Файл: 1 Основные теоретические представления о времени в психологии и особенности его восприятия подростками 3.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.01.2024

Просмотров: 232

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


У.Джеймс писал, что время, заполненное разнообразными и интересными впечатлениями, кажется быстро протекающим, а затем представляется (при воспоминании о нем) очень продолжительным. Наоборот, время, не заполненное никакими впечатлениями, кажется длинным, а в последующем представляется коротким. Усложнение деятельности усиливает тенденцию к недооценке временных интервалов.

На точность восприятия времени влияют и возрастные особенности. Исследования показали, что с определенными стадиями онтогенетического развития связаны способности к определенным формам оценки времени. Так, уже к 6-7 годам дети могут достаточно точно отмеривать короткие временные интервалы, но переоценивают их словесно в несколько десятков раз. Установлено, что у детей, подростков и юношей в возрасте от 7 до 19 лет переоценка временных интервалов может доходить до 175%. В полной мере способность к адекватной оценке времени формируется у детей к 15-16 годам. Снижение точности осознанной оценки происходит к глубокой старости. Установлена также зависимость временной перцепции от эмоциональной сферы воспринимающего субъекта. Так, повышение уровня личностной и ситуативной тревожности сдвигает значение ошибок восприятия в сторону переоценки временных интервалов. При уменьшении же уровня тревожности прослеживается тенденция к недооценке временных длительностей. Обнаружено, что время, заполненное событиями с положительной эмоциональной окраской, как бы сокращается в переживании, а заполненное событиями с отрицательным эмоциональным знаком в переживании удлиняется, что формулируется как закон эмоционально детерминированной оценки времени.

Каждый человек обладает собственной индивидуальной единицей времени, которая измеряет ход переживаемого им времени (Лупандин В.И., Сурнина О.Е., 1991; Цуканов Б.И., 2000) и позволяет описать разнообразие временных свойств в психике индивида (Цуканов Б.И., 2000). Согласно исследованиям Б.И. Цуканова (2000) длительность ИЕВ в человеческой популяции колеблется от 0,7 до 1,1 с, в связи с чем он выделяет 5 равномерно распределяющихся временных типов, которые соответствуют темпераментам распределяющихся временных типов, которые соответствуют темпераментам и типам высшей нервной деятельности (холероидный, сангвиноидный, равновесный, флегматоидный, меланхолоидный) [8, 56 стр].

Описанные выше конструкты, как составляющие отношения к будущему, а также, сформированную в подростковом возрасте положительную Я-концепцию, можно считать структурными компонентами самоопределения в целом, как личностного, так профессионального и социального. Следовательно, сформированность компонентов отношения к будущему (цели, планы, жизненные перспективы и т. д.) можно считать основным показателем личностного развития в юношеском возрасте. Важной характеристикой в отношении к будущему, которая также является показателем более высокого личностного развития, это
позитивное отношение к будущему и его организованность, т.е. обеспеченность целей средствами их достижения

Мечта – это воображаемый, желаемый образ действительного, который является отражением потребностно-мотивационной сферы личности, ценностных ориентаций и личноостных смыслов. Главное отличие мечты от цели – это нереалистичноесть, выступающая или как субъективное ощущение в силу определенных внешних причин, или, напротив, обективная действительность. Мечта появляется на ранних этапах развития вместе с появлением воображения. В старшем подростковом и юношеском возрасте, при изменении восприятия будущего, мечта, как психологический конструкт, приобретает особое значение. Осознание себя и своих возможностей, развитие саморегуляции постепенно превращает мечту в желаемый и реальный образ будущего, за которое человек чувствут личную ответственность, мечта преобретает характер личной цели. Следовательно, мечта является основной предпосылкой целеполагания, наряду с развитием регуляторных механизмов. И можно говорить о том, что показателем личностного развития в старшем школьном возрасте будет являться наличие мечты, основной характеристикой которой является реалистичность.

Личные стремления, которые объединяют цели, планы и определенные действия по их осуществлению.

Таким образом, восприятие времени подростками претерпвает изменения в процессе становления личности и является строго индивидуальной характеристикой [9, 22 стр].


2 Эмпирическое исследование особенностей восприятия времени подростками 14-17 лет

2.1 Характеристика и методы исследования



В исследовании приняли участие 56 испытуемых 14,15,16,17 лет, распределенных по двум возрастным группам:

1 группа – младшие подростки (14-15 лет);

2 группа – старшие подростки (16-17 лет).

Состав выборки по полу:

1 группа – 13 мальчиков и 15 девочек,

2 группа – 14 мальчиков и 14 девочек.

Все участники эксперимента проживают с родителями, полные семьи – 77% (43 ребенка), 23% (13 детей) – имеют неполную семью.

Приложение с характеристикой выборки находится в Приложении А.

Кратко охарактеризую методики, которые были использованы в исследовании.

  • Для оценки точности воспроизведения подростками временных интервалов использовался тест определения чувства времени «Индивидуальная минута» (Н.И.Моисеева и соавторы). Методика очень проста в исполнении. Испытуемому предлагается определить отрезок времени длительностью в 1 минуту, при этом он может вести счет до 60. Исследователь фиксирует время секундомером, учитывает степень точности определения длительности заданного интервала времени, частоту и значение недооценок или переоценок этой длительности. Для выявления особенностей отражения подростками временных отношений в контексте жизненного пути использовались методики Е.И.Головахи, А.А.Кроник «Временные децентрации» и «Шкалы переживания времени».

  • Методика «Временные децентрации» направлена на изучение временной направленности человека, выявление асимметрий «индивидуального времени» [13, 19 стр].

С помощью предлагаемых шкал испытуемым предлагается оценить свои переживания времени в настоящий период жизни. Если испытуемый в большей мере согласен с утверждением, приведенным на одном из концов шкалы, то он выбирает ответ на полюсах шкалы.

Если он в одинаковой мере согласен с обоими утверждениями, то помещает свою отметку в середине шкалы.

Промежуточные между крайней и средней оценки соответствуют большему или меньшему согласно с тем или иным утверждением.

Условиям адекватности восприятия, переживания времени является совпадение личного временного центра с хронологическими настоящим, а причиной неадекватности являются временные децентрации, связанные с ориентацией на прошлое и будущее.

Пример анкеты см. в Приложении В.


Методика «Шкалы переживания времени» (Е.И.Головаха, А.А.Кроник) позволяет оценить индивидуальные различия переживания временных аспектов реальности (переживания настоящего, прошлого, Будущего времени) подростками [14, 51 стр].

Методика состоит в том, что испытуемые оценивает понятия – настоящее, прошлое, и будущее время по предложенным 10 шкалам. Каждая шкала – отрезок прямой с 7 делениями, полярные точки которой представлены прилагательными – антонимами, характеризующими время.

Пример анкеты см. в приложении.


2.2 Диагностика возрастных особенностей восприятия времени подростками


ЗДЕСЬ НУЖНО ПОКАЗАТЬ РЕЗУЛЬТАТЫ ДИАГНОСТИКИ ПО ОПИСАННЫМ ВЫШЕ МЕТОДИКАМ ( КОЛИЧЕСТВЕННЫЕ ДАННЫЕ В ВИДЕ ТАБЛИЦ, ДИАГРАММЫ, ТЕКСТОВЫЙ АНАЛИЗ)

Применение теста изучения чувства времени «Индивидуальная минута», позволило получить данные об отмеривании субъективной минуты подростками разного возраста.
Таблица 1. Данные теста «Индивидуальная минута» в разно возрастных выборках (в сек.)

Возрастная группа

Показатели

Среднее арифметическое в выборке

Минимальное значение

Максимальное значение

14-15 лет

54,15

48,2

60

16-17 лет

54,75

49,9

64,3


Как видно из данных таблицы 1, наименьшее минимальное значение субъективной минуты прослеживается у испытуемой группы 14-15 летних подростков – 48,2 сек, а наибольшее минимальное значение, 49,9 сек. - у испытуемой группы 16-17 летних. Максимальное значение субъективной минуты у испытуемой группы 14 - 15-летних школьников меньше, чем максимальное значение у 16-17 летнего подростк по группам соответственно - 60 сек. и 64,3 секунды. Среднее арифметическое значение индивидуальной минуты в выборке 14-15-летних подростков ниже, чем в выборке 16-17-летних на 3,6 сек.

Данные об ошибках переотмеривания и недоотмеривания минуты разновозрастных группах испытуемых представлены в таблице 2.
Таблица 2. Данные об ошибках отмеривания интервала в 60 сек. в разновозрастных группах испытуемых (в сек.)

Возрастная группа

Ошибки отмеривания

Максималь ная ошибка отмерива ния

Средняя ошибка отмеривания

Максимальная ошибка переотмерива ния

Средняя ошибка переотмерива ния

14-15 лет

11,8

7,35

0

0

16-17 лет

10,1

4,45

4,3

1,7


Как видно из таблицы 2 максимальная ошибка недоотмеривания имеет тенденцию уменьшается с повзрослением. Это наглядно показывают средние ошибки недоотмеривания в группах испытуемых, так если в группе 14-15 летних средняя ошибка недоотмеривания (среднее арифметическое) равна 7,35 сек., то в группе 16-17-летних она уже существенно ниже - 4,45 сек. В отношении ошибки переотмеривания можно сказать следующее: подростковому возрасту, по-видимому, не свойственны большие ошибки переотмеривания. Данные показывают, что в группе 14-15-летних вообще не выявлено ошибки переотмеривания - 0, а в группе 16-17-летних подростков – 1.7 [15, 77 стр].

Следующим шагом запланированного исследования было изучение временных децентраций как механизма, предполагающего возможность отделения личного временного центра от момента хронологического настоящего и перемещение этого центра в любой иной момент хронологического прошлого или будущего, благодаря чему человек обретает способность к «объемному» видению каждого момента жизни с точки зрения другого момента, к целостному осознанию и осмыслению жизни.

Данные полученные в ходе применения методики изучения временных децентраций, позволяют распределить испытуемых на пять подгрупп:

1) респонденты со смешанным типом децентрации,

2) респонденты с децентрацией только в настоящее,

3) децентрация только в будущее,

4) децентрация в прошлое,

5) отсутствие децентраций.

В таблице. 3 представлены показатели двух групп подростков (средние арифметические значения) по методике «Временные децентрации».
Таблица 3. Соотношение показателей временных децентраций у подростков разного возраста

Возрастная группа

Количество респондентов (в %) с определенным типом временной децентрации

Смешанный тип децентрации

Децентрация в настоящее

Децентрация в будущее

Децентрация в прошлое

Отсутствие децентрации

14-15 лет

26,3

34,8

3,5

3,8

31,6

16-17 лет

17,1

46,1

3,8

4,7

28,3