Добавлен: 12.01.2024
Просмотров: 197
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Некоторые дети склонны к так называемой вербальной агрессии (оскорбляют, дразнят, ругаются), за которой часто стоит неудовлетворенная потребность почувствовать себя сильным или отыграться за собственные обиды.
Иногда дети ругаются совершенно невинно, не понимая значения слов. В других случаях ребенок, не понимая смысла бранного слова, использует его, желая огорчить взрослых или досадить кому-либо. Бывает и так, что брань является средством выражения эмоций в неожиданных неприятных ситуациях: ребенок упал, расшибся, его поддразнили или задели.
Задача специалиста на данном этапе работы - помощь ребёнку в плане высвобождения его истинных переживаний (боли, обиды), которые часто прячутся за внешним проявлением гнева, также необходимо оказать ребёнку помощь в изменении восприятия ситуации в целом с травмирующего и негативного на более позитивное.
Заключение
Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме показал, что дети характеризуются различными нарушениями в эмоциональной сфере. Наиболее существенными из них являются: ограниченность или отсутствие сведений об эмоциях; затруднения в использовании эмоционально-экспрессивных средств языка; трудности в вербализации различных эмоциональных состояний, в установлении причинно- следственных связей возникновения эмоций у человека, негативным эмоциональным фоном, повышенным уровнем агрессивности.
Исследования в области арт-терапии подтверждают о том, что ее использование благоприятно влияет на развитие детей. Арт-терапия решает такие задачи: укрепление и обогащение эмоциональных ресурсов и коммуникативных возможностей; воспитание способности адекватно реагировать на возникновение неблагоприятных ситуаций, а также способность выполнять роль, соответствующую течению событий; принимать адекватный образ и «уходить» таким путем от деформированного образа своего «Я»; развитие способности к творческому воспроизведению специально показанного «лечебного» образа, что приобретает самостоятельное значение в оздоровлении личности. Применяются такие формы арт-терапии с детьми: музыкотерапия, ритмотерапия, цветотерапия, библиотерапия, изотерапия и др.
Достоинства арт-терапии, в работе с младшими школьниками заключаются в следующем: возможность
невербального общения, что важно для таких детей, потому что они затрудняются в словесном описании своих переживаний; облегчение процесса коммуникации, создание отношений взаимного принятия и эмпатии; возможность свободного самовыражения и самопознания; мобилизация творческого потенциала, внутренних механизмов саморегуляции; повышение адаптационных способностей, снижение утомления и напряжения; создание положительного эмоционального настроя.
В результате диагностики было выявлено, что отрицательное эмоциональное состояние отмечается у 39% испытуемых, что свидетельствует о наблюдении состояния функционального и аффективного торможения – неудовлетворение потребностей (печаль, тоска, напряженность): от состояния грусти до подавленности, от озабоченности до тревоги, от состояния растерянности до страха, доминировании сильных отрицательных эмоций.
Уровень определения заданной эмоции ниже среднего отмечается у 21% испытуемых, что свидетельствует о непонимании инструкций детьми, наблюдается эмоциональная бедность, не развита мимика и пантомимика. Для данных испытуемых характерны почти полное отсутствие мимики и жестикуляции, мышцы лица расслаблены, тело вялое.
Из 28 детей, в особом внимании нуждаются половина детей каждой группы (50%), набравшие от одиннадцати до 18 положительных результатов из восемнадцати фрагментов фиксированных форм агрессивного поведения. У них выявился высокий уровень агрессивности. Этим детям присуще такое поведение: враждебность, гнев; рассказывание историй, с элементами насилия; на приветствие отвечают злостью
; портят общественную и личную собственность; негативно относятся к замечаниям; дерутся.
Список использованных источников и литературы
Иногда дети ругаются совершенно невинно, не понимая значения слов. В других случаях ребенок, не понимая смысла бранного слова, использует его, желая огорчить взрослых или досадить кому-либо. Бывает и так, что брань является средством выражения эмоций в неожиданных неприятных ситуациях: ребенок упал, расшибся, его поддразнили или задели.
Задача специалиста на данном этапе работы - помощь ребёнку в плане высвобождения его истинных переживаний (боли, обиды), которые часто прячутся за внешним проявлением гнева, также необходимо оказать ребёнку помощь в изменении восприятия ситуации в целом с травмирующего и негативного на более позитивное.
Заключение
Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме показал, что дети характеризуются различными нарушениями в эмоциональной сфере. Наиболее существенными из них являются: ограниченность или отсутствие сведений об эмоциях; затруднения в использовании эмоционально-экспрессивных средств языка; трудности в вербализации различных эмоциональных состояний, в установлении причинно- следственных связей возникновения эмоций у человека, негативным эмоциональным фоном, повышенным уровнем агрессивности.
Исследования в области арт-терапии подтверждают о том, что ее использование благоприятно влияет на развитие детей. Арт-терапия решает такие задачи: укрепление и обогащение эмоциональных ресурсов и коммуникативных возможностей; воспитание способности адекватно реагировать на возникновение неблагоприятных ситуаций, а также способность выполнять роль, соответствующую течению событий; принимать адекватный образ и «уходить» таким путем от деформированного образа своего «Я»; развитие способности к творческому воспроизведению специально показанного «лечебного» образа, что приобретает самостоятельное значение в оздоровлении личности. Применяются такие формы арт-терапии с детьми: музыкотерапия, ритмотерапия, цветотерапия, библиотерапия, изотерапия и др.
Достоинства арт-терапии, в работе с младшими школьниками заключаются в следующем: возможность
невербального общения, что важно для таких детей, потому что они затрудняются в словесном описании своих переживаний; облегчение процесса коммуникации, создание отношений взаимного принятия и эмпатии; возможность свободного самовыражения и самопознания; мобилизация творческого потенциала, внутренних механизмов саморегуляции; повышение адаптационных способностей, снижение утомления и напряжения; создание положительного эмоционального настроя.
В результате диагностики было выявлено, что отрицательное эмоциональное состояние отмечается у 39% испытуемых, что свидетельствует о наблюдении состояния функционального и аффективного торможения – неудовлетворение потребностей (печаль, тоска, напряженность): от состояния грусти до подавленности, от озабоченности до тревоги, от состояния растерянности до страха, доминировании сильных отрицательных эмоций.
Уровень определения заданной эмоции ниже среднего отмечается у 21% испытуемых, что свидетельствует о непонимании инструкций детьми, наблюдается эмоциональная бедность, не развита мимика и пантомимика. Для данных испытуемых характерны почти полное отсутствие мимики и жестикуляции, мышцы лица расслаблены, тело вялое.
Из 28 детей, в особом внимании нуждаются половина детей каждой группы (50%), набравшие от одиннадцати до 18 положительных результатов из восемнадцати фрагментов фиксированных форм агрессивного поведения. У них выявился высокий уровень агрессивности. Этим детям присуще такое поведение: враждебность, гнев; рассказывание историй, с элементами насилия; на приветствие отвечают злостью
; портят общественную и личную собственность; негативно относятся к замечаниям; дерутся.
Список использованных источников и литературы
-
Битянова, М. Р. Работа психолога в начальной школе /Москва Р. Битянова, Т.В. Азарова, Е.И. Афанасьева, Н.Л. Васильева. – Москва: Изд. Генезис, 2001. – 352 с. -
Бурлачук, А. Ф. Словарь – справочник по психодиагностике / А.Ф. Бурлачук, С.М. Морозов. – Санкт-Петербург: Питер. 2009. – 241 с. -
Венгер, А. Л. Схема индивидуального обследования детей младшего школьного возраста. / А.Л. Венгер, Г.А. Цукерман. – Москва: Владос, 2003. – 160 c. -
Вилюнас, В. К. Основные проблемы психологической теории эмоций / В.К. Вилюанс. – Москва: Изд. Генезис, 1994. – 189 с. -
Власова, Т. А. О детях с отклонениями в развитии / Т.А. Власова. – Москва: Просвещение. 1973, с. 47–81. -
Выготский, Л. С. Педагогическая психология / Л.С. Выготский. – Москва: Изд. АСТ, 2008. – 672 с. -
Гильбух, Ю. З. Психодиагностика в школе / Ю.З. Гильбух. – Москва: Знание, 2001. Сер. "Педагогика и психология". – № 4. – С. 15. -
Гулина, М. А. Основы индивидуального психологического консультирования /М.А. Гулина. – Санкт-Петербург Питер, 2000. – 272 c. -
Гуткина, H. II. Психологическая готовность к школе / H.II. Гуткина. – Санкт-Петербург: Изд. Питер, 2007. – 208 с. -
Данилина, Т. А. В мире детских эмоций: Пособие для практических работников ДОУ / В.Я. Зедгенидзе, Н.М. Стёпина. – Москва: Знание, 2004. – 91 с. -
Дерманова, И. Б. Методика «Цветовой тест отношений» (ЦТО). Диагностика эмоционально–нравственного развития. / Ред. и сост. И.Б. Дерманова. – Санкт-Петербург: Питер, 2002. – 56 с. -
Дубровина, И. В. Психическое здоровье детей и подростков / И.В. Дубровина. – M.: Академия, 2010. – 256 с. -
Дружинин, В. Е. Психология эмоций, чувств, воли. / В.Е. Дружинин. – Москва: Сфера. 2003. –364 с. -
Елизаров, А. Н. Основы индивидуального и семейного психологического консультирования. Учебное пособие / А.Н. Елизаров. – Москва: «Ось–89», 2007. –352 с. -
Запорожец, А. В. Эмоциональное развитие дошкольника и младшего школьника. / А.В. Запорожец. – Москва, Просвещение, 2005. – 145с. -
Захаров, А. И. Детские неврозы / А.И. Захаров. – Москва: Инфра–М. 1998. – 324 с. -
Зинкевич–Евстигнеева, Т. Д. Практикум по креативной терапии. / Т.Д. Зинкевич–Евстигнеева, Т.М Грабенко. – Санкт-Петербург, Речь; ТЦ Сфера, 2001. – 89 с. -
Изард, К. Эмоции человека / К. Изард. – Санкт-Петербург: Питер, 2009. – 249 с. -
Изотова, Е. И. Эмоциональная сфера ребёнка: Теория и практика: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. / Е. И. Изотова, Е.В. Никифорова. – Москва: Академия, 2004. – 452 с.
-
Ильин, Е. П. Эмоции и чувства. / Е.П. Ильин. – Санкт-Петербург: Питер. 2001. – 184 с. -
Истратова, О. Н. Справочник психолога начальной школы / О.Н. Истратова, Т.В. Эксакусто.– Ростов н/д : Изд. «Феникс», 2004. – 448 с. -
Киселева, М. В. Арттерапия в работе с детьми: Руководство для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми /М.В. Киселева. – Санкт-Петербург: Речь, 2007. – 221 с. -
Киселева, М. В. Арт–терапия в практической психологии и социальной работе /М.В. Киселева. – Санкт-Петербург: Речь, 2007. – 336 с. -
Ковалец, И. В. Азбука эмоций. Практическое пособие для работы с детьми, имеющими отклонения в психофизическом развитии и эмоциональной сфере / И.В. Ковалец. – Москва; ВЛАДОС, 2004. – 217 с. -
Копытин, Л. И. Руководство по групповой арт–терапии / Л.И. Копытин. – Санкт-Петербург: Речь, 2003. – С. 23. -
Копытин, А. И. Практикум по арт–терапии / Под ред. А. И. Копытина. – Санкт-Петербург: Речь. 2000. – 79 с. -
Кряжева, Н. Л. Развитие эмоционального мира детей. / Н.Л. Кряжева. – Москва: Сфера. 1997. – 258 с. -
Лебедева, Л. Д. Практика арт–терапии: подходы, диагностика, система занятий. – Санкт-Петербург: Речь, 2003. – С. 45. -
Лебединский, В. В. Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекция / В.В. Лебединский, О.С. Никольская. – Москва: МГУ, 1990. – 87 с. -
Лысых, Н. В. Арт–терапия в работе социального педагога / Н.В. Лысых, Е.А. Баркова // Успехи современного естествознания. – 2013. – № 10. – С. 176–177. -
Мамайчук, И. И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии. / И.И. Мамайчук. – Санкт-Петербург: Речь, 2003. – 494с. -
Мардер, Л. Цветной мир. Групповая арт–терапевтическая работа с детьми дошкольного и младшего школьного возраста / Л. Мардер. – Москва, Генезис, 2007. – 143 с. -
Марковская, И. Ф. Клиническая и нейропсихологическая диагностика детей с ЗПР / И.Ф. Марковская. – Москва: Сфера. 1993. – 125 с. -
Медведева, Е. А. Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании: Учеб. для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений. / Е.А. Медведева, И.Ю. Левченко, Л.Н. Комиссарова, Т.А. Добровольская. – Москва: Издательский центр «Академия». 2001. – 54 с. -
Медведева, И. Я. Разноцветные белые вороны. / И.Я. Медведева, Т.Л. Шишова. – Москва: Издательский центр «Академия». – 1996. – 123 с. -
Неменский, Б. Н. Искусство, Культура, Образование: Цикл бесед / Б.Н. Неменский. – Москва: Просвещение. 1993. – 411 с. -
Немов Р. С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. – 4–е изд. – Москва: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – Кн. 1: Общие основы психологии. – 688 с. -
Никольская, И. М. Арттерапия – терапия изобразительным искусством / И.М. Никольская. – Под ред. Э. Г. Эйдемиллера. – Санкт-Петербург: Питер, 2005. – С. 993–999. -
Общая психология: Учеб. для студентов пед. ин–тов / Под ред. А.В. Петровского. – Москва: Просвещение. 1976. – 479 с. -
Оклендер, В. Окна в мир ребенка: Руководство по детской психотерапии / В. Оклендер. – Перев.с англ. – Москва: Независимая фирма «Класс», 2005. – 336 с. -
Орехова, О. А. Цветовая диагностика эмоций ребёнка / О.А. Орехова. – Санкт-Петербург: Речь, 2002. – 136 с. -
Осипова, А. А. Общая психокоррекция. Учебное пособие / А.А. Осипова. – Москва: Сфера, 2002 – 510 с. -
Панфилова, М. А. Игротерапия общения. Тесты и коррекционные игры /М.А. Панфилова. – Москва: Сфера, 2000. – 125 с. -
Портнова, А. Г. Большой толковый психологический словарь в 2–х томах / А.Г. Портнова. – Москва: Вече АСТ, 2000. – 560 с. -
Прихожан, А. М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика / А.М. Прихожан. – Воронеж: ЮНИТИ, 2000. – 87 с. -
Прихожан, А. М. Психология неудачника: Тренинг уверенности в себе / А.М. Прихожан. – Москва: ТЦ «Сфера», 2000. – 192 с. -
Психотерапия детей и подростков / под ред Ф. Кендалла. – Санкт-Петербург: Питер, 2002. – 251 с.