Файл: Учебник для высших учебных заведений физической культуры Издание 2е, исправленное и дополненное.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.01.2024

Просмотров: 2201

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


• для обеспечения роста и развития организма (пластическая функция);

• для обеспечения двигательной активности (энергетическая функция).

Для детей в связи с большой интенсивностью обменных процес­сов характерна более высокая, чем у взрослых, потребность в воде и витаминах. Относительная потребность в воде (на 1 кг массы тела) с возрастом снижается, а абсолютная суточная величина потребления воды нарастает: в возрасте 1 года необходимо 0.8 л, в 4 года— 1л, в 7-10лет 1.4л, в 11-14лет— 1.5л.

В детском возрасте также необходимо постоянное поступление в организм минеральных веществ: для роста костей (кальций, фосфор), для обеспечения процессов возбуждения в нервной и мышечной ткани (натрий и калий), для образования гемоглобина (железо) и др.

387

Энергетический обмен у детей дошкольного и младшего школь­ного возраста значител ьно (почти в 2 раза) превышает уровень обме­ту взрослых, снижаясь наиболее резко в первые 5 лет и менее замет­но — на протяжении всей последующей жизни. Суточный расход энергии растет с возрастом: в 4 года — 2000 ккал, в 7 лет — 2400 ккал, в 11 лет— 2800 ккал.


2.5. ОСОБЕННОСТИ ТЕРМОРЕГУЛЯЦИИ, ПРОЦЕССОВ ВЫДЕЛЕНИЯ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЖЕЛЕЗ ВНУТРЕННЕЙ СЕКРЕЦИИ

Дети отличаются недостаточно налаженными механизмами теп­лообмена. Они легко перегреваются и легко теряют тепло. Грудные дети реагируют на охлаждение бурными хаотическими движениями, которые их согревают. У них велика в теплоотдаче роль процессов испарения водяных паров при дыхании.

В первые годы жизни в организме ребенка преобладают процессы химической терморегуляции. Благодаря высокому уровню обменных процессов организм ребенка быстро нагревается. Температура кожи и внутренняя температура тела у дошкольника (37.4-37.6° С) выше, чем у взрослых.

Обилие кровеносных сосудов в коже обусловливает быстрый пе­ренос тепла от температурного ядра тела к его оболочке, а недостаточ­ная рефлекторная регуляция просвета кожных сосудов не обеспечи-вает защиту от больших тепловых потерь. При небольшой мышечной массе дети имеют низкую теплоизоляцию покровныхтканей. Высо­кие теплопотери обусловлены также и относительно большой повер­хностью маленького тела. Все это вызывает быстрое охлаждение тела ребенка и требует особого внимания к его закаливанию.

С переходом к младшему школьному возрасту границы терморегу­ляции расширяются, а механизмы теплообмена совершенствуются. Нарастание мышечной массы улучшает теплоизолирующие свойства покровов тела, совершенствование сосудистых реакций облегчает регуляцию теплообмена на поверхности кожи. Улучшается регуля­ция потоотделения, уточняется информация от терморецепторов тела и деятельность центров терморегуляции. Все это позволяет луч­ше поддерживать постоянство температуры тела в различных усло­виях среды и при разных формах деятельности. Дети младшего школьного возраста по сравнению с дошкольниками меньше подверже­ны перегреванию и переохлаждению, однако их устойчивость к изме­нениям температурных режимов все еще недостаточно совершенна. Важнейшая роль в процессах выделения принадлежит почкам. Формирование размеров, веса и функций почек интенсивно про­должается до 13-15 лет. У дошкольников вес почек к 7-летнему воз­расту удваивается по сравнению с годовалым возрастом, а в возрасте

388

11 лет — вес увеличивается в 1.5 раза по сравнению с 5-летним воз­растом.

Однако функции почек у дошкольников все еще несовершенны. В

возрасте 4-5 лет в деятельности почек преобладают процессы фильт­рации, и лишь к 10-11 годам достигают взрослого уровня процессы обратного всасывания (реабсорбции). В составе мочи с возрастом увеличивается количество натрия и мочевины и уменьшается коли­чество мочевой кислоты.



Мочеиспускание у детей первых лет жизни гораздо чаще, чем у взрослых, что объясняется высоким уровнем обмена веществ (осо­бенно воды и углеводов). У годовалых детей мочеиспускание проис­ходит 16-20 раз в сутки, в младшем школьном возрасте — 7-8 раз.

При этом количество образующейся за сутки мочи удетей меньше:

в 1-2года — 0.6л, в 3-4 года — 0.9 л, в 5-6 лет— 1 л, в 7-8 лет— 1.2 л,

в 9-10 лет—1,5л.

С первого года жизни начинается формирование условнорефлек-торного механизма произвольного мочеиспускания, который к 2-3 го­дам выражен отчетливо. Однако многие дети (5-10%) с возбудимой и неуравновешенной нервной системой часто страдают от ночного не­держания мочи (энуреза). С устранением невротических состояний эти явления исчезают.

В нормальной жизнедеятельности растущего организма велика роль желез внутренней секреции. Секретируемые ими гормоны (соматотропин, инсулин, глюкокортикоиды, половые гормоны) умень­шают проницаемость клеточных мембран, обеспечивая доступ в клетки питательных и регуляторных веществ. Они непосредственно действуют на генетический аппарат в клеточных ядрах, регулируя считывание наследственной информации, усиливая синтез РНК. и, соответственно, процессы синтеза белка и ферментов в организме. С участием гормонов формируются в развивающемся организме про­цессы адаптации к различным условиям внешней среды, втом числе к стрессовым ситуациям.

Выявлены ритмические колебания гормональной активности (су­точные биоритмы, циклические изменения секреции ряда гормонов на протяжении 3-5 дней и др.), имеющие характерные индивидуаль­но-типологические особенности и критический период в 7-летнем возрасте.

Еще до рождения ребенка начинают функционировать некоторые железы внутренней секреции, которые имеют большое значение и в первые годы после рождения (эпифиз, вилочковая железа, гормоны поджелудочной железы и коры надпочечников).

Гормоны коркового слоя надпочечников (кортикоиды) ре гул и ру ют обменные процессы в организме, способствуя налаживанию белко­вого, углеводного и жирового обмена. Их среднесуточная секреция

389

временно снижается в 7-летнем возрасте, но затем снова нарастает вплоть до взрослого состояния.

Эпифизв дошкольном возрасте осуществляет важнейшие процес­сы регуляции водного и солевого обмена в детском организме. Ак­тивная деятельность эпифиза подавляетв этот период нижележащие структуры гипоталамуса.


С ослаблением тормозных влияний эпифиза после 7-летнего воз­раста нарастает активность гипоталамуса и формируется тесная взаимосвязь его функций с гипофизом, т. е. оформляется гипоталамо-гипофизарная система, передающая влияния ЦНС через различные железы внутренней секреции на все органы и системы организма.

Усиление роли гормонов мозгового слоя надпочечников (адренали­на, норадреналина) и повышение значимости симпатических влия­ний в организме (т. е. оформление симпатоадреналовой системы) происходит несколько позже — к началу переходного периода.

Секреция гормона гипофиза соматотропина нарастает постепен­но, а в возрасте 6 лет усиливается более значительно,обусловливая заметную прибавку роста ребенка. Однако самый значительный подъем секреции этого гормона приходится на переходный период, вызывая резкое увеличение длины тела. В развитии процессов роста наряду с соматотропином участвует гормон поджелудочной железы — инсулин, который обеспечивает анаболические процессы в организ­ме, накопление углеводных ресурсов. Нарушение гормональной функции поджелудочной железы встречается уже в детском возрасте, чаще всего в возрасте 6-12 лет, приводя к заболеванию сахарным диа­бетом . Этому способствуют нарушения режима и питания детей — не­достаточность двигательной активности, переедание, ожирение.

Огромное значение для правильного роста и развития ребенка имеет гормональная активность щитовидной железы, масса которой к младшему школьному возрасту увеличивается в 10 раз: от 1гу ново­рожденного до 10 г в 10 лет. Щитовидная железа регулирует обмен веществ и энергии, окислительные процессы в митохондриях. От секреции ее гормонов зависит рости дифференцировкатканей и ор­ганов, скорость заживления ран, формирование правильных про­порций тела и нормальное развитие психики ребенка. Гипофункция щитовидной железы в детском возрасте (в том числе связанная с не­достатком поступления в организм йода) приводит к развитию кре-тинизма — задержке роста и развития, непропорциональному строе­нию тела, инфантилизму и умственной отсталости.

Резкую реакцию растущего организма вызывает недостаточная функция паращитовидных желез, регулирующих кальциевый обмен в организме. При их гипофункции содержание кальция в крови па­дает, повышается возбудимость нервной и мышечной тканей
, разви­ваются судороги. Гиперфункция паращитовидных желез приводит к

390

вымыванию кальция из костей и повышению его концентрации в крови. Это приводит к излишней гибкости костей, деформации ске­лета и отложению кальция в кровеносных сосудах и других органах.

Раннее развитие вилочковой железы (тимуса) обеспечивает высо­кий уровень иммунитета в организме. Она влияет на созревание л им-фоцитов, рост селезенки и лимфатических узлов. При нарушении ее гормональной активности у детей грудного возраста резко снижают­ся защитные свойства организма, исчезает в крови гаммаглобулин, имеющий большое значение в образовании антител, и ребенок поги­бает в возрасте 2-5 месяцев.

Вилочковая железа оказывает тормозное влияние на половые же­лезы. Однако к началу переходного периода (после 10-11 лет) она претерпевает обратное развитие, и заметно усиливается секреция гормонов половых желез. У девочек уже с 8-9 лет появляются при­знаки полового созревания — возникают жировые отложения по женскомутипу(набедрахиживоте),с 10-11 лет начинается увеличе­ние грудныхжелез,аумальчиковс 10-11 лет усиливается рост поло­вых органов. Обратное развитие (инволюция) вилочковой железы приводит к глубоким изменениям клеточного и гуморального имму­нитета. Повышается восприимчивостьдетей младшего школьного возраста к различным инфекциям, развитию опухолей.

В целом, в период младшего школьного возраста (7- 11 лет) орга­низм ребенка отличается гармоничным развитием и стабильным гормональным статусом. Оптимальное соотношение секреции раз­личных гормонов обеспечивает нормальный уровень физического и умственного развития, устойчивость реакций организма на внешние воздействия.

2.6. ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ

ДОШКОЛЬНОГО И МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

К ФИЗИЧЕСКИМ НАГРУЗКАМ

Особенности адаптации детей дошкольного и младшего школь­ного возраста к физическим нагрузкам связаны с уровнем морфо-функционального созревания их организма.

2.6.1. ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ДВИЖЕНИЯМИ

У детей дошкольного и младшего школьного возраста нервные центры характеризуются высокой возбудимостью, относительно сла­бым развитием процессов торможения (особенно условнорефлек-торного внутреннего торможения). Дети отличаются быстрой утом­ляемостью, недостаточным развитием произвольного внимания и сильно выраженными ориентировочными реакциями.