Файл: Учебник для высших учебных заведений физической культуры Издание 2е, исправленное и дополненное.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.01.2024

Просмотров: 2207

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Имеютзначение личностные особенности спортсменов. Интроверты легче справляются с монотонной работой, чем экстраверты.

Для борьбы с монотонней используют варьирование скорости пе­ремещений спортсменов, разные отрезки дистанций, создают сорев­новательные ситуации и т. п.

15.4. ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И ИХ ВЛИЯНИЕ НА ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ

ОРГАНИЗМА

К основным средствам физического воспитания относят физи­ческие упражнения, естественные силы природы и гигиенические факторы. Физические упражнения — это двигательные действия че­ловека, необходимые для решения задач физического воспитания. Главные их задачи — повышение работоспособности и оздоровление населения.

15.4.1. ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Использование различных форм оздоровительной физической культуры неразрывно связано с получением основного эффекта —

358

повышения и сохранения здоровья человека. Вместе стем, ими реша­ются в обществе и многие другие задачи — общеобразовательные, познавательные (туризм), реабилитационные (лечебная гимнасти­ка), рекреационные, развлекательные (игры), профессиональные (производственная гимнастика, профессионально-прикладная фи­зическая подготовка).

Физические упражнения подразделяют на гимнастику, игры, туризм и спорт. Оздоровительный эффектимеют различные виды гим­настики.

Основная гимнастика обеспечивает широкую общую физичес­кую подготовку человека к различным видам двигательной деятель­ности. Гигиеническая гимнастка в частности утренняя зарядка, ак­тивизирует функции организма в течение дня. Утренняя зарядка снимает заторможенное состояние мозга после сна, повышая тонус центральной нервной системы афферентными импульсами от рабо­тающих мышц; стимулирует активность сенсорных систем; активи­рует работу сердечной мышцы и усиливает венозный кровоток; уве­личивает глуби ну дыхания; устраняет отечность тканей,усиливая лимфообращение. Водные процедуры, сопровождающие зарядку, обес­печивают закаливание, действуя на терморецепторы кожи.

В недав­нее время широко развивалась производственная гимнастика,

кото­рая в различных ее формах повышает производительность умствен­ного и физического труда и снижает профзаболевания. При исполь­зовании перед работой вводной гимнастики возникает врабатывание организма, небольшие физкультминутки и физкультпаузыявляются хорошими средствами активного отдыха, а восстановительная гимнастика улучшает процессы восстановления организма после рабо­ты. Лечебная гимнастика обеспечивает восстановление нарушенно­го здоровья человека. Она имеет узкую специфическую направлен-ность в зависимости от характера заболевания.


Игры, повышая физическую активность человека, способ­ствуют общему оздоровлению населения, а также развивают на­блюдательность, экстраполяцию, творческие возможности мозга,

способность к переработке информации в условиях дефицита времени. Для развития различных физических качеств и формирования двигательных навыков у детей дошкольного и младшего школьного возраста большое значение имеют имитационные игры. Среди взрослого населе­ния широко распространены игры как средство активного отдыха и заполнения досуга, улучшения психо-эмоционального состояния.

Туризм — это разнообразная естественная двигательная

деятельность в природных условиях. Огромно его влияние на здоровье

на­селения, снятие невротических состояний, вызываемых нервно-психи­ческой напряженностью бытовых и профессиональныхситуаций, воспитательно-образовательная роль.

359

Различные виды туризма — прогулки, экскурсии, туристские походы позволяют человеку укреплять здоровье, поддерживают бодрое настроение, развивают способность к пространственной ориентации на местности, умение адаптировать­ся к различным естественным ситуациям и погодным условиям. Они ел ужат также для приобретения новых навыков, развития умствен­ных способностей, пополняют знания об окружающем мире и его объектах.

Спорт связан с соревновательной деятельностью, что требует систематической подготовки организма к высоким спортивным достижениям. Занятия массовым спортом преследуют в значитель­ной мере оздоровительный эффект, а это, в свою очередь, может быть достигнуто лишь при рациональной органи заци и спортивной тренировки, правильно подобранном режиме тренировочных заня­тий и отдыха, индивидуализации физических нагрузок. Особое значение в последнее время приобретают в плане оздоровления за­нятия национальными, народными видами спорта (русская лапта, городки и пр.).

15.4.2. ВЛИЯНИЕ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

НА ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ И НЕСПЕЦИФИЧЕСКУЮ

УСТОЙЧИВОСТЬ ОРГАНИЗМА ЧЕЛОВЕКА



Выполнение физических упражнений несет два последствия для организма человека:

1) специфический эффект, т. е. адаптация к данным физическим нагрузкам, 2) дополнительный, неспецифический эффект — повышение устойчивости к разнообразным неблагоприятным факторам внешней среды.

Люди, систематически занимающиеся физическими упражнениями (не ме­нее 6-8 часов в неделю), оказывается,резке болеют, легче переносят инфекционные болезни (рис. 42). У них реже частота и длительность простудных заболеваний, гораздо меньше сопутствующих осложне­ний. У спортсменов повышается устойчивость к перегреванию и пе­реохлаждению, к действию проникающей радиации, однако снижает­ся переносимость голодания и некоторых ядов. Выяснилось, что чем выше аэробные возможности организма, тем ниже показатели смер­тности. При повышении индивидуальных величин относительного МПК в 2 раза у мужчин

(от 21 до 42 мл • кг • мин ) смертность снижается примерно в 3 раза, а у женщин повышение МПК в 1,5 раза (от 21 до 32 мл • кг • мин ) снижает смертность в 2 раза. Исследова­ния наживотныхтакже демонстрируют усиление неспецифической устойчивости при тренировке. В группах тренированных крыс (пла­вание, статическая нагрузка) по сравнению с контрольной группой нетренированных крыс повышалась устойчивость в 1,5 раза к дей­ствию гипоксии (по времени возникновения судорог на высоте

360



Рис. 42. Заболеваемость населения (в %) в зависимости от уровня физического состояния

(по: Апанасенко ГЛ., 1990)

13 км), в 1,5 раза — к отравлению хлороформом (по проценту выжи­вания), в 4 раза — к облучению (по 4-кратному увеличению смер­тельной дозы рентгеновских лучей), на 7% — к перегреванию (по длительности жизни при 70°С), на 1/3 — к охлаждению (до начала судорог в воде при 5°С).

Для получения наибольшего оздоровительного эффекта и макси­мального повышения работоспособности следует соблюдать опти­мальные двигательные режимы, разработанные для лиц различного возраста.


Оптимальный объем физической нагрузки по количеству часов в неделю составляет для возраста 6-8 лет— 13-14,9-12лет— 12-13, 13-15 лет — 11-12, 16-20 лет - 8-9, 24-30-лет - 7-8, 30-60 лет - 5-6, пожилых лиц — 8-10 часов.

Определена минимальная интенсивность нагрузки, при которой происходит повышение функциональных возможностей организма. Ее рассчитывают, исходя из величины максимальной ЧСС, равной 220уд мин минус возраст (количество лет). Оптимальная физичес­кая нагрузка выполняется при ЧСС от 65% до 85% от максимальной ЧСС (рис. 43).

Следовательно, для молодого человека 20-ти лет оптимальной яв­ляется нагрузка, выполняемая при ЧСС в диапазоне 130-170 уд мин

(его максимальная ЧСС составляет 220 — 20 = 200 уд мин ),

а для пожилого человека 60-ти лет оптимум нагрузки соответствует диапазону ЧСС от 104 до 136 уд мин (его максимальная ЧСС со­ставляет

220 — 60 = 160 уд мин ).

Отечественными и зарубежными учеными разработаны общие ре­комендации по величине тренировочной нагрузки для развития и поддержания кардио-респираторных функций, состава тела, мы­шечной силы и выносливости у взрослых здоровых лиц.

361

• Частота тренировочных занятий — 3-5 дней в неделю.

• Интенсивность работы — 65%-85% от максимальной ЧСС или 50-85% от МПК.

• Длительность занятий — 20-60 минут непрерывной аэробной работы в зависимости от интенсивности (допускается 2-3 пика нагрузки по 1-2 мин с ЧСС до 90-100% от максимальной ЧСС или от МПК).

• Видупражнений—любые упражнения с использованием боль­ших мышечных групп при ритмичной и аэробной работе — бег, бегтрусцой, катание на лыжах, коньках, велосипеде, плавание, гребля, танцы, игровая деятельность.


• Упражнения с сопротивлением умеренной интенсивности, эф­фективные для поддержания анаэробных возможностей, раз­вития и сохранения массы тела и прочности костей — 8-10 уп­ражнений на большие мышечные группы не менее 2 дней в неделю.

Рекомендуемый двигательный режим позволяет поддерживать оптимальный уровень физической работоспособности, состояние тела и здоровья (англ. fitness — фитнесс), уменьшение ЧСС покоя, повышение аэробных и анаэробных возможностей организма, сни­жение утомляемости и ускорение процессов восстановления. При су­точных энерготратах не менее 1200 ккал возможно оптимальное сни­жение массы тела — не более 1кг в неделю.


Рис. 43. Диапазон тренирующих физических нагрузок с оптимальной ЧСС — от 65% до 85% от максимальной ЧСС

362

Для определения оптимальной двигательной активности взрос­лого здорового человека можно использовать суточный показатель количества шагов: 10000 шагов в 1 день обеспечивают средний уро­вень энерготрат 2200-2400 ккал в сутки (1700 ккал — основной об­мен и 500-700 ккал — на мышечную работу). Опыт изучения двига­тельной активности различныхконтингентов населения показыва­ет, что в зрелом возрасте люди делают, в среднем, 10-15 тыс. шагов в сутки, а в пожилом возрасте — 6-8тыс. шагов. Подвижность детей дошкольного и младшего школьного возраста очень высока. Число шагов, проходимых в день дошкольниками в зимний период, составляет в возрасте 3-4 лет 11,2 (девочки) и 11,9 тыс. шагов (мальчики), в 5 лет, соответственно, 12 и 13,5 тыс. шагов, в 6-7-лет — 13,6 и 15,0 тыс. шагов, в 8 лет—16,2 и 18,1 (до 22-24 тыс. шагов). Однако этот уровень подвижности не всегда реализуется. В детских садах и, особенно, в школах дети и подростки испытывают значительный дефицит двига­тельной активности, что приводит к росту заболеваний, ожирению, плоскостопию и другим отклонениям в состоянии здоровья.

Повышению функциональных возможностей организма, сохра­нению здоровья и развитию профессиональных психофизиологи­ческих особенностей, физических качеств и формированию двига­тельных навыков способствует профессионально-приклад­ная физическая подготовка. Средствами физического воспитания решаются задачи адаптации работающего населения к профессиональной деятельности