Добавлен: 12.01.2024
Просмотров: 195
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Психолого–педагогический факультет
Кафедра коррекционной психологии и педагогики
ОСНОВНЫЕ МЕТОДЫ РАБОТЫ ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ И ПОВЕДЕНЧЕСКИХ НАРУШЕНИЙ У ДЕТЕЙ
КУРСОВАЯ РАБОТА БАКАЛАВРА
направление подготовки 44.03.03
Специальное (дефектологическое) образование
профиль «Специальная психология»
Дисциплина: «Специальная педагогика и психология»
Выполнила: студентка
4 курса заочной формы обучения
Куликова Александра Александровна
Научный руководитель:
старший преподаватель кафедра
коррекционной психологии
и педагогики
Клевцова Наталия Александровна
Воронеж – 2022
Оглавление Введение…………………………………………………………………….. | 3 |
Глава 1. Теоретические основы изучения проблемы преодоления эмоциональных и поведенческих нарушений у детей…………………… | 5 |
1.1. Понятие эмоциональных и поведенческих нарушений в психолого-педагогической литературе………………………………………………... | 5 |
1.2. Возрастные особенности развития эмоциональных и поведенческих нарушений у младших школьников…………………….. | 10 |
1.3. Методы коррекции эмоциональных и поведенческих нарушений у младших школьников……………………………………………………… | 14 |
Глава 2. Исследование особенностей проявления эмоциональных и поведенческих нарушений у детей ………………………………………. | 20 |
2.1. Организация исследования…………………………………………… | 20 |
2.2. Анализ результатов исследования особенностей проявления эмоциональных и поведенческих нарушений у детей ………...………… | 23 |
Заключение…………………………………………………………………. | 29 |
Список использованных источников и литературы…………………….. | 31 |
Введение
Современная жизнь с ее высокой динамикой и большим объемом информации зачастую приводит к психическим, физическим и эмоциональным перегрузкам. Дети, и прежде всего, младшие школьники, являются в плане адаптации к информационному давлению, наиболее уязвимы.
Проблема обучения детей актуализируется в связи со значительным увеличением учебной нагрузки в школе с одной стороны, а с другой, появлением все новых возможностей их социокультурной адаптации. Обеспечение и реализация права детей на качественное и доступное образование рассматривается как одна из важных задач государственной политики, как в области образования.
Исследования особенностей эмоциональной сферы младших школьников являются особенно значимыми, так как любое нарушение в развитии сопровождается переменами в эмоциональном состоянии ребенка. В образовательном учреждении у некоторых детей возникают специфические реакции: страхи, срывы, заторможенность, истерические реакции. Трудности в обучении, неуспехи ослабляют интерес к детскому саду и к учебе. Одним из методов коррекционного обучения и повышения адаптации детей является арт-терапия. Некоторые педагоги и психологи А.И. Копытин [25], Л.Д. Лебедева [28], Е.Ф. Марковская [33] и др. изучали проблемы нарушений поведенческого характера.
Объект исследования – эмоциональные и поведенческие нарушения у младших школьников.
Предмет исследования – методы коррекции эмоциональных и поведенческих нарушений у младших школьников.
Цель исследования – изучение методов коррекции эмоциональных и поведенческих нарушений у младших школьников.
В качестве гипотезы исследования выступило предположение о том, что особенностями эмоциональных и поведенческих нарушений у детей младшего школьного возраста являются специфические
реакции: страхи, срывы, заторможенность, истерические реакции.
Задачи исследования:
-
изучить психолого-педагогические исследования по проблеме эмоциональных и поведенческих нарушений у детей младшего школьного возраста; -
исследовать возрастные особенности развития эмоциональных и поведенческих нарушений у младших школьников; -
рассмотреть методы коррекции эмоциональных и поведенческих нарушений у младших школьников; -
провести анализ результатов исследования проявления эмоциональных и поведенческих нарушений у младших школьников; -
сделать выводы о проявлениях эмоциональных и поведенческих нарушений у младших школьников.
В соответствии с целью, объектом, предметом исследования, были выбраны следующие методы исследования:
1. Организационный метод – сравнительный.
2. Эмпирический метод, реализованный следующими методиками: методика исследования эмоционального состояния (по Э.Т. Дорофеевой, методика по изучению особенностей использования мимики и пантомимики при демонстрации заданной эмоции, структурализированное наблюдение (разработанное Лаврентьевой Г.П.).
3. Количественный и качественный анализ результатов исследования.
4. Интерпретационный метод.
Организация исследования. МБОУ СОШ №12. Воронежская область, город Воронеж, ул. 20-летия Октября, 93. В исследовании принимали участие младшие школьники в количестве 28 человек - 18 мальчиков и 10 девочек.
Глава 1. Теоретические основы изучения проблемы преодоления эмоциональных и поведенческих нарушений у детей
1.1. Понятие эмоциональных и поведенческих нарушений в психолого-педагогической литературе
И.В. Дубровина даёт такое определение, эмоции – это форма
психического отражения действительности в виде непосредственных переживаний [12, с. 82].
А.В. Петровский утверждает то, что эмоции – это непосредственное, временное переживание какого-нибудь более постоянного чувства. В точном переводе на русский язык «эмоция» - это душевное волнение, душевное движение. Эмоцией называется, например, не само чувство любви к музыке как укоренившаяся особенность человека, а состояние наслаждения, восхищения, которое он переживает, испытывает, слушая на концерте хорошую музыку в хорошем исполнении [39, с. 351].
Р.С. Немов отмечает, что эмоциями мы называем переживания человека, сопровождаемые чувствами приятного и неприятного, удовольствия и неудовольствия, а также их разнообразными оттенками и сочетаниями [37, с.74].
Эмоциональные нарушения, их причины, особенности и коррекция исследуются в психиатрии, педагогике, психологии, физиологии, социологии, биохимии, философии.
В данной работе мы рассматриваем «расстройства», как «нарушения», используя толкование современного русского словаря, которое соответствует нашим представлениям.
По мнению А.А. Осиповой [42], «Нарушение» - это прекращение, прерывание нормального хода развития, состояния чего-либо.
Предполагается, что был «нормальный ход развития» эмоций или «нормальное эмоциональное состояние», которое «прервано, прекратилось» по каким-либо причинам, из-за влияния каких-то факторов (биологических, психологических, социальных). Психологический и социальный фактор -являются ведущими в детском возрасте, которые влияют на первичные эмоциональные нарушения у
нервно-психически здоровых детей, проявляются в поведении, в дезадаптации, в прерывании «свободного взаимодействия с окружающим миром» и пр.
Эмоциональные нарушения это – устойчивые эмоциональные состояния, как отдельные, так и комплексные, сопровождающиеся поведенческими реакциями, которые препятствуют свободному взаимодействию с окружающим миром: тревога, страхи, упрямство, раздражительность и обидчивость, легко меняющееся настроение и др.
В происхождении эмоциональных нарушений определённое значение имеет комбинация причинных факторов с индивидуальными особенностями человека.
Из эмоциональных нарушений у детей, в которых наблюдается преобладание или выраженность определённых видов эмоций, а также их поведенческих реакций выделяем тревожно-фобические и агрессивные нарушения. Многие исследователи к частым эмоциональным нарушениям в детском возрасте относят социальную тревогу и депрессивную симптоматику. Психотерапевты, работающие с детьми и подростками, сталкиваются с проблемами пагубной тревоги и нежелательной депрессии. Несовершеннолетним, страдающим этими эмоциональными расстройствами, в качестве составной части их дистресса свойствен дезадаптивный, требующий вмешательства способ осмысления своего мира.
По мнению И.В. Дубровиной [12], эмоциональные нарушения и поведенческие нарушения различаются и имеют отдельную классификацию. Но учитывая коморбидность в эмоциональных нарушениях, т.е. когда эмоциональное