поведении человека имеет асимметрия зрения. Примерно две трети населения имеет правостороннюю асимметрию, т. е. ведущий правый глаз, около трети — левостороннюю и лишь немногие — симметрию зрительной функции. Ведущий глаз облада­ет более высокой остротой зрения, мгновенным и особенно ярким восприятием цвета, более обширным полем зрения, лучшим ощуще­нием глубины пространства. При прицеливании воспринимается лишь то, что входит в поле зрения этого глаза.

В целом, восприятие

498

объекта в большей мере обеспечивается ведущим глазом, а восприя­тие окружающего фона — неведущим глазом.

При изолированном предъявлении стимулов правому или левому глазу выявлено преимущество правого поля зрения и, соответствен­но, левого полушария в восприятии второсигнальной информации (чисел, отдельных букв и целых слов), а также преобладание левого поля зрения и правого полушария в восприятии зрительно-простран­ственной информации (фотографий, геометрических фигур и пр.).

Изолированное предъявление звуковых раздражителей левому или правому уху показало своеобразие функциональной асиммет­рии слуха. Речевые сигналы лучше воспринимаются правым ухом у подавляющего большинства правшей и у половины левшей, а музы­ка, интонации речи, эмоциональная ее окраска — левым ухом. У женщин почти в 2 раза чаще отмечается преимущество
правого уха в восприятии речевых стимулов, чем у мужчин.

В функциях осязания, обоняния и вкуса больше выражена левосто­ронняя асимметрия. На левой руке выше тактильная, болевая, тем­пературная и вибрационная чувствительность, на правой руке — ки­нестетическая чувствительность. Левая сторона носа более чувстви­тельна к запахам.

На левой половине языка больше вкусовых сосоч­ков и выше вкусовая чувствительность.

В понятие психических асимметрий включают нарушение симметрии собственно психических процессов.

Психосенсорные процессы, связанные с чувствен­ным познанием внешнего и внутреннего мира, соотносят с функция­ми правого полушария. Обработка этой информации происходит в настоящем времени с участием следов прошлых раздражений, храня­щихся в памяти, т. е. с участием прошедшего времени. К функциям правого полушария относят целостное и одномоментное восприятие зрительно-пространственных впечатлений.

Психомоторные процессы связаны с абстрактно-логическим познанием, речевой регуляцией движений и двигатель­ными асимметриями. Их связывают с функциями левого полуша­рия. Протекая в настоящем времени, они направлены в будущее вре­мя, так как программируемые действия и прогнозируемые их ре­зультаты будут осуществляться в дальнейшей жизни человека. Левое полушарие осуществляет детальный анализ событий, производя их последовательную обработку.

Сочетание моторных, сенсорных и психических асимметрий со­ставляет чрезвычайно важную характеристику человека — его индивидуальный профиль асимметрии, опре­деляющий только ему присущие особенности поведения.

У многих людей отмечается правосторонняя асимметрия рук, ног, зрения (по прицельной способности), слуха (по восприятию речи) и

499
левосторонняя асимметрия в функциях осязания, обоняния и вкуса. В поведении человека основное значение имеет асимметрия рук, ног, зрения и слуха, которая в основном и учитывается при определении индивидуального профиля асимметрии (табл. 34).

Таблица 34

Частый вариант индивидуального профиля асимметрии

различных функций


Доминирование

Рука

Нога

Глаз

Ухо

Вкус

Обоняние

Осязание

Правое

+

+

+

+










Левое













+

+

+

Различают одностороннее доминирование этих функций (либо правостороннее, либо левостороннее преобладание функций рук, ног, зрения, слуха) и парциальное (частичное) с любым сочетанием преобладающих функций.

У детей 4-7 лет односторонний правый профиль асимметрии (рука, нога, глаз, ухо) наблюдается только в 15% случаев, а парциаль­ный — в 80% случаев. По мере взросления повышается праволате-ральность моторики рук и ног, функций зрения. У взрослых правосто­ронний профиль асимметрии отмечается в 26% случаев, а парциаль­ный — в 70 %. Истинных левшей с односторонним левым профилем асимметрии насчитывают около 4%.

Особое значение в жизнедеятельности человека имеет сочетание ведущей правой руки и ведущего правого ыаза. У правшей с ведущим правым глазом лучше ориентировка, чем в случае с ведущим левым глазом. Они лучше адаптируются ко многим сложным формам дея­тельности, требующим быстрого реагирования на изменения ситуа­ции, высокой концентрации и скорости переключения внимания.

Обследование школьников-правшей 7-15 лет с правым ведущим глазом показало их большую способность к понятийному, абстракт­ному мышлению и более низкий уровень тревожности по сравнению с детьми, имеющими более низкие коэффициенты праворукости, стертые признаки левшества и левый ведущий глаз. У школьников-левшей в 90-100% случаев отмечено преобладание реакций на непос­редственные раздражители (первой си шальной системы), а у прав­шей в 25 % случаев — преобладание реакций на словесные раздражи­тели (второй сигнальной системы).

Сенсорные и психические функциональные асимметрии, как и моторные асимметрии, подвержены закономерным изменениям с

возрастом.

Основную роль в регуляции поведения ребенка играет правое полу­шарие головного мозга. Те формы речи, которые доступны детям