Файл: 1 Основные теоретические представления о времени в психологии и особенности его восприятия подростками 3.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.01.2024

Просмотров: 231

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Для большинства подростков обеих групп характерна децентрация в настоящее. Такие подростки выделяют настоящее как наиболее важный промежуток времени. Характерной особенностью данной подгруппы респондентов является то, что они обычно ориентируются по контексту.

И нередко при этом вся жизненная траектория воспринимается в единстве прошлого, настоящего и будущего, но иногда способность к планированию, связанная с будущим у таких подростков проявляется недостаточно. Т.к. количество респондентов с данным типом временной децентрации в группе 16-17-летних подростков выше, чем в группе 14-15- летних подростков на 11,3% можно предположить, что более старшие подростки лучше учитывают свои настоящие интересы и чувства. [16, 48 стр].

Только у 3,5 % подростков 14-15 лет и у 3,8% 16-17-летних выражена децентрация в будущее. Для них достижения оцениваются с точки зрения открывающихся возможностей. Эти подростки ориентированы на действие. При этом они могут воспринимать время как в единстве прошлого, настоящего и будущего, так и пребывать в иллюзорном, нереалистичном будущем, не ощущая единства времен.

Так же несвойственна для исследуемой выборки децентрация в прошлое. Однако количество респондентов с такой временной децентрацией среди 16-17-летних подростков выше (4,7%), чем среди 14-15-летних (3,8%). Их отличает нежелание взрослеть, инфантилизм, страх перед будущим. Также причиной фиксации на прошлом может быть и психологическая травма. Чаще всего таким подросткам требуется консультация психолога [17, 25 стр].

Для подростков 14-15 лет в большей степени свойственен смешанный тип децентрации (настоящее+будущее)26,3% . из них на фоне актуальности настоящего, способны очерчивать свои будущие перспективы, но при этом не обращаются прошлому, подавляют его, игнорируют традиции и достижения прошлого. Среди 16-17-летних подростков таких только 17,1%.

Следует отметить, что не все подростки способны определить границы прошлого, настоящего и будущего достаточно четко. 31,6 % 14-15-летних и 28,3 % 16-17-летних подростков не выделяют какой- либо временной отрезок (прошлое, настоящее или будущее). Обычно в их высказываниях присутствует фраза о важности каждого из них. Отсутствием децентрации говорит о неспособность личности взглянуть на свою жизнь с какой-либо временной позиции. Подростки с такой временной децентрацией испытывают трудности при восприятии времени и выстраивании временной перспективы, они не могут разграничить временные отрезки. И, следовательно, нередко у них могут возникать незрелые представления о своем будущем. Для выявления особенностей переживания подростками разного возраста личностного времени в настоящий период использовалась методика «Шкалы переживания времени».


По каждой из десяти шкал переживания времени находились средние показатели, данные представлены в таблице 4.

Таблица 4. Средние значения по шкалам переживания времеи в настоящий период у подростков разного возраста.




Шкалы

Среднее арифметическое значение по группам

14-15 лет

16-17 лет

1

течет медленно-течет быстро

1,3

1,06

2

пустое-насыщенное

1,39

1,03

3

плавное-скачкообразное

0,28

0,76

4

приятное-неприятное

-1,60

-0,82

5

непрерывное-прерывистое

0,17

0,53

6

сжатое-растянутое

0,42

0,05

7

однообразное-разнообразное

1,27

0,87

8

организованное-неогранизованное

-0,18

-0,57

9

цельное- раздробленное

0,53

-0,10

10

беспредельное-предельное

0,21

0,89

Из таблицы 4 видно, что настоящее время собственной жизни в переживании испытуемых 14-15 лет течет незначительно быстрее, чем это воспринимается подростками 16-17 лет (шкала 1); более насыщенным (шкала 2).

Испытуемые 14-15 лет переживают время менее скачкообразным и прерывистым, чем испытуемые 16-17 лет (шкалы 3 и 5) [18, 33 стр].

У испытуемых 14-15 лет в большей степени выражена тенденция переживания времени растянутым, чем у испытуемых 16-17 лет (шкала 6). Время жизни они склонны оценивать как цельное в большей степени, чем 16-17-летние подростки (шкала 9). Испытуемые 16-17 лет склонны переживать время собственной жизни более раздробленным, чем испытуемые 14-15 лет. Эмоционально время собственной жизни оценивается ими как более приятное, чем подростками 14-15 лет (шкала 4). Следует отметить, однако, что показатели по этой шкале в обеих группах подростков меньше 0.



Для подростков 14-15 лет настоящее время является более разнообразны, чем для подростков 16-17 лет.

Старшие подростки воспринимают время как более организованное, чем младшие. Однако показатели по шкале 8 в обеих группах низки: -0,33 и -0,44 соответственно.

В 16-17 лет время в большей степени, чем в14-15 лет, переживается как беспредельное (шкала10).

Подводя итоги проделанной работе можно сформулировать следующие выводы:

1) Существует статистическое значимое различие между подростками 14-15 и 16-17 лет в точности отмеривания минутного интервала времени. Подростки 16-17 лет отмеривают его точнее. Максимальная ошибка недоотмеривания имеет тенденцию уменьшаться с повзрослением. В отношении ошибки переотмеривания можно сказать следующее: подростковому возрасту, по-видимому, не свойственны большие ошибки переотмеривания (в группе 14-15-летних вообще не выявлено ошибки переотмеривания, а в группе 16-17-летних ошибки незначительны) [19, 48 стр].

2) Для большинства подростков обеих групп характерна децентрация в настоящее. Количество респондентов с данным типом временной децентрации в группе16-17 -летних подростков выше, чем в группе 14-15 летних подростков (на 11,3%). Направленность в будущее и прошлое выражены в обеих группах в наименьшей степени. Следует отметить, что не все подростки способны определить границы прошлого, настоящего и будущего достаточно четко. 31,6 14-15-летних и 28,3 % 16-17 -летних подростков не выделяют какой-либо временной отрезок (прошлое, настоящее, будущее). Для подростков 14-15 лет также в большей степени, чем для 16-17-летних подростков свойственен смешанный тип децентрации (настоящее будущее).

3) Настоящее время собственной жизни в переживании испытуемых 14-15 лет течет незначительно быстрее, воспринимается более насыщенным, растянутым и разнообразным, чем это воспринимается подростками 16-17 лет. Испытуемые16-17 лет склонны переживать настоящее время собственной жизни более раздробленным, организованным, беспредельным и более приятным, чем испытуемые 14-15 лет [20, 5 стр].

2.3 Рекомендации по рекомендации по воспитанию у ребенка личностных качеств, связанных с «чувством времени», адекватным его восприятию, четкостью ориентации во временном пространстве.


Во-первых, необходимо повышать точность восприятия времени подростками, используя специальные упражнения. Повышение точности восприятия времени подростками необходимо для их нормального психического и социального развития. Оно важно при обучении в общеобразовательной школе, организация участия детей в досуговой деятельности, и, особенно в занятиях физкультурой и спортом. Психологическая работа по повышению точности восприятия времени, скорее всего, будет иметь последствия в виде утончения слуха и улучшения работы других анализаторов. Кроме того, с развитием точности восприятия может усилится интуиция, повысится уровень наблюдательности, укрепится воля, улучшится функции памяти и внимания, сформируется такая важная черта характера как организованность. Связь восприятия времени с личностью человека выражается, прежде всего, в том, что оно носит сознательный характер: человек регулирует восприятие времени, подчиняя его определенным целям и намерениям. Развитие точности восприятия неизбежно налагает отпечаток на планирование подростком своего дня, недели, и более крупных отрезков времени. Повышение точности восприятия времени позволит подросткам больше его ценить, не расходовать понапрасну. Временные ориентиры приобретают большое значение у подростка в процессе воспитания и обучения, особенно в овладении науками, требующими умения точно дифференцировать временные отношения.

Во-вторых, у подростков необходимо создавать в пределах возможного положительный эмоциональный фон, на основе которого целенаправленно формировать критерии ценностного отношения к времени, способность правильно оценить значение и полезность текущих событий жизни. Без предварительного создания «сегодняшней» или «завтрашней радости» сформировать ценностные критерии не представляется возможным.

В-третьих, важно учитывать выраженную потребность подростков в более глубоком осознании логики происходящих в своей жизни событий, в создании ясной картины жизненного пути.

В связи с вышесказанным, рекомендуется следующее

Заключение



Время существует объективно, оно касается всех существ, всех предметов и явлений. Вне времени существование мира невозможно.

Представление о времени изменялось в зависимости от исторического
периода, культуры, религии, развития физики, биологии, психологии и других наук.

Время является регулятором всей деятельности человека. Ни одна
деятельность не проходит без восприятия времени. Поэтому важно знать, что такое «время», как оно воспринимается человеком, от чего зависит его восприятие. Это может помочь человеку в организации деятельности, рационально использовать время.

В ходе проведения исследования мы поставили ряд задач, которые были решены. В частности мы выясни, что восприятие времени - это образное отражение таких характеристик явлений окружающей действительности, как цикличность, длительность, скорость протекания и последовательность. В построении временных аспектов картины мира принимают участие различные анализаторы, из которых наиболее важную роль в точной дифференцировке промежутков времени играют кинестетические и слуховые ощущения.

От субъективной оценки длительности текущих интервалов на уровне восприятия следует отличать ориентировку во времени как определение данной фазы изменений в общем цикле изменений. Ориентировка во времени формируется' в процессе индивидуального развития.

На восприятие времени влияют следующие факторы: возраст человека, шум- мотивация, эмоции, наполненность промежутка времени событиями, стрессовые ситуации, темперамент человека и т.п.

Итак, восприятие времени - субъективная скорость течения времени.

Отмеривание временного интервала отражает индивидуально-типологические свойства испытуемых, представляет интерес и процентное соотношение недоотмеривающих, переотмеривающих, и отмеривающих временной интервал точно (±10%) испытуемых. В группе подростков 14-ти лет 38% испытуемых недоотмеривают временной интервал, 23% отмеривают его с погрешностью, не превышающей 10%, а 39% - переотмеривают минутный интервал времени. В группе подростков 15-ти лет 45% недоотмеривают временной интервал, 18% отмеривают его с погрешностью, не превышающей 10%, а 37% -переотмеривают минутный интервал времени. Среди испытуемых 16-17-ти лет 28% недоотмеривают минутный интервал времени, 36% отмеривают его с погрешностью, не превышающей 10%, а 36%- переотмеривают минутный интервал времени. Недооценка минуты-эталона (1 минута) связывалось с обращенностью в будущее (опора на левое полушарие), переоценка минуты-эталона - с обращенностью в прошлое (опора на правое полушарие).