Файл: 1 Основные теоретические представления о времени в психологии и особенности его восприятия подростками 3.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.01.2024

Просмотров: 229

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание


Введение 1

1 Основные теоретические представления о времени в психологии и особенности его восприятия подростками 3

1.1 Характеристика подросткового возраста: психофизиологический, личностный, интеллектуальный аспекты 4

1.2 Время как психологический феномен 12

1.3 Особенности восприятия времени подростками 14-17 лет 17

2 Эмпирическое исследование особенностей восприятия времени подростками 14-17 лет 22

2.1 Характеристика и методы исследования 22

2.2 Диагностика возрастных особенностей восприятия времени подростками 24

Заключение 29

Список использованных источников 30

Приложение А 32

Приложение В 33


Введение


Время - основа организации, упорядочения и координации деятельности людей. Временную координацию имеют все характеристики человеческой деятельности: условия, ситуативные обстоятельства, возможности и реальное осуществление.

Интерес психологической науки к проблеме времени неслучаен и объясняется, прежде всего, тем, что адекватность отражения реального времени в сознании человека является необходимой предпосылкой успешной адаптации к условиям изменяющейся среды, кроме того, все основные объекты исследования в психологии являются динамичными.

Чтобы наиболее плотно охарактеризовать современное состояние проблемы восприятия времени, необходимо отметить, что ее теоретические основы закладывались в основном в рамках 3-х наук: философии, физиологии и психологии.

Поэтому необходимо рассматривать теоретические и экспериментальные результаты, полученные в каждой из наук.

Проблема времени с древних времен является предметом изучения философии, и именно философские концепции определили развитие психологических подходов к решению проблемы восприятия времени. Наиболее известными среди них являются: философские концепции блаженного Августина, Аристотеля, Канта, Бергсона и т.д.

В рамках физиологии было развитие взглядов на проблему времени. Поворотным пунктом в области изучения индивидуального времени стало открытие И.М.Сеченовым [1, 48 стр] ведущей роли двигательного анализатора в восприятии и оценивании интервалов времени, а также открытие И.П.Павловым [1, 52 стр] возможности формирования условного рефлекса на время.

Эти исследования привели к появлению целого ряда теоретических и экспериментальных работ, целью которых был поиск физиологических основ восприятия времени человека. Свое решение проблемы индивидуального времени было предложено и в рамках различных психологических подходов. Среди них можно выделить два главных. К первому принадлежат у. Джеймс, Э. Гуссерль, М.Мерло-Понти, Ю.К. Стрелков. [1, 94 стр]. Это направление считает, что сознание и время неразрывно связаны между собой и существуют в единстве. Ко второму типу принадлежат Н.Н.Ланге, С.Л.Рубинштейн, Д.Г.Элькин; Эти же считают, что время существует объективен, а сознание только отражает временные характеристики окружающего мира. [1, 56 стр].


В психологической литературе описаны классические исследования восприятия времени (Ю.М.Забродин, Ф.Е.Иванов, Е.Н.Соколов, П.Фресс и др.), переживания времени (Д.Гарбетте, Р.Кнапп и др.), временной перспективы (Р.Кастенбаум, Дж.Нюттен и др.), рассматриваются вопросы, связанные с восприятием времени как у детей, так и взрослых (Моисеева Н.И., Бушов Ю.В., Несмелова Н.Н., Баградова Н.Д. и др.). [1, 122 стр]

Среди Казахстанских ученых исследования по проблеме восприятия времени проводили…….

Несмотря на очевидную актуальность исследования проблемы времени, особенности восприятия времени человеком в разные возрастные периоды в настоящее время недостаточно изучены.

Разные ученые прослеживают зависимость восприятия времени у подростков от переживаемого возрастного периода, пола, темперамента, уровня психического развития. Необходимость уточнения данных, приводимых в научной литературе по проблеме восприятия времени в период 14-17 лет, обусловливает актуальность темы данной дипломной работы «___________________________»

Следует отметить, что исследование данной проблемы важно и с практической точки зрения, прежде всего, для воспитания у ребенка личностных качеств, связанных с «чувством времени», адекватным его восприятием, четкостью ориентации во временном пространстве, осознанием «цены» времени и т.д.

Цель дипломной работы – выявление особенностей восприятия у подростков 14-17 лет.

Задачи дипломной работы:

  • Изучить основные представления о времени в психологии и особенности его восприятия подростками.

  • Провести эмпирический соцопрос, направленный на изучение особенностей восприятия времени подростками 14-17 лет.

  • Провести анализ результатов исследования, сформулировать выводы и рекомендации по воспитанию у ребенка личностных качеств, связанных с «чувством времени», адекватным его восприятию, четкостью ориентации во временном пространстве.

Объект исследования: психологический процесс восприятия времени человеком.

Предмет исследования- особенности восприятия времени подростами возраста 14-17 лет

Гипотеза исследования: восприятие времени у исследуемой группы подростков зависит от их личностных особенностей.

Методы исследования:

Теоретические методы: анализ и синтез знаний в ходе изучения научной литературы по вопросам восприятия времени в возрастном периоде 14-17 лет.

Эмпирические методы: тест определения чувства времени «Индивидуальная минута» (Н.И.Моисеева и соавторы); методика «Временные децентрации» (Е.И.Головаха, А.А.Кроник); методика «Шкалы переживания времени» (Е.И.Головаха, А.А.Кроник). [2, 55 стр]



Методы обработки данных: количественный (статистический) и качественный (дифференциация материала и его анализ).
1 Основные теоретические представления о времени в психологии и особенности его восприятия подростками
1.1 Характеристика подросткового возраста: психофизиологический, личностный, интеллектуальный аспекты
В настоящее время имеется несколько определений рубежей подросткового периода. Например, Г. Гримм ограничивает его возрастом 12-15 лет у девочек и 13-16 лет у мальчиков, а по Дж. Биррену [2, 48 стр] этот период охватывает 12-17 лет. В классификации Д.Б. Брамлий [2, 55 стр] данный возраст ограничивается 11-15 годами. Но нам представляется, что наиболее адекватной очерчены границы подросткового возраста в периодизации, предложенной Д.Б. Элькониным [2, 57 стр] где акцент делается не на физическом развитии организма (пубертатный период), а на появлении психологических новообразований, обусловливаемых сменой и развитием ведущих типов деятельности. В данной периодизации границы подростничества устанавливаются между 10-11 и 15-16 годами. «При рассмотрении системы «ребенок-вещь» следует иметь в виду, пишет Д.Б.Эльконин, - что вещи, обладающие определенными физическими и пространственными свойствами, открываются ребенку как общественные предметы, где на первый план выступают общественно выработанные способы действия с ними.

Специфическая особенность подростничества состоит в том, что с одной стороны, по уровню характера психического развития это типичная эпоха детства, с другой – перед нами растущий человек, в усложненной деятельности которого четко намечается направленность на новый характер общественных наблюдений. Он реально вступает в новые формы взаимосвязей, общения, пытается осознать их характер, самоопределится. Подростничество – это самый трудный и сложный из всех детских возрастов, представляющий собой период становления личности, по мнению Р.С.Немова [2, 99 стр].

Важнейший факт физического развития в подростковом возрасте – половое созревание, начала функционирования половых желез. И, хотя оно не является единственным источником психологических особенностей данного возраста, оказывая лишь опосредованное влияние на развитие личности через отношения ребенка к окружающему миру, но, тем не менее, мы не можем отрицать, что оно вносит много нового в жизни подростка. Половое созревание зависит от эндокринных изменений в организме. Особенно важную роль в этом процессе играют гипофиз и щитовидная железа, которые начинают выделять гормоны, стимулирующие работу большинства других эндокринных желез. Активизация и сложное взаимодействие гормонов роста и половых гормонов вызывают интенсивное физическое и физиологическое развитие. Увеличиваются рост и вес ребенка, причем у мальчиков в среднем пик “скачка роста” приходится на 13 лет, а заканчивается после 15 лет, иногда продолжаясь до 17 лет. У девочек “скачок роста” обычно начинается и кончается на два года раньше. Помимо половых различий здесь велики и различия индивидуальные: у одних детей быстрый рост начинается тогда, когда у других он уже заканчивается. Изменение роста и веса сопровождается изменением пропорций тел. Интенсивный рост скелета, достигающий 4-7 см. в год, опережает развитие мускулатуры. Все это приводит к некоторой непропорциональности тела, подростковой угловатости. Появляются вторичные половые признаки - внешние признаки полового созревания – и тоже в разное время у разных детей. У мальчиков меняется голос, причем у некоторых резко снижается тембр голоса, времена срывающегося на высоких нотах, что может переживаться довольно болезненно. У других голос меняется медленно, и эти постепенные сдвиги ими почти не ощущаются. В связи с быстрым развитием возникают трудности функционирования сердца, легких, кровоснабжении головного мозга. Поэтому для подростков характерны перепады сосудистого и мышечного тонуса.


Пубертатный период – время ускоренного физического развития и полового созревания, характеризующееся важными изменениями в организме подростка, в том числе появлением вторичных половых признаков. Развивается костная система, наблюдаются изменения состава крови и кровяного давления. Происходят различные структурные и функциональные изменения церебральной активности. Особенности этого периода являются интенсивность и неравномерность развития и роста организма – «пубертатный скачок», что определяет неравномерность и значительную индивидуальную вариативность темпов развития (временные различия у мальчиков и девочек, акселерация и ретардация). С фактом полового созревания связано то, что подростковый возраст является периодом дебюта ряда заболеваний, в том числе и психических. Необходимо знать последовательность и ориентировочное время появления тех или иных признаков, так как это оказывает заметное влияние на поведение подростков [3, 67 стр]

Бурный рост, созревание организма, происходящие психологические изменения – всё это отражается на функциональных состояниях подростка. 11 –12 лет – период повышенной активности, значительного роста энергии. Но это период и повышенной утомляемости, некоторого снижения работоспособности. Часто за двигательным беспокойством, повышенной возбудимостью подростков скрывается именно быстрое и резкое наступление утомление, которое сам школьник в силу недостаточной зрелости ещё не может не только проконтролировать, но и понять.

Происходящие в моторной сфере изменения: новое соотношение роста мышц и мышечной силы, изменения пропорции тела – приводят к временным нарушениям координации крупных и мелких движений.

Развитие мышления в переходном возрасте: Основная разница между маленьким школьником и подростком, легко обнаруживаемая даже самым поверхностным наблюдением над их поведением, - общеизвестная склонность подростка и юноши к рассуждениям. Подростковый возраст - возраст проблем, рассуждений и споров. И, тем не менее, это мышление, уже неплохо отражающее связи объективного материального мира и уже в значительной степени историческое, еще имеет ряд крупных недостатков. Однако абстрактное мышление ещё далеко от полной зрелости. В подростковом возрасте лишь начинается интенсивное развитие абстрактных понятий, но это развитие продолжается с ещё большей интенсивностью в юношеском возрасте.

Как ни интенсивно развивается мышление подростка, как ни сильно оно вышло за пределы личных, ограниченных местом и временем, восприятий, как ни активно проявляет оно себя по отношению к восприятию и памяти, всё же оно недостаточно широко и глубоко, ещё недостаточно всесторонне. На его мышлении лежит ещё тень не преодоленной метафизичности, и ему ещё не хватает в должной мере диалектичности. Мышление — одна из тех функций, которые в онтогенезе, как и в филогенезе, развиваются позднее ряда многих других функций.


Перемены, совершающиеся в мышлении подростка, овладевающего понятиями, - это в огромной степени перемены внутреннего, интимного структурного характера, часто не выявляющиеся вовне, не бросающиеся в глаза наблюдателю. В центре развития мышления в эпоху полового созревания стоит образование понятий. Этот процесс знаменует собой действительно революционные изменения, как в области содержания, так и в области форм мышления. Именно высшие формы мышления, в частности логическое мышление, раскрываются в своём значении перед подростком. Благодаря этому расширению и углублению содержания мышления перед подростком раскрывается весь мир в его прошлом и настоящем, природа, история и жизнь человека. Расширение среды в переходном возрасте приводит к тому, что средой для мышления подростка становится мир. Казахстанские исследователи отмечают, что немаловажную роль в становлении мышления человека оказывают этнос, особенности родной культуры.

Мир внутренних переживаний, закрытый от ребёнка раннего возраста, сейчас раскрывается перед подростком и составляет чрезвычайно важную сферу в содержании его мышления. В проникновении во внутреннюю действительность, в мир собственных переживаний опять решающую роль играет возникающая в переходном возрасте функция образования понятий. Понятие, являясь важнейшим средством познания и понимания, приводит к основным изменениям в содержании мышления подростка. Во-первых, мышление в понятиях приводит к вскрытию глубоких связей, лежащих в основе действительности, к упорядочению воспринимаемого мира с помощью, набрасываемой на него сетки логических отношений. Речь есть могущественное средство анализа и классификации явлений, средство упорядочения и обобщения действительности [3, 14 стр].

Наконец, третья сфера, возникающая вновь в мышлении подростка в связи с переходом к образованию понятий это мир собственных переживаний, систематизация, познание и упорядочение.

Развитие высших психических функций в переходном возрасте

Что же отличает восприятие ребенка от восприятия подростка? Новое заключается в том, что само речевое мышление подростка переходит от комплексного типа к мышлению в понятиях, вместе с тем коренным образом изменяется и характер участия речевого мышления в восприятии подростка. Для ребенка значение слова реализуется как комплекс конкретных предметов, сцепленных фактической связью, для подростка значение слова реализуется как понятие, т.е. как сложный образ предмета, отражающий его связи и отношения с действительностью, его сущность.