Файл: Учебник для высших учебных заведений физической культуры Издание 2е, исправленное и дополненное.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.01.2024

Просмотров: 2199

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Около 20-25% 6-7-летних здоровых детей характеризуются низ­кой подвижностью нервных процессов. Это так называемые «медли­тельные» дети. Они, хотя и имеют общее развитие, соответствую­щее возрастным нормам, но их реакции замедленны, а работоспособ­ность ниже почти в 2-3 раза по сравнению с «быстрыми» детьми. Такие дети могутусваиватьлишьту информацию, которая подается в медленном темпе (с интервалами в 2 с) и теряют в среднем около 60% информации, подаваемой быстрее (с интервалами в 0.5 с). У них плохо развита координация движений. На нагрузки в условиях де? фицита времени они реагируют учащением сердцебиений и дыха­ния, эмоциональной напряженностью. В их ЭЭГ отмечается неус­тойчивая активность, мало выражены волны альфа-ритма, в 70% до­минируют тета-ритмы (4-7колеб./с). Эти дети составляют основной контингент отстающих в школе. У нихзамедлена обучаемость двига­тельным навыкам, более низкий (на 20-30%) темп движений, зат­руднены переключения движений по скорости, направлению, фор­ме. Эти дети требуют особого внимания со стороны родителей, педа­гогов, тренеров. При их обучении следует избегать сложных двига­тельных программ, трудного выбора в условиях дефицита времени, переделок двигательных навыков, высокого темпа движений.

Скорость одиночных движений различна для разных мышечных групп и в разном возрасте. В 4-5 лет она больше для проксимальных частей конечностей, чем для дистальных. С 6-7 лет начинает преобладать скорость движений мышц, управляющих дис-тальными сегментами: удетей 4-5 лет больше скоростьодиночных движений мышц плеча и бедра, а с 6-7 лет нарастает скорость д виже­ни й пальцев.

397

Максимальный темп движений постепенно рас­тет в дошкольном и младшем школьном возрасте, увеличиваясь за этотпериодв 1.5-2раза. Особенно интенсивно он прогрессирует у мальчиков.

Повышение темпа движений связано с ростом подвижности не­рвных процессов, лабильности нервных центров, скорости развития возбуждения и скорости проведения в нервных и мышечных волок­нах, атакже с увеличением скорости расслабления мышц. В препубер­татном периоде (около 10-11 лет) его прирост временно замедляется.

Широко распространен в практике теппинг-тест — количество постукиваний кистью в максимальном темпе за 10 с. За период с 5 до 11 лет этот показатель нарастает в среднем у мальчиков от 47,8 до 62,4 движения (см.табл.20). Скорость бега увеличивается и за этот пери­од нарастает у мальчиков примерно в 1.5 раза. Различия в скорости бега у мальчиков и девочек до 10-11 лет оказываются несуществен­ными, а затем скорость больше нарастает у мальчиков. Время выпол­нения скоростных упражнений для детей дошкольного возраста — не более 2 с, а для младшего школьного возраста не должно превышать 5-6с (для взрослых— 10 - 15 с).


Абсолютная мышечная сила в дошкольном и младшем школьном возрасте нарастает умеренно. Ее прирост связан с увеличением толщины и силы отдельных мышечных волокон, развити­ем.мощных быстрых мышечных волокон в составе мышц и общимуве-личением мышечной массы. В различных мышечных группах прирост мышечной массы, изменение состава волокон и мышечной силы происходит неравномерно. Основной прирост мышечной силы про­исходит после переходного периода онтогенеза (с 14 лет).

Относительная сила у дошкольников почти не изменяется, так как прирост мышечной силы не превышает прироста массы тела. Лишь с 6-7 лет, когда скорость прироста силы начинает опережать прирост веса, относител ьная сил а ребен ка н ач и нает увел ич иваться.

В возрасте 4-5 лет вес мышечной массы в 7-8 раз меньше, чем у взрослых, а сила мышц меньше в 9-14 раз. Вес мышечной массы но­ворожденных составляет 23% массы тела, в 7-8 лет — 27 % (у нетрени­рованных взрослых — 44%, у спортсменов — 50% и более).

Сила мышц руки ног удетей старшего дошкольного возраста (5-6 лет) заметно меньше, чем у детей младшего школьного возраста (7-8 лет). У дошкольников сила мышцтуловища больше, чем мышц конечно­стей. За период от 4 лет до 7 лет сила различных мышц увеличивается примерно в 1.5-2 раза. Например, становая сила —от 18 кг до 29 кг, сила правой руки — от 7 кг до 12 кг, сила левой руки — от 5 кг до 10 кг. За период от 7 до 11 лет сила увеличивается еще в 1.5-2 раза (становая сила — до 65.4 кг, сила правой руки — до 21.4 кг, левой руки — до 19.5 кг). Сила мышц мальчиков и девочек в 7-8 лет одинакова, а в 10-11

398

лет в связи с более быстрым развитием женского организма сила де­вочек превышает силу мальчиков.

Повышенный мышечный тонус и превышение силы мышц-сгиба­телей над разгибателями затру пшют у дошкольников сохранение выпрямленныхпоз.Имтруднодолго сидетьс прямой спиной, со­хранять вертикальное позу стоя дольше 2-х минут. В 6-7 лет наи­большую силу имеют мышцы сгибатели туловища, бедра и подо­швенные сгибатели. В 9-11 лет увеличивается сила разгибателей этих звеньев тела. Мала сила мышц позвоночника — она составляет в 7-8 лет всего 35% величины у взрослых. Отсутствие сильного «мышечного корсета» приводит к нарушению осанки, искривле­нию позвоночника при систематическом положении ребенка в не­правильных позах. Слабость мышц стопы при больших отягощени­ях приводит к развитию плоскостопия. Указанные особенности мышечной системы на ранних стадиях развития требуют специаль­ного внимания при организации занятий физическими упражне­ниями с детьми.



Скоростно-силовые возможности ребенка развиваются постепенно, по мере повышения лабильности мотоней­ронов, скорости активации и вовлечения в работу отдельных дви га-тельных единиц, возможности их синхронизации. Эти функцио­нальные особенности определяюттак называемую взрывную силу, которая проявляется в показателях бросков, прыжков, метаний. Ее показатели у дошкольников невелики — дети 5-6 лет осваивают лишь около половины прыжковых упражнений.

Некоторое увеличение прироста скоростно-силовых показателей (прыжков в высоту, длину, дальности бросков и пр.) наблюдается в 7-9 лет, но основной прирост происходитлишь после 11 лет (см. табл. 20). Средние показатели прыжка в длину с места в 4 г. составляют 47 см, в 7 л. — 116 см; прыжка в высоту в 4 г. — 14 см, в 7 л. — 26 см.

Общая выносливость (длительность бега со скорос­тью 70% от максимальной) начинает увеличиваться в младшем школьном возрасте, когда достаточного развития достигают сердеч­но-сосудистая и дыхательная системы и увеличиваются значения МПК. В возрасте от 7 до 11 лет заметно увеличивается выносливость каэробной работе (составляющей 50% от максимальной мощности), но не растет выносливость к анаэробной работе (100% максимальной мощности).

В возрасте 8-10 лет нарастает скоростно-силовая выносливость при прыжках вверх. Статическая выносливость при поддержании ста­тических поз (см. табл. 21) и при выполнении статической работы (в упражнениях вис, упор и пр.) невелика. Статические усилия не ре­комендуются дошкольникам, так как вызывают у них неблагопри­ятные реакции сердечно-сосудистой системы, сопровождаются

399

сильно выраженным феноменом статических усилий (послерабо-чих усилений дыхания и сердцебиения) и требуют длительного вос­становления. У младших школьников даже при небольших локаль­ных напряжениях нарастание легочной вентиляции и потребления кислорода замедлено, электрическая активность работающих мышц резко увеличена, появляется напряжение на неработающих мышцах. С 8 до 10 лет статическая выносливость увеличивается на 40-50%, ее интенсивное увеличение происходит в более старшем возрасте.

Таблица 21

Возрастная динамика равновесия в стойке на одной ноге

(по; Шварц В. Б., Хрущев С. В., 1984)


Возраст, лет

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

Время (с) удержания

14

20

22

25

27

45

52

55

50

45

44


Ловкость — комплексное понятие, в ее структуру включа­ются способность быстро осваивать новые упражнения, координи-рованно выполнять сложные движения и эффективно действовать в необычных условиях, создавая новые двигательные акты. Ловкость менее других качеств контролируется генетически и относится к наиболее тренируемым качествам.

Развитию ловкости у детей способствуют созревание высших отделов мозга (особенно третичных полей коры больших полуша­рий), совершенствование центральной регуляции моторных функций (налаживание регуляции мышц-антагонистов, межмышечной коор­динации и пр.),

улучшение функций скелетных мышц (более быстрое развертывание механических реакций при возбуждении мышечных волокон идр.).

Уже в дошкольном возрасте быстро растет точность метания в цель, точность прыжка. В структуре основных двигательных способ­ностей у детей

3-6-летнего возраста ловкость составляет 52-57%.

Наибольшие сдвиги координационных способностей обнаружива­ются после 7лет — в младшем и среднем школьном возрасте. Совер­шенствование функций лобных долей в младшем школьном возрасте обеспечивает рост обучаемости детей, ускоряет формирование двига­тельных навыков, улучшает процессы программирования и пред-программирования, внесения коррекций в моторные программы, повышает способность выделять из внешних сигналов наиболее ин­формативные признаки, усиливает речевую регуляцию движений. Все это улучшает проявление ловкости у детей.

400

Различают ловкость «телесную» и «предметную». Их развитие протекает гетерохронно. Особенно выражена разновременность развития для отдельных показателей «предметной» ловкости.

Однако показатели координации и точности движений у 7-8-лет­них детей в 1.5-2 раза хуже, чем у 14-15-летних. Они резко ухудша­ются при малейшей недостаточности зрительной информации. На 30-50% они менее стабильны, чем у 11 - 12-летнихдетей.

Гибкость одно из наиболее ранних по развитию качеств. Начиная с 4-летнего возраста, она быстро совершенствуется на всем протяжении дошкольного и младшего школьного возраста благодаря хорошей растяжимости мышечных волокон и связочного аппарата у детей. Во всех возрастных периодах гибкость лучше выражена в жен­ском организме по сравнению с мужским.


2.6.3. РЕАКЦИИ ВЕГЕТАТИВНЫХ СИСТЕМ И ЭНЕРГООБЕСПЕЧЕНИЕ ПРИ ФИЗИЧЕСКИХ НАГРУЗКАХ

Дети дошкольного и младшего школьного возраста отличаются при физических нагрузках быстрым врабатыванием и быстрым восстановлением. В этом возрасте характери ы малая выраженность устойчивого состояния и быстрое развитие утомления. Для них не­переносима монотонная деятельность, тяжелы статические на­грузки. Эффективность механической работы низка: КПД их состав­ляет всего 10-12%, тогда каку нетренированных взрослых — 20-25%, а у спортсменов — порядка 30-35%.

Дети легче переносят нагрузки аэробного характера и мало адапти­рованы к анаэробной работе. Однако аэробные возможности их еще не­достаточны. Высокий расход кислорода, обусловленный интенсивным энергообменом, требует постоянного быстрого притока кислорода. В добавок к этому кислородная стоимость работы у детей из-за несовер­шенства двигательных навыков и недостаточной координации движе­ний выше, чемувзрослых. С этими высокими потребностями в кисло­роде не справляется кислородтранспортная система. Н еэффекти вное дыхание, малая величина систолического объема крови, низкая кисло­родная емкость крови не обеспечивают должного удовлетворения кис­лородного запроса. Можно отметить, что 1 лкислородаудошкольни-ков и младших школьников извлекается из 5 л ал ьвеолярного воздуха (у взрослых — всегоиз3.5л)ииз12лкрови(увзрослых — из 8 л). При малом объеме сердца и легких дети на физические нагрузки реагируют значительным повышением частоты сердцебиений и дыхания.

Величина систолического объема крови у цетей младшего школь­ного возраста повышается при интенсивной работе до 70 мл, минут­ный объем крови достигает 13-15 л/мин, при этом частота сердечных сокращений может повышаться до 240 уд./мин и более.

401

Важной особенностью регионарного кровообращения является большее увели­чение ЧСС, систолического и минутного объема кровотока при рабо­те ногами, чем при работе руками. При этом работа руками в большей степени вызывает повышение ЧСС, а работа ногами — систоличес­кого объема крови. Адекватные нагрузки для детей младшего школь­ного возраста при работе руками в 2-2.5 раза меньше по мощности, чем при работе ногами. Утренированныхдетей МОК при стандарт­ных нагрузках быстрее достигает рабочего уровня, эти сдвиги более экономны и быстрее восстанавливаются по сравнению с изменения­ми МОК у нетренированных детей (рис. 50).