Файл: Специальная педагогика и психология.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.01.2024

Просмотров: 159

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
агрессивного поведения;

Средний уровень – от 6 до 10 положительных фиксированных форм агрессивного поведения;

Высокий уровень – от 11 до 18 положительных фиксированных форм агрессивного поведения.

Данная методика позволяет выявить такое эмоциональное нарушение как агрессивность и определить склонность к агрессивному поведению у детей младшего школьного возраста.

2.2. Анализ результатов исследования особенностей проявления эмоциональных и поведенческих нарушений у детей
Психолого-педагогическая характеристика данной выборки младших школьников позволяет сделать вывод, что в группе много детей из неблагополучных семей. У них выявлены проблемы с успеваемостью в школе, нарушения дисциплины, у некоторых детей склонность к девиатному поведению. По наблюдениям педагогов центра у некоторых младших школьников отмечается отрицательное эмоциональное состояние, что свидетельствует о наблюдении состояния функционального и аффективного торможения неудовлетворение потребностей (печаль, тоска, напряженность): от состояния грусти до подавленности, от озабоченности до тревоги, от состояния растерянности до страха, доминировании сильных отрицательных эмоций.

У детей также наблюдается эмоциональная бедность, не развита мимика и пантомимика. Для некоторых детей из данной выборки характерно почти полное отсутствие мимики и жестикуляции, мышцы лица расслаблены, тело вялое.

У большинства детей наблюдается высокий уровень агрессивности. Часто это защитная реакция на оскорбления со стороны детей с нормальным развитием. Младшим школьникам данной группы присущи
враждебность, гнев; рассказывание историй, с элементами насилия; на приветствие отвечают злостью; портят общественную и личную собственность; негативно относятся к замечаниям; дерутся.

Изучение эмоционального состояния испытуемых проводилось с помощью методики диагностики эмоционального состояния Э.Т. Дорофеевой. Для выявления доминирующего эмоционального состояния диагностика проводилась в течение 11 дней, и для анализа результатов для каждого испытуемого было выбрано эмоциональное состояние, повторяющееся большее число раз.



Рисунок 1 – Результаты показателей по тесту «Методика диагностики эмоционального состояния» (по Э.Т. Дорофеевой), %
Отрицательное эмоциональное состояние отмечается у 39% (11 чел.) испытуемых, что свидетельствует о наблюдении состояния функционального и аффективного торможения - неудовлетворение потребностей (печаль, тоска, напряженность): от состояния грусти до подавленности, от озабоченности до тревоги, от состояния растерянности до страха, доминировании сильных отрицательных эмоций.

У 29% (8 чел.) детей отмечается доминирующее положительное эмоциональное состояние, которое свидетельствует о состоянии аффективного и функционального возбуждения, о доминировании положительных эмоций у испытуемых, диапазон переживания от чувства удовлетворения до восторга.

У 32% (9 чел.) испытуемых наблюдается нейтральное эмоциональное состояние, которое свидетельствует о состоянии функциональной расслабленности до функциональной напряженности и настороженности. Характеризуется отсутствием выраженных переживаний, оценивается как спокойное

устойчивое состояние, оптимальное для реализации человеческих отношений, контактов, различных видов деятельности, глее не требуется напряжение, при этом ориентировочные реакции, характеризуются повышенным вниманием, активностью.

Для исследования особенностей мимики и пантомимики в развитии эмоциональной сферы детей была проведена методика с использованием демонстрации заданной эмоции психологом.

В результате проведения данной методики выявились следующие показатели: средний уровень определения заданной эмоции отмечается у большинства 79% (22 чел.) испытуемых, что свидетельствует о демонстрации не всех предложенных эмоций, наблюдается недостаточная выразительность мимики и пантомимики, ярко выраженная разрегулированность моторно- двигательных реакций, неадекватность мимических выражений смыслу ситуации.



Рисунок 2 – Результаты теста «Изучение особенностей использования мимики и пантомимики при демонстрации заданной эмоции», %
Уровень определения заданной эмоции ниже среднего отмечается у 21% (6 чел.) испытуемых, что свидетельствует о непонимании инструкций детьми, наблюдается эмоциональная бедность, не развита мимика и пантомимика. Для данных испытуемых характерны почти полное отсутствие мимики и жестикуляции, мышцы лица расслаблены, тело вялое. На следующем этапе исследования проводилось структурализированное наблюдение по методике Лаврентьевой Г.П. Результаты структурализированного наблюдения склонности к агрессивному поведению у детей младшего школьного возраста представлены в приложении и на рисунке 5.

Уровни агрессивного поведения оценивались по следующим показателям:

Низкий уровень
от 0 до 5 положительных фиксированных форм агрессивного поведения;

Средний уровень от 6 до 10 положительных фиксированных форм агрессивного поведения;

Высокий уровень – от 11 до 18 положительных фиксированных форм агрессивного поведения.



Рисунок 3 – Уровень агрессии в группе детей по результатам наблюдения по методике «Структурализированное наблюдение» Г.П. Лаврентьевой, %
По результатам наблюдения можно отметить, что из 28 детей, в особом внимании нуждаются половина детей каждой группы (50%), набравшие от одиннадцати до 18 положительных результатов из восемнадцати фрагментов фиксированных форм агрессивного поведения.

У них выявился высокий уровень агрессивности. Этим детям присуще такое поведение: враждебность, гнев; рассказывание историй, с элементами насилия; на приветствие отвечают злостью; портят общественную и личную собственность; негативно относятся к замечаниям; дерутся. Особенно отличается в группе детей один мальчик (по национальности осетин) очень агрессивный, часто дерется с детьми, педагог жаловалась, что однажды он провинился, и она его наказала, после чего он написал на листе бумаги «Я вас убью» и положил ей на стол.

Средний уровень агрессивного поведения у 14 детей в группе (50%), они отличаются тем, что негативно относятся к замечаниям, не соблюдают дисциплины, не послушны, пристают к более слабым. Низкий уровень агрессивного поведения в группе не выявлен.

Было выявлено, что у мальчиков высокий уровень агрессивности. У
10 мальчиков из 18 высокий уровень агрессивности, и лишь у 8 подростков уровень агрессивности в норме. Первопричиной является неблагоприятная атмосфера в семье или отсутствие семьи. Употребление алкогольных и наркотических веществ также могут привести к агрессивному поведению.

Девочки меньше всех склонны к проявлению агрессивности, т.к. они ходят в школу, занимаются в кружках, много времени проводят с педагогами, т.е. отрабатывают свою агрессию. Из 10 девочек всего у 2 наблюдался высокий уровень агрессивности. Отношения со сверстниками основная причина высокого уровня агрессивности девочек. Было выявлено, что из 10 девочек, у 2 уровень агрессивности повышен, а у 8 девочек уровень агрессивности в норме.

Многим детям свойственна агрессивность. Переживания и разочарования, которые взрослым кажутся мелкими и незначительными, для ребенка оказываются весьма острыми и труднопереносимыми именно в силу незрелости его нервной системы. Поэтому наиболее удовлетворительным для ребенка решением может оказаться и физическая реакция, особенно если у него ограничена способность к самовыражению.

Выделяются две наиболее частые причины агрессии у детей. Во- первых, боязнь быть травмированным, обиженным, подвергнуться нападению, получить повреждения. Чем сильнее агрессия, тем сильнее стоящий за ней страх. Во-вторых, пережитая обида, или душевная травма, или само нападение. Очень часто страх порождается нарушенными социальными отношениями ребенка и окружающих его взрослых.

Агрессивность не обязательно проявляется в физических действиях.