Файл: Учебник для высших учебных заведений физической культуры Издание 2е, исправленное и дополненное.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.01.2024

Просмотров: 2205

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Возрастные показатели роста и развития организма — его фе­нотип — являются сплавом врожденных и приобретенных призна­ков. С одной стороны, они определяются наследственными фактора­ми — генотипом, что необходимо учитывать при спортивном отборе, прогнозировании спортивной одаренности. С другой сторо­ны, развитие организма определяется влияниями внешней сре ы. Для человека важнейшими влияниями являются воздей­ствия социальной среды — воспитание, образование, спортивная тренировка, профессиональное обучение и пр., что определяет при­обретенные черты роста и развития.

Определение степени наследственных влияний производится пу­тем изучения родословных (генеалогическийметод), цитогенетическим методом (анализом наследственного материала клеток), популя-ционнымметодом (исследование врожденных изменений организма в изолированных группах населения — на отдельных островах, в труднодоступных лесах, горах и пр.), атакже близнецовым методом. Так, с помощью генеалогического метода было прослежено сохра­нение на портретах в течение нескольких веков типичного строения лица у владетелей родовыхзамков - «Габсбургский нос и губа». Изуче­ние этим методом врожденных патологий вскрыло генетическую

природу почти 4 тысяч заболеваний. Одним из таких примеров является гемофилия — несвертываемость крови, в результате чего человек мо­жет погибнуть от малейшей царапины из-за кровотечения. Патологи­ческий ген передается через организм женщин, но болеют гемофил ией мужчины. В частности, известно, что сын последнего Российского императора Николая II царевич Алексей получил это заболевание в наследство от английской королевы Виктории — своей прабабушки, как и многие ее потомки мужского рода в различных странах Европы. В спортивных семьях, по О. Астранду, довольно часто (в 50% слу­чаев) наблюдаются двигательно одаренные дети (а если оба родителя спортсмены, то в 70% случаев). Однако, как свидетельствуют десятки тысяч наблюдений, спортивная одаренность не определяется одним геном, а является результатом действия комплекса генов.

Корреляция двигательных возможностей детей иродителей, изу­ченная в английских колледжах для избранных семейств по архи­вным данным, показала, что в 12-летнем возрасте выявить значимую корреляцию между предками и потомками удается не всегда. Для показателей длины тела

(г = 0.5), результатов прыжков в длину с ме­ста (г = 0.71) и бега на короткую дистанцию — 50 ярдов (г = 0.48) корреляция достоверна, но она отсутствует для результатов метания теннисного мяча и гимнастических упражнений.


369

Можно было сделать вывод, что наследуются лишь определенные двигательные воз­можности.

Специальные исследования внутрисемейного сходства показали, что для наследования спортивно важных задатков имеют значение количество детей в семье, преобладание среди них мальчиков или дево­чек и даже порядок рождения ребенка в семье. Выяснено, что искать будущих спортсменов следует, преимущественно, в семьях с двумя-тремя детьми, отдавая предпочтение не старшим, а младшим детям, а также учитывая, что у мужчин-спортсменов двигательные способно­сти передаются несомненно по мужской линии, ау женщин-спорт­сменок, в отличие от этого, — преимущественно по женской линии.

При использовании близнецового метода сравниваются наслед­ственные признаки однояйцевых (монозиготных) близнецов, имеющих практически одинаковую наследственность, а разнояйцевых близнецов (гетерозиготных или дизиготных), в фенотипе которых гораздо боль­ше проявляются влияния внешней среды. Известно, что однояйцевые близнецы имеют один и тот же пол, одинаковые отпечатки пальцев, одну и ту же груп пу крови, их ткани при пересадках не отторгаются, у них не только имеется большое сходство внешности, но и характеров.

Для количественной оценки наследственности часто используют коэффициент Хольцингера (Н), который определяет генетическую долю в общем развитии организма. При Н > 0.7 (70% и более) доля генетических влияний очень высока (табл. 17).
Таблица 17

Показатели влияния наследственности (Н) на некоторые

морфофункциональные признаки организма человека

(по данным разных авторов)

п/п

Морфофункциональные

признаки

Показатели наследуемости (Н)

1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16.

Длина тела (рост)

Масса тела (вес)

Объем сердца

Показатели ЭКГ

Минутный и ударный объем крови (мл/мин)

Частота сердцебиений при работе

АД систолическое в покое и при работе Жизненная емкость легких

Минутный объем дыхания при работе Максимальное потребление кислорода Максимальная анаэробная мощность Задержка дыхания на вдохе

Процент медленных волокон в мышцах

Выработка условных рефлексов Частотно-амплитудные показатели ЭЭГ

0.73-0.80

0.65

0.80-0.92

0.78-0.88

0.83-0.94

0.60-0.91

0.60-0.70

0.48-0.93

0.59-0.98

0.77-0.96

0.84-0.98

0.80

0.88-0.90

0.92-0.99

0.73-0.80

0.90


370

В результате использования близнецового метода выявлено, что под выраженным генетическим контролем находятся размеры и со­став тела, такие функциональные показатели как время двигатель­ной реакции, чувство ритма, максимальная частота движений, ско­рость спринтерского бега, абсолютная мышечная сила, гибкость, максимальное потребление кислорода, анаэробные возможности че­ловека и др.

Эти показатели меньше всего подвержены изменениям в процессе тренировки и, соответственно, их учет необходим в процес­се спортивного отбораи спортивной ориентации.

Особенно значительны наследственные влияния на умственную работоспособность и на различные показатели электрической акти в-ности коры больших полушарий. Отмечают существенный генети­ческий вклад в показатели размеров сердца, формы ЭКГ, величину диастолического давления крови, некоторых параметров крови и др. физиологические величины.

Из физических качеств наиболее зависимыми от врожденных за­датков являются качества быстроты и гибкости. Среднее положение занимает качество силы.

Наименее зависимыми от наследственности и, соответственно, наиболее тренируемыми физическими качествами являются коорди­национные возможности (ловкость) и общая выносливость.

В большой степени поддается изменениям в результате внешних воздействий масса тела. Снижение веса происходит при его сгонке спортсменами, в случаях болезни, голода, диеты и пр. Направленное увеличение веса достигается при специальном усиленном питании у спортсменов, в случаях ожирения, при переедании и пр.

Для спортсменов и тренеров особенно важно, что генетический контроль больше выражен в молодом возрасте (когда особенно велик контингент занимающихся физическими упражнениями) и нарас­тает по мере увеличения мощности физической нагрузки (что харак­терно для соревновательной деятельности в спорте).

1.4. АКСЕЛЕРАЦИЯ ЭПОХАЛЬНАЯ И ИНДИВИДУАЛЬНАЯ, БИОЛОГИЧЕСКИЙ И ПАСПОРТНЫЙ ВОЗРАСТ

Важной особенностью возрастного развития в настоящее время является акселерация (лат. : акселератио — ускорение). Раз­личают акселерацию эпохальную и индивидуальную. Под эпо­хальной акселерацией понимают ускорение роста, фи­зического развития, полового созревания и психического развития орга­низма человека, которое наблюдается с конца XIX в. — начала XX в. по сравнению с предыдущими годами. Употребляют также термин секу-лярный тренд (вековая тенденция). Такое явление наблюдается в раз­ных странах, в различных городах и сельской местности (рис. 47).


371




Рис. 47. Эпохальная акселерация

Рост юношей- 19-и лет — швейцарцев (Шв.) и японцев (Яп.) в 1910 и 1962 гг

(по: Ishiko Т., 1973)

За последние 30-40летуноворожденныхдетей средняя длина тела увеличилась на 0.5-1 см и масса тела — на 100-150г. Ввозрасте 1 года дети стали, в среднем, длиннее на 5 см и тяжелее на 1.5-2 кг, чем 50-75 лет назад.

Весьма объемное исследование, охватившее детей в возрасте 5-7 лет, было выполнено в различных странах — Северной Америке, Ан­глии, Швеции, Польше — за длительный период времени от 1800г до 1950 г.

Оказалось, что дети этого возраста за каждое десятилетие, в среднем, увеличивались на 1.5 см в длину и на 0.5 кг массы тела.

Подростки и юноши 14-17 лет Москвы, Ленинграда и Киева в 60-70-х г.г. по сравнению с 1923-1925 г.г. оказались выше на 10-13 см, тяжелее на 9-11 кг, окружность их груди — больше на 4.7 см.

Ускорилось половое созревание, раньше формируются вторич­ные половые признаки, на 1.5-2 года раньше появляются первые менструации у девочек, отмечаются случаи раннего деторождения (с 8-9 лет).

В настоящее время максимального роста девушки и юношидос-тигаютв

16-19 лет, а 50 лет назад они достигали его к 20-26 годам. У 19 — летних юношей в Швейцарии средние значения роста в 1888-1890 г.г. были 164 см, а в 1962 г. — 173 см; в Японии эти показатели в 1910 г. составили 162 см, а в 1962 г.— 167 см.

Соответственно, раньше формируются физические качества у подростков, особенно у юных спортсменов. Так, мальчики 14-14.5 лет,

372

специально не занимающиеся спортом, прыгали в длину с места в 1927 г. на 178 см, а в 1967 г. — на 191 см; результаты бега на 60 м в этом возрасте составили в 1938 г. 9.19 с, а в 1962 г. — 8.86 с.

Американские школьники 14-17-летнего возраста в 1963-1964 годах превосходили по силе сверстников, учившихся в той же школе в 1899 году, на 4-5 кг.

По вопросу о причинах эпохальной акселерации нет единого мнения. Считают, что это явление может быть обусловлено усиленным ульт­рафиолетовым облучением (гелиогенная теория), влиянием на эн­докринные железы магнитных волн, возросшей космической радиа­цией, увеличением потребления белков (алиментарная теория), повы­шенным поступлением в организм витаминов и минеральных солей (нутригенная теория), ростом количества получаемой информации, особенно в условиях городской жизни. Предполагают, что природ­ные факторы могут вызывать периодические изменения в генетике человека, обусловливая эпохальные вспышки акселерации.

Врезультате акселерации изменяются стандарты мебели, одеж­ды, обуви, пересматриваются сроки начала обучения в школе и нача­ла спортивной специализации, режимы труда и отдыха детей. Обуче­ние в школе начинается в настоящее время с 6-7 лет, а не с 8 лет, как в начальные десятилетия XX века. Значительно раньше во многих слу­чаях начинаются занятия физической культурой и спортом: плава­нием с