Файл: Учебник для высших учебных заведений физической культуры Издание 2е, исправленное и дополненное.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.01.2024

Просмотров: 2200

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Рабочие изменения артериального давления из-за низкой мощно­сти сердечной мышцы, малого систолического объема крови, отно­сительно широкого просвета и высокой эластичности стенок сосудов сравнительно небольшие (до 150-160 мм рт. ст.). Минутный объем дыханияу детей 8-11 лет увеличивается при работе до 50-60 л/мин, но при небольшой глубине дыхания резко нарастает частота дыхания.



Рис. 50. Изменение МОК у нетренированных (1) и тренированных (2) мальчиков 7—8 лет при выполнении стандартной нагрузки

I — исходный фон, II — работа, III — восстановительный период (по: Косимое С.А. и др., 1989).

402

Дыхание неравномерное, зачастую возникают задержки дыхания. Большое значение для детей имеет носовое дыхание. От него дети зависят больше, чем взрослые, так как их носовые проходы узкие, а реакции кровеносных сосудов слизистой дыхательных путей на из­менения температуры внешней среды еще несовершенны.

Игры и эстафеты за счет высокой эмоциональности детей вызывают резкое нарастание у них ЧСС и изменения дыхания. Повышение мощ­ности нагрузки вызывает у младших детей гораздо большее увеличение ЧСС и частоты дыхания, чем у более старших. Часто (в 12-13% случаев) в состоянии покоя встречаются значительные дыхател ьные аритмии, которые исчезаютпри рабочем учащении дыхания до 30 вд./мин.

Дети младшего школьного возраста и, особенно, дошкольного воз­раста не переносят длительные интенсивные нагрузки, связанные с накоплением кислородного долга, и с задержкой дыхания. В их крови при задержке дыхания очень быстро падает содержание оксигемогло-бина. Непроизвольное прекращение задержки дыхания наступает при гораздо более высоких его концентрациях, чем у взрослых, обуслов­ливая малую продолжительность подобных задержек (табл. 22).

Таблица 22


Возрастные изменения длительности задержки дыхания на вдохе

(по: Аганянц Е. К. и др., 1991)


Возраст, лет

6

7

8

9

10

11

Время задержки, с

16

26

32

34

37

39

Аэробные возможности детей нарастают с возрастом, увеличиваясь в абсолютных значениях М ПК (л/мин) примерно до 15 лет. У мальчи­ков МП К составляет в 7-8 лет— 1.3 л/мин, в 8-9 лет— 1.5 л/мин, в 9-Ю лет— 1.6 л/мин, в 10-11 лет— 1.7 л/мин. Эти значения гораздо ниже, чем у взрослых. Однако относительные величины МПК (мл/мин.кг) удетей очень высоки, близки к показателям нетрениро­ванных взрослых лиц, а у некоторых детей даже превосходят их.. У мальчиков младшего школьного возраста значения МПК превышают эти показатели удевочек (табл. 23).

Таблица 23

Возрастная динамика относительных величин максимального потребления кислорода — МПК

(по: Гуминский А. А., 1973)



Возраст, лет

МПК мальчиков,

мл/мин.кг

МПК девочек, мл/мин.кг

9-10

11-12

13-14

15-18

46.8-44.2

44.6-43.2

45.4-46.5

46.3-45.3

34.8-38.0

37.8-38.3

37.5-34.8

34.2-33.1


403

Величина предельного кислородного долгау детей 8-11 лет не превы­шает 1.5-3 л. Это ограничивает возможности выполнения работы субмаксимальной мощности (напр., бег на средние дистанции). При подобных нагрузках энергообразование идет за счет реакций глико­лиза, но у детей эти реакции развиты недостаточно в связи с малыми запасами углеводов в организме и затруднениями в их мобилизации. Быстрое снижение концентрации глюкозы в крови является лими­тирующим фактором при данных нагрузках. При этом даже не на­капливается в крови большого количества диктата — максимальная его концентрация удетей в 7-9 лет составляет только 9 мМоль/л, т. е. вдвое ниже, чем у взрослых. Для развития анаэробных возможностей удетей дошкольного и младшего школьного возраста анаэробные нагрузки следует включать в занятия физическими упражнениями, но их доля не должна превышать 20% общего объема нагрузки.



Статические нагрузки вызывают негативные реакции сердечно-со­судистой и дыхательной систем удетей. У них отмечается увеличение не только максимального, но и минимального артериального давления, что резко ухудшает условия кровоснабжения. В восстановител ьном периоде удетей сильно выражен феномен статическихусилий — послерабочего увеличения функций дыхания и кровообращения. Такие реакции об­наруживаются даже при локальных статических усилиях. Глобальные статические нагрузки маленьким детям вообще противопоказаны.

Вращательные нагрузки вызывают у детей дошкольного и младше­го школьного возраста отличную от взрослых реакцию сердечно-сосу­дистой системы. У них по сравнению со взрослыми наблюдается боль­шая доля парасимпатических эффектов (замедления ЧСС) и меньшая доля симпатических эффектов (учащением ЧСС), атакже более частое отсутствие изменений ЧСС (табл.24).

Таблица 24

Возрастная динамика изменений ЧСС после вращательных нагрузок в тесте «Вертикаль»

(по: Зайцев А. А., 1999)


Возраст, лет

Без изменений,

%

Парасимп. эффект,

%

Симпатия, эффект,

%

5-6

7-8

9-10

11-12

13-14

15-16

17-18

21

26

23

20

18

11

9

36

27

25

22

26

19

22

43

47

52

58

56

70

69

Наиболее адекватными для детей являются кратковременные ди­намические нагрузки с небольшими интервалами, более длительные циклическиеупражнения невысокой мощности (аэробногохаракте­ра) и скоростно-силовые упражнения.

404

2.6.4. ВЛИЯНИЕ СИСТЕМАТИЧЕСКИХ ФИЗИЧЕСКИХ НАГРУЗОК НА РАЗВИТИЕ ФУНКЦИЙ, ЗДОРОВЬЕ И РАБОТОСПОСОБНОСТЬ ДЕТЕЙ

Двигательная активность детей очень высока. Она совершенно необходима для нормального развития всех органов и систем орга­низма, повышения устойчивости к неблагоприятным условиям внешней среды и снижения заболеваемости.

Число шагов, подсчитанных за сутки, неуклонно растет по мере повышения возраста детей (табл. 25). У отдельных 7-летних мальчи­ков суточное количество шагов может доходить до 20-22 тысяч. По­нятно, что существующий школьный режим не удовлетворяет этим требованиям. Потребность в двигательной активности в детских са­дах и начальной школе удовлетворяется примерно на 30-50%.


Таблица 25

Нормы двигательной активности детей — число шагов за сутки

(поданным Минздрава СССР, 1986)

Возраст, лет

3

4

5

6

7

11-14

15-17

Число шагов, тыс.

9-12

12-13

14-15

15-16

17-18

18-25

25-30

За последнее время все большее значение приобретает про­блема физиологической незрелости детей (Аршавский И. А., 1985). Число таких детей постоянно растет Это доношенные дети, родившиеся в срок, с нормальным весом (3-3.5 кг) и длиной тела (50-52 см), но функционально незрелые.

Основным признаком физиологической незрелости является мы­шечная гипотония (тонкие и слабые мышечные волокна с низким мы­шечным тонусом), которая сопровождается пониженной двигательной активностью. Эти дети отличаются слабым типом нервной системы, малой выраженностью положительных эмоций (подавленное настро­ение, слезливость и пр.), эмоциональной нестабильностью, низкой устойчивостью к инфекционным и простудным заболеваниям (сни­женный иммунитет), задержкой полового развития (инфантилизм), низкой умственной и физической работоспособностью. В возрасте 6 леттакие дети не готовы к поступлению в школу. Количество детей, не достигших «школьной зрелости» в 6-летнем возрасте, составляет око­ло 18%. У «незрелых» детей по сравнению со «зрелыми» умственная работоспособность ниже на 30-72%, величина МПК л/мин у мальчи­ков ниже на 15.8%, относительная величина МПК ниже на 7.6%.

Главным фактором в борьбе с этим состоянием является пра­вильно организованная двигательная активность. Только постепен­ное наращивание мышечной деятельности может нормализовать функционирование центральной нервной системы, сенсорных

405

систем, секрецию эндокринных желез, работу органов кровообращения и дыхания и других систем организма.

Дети первых лет жизни приобщаются к систематическим заняти­ям плаванием, фигурным катанием, гимнастикой и акробатикой, прыжками в воду, теннисом. Начинается их подготовка к занятиям волейболом, баскетболом, лыжному спорту, легкой атлетике. Начало спортивной специализации в различных видах спорта, несмотря на процессы эпохальной и индивидуальной акселерации, должно быть, по мнению ряда специалистов, не ранним, а своевременным. Форсиро­вание физических нагрузок недопустимо. Они должны соответство­вать возрастным особенностям и индивидуальным возможностям детского организма.


Ранняя спортивная специализация при недостаточной адекватно­сти применяемых нагрузок может задержать рост и развитие ре­бенка, ограничить спортивные достижения. При больших психо­эмоциональных напряжениях и низких энерготратах спортивные упражнения могут задерживать развитие функций сердца. Имеются данные отом, что мальчики, начавшие заниматься плаванием в 10-13 лет, выполняли нормативы мастера спорта в 66% случаев, а начавшие заниматься в 6-9 лет -— только в 12.5% случаев.

В то же время оптимальные систематические занятия физичес­кими упражнениями совершенно необходимы растущему организму. Повышенный двигательный режим у дошкольников увеличивает темпы созревания всех органов и систем организма. Ускоряется раз­витие физических качеств.

Увеличение моторной плотности физкультурных занятий в дош­кольных учреждениях на 20-25% за счет введения элементов акроба­тики, различных игр и эстафет уже в течение года дает заметный при­рост силы, особенно у мальчиков, и скоростно-силовых возможнос­тей, повышая дальность прыжка по сравнению с обычным режимом при низкой моторной плотности занятий.

Наряду с увеличением объема общей двигательной активности у детей дошкольного возраста особенное значение имеет использование мануаііьньіхупражнений (движений рук). Развитие ручной ловкости, координации мелких движений пальцев оказывает специфические воздействие на формирование речи ребенка. Это связано с тем, что моторные центры движений пальцев рук находятся в коре больших полушарий в непосредственной близости к моторному центру речи. Чем лучше развита способность к собственному осуществлению ре­чевой функции и пониманию речи посторонних лиц, тем выше воз­можность осознанной речевой регуляции движений. У детей следует преимущественно использовать наглядные методы обучения. Одна­ко демонстрации упражнений необходимо сопровождать словесны­ми указаниями, приучать детей кречевым отчетам.

406

Величина основного обмена генетически детерминирована. Одна­ко систематические физические упражнения сохраняют высокий его уровень, препятствуя возрастному снижению основного обмена и способствуя ускоренному приросту массы тела. Нарастание мышеч­ной массы повышает мышечную силу, обеспечивает укрепление «мышечного корсета», стабильное сохранение позы, улучшает осан­ку ребенка.

При раннем начале систематических занятий физическими уп­ражнениями следует особенно тщательно регламентировать ста­тические нагрузки, вызывающие негативные реакции неокрепшего детского организма, не допускать асимметричных перегрузок от­дельных мышечных групп для избежания непропорционального развития тела и функциональной асимметрии.