Файл: Специальная педагогика и психология.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.01.2024

Просмотров: 196

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
нарушение сопровождается одним или несколькими дополнительными расстройствами (гиперактивностью, расстройством научения, агрессивным и антисоциальным поведением и пр.) мы учитываем в исследовании, а также в коррекции их основные составляющие.

Тревога, страх, гнев неотъемлемые эмоциональные проявления психической жизни, как радость, восхищение, печаль. Но при чрезмерной податливости этим эмоциям, зависимости от них меняется поведение человека, его отношение с окружающим миром, с людьми, нарушается гармония внутреннего мира, развития его личности.

Возникновение острой или устойчивой тревоги нарушает развитие эмоциональной сферы человека, становления эмоционально-личностных образований. Как отмечают многие исследователи и практические психологи, именно тревожность лежит в основе целого ряда психологических трудностей детства, рассматривается как показатель «предневротического состояния». Её роль чрезвычайно важна в нарушениях поведения детей и подростков, в формировании дезадаптационных способов взаимодействия с миром. Обращаясь к эмоциональным нарушениям, мы, прежде всего, отмечаем наличие тревожности, как устойчивого личностного образования, которое может повлиять на возникновение тревожно-фобических нарушений. Прежде, чем рассматривать общие эмоциональные компоненты, тревожно-фобических нарушений отметим, что дифференцированный их анализ следует использовать в диагностической и коррекционной работе психолога. В современных исследованиях понятия «тревога», «страх» и «фобия» имеют существенные различия, которые нельзя отождествлять.

По мнению А.Г. Портновой,
«тревога это комбинация нескольких дискретных эмоций: страх, гнев, печаль, стыд, вина и др. Тревога, тревожность «переживание эмоционального дискомфорта, связанное с ожиданием неблагополучия, с предчувствием грозящей опасности» [42, с. 17].

Различают «тревогу», как эмоциональное состояние, и «тревожность», как устойчивое свойство, черту личности или темперамента. Результаты ряда исследований убеждают нас в необходимости различения страха и тревоги. Страх – может являться лишь одной из эмоций тревоги, которая очень сильная и оказывает заметное влияние на перцептивно-когнитивные процессы и поведение индивида. Страх может проявляться как аффект, ограничивать восприятие, мышление и свободу выбора индивида, где у него одно стремление - устранить угрозу, избежать опасности (бегство и др.). Слабый страх выражен беспокойством, негативным предчувствием. Существуют врождённые и приобретённые сигналы страха, как биологической, так и психологической, опасности. В своей норме страх несёт в себе «адаптивную функцию, заставляет человека искать способы защиты от возможного вреда.

Фобиями большинство учёных считает, являются интенсивные, иррациональные, приобретённые страхи, связанные с определёнными объектами или явлениями.

Тревога, страх, фобия – имеют единый эмоциональный компонент, который сопровождается чувством неуверенности, незащищённости, невозможности контролировать ситуацию, ожиданием неудач, неуспеха, со слабостью своего «Я» и пр.

Тревожно-фобические нарушения устойчивые отрицательные эмоциональные состояния,

связанные с ожиданием неблагополучия, с предчувствием грозящей конкретной или неопределённой опасности, которое сопровождается чувством неуверенности и беспомощности (слабое «Я»), дезорганизует поведение и деятельности.

В тревожно-фобических нарушениях в младшем школьном возрасте ключевой эмоцией является страх, который включается или сопровождается тревожными состояниями, имеет различные виды и формы проявления (К. Изард [18], А.М. Прихожан [45] и др.). В личностном и поведенческом аспекте тревожно-фобические нарушения могут быть представлены следующими характеристиками детей. Тревожно-фобические дети это дети излишне пугливые, чрезмерно-впечатлительные, эмоционально-заторможенные, с многочисленными или беспричинными страхами, с острой или постоянной тревогой, с негативными формами зависимости; с повышенной чувствительностью к эмоциональному самочувствию другого человека; с потребностью в постоянной помощи, поддержке, которая актуализируется чувством неуверенности беспомощностью, невозможностью справиться с ситуацией.

Агрессивные нарушения могут иметь в основе открытую или скрытую форму тревожности, которая выражена различной агрессией, сопровождается гневом, раздражением, чувством вины. У таких детей также ярко выражено чувство опасности, и агрессивным поведением они защищают свою личность.

Агрессия – это любая форма поведения, нацеленного на оскорбление или причинение вреда другому живому существу, не желающему подобного обращения. Агрессия может быть различного вида (физическая;
вербальная; прямая; косвенная; активная; пассивная; инструментальная; реактивная; проактивную; направленная на других или на себя и др.)

Как отмечает Т.А. Данилина: «Агрессивные нарушения - устойчивый набор антисоциальных действий, отличающейся деструктивностью или вредоносностью по отношению к окружающему миру, который представляется источником неопределённой опасности» [10, с. 27].

Тревожно-фобические и агрессивные нарушения могут быть осознанными и неосознанными; острыми, интенсивными, которые проявляются внешне, и сам ребёнок с ним справиться не может; компенсируемыми, где самостоятельно вырабатывается механизм регуляции и культивируемыми, где нарушения принимаются личностью за ценное качество. Такие дети часто болеют, у них может наблюдаться различная психосоматика, а также невротические расстройства.

Таким образом, проанализировав определения эмоции И.В. Дубровиной [12], Р.С. Немова [37], А.В. Петровского [39], можно выделить некоторые существенные признаки, которые отличают все эти авторы: непосредственные, временные переживания, душевное волнение, душевное движение, состояние наслаждения, восхищения, чувства удовольствия и неудовольствия и прочее, характерные для каждого человека/

Поскольку любая эмоция положительная или отрицательна, человек может судить о достижении поставленной цели. Так, положительная эмоция всегда связана с получением желаемого результата, а, отрицательная, наоборот, с неудачей при достижении цели.

Таким образом, можно
сделать вывод о том, что эмоции самым непосредственным образом связаны с регуляцией деятельности человека. Большинство эмоциональных состояний отражается на особенностях поведения человека, и поэтому они могут быть изучены с использованием не только субъективных, но и объективных методов. Например, покраснение или побледнение кожи человека в определённой ситуации может свидетельствовать о его эмоциональном состоянии.

Эмоциональные нарушения у детей включают: негативные эмоциональные состояния, тревогу, страх, гнев, злость, агрессивность.

Рассмотрим далее особенности развития эмоциональной сферы у детей младшего школьного возраста.
1.2. Возрастные особенности развития эмоциональных и поведенческих нарушений у младших школьников
Эмоциональные нарушения младшего школьника развития связаны с дезадаптацией его к новой социальной ситуаций, к статусу ученика, где могут возникать конфликты внутриличностные самооценочного типа и межличностные. Тревога, страхи, нарушения поведения являются проявлениями невротического расстройства. Агрессия возникает как защитная форма поведения, или как психопатическая черта характера.

Коррекция эмоционально-поведенческих расстройств в младшем школьном возрасте у детей предполагает создание игровой учебной деятельности (игра в школу), где присутствуют все составляющие школьной жизни (урок, перемена, звонок и пр.). Карта-схема школьной ситуации с проработкой различных вариантов поведения, где включены герои с наиболее яркими эмоциональными реакциями и характерами (весёлый – хвастливый, пугливый, спокойный – правильный, сердитый –