Файл: Специальная педагогика и психология.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.01.2024

Просмотров: 202

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
сомнения, конфликты и надежды в символической форме, пережив еще раз важные события, ведь спонтанная изобразительная деятельность способна выражать скрытое содержание психической жизни

Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме показал, что дети характеризуются различными нарушениями в эмоциональной сфере. Наиболее существенными из них являются: ограниченность или отсутствие сведений об эмоциях; затруднения в использовании эмоционально-экспрессивных средств языка; трудности в вербализации различных эмоциональных состояний, в установлении причинно- следственных связей возникновения эмоций у человека, негативным эмоциональным фоном, повышенным уровнем агрессивности.

Исследования в области арт-терапии подтверждают о том, что ее использование благоприятно влияет на развитие детей. Арт-терапия решает такие задачи: укрепление и обогащение эмоциональных ресурсов и коммуникативных возможностей; воспитание способности адекватно реагировать на возникновение неблагоприятных ситуаций, а также способность выполнять роль, соответствующую течению событий; принимать адекватный образ и «уходить» таким путем от деформированного образа своего «Я»; развитие способности к творческому воспроизведению специально показанного «лечебного» образа, что приобретает самостоятельное значение в оздоровлении личности. Применяются такие формы арт-терапии с детьми: музыкотерапия, ритмотерапия, цветотерапия, библиотерапия, изотерапия и др.

Достоинства арт-терапии, в работе с младшими
школьниками заключаются в следующем: возможность невербального общения, что важно для таких детей, потому что они затрудняются в словесном описании своих переживаний; облегчение процесса коммуникации, создание отношений взаимного принятия и эмпатии; возможность свободного самовыражения и самопознания; мобилизация творческого потенциала, внутренних механизмов саморегуляции; повышение адаптационных способностей, снижение утомления и напряжения; создание положительного эмоционального настроя.

Глава 2. Исследование особенностей проявления эмоциональных и поведенческих нарушений у детей

2.1. Организация исследования
Цель экспериментального исследования состоит в исследовании особенностей проявления эмоциональных и поведенческих нарушений у детей младшего школьного возраста.

Для достижения цели были поставлены следующие эмпирические задачи:

  1. Провести экспериментальную работу по организации и проведению коррекции эмоциональной сферы у младших школьников средствами арт-терапии.

  2. Разработать психолого-педагогические рекомендации по коррекции эмоциональной сферы у детей с помощью арт-терапии и техническую карту их внедрения.

Экспериментальное исследование проходило на базе МБОУ СОШ №12. Воронежская область, город Воронеж, ул. 20-летия Октября, 93. В исследовании принимали участие младшие школьники в количестве 28 человек – 18 мальчиков и 10 девочек.

Методы сбора, обработки и анализа данных включали:

  1. Методика исследования эмоционального состояния (по Э.Т. Дорофеевой).

Цель: методика направлена на оценку эмоционального состояния ребенка. Выявляется изменение чувствительности по трем основным цветам, что связано с изменением эмоционального состояния. Ребенку выдают три карточки разного цвета (красная, синяя, зеленая) размером 7х7 см и предлагают разложить их в порядке предпочтения.

В протоколе обследования фиксируются три варианта сдвига цветов и приводится
анализ устойчивости выявленного эмоционального состояния ребенка.

Данная методика позволяет выявить соответствие эмоционального состояния типу сдвига цветовой чувствительности. Согласно методике, выделяются положительные эмоциональные состояния, нейтральные эмоциональные состояния и отрицательные эмоциональные состояния (таблица 2).

Таблица 1 – Соответствие эмоционального состояния типу сдвига цветовой чувствительности

Сдвиги цветов

Названия сдвигов

Характеристика эмоций

К-С-3 К-З- С

Аффективное возбуждение (АВ) Функциональное возбуждение (ФВ)

Положительные эмоциональные состояния (+)

3-К-С 3-С- К

Функциональная расслабленность (ФР) Функциональная напряженность,

настороженность (ФН)

Нейтральные эмоциональные состояния (*)

С-З-К С- К-3

Функциональное торможение (ФТ)

Аффективное торможение (AT)

Отрицательные эмоциональные состояния (-)




  1. Методика по изучению особенностей использования мимики и пантомимики при демонстрации заданной эмоции.

Цель: Изучение особенностей использования мимики и пантомимики при демонстрации заданной эмоции. Данная методика позволяет оценить умению ребенка выражать собственные эмоции мимикой и пантомимикой. Это позволит нам определить умеют ли дети правильно узнавать и выражать свои эмоции.

Ребенку предлагают продемонстрировать веселого, печального, испуганного, сердитого, удивленного мальчика (девочку).
Каждое эмоциональное состояние называют по мере выполнения.

Обработка результатов включает следующие оценки и уровни:

Высокий уровень использования мимики и пантомимики при демонстрации заданной эмоции: узнавание при показе ребенку всех предложенных эмоций посредством мимики и пантомимики.

Уровень использования мимики и пантомимики при демонстрации заданной эмоции выше среднего: узнавание при показе всех эмоций, посредством мимики или пантомимики. Отмечается недостаточная выразительность мимики или пантомимики.

Средний уровень использования мимики и пантомимики при демонстрации заданной эмоции: узнавание при показе не всех предложенных эмоций. У ребенка выражена недостаточная выразительность мимики и пантомимики.

Низкий уровень использования мимики и пантомимики при демонстрации заданной эмоции: непонимание инструкций педагога. У ребенка выражена эмоциональная бедность, неразвитая пантомимика и мимика.

  1. Структурализированное наблюдение (разработанное Лаврентьевой Г.П.).

Цель: получить информацию для предварительного психологического анализа; выявить склонность к агрессивному поведению у детей младшего школьного возраста.

Оборудование: карта наблюдений, включающая 18 фрагментов, фиксированных форм поведения, в данном случае агрессивного.

Наблюдение проводилось педагогом, данные заносились в специальный протокол.

Уровни агрессивного поведения:

Низкий уровень – от 0 до 5 положительных фиксированных форм