Файл: Учебник для высших учебных заведений физической культуры Издание 2е, исправленное и дополненное.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.01.2024

Просмотров: 2107

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


У детей первых 4-6 лет жизни глазное яблоко еще недостаточно выросло в длину. Хотя хрусталик глаза имеет высокую эластичность и хорошо фокусирует световые лучи, но изображение попадает за сетчатку, т. е. возникает детская дальнозоркость. В этом возрасте еще плохо различаются цвета. (У новорожденных, например, число колбочек в 4 раза меньше, чем у взрослых). С учетом этих особенно­стей для детских игр и упражнений с предметом необходимо подби­рать крупные и яркие предметы (кубики, мячиипр.). Вдальнейшем с возрастом проявления дальнозоркости уменьшаются, растет число детей с нормальной рефракцией. Однако уже в первые годы школь­ной жизни растет число близорукихдетей из-за неправильной посад­ки при чтении, систематического рассматривании предметов на близком расстоянии от глаз (табл. 18). Близорукость появляется из-за того, что возникающее при этом напряжение глазодвигательных мышц, сводящих глаза на близком предмете, приводит к удлинению глазного яблока. В результате фокусировка лучей происходит перед сетчаткой, вызывая развитие близорукости.

Таблица 18

Возрастные изменения рефракции глаза

Возраст (лет)

Дальнозоркие (%)

С нормальным (%) зрением

Близорукие

(%)

5-7

8-10

11-13

14-16

69.8

59.5

47.1

31.8

26.5

34.1

43.9

56.8

3.7

6.3

9.0

11.4

378

Большое значение для улучшения зрительной функции имеет эмоциональный характер занятий с детьми, использование различ­ных игр. Острота зрения постепенно повышается у детей: в 1 г.—0.1, в 2 г. — 0.4, в 4 г. — 0.7, в 5 л. — 0.9 и к 7-8 годам она достигает нормальной величины взрослого человека — 1.0. В процессе игры острота зрения у тчем повышается на 30%.

При переходе от дошкольного к младшему школьному возрасту по мере улучшения взаимосвязи зрительной информации и двига­тельного опыта улучшается оценка глубины пространства. Поле зрения резко увеличивается с 6 лет, достигая к 8 годам величин взрослого человека.

Зрительные сигналы играют ведущую роль в управлении двигатель­ной деятельностью ребенка на протяжении первых 6 лет жизни. Од­нако обработка зрительных сигналов мозгом еще несовершенна. Она в основном ограничена анализом отдельных признаков предмета, происходящим в зрительных центрах затылочной области коры, и генерализованным распространением этой информации на другие центры коры.


Качественная перестройка зрительных восприятий происходит в возрасте 6лет, когда начинается вовлечение в анализ зрительной информации ассоциативных нижнетеменных зон мозга. При этом значительно улучшается механизм опознания целостных образов.

Созревант лобных ассоциативных зон обеспечивает евозрас/не 9-10лет еще одну качественную перестройку зрительного восприятия, обеспечивая тонкий анализсложныхформ картины внешнего мира, из-бирательное вося/шиишютдельныхкомпонентов изображения, актив­ный поиск наиболее информативных сигналов окружающей среды.

К возрасту 10-12 лет формирование зрительной функции в основ­ном завершается, достигая уровня взрослого организма. Этот этап отражается в ЭЭГ установлением в затылочной области коры четкого альфа-ритма (8-12 колеб./с), свойственного взрослому человеку.

Слуховая сенсорная система ребенка имеет важнейшее значение для развития речи, обеспечивая не только вос­приятие речи посторонних лиц, но и играя формирующую роль сис­темы обратной связи при собственном произношении слов. Именно в диапазоне речевых частот (1000-3000 Гц) наблюдается наибольшая чувствительность слуховой системы. Ее возбудимость на словесные сигналы особенно заметно повышается в возрасте 4 лет и продолжает увеличиваться к 6-7 годам. Однако острота слуха у детей в 7-13 лет (пороги слышимости) все еще хуже, чем в 14-19 лет, когда достигает­ся наиболее высокая чувствительность. У детей особенно широк диапазон слышимых звуков — от 16 до 22 000 Гц. К возрасту 15 лет вер­хняя граница этого диапазона снижается до 15 000-20 000 Гц, что соответствует уровн ю взросл ых л юдей.

379

Слуховая сенсорная система, анализируя продолжительность звуковых сигналов, темпа и ритма движений, участвует в развитии чувства времени, а благодаря наличию двух ушей (бинауральный слух) — включается в формирование пространственных представле-нийребенка.

Двигательная сенсорная система созревает у человека одной из первых. Формирование проприорецепторов — мышечных веретен и сухожильных рецепторов начинается уже со 2-4 месяца внутриутробного развития и продолжается после рож­дения до 4-6 лет. Подкорковые отделы двигательной сенсорной системы созревают раньше, чем корковые: к возрасту 6-7 лет объем подкорковых образований увеличивается до 98% от конеч­ной величины у взрослых, а корковых образований — лишь до 70-80%.

У детей 1.5-2 месячного возраста осуществляется лишь грубый анализ проприоцептивной информации. В дальнейшем тонкость анализа повышается. Это резко улучшает возможность регуляции двигательной активности и выработки новых навыков. Условные рефлексы на проприоцептивные раздражители вырабатываются с 3-4 недельного возраста ребенка, постоянно совершенствуя сферу его моторных возможностей. Вместе стем пороги различения силы мы­шечного напряжения удошкольников все еще превышают уровень показателей взрослого организма в несколько раз. К 12-14-летнему возрасту развитие двигательной сенсорной системы достигает взрос­лого уровня. Повышение мышечной чувствительности может проис­ходить и далее — до 16-20 лет., способствуя тонкой координации мышечных усилий.



Вестибулярная сенсорная система является одной из самых древних сенсорных систем организма и в ходе онто­генеза она развивается также довольно рано. Рецепторный аппарат начинает формироваться с

7-недельного возраста внутриутробного развития, а у 6-месячного плода достигает размеров взрослого орга­низма.

Вестибулярные рефлексы проявляются у плода уже с 4-месячного возраста, вызывая тонические реакции и сокращения мышц тулови­ща, головы и конечностей. Рефлексы с вестибулярных рецепторов хорошо выражены на протяжении первого года после рождения ре­бенка. С возрастом у ребенка анализ вестибулярных раздражений со­вершенствуется, а возбудимость вестибулярной сенсорной системы понижается, и это уменьшает проявление побочных моторных и ве­гетативных реакций. При этом многие дети проявляют высокую вестибулярную устойчивость к вращениям и поворотам. Раннее возникновение контактов вестибулярной сенсорной системы с

мо­торной системой и с другими сенсорными системами позволяет

380

ребенку к 2-3 годам освоить основной фонд движений и начинать занятия физическими упражнениями с первых же лет жизни — пла­ванием с первых недельжизни, гимнастикой и фигурным катанием с 3-4 лет и т.п.

Уже во время внутриутробного развития и с первых дней жизни у ребенка имеется кожная чувствительность, которая обеспечивается тактильной, болевой и температурной рецепцией.

Тактильная сенсорная система развивается рано, обнаруживая уже у новорожденных общее двигательное воз­буждение при прикосновениях (особенно в области лица, губ). Од­нако ее невысокий уровень в первые годы жизни (повышены как абсолютные, так и дифференциальные пороги) связывают с недо­статочно развитым процессом обработки получаемой информации. Тактильная чувствительность увеличивается с ростом двигатель­ной активности ребенка и достигает максимальных значений к

воз­расту 10 лет.

Болевая рецепция представлена уже у новорожденных, осо­бенно в области лица, но в раннем возрасте она еще недостаточно со­вершенна. С возрастом она улучшается. Пороги болевой чувстви­тельности снижаются от грудного возраста до 6 лет в 8 раз.

Температурная рецепция у новорожденныхпроявляется резкой реакцией (криком, задержкой дыхания, обобщенной двига­тельной активностью) на повышение или понижение температуры окружающей среды. Затем эта реакция с возрастом сменяется более локальными проявлениями, время реакции укорачивается от 2-11с в первые месяцы жизни до 0.13-0.79с у взрослых. У детей первых лет жизни обнаруживаются различия реакций на охлаждение тела. Так, у детей в возрасте 3-6 лет при повышенной тревожности, развитии не­вротических состояний, вегетодистонии отмечены случаи плохой адаптируемости к охлаждению (по
изменениям экстероцептивных рефлексов, двигательной активности, времени реакции, умственной работоспособности и пр. показателям). При проведении закаливания у таких детей терморегуляция ухудшается, что требует особой осто­рожности.

Вкусовые и обонятельные ощущения хотя имеются уже с первыхдней жизни, но они еще непостоянны и неточ­ны, часто бывают неадекватны раздражителям, носят обобщенный характер. Чувствительность этих сенсорных систем заметно повы­шается к возрасту 5-6 лет у дошкольников и в младшем школьном возрасте практически достигает взрослых значений. Время реакции на вкусовые раздражения сокращается почти в 10 раз (от 2-Зс у ново­рожденных до 0.3-0.6с в 9-10 лет).

381


2.2. ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ

И ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА

Пропорции тела ребенка в первые годы жизни существенно отли­чаются от взрослых сравнительно большей длиной головы и более короткими конечностями.

На протяжении первого года жизни и в возрасте 6 лет происходит заметный прирост длины тела. В первые два года жизни усиленно растут мышцы, обеспечивающие стояние и ходьбу. В возрасте от 2-х до 4-х лет преобладает рост длиннейшей и большой ягодичной мышц, в 7-12 лет — двуглавой мышцы голени. При этом заметно увеличивается длина сухожилий по сравнению с длиной основной массы мышцы в «брюшке». Интенсивный рост стоп наблюдается у девочек после 7 лет, а у мальчиков после 9 лет. С возраста 5-7 лет до 10-11 лет быстро увеличивается длина конечностей, превышая ско­рость роста тела. Прирост массы тела отстает от скорости увеличения длины тела.

В костях и скелетных мышцах у детей много органических ве­ществ и воды, но мало минеральных веществ. Гибкие кости могут лег­ко изгибаться при неправильных позах и неравномерных нагрузках. Легкая растяжимость мышечно-связочного аппарата обеспечивает ребенку хорошо выраженную гибкость, но не может создать прочно­го «мышечного корсета» для сохранения нормального расположения костей. В результате возможны деформации скелета, развитие асим­метричности тела и конечностей, возникновение плоскостопия. Это требует особого внимания к организации нормальной позы детей и использовании физических нагрузок.

Мышечные волокна ребенка тонкие и слабые, они гораздо менее возбу­димы, чему взрослых. Ихроствтолщинупродолжаетсядо30-35лет,ав длину—до 20-25 лет. С интенсивным ростом мышечных волокон про­исходит относительное уменьшение ядерной массы на единицу площа­ди скелетных мышц — по сравнению с новорожденными их масса сни­жается к возрасту 6 лет в 4-5 раз, а к возрасту 10-14 лет — в 6 раз.

Происходит перестройка иннервационного аппарата мышц. В дошкольном и младшем школьном возрасте увеличиваются размеры и дифференциация элементов мышечных, суставных и сухожиль­ных рецепторов, достигая достаточного совершенства к 6 годам. На протяжении данного возрастного периода происходит перераспреде­ление положения мышечных веретен в скелетных мышцах — от рав­номерного их расположения в мышце у новорожденных к сосредота­чиванию веретен в концевых областях мышц, где они подвергаются большему растяжению и, соответственно, точнее информируют мозг о движении мышц. До 11-12 лет происходит также созревание не­рвно-мышечных синапсов, улучшая проведение моторных команд.