Файл: Информационное обеспечение коммерческой деятельности как важнейший её ресурс.docx
Добавлен: 12.01.2024
Просмотров: 170
Скачиваний: 8
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Другим транснациональным знаком соответствия, пользующимся международным признанием, является знак «CENELEC», введенный Европейским комитетом по стандартизации в электротехнике. Электронные системы, маркированные этим знаком соответствия, могут приниматься, реализовываться и эксплуатироваться всеми странами - членами сообщества без дополнительного контроля. Знак «CENELEC» соответствия стандартам зарегистрирован в настоящее время в качестве знака сертификации более чем в 40 странах мира. [9]
Гарантии соответствия продукции стандартам и техническим условиям обеспечивали ранее в Советском Союзе путем маркирования продукции знаком соответствия государственным стандартам (ГОСТ), отраслевым стандартам (ОСТ), республиканским стандартам (РСТ), техническим условиям (ТУ) (Приложение).
В настоящее время в Российской Федерации вся сертифицированная продукция маркируется российским знаком соответствия с указанием присвоенного Госстандартом РФ шифра органа сертификации, осуществлявшего процедуру сертификации (Приложение).
Этот знак подтверждает, что по результатам сертификационных испытаний продукция признана соответствующей определенным требованиям
16
стандартов, санитарно-эпидемиологических положений и других нормативных документов, о чем указывается в сертификате соответствия.
При использовании (эксплуатации) некоторых промышленных товаров требуется соблюдение определенных правил. Помимо их словесного описания на упаковке и (или) на товаре помещают графические символы, указывающие на те или иные операции, соблюдение которых обеспечивает сохранение качества товара.
Так на упаковках и этикетках текстильных товаров и швейно-трикотажных изделий помещают международные символы, регламентирующие режимы стирки, отбеливания, глажения, химической чистки и сушки.
Для указания допустимых способов обращения с грузами (транспортной упаковкой товаров) используются манипуляционные знаки (Приложение).
Изображение, наименование, назначение, размеры и правила размещения манипуляционных знаков регламентируются ГОСТ 14192-77 «Маркировка грузов».
Важное значение имеет предупредительная маркировка, наносимая на упаковку или транспортную тару материалов и веществ, способных причинить вред человеку или окружающей среде. Предупредительную маркировку производят с помощью предупреждающих символов и поясняющего текста (Приложение).
В настоящее время существуют различные международные требования по классификации и маркировке опасных веществ и материалов (ОВМ), разработанные органами Организации Объединенных Наций (ООН), Международной организации труда (МОТ), Европейского сообщества (ЕС) и др. Наиболее распространены системы маркировки, используемые при транспортировке описанных веществ и материалов и основанные на рекомендациях ООН. Большинство стран Европы руководствуются при нанесении предупредительной маркировки Директивами ЕС.
17
В соответствии с этими директивами информация по безопасному использованию вещества па этикетке включает в себя изображенные на оранжевом, желтом или красном фоне графические символы, характеризующие виды опасности, вызываемые данным веществом, и текстовое определение этих видов опасности, состоящего из буквы R латинского алфавита и цифр от 1 до 59, характеризующие виды опасности (например, R-24 - «токсично при контакте с кожей»), а также шифра действий по безопасному использованию, состоящему из буквы S латинского алфавита и цифр от 1 до 60 (например, S-24 — «избегать контакта с кожей»),
К сожалению, в России в настоящее время отсутствуют конкретные общегосударственные требования к потребительской и производственной маркировке опасных веществ и материалов в виде государственного стандарта на их предупредительную маркировку.
В целях обеспечения безопасности для жизни, здоровья и имущества потребителей и охраны окружающей среды на упаковку, наносятся экологические знаки, указывающие на способ ее утилизации.
Среди наиболее часто используемых экологических знаков - знак «Зеленая точка» (Приложение), впервые получивший распространение в Германии после принятия нового законодательства об утилизации и вторичном использовании упаковки. Этим знаком маркируется упаковка, на которую распространяется гарантия возврата и вторичной переработки. В настоящее время некоторые страны Западной Европы приняли в качестве экологического закона германский знак «Зеленая точка». К сожалению, в России нет национального экологического знака.
Важнейшим видом маркировки товара являются штриховые коды (ШК).
Штриховые коды, представляющие собой по внешнему виду прямоугольник с комбинацией темных и светлых полос и цифровых обозначений, стали неотъемлемым элементом маркировки товаров не только импортного, но и отечественного происхождения.
18
В соответствии с требованиями проведения внешнеторговых операций, наличие штрихового кода является обязательным условием экспорта. Отсутствие штрихового кода часто является причиной снижения конкурентоспособности ряда отечественных товаров на внешнем рынке.
Штриховой код (ШК) - товарный знак, наносимый на товар или его упаковку в виде штрихового или цифрового символа, считываемого сканером.
Штриховой код является одним из средств системы автоматической идентификации товара, к которой также относятся средства цифровой, магнитной, радиочастотной, звуковой и визуальной идентификации (магнитная карточка, радиочастотная бирка и т.д.). Его главное преимущество перед другими средствами автоматической идентификации заключается в возможности оперативно передавать информацию о товаре по системе электронной связи, т.е. ШК является эффективным средством телекоммуникации. Штриховой код предназначен для: оперативной идентификации товара и производителя; проведения торговых сделок «без бумаг»: ШК сокращает издержки на делопроизводство с 15 % до 0,5-3 % от стоимости товара; автоматизированного учета и контроля товарных запасов; оперативного управления процессом товародвижения: отгрузки, транспортировки и складирования товаров (производительность труда по обеспечению товародвижения повышается на 30%, в некоторых случаях - до 80%); информационного обеспечения маркетинговых исследований. Представим модельную ситуацию управления процессом товародвижения с использованием автоматической идентификации товара на основе ШК. Информация о покупке товара со сканирующих устройств и кассовых терминалов, установленных в торговом зале магазина, передается в главный компьютер торгового склада, осуществляющий контроль за изменением товарных запасов. При уменьшении их ниже установленных нормативов формируется заявка на поставку товаров определенного ассортимента, которая передается по каналам спутниковой связи в оптовое предприятие.
19
В свою очередь оптовик направляет заказ производителю. В соответствии с заказом осуществляется выпуск конкретных товаров, пользующихся спросом. Оптовик посылает опережающее отгрузочное сообщение в магазин и производит поставку.
Необходимо еще раз подчеркнуть, что ШК не дает гарантий качества товара, а может характеризовать его лишь опосредованно. В настоящее время среди отечественной продукции «подлинные» штриховые коды имеют товары конкурентоспособные по качеству на мировом рынке, производителями которых являются крупные фирмы, заинтересованные в экспорте своей продукции и располагающие капиталом на внедрение средств автоматической идентификации. ШК, также как и сертификат качества, является необходимым условием экспорта в страны ЕЭС, США, Канаду, Японию и др.
Области применения недостаточно разнообразны: промышленное производство, оптовая и розничная торговля, складское хозяйство, транспорт, банковское дело, таможенный контроль, страхование, здравоохранение, издательство и др.
Каждому виду, разновидности, модификации товара присваивается индивидуальный товарный номер (обозначается штриховым кодом). При изменении потребительских свойств товара (состава, формы, размера, массы, конструкции, цвета, вида и способа упаковки, комплектности и т.д.), его ШК обязательно меняется.
Только рыночное колебание цены на товар не влечет за собой изменение ею товарного номера (кода).
2. Информационное обеспечение потребителя на примере ООО «Синий Кит»
2.1 Характеристика деятельности предприятия ООО «Синий Кит»
ООО «Синий Кит» является торговым предприятием, функционирующем на рынке продовольственных товаров. Основное направление деятельности индивидуального предпринимателя Кондратьев Даниил Игоревич является розничная торговля продуктов питания, строительных материалов.
20
Предприниматель осуществляет свою деятельность на свой риск с целью систематического получения прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке. [3]
Местонахождение организации -143003, Московская область, г. Одинцово, ул. Северная, д. 44
Индивидуальный предприниматель имеет имущество на праве собственности и этим имуществом отвечает по своим обязательствам. Он может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, выступать в суде в качестве истца или ответчика.
Индивидуальный предприниматель Кондратьев Д.И. имеет право:
- на защиту своих гражданских прав;
- иметь коммерческие представительства;
- быть доверительным управляющим;
- заключать от своего имени договора и соглашения;
- осуществлять согласно договору совместную деятельность с другими индивидуальными предпринимателями или коммерческими организациями;
- иметь печать, штамп и расчетный счет в банке;
- иметь наемных работников;
- вкладывать свои средства в банки и другие кредитные учреждения, в ценные бумаги и иное имущество;
- привлекать заёмные средства от других организаций и частных лиц;
- осуществлять реорганизацию и ликвидацию предприятия;
- иметь иные установленные законодательством права.
Права индивидуального предпринимателя могут быть ограничены только в предусмотренных законом случаях и в установленном законом порядке. [10]
21
Предприниматель самостоятельно (но с учетом правовых дозволений и запретов) определяет направления и способы осуществления своей деятельности, принимает юридически и экономически значимые решения, использует находящееся в его распоряжении имущество, трудовые и иные ресурсы для достижения поставленной цели, осуществляет самозащиту и реализует право на судебную защиту своих прав. Незаконное ограничение самостоятельности либо иное незаконное вмешательство в деятельность индивидуального предпринимателя не допускается и может влечь уголовную ответственность. [3]
ИП, принявший от своего имени конкретное самостоятельное решение, правомерно создает как потенциальную, так и реальную опасность в целях получения прибыли. Прежде всего, предпринимательский риск, т.е. риск убытков от предпринимательской деятельности из-за нарушения обязательств контрагентами предпринимателя или изменения условий этой деятельности по не зависящим от предпринимателя обстоятельствам, в т.ч. риск неполучения ожидаемых доходов (ст. 929 ГК РФ), а также другие страховые риски, т.е. предполагаемые события, обладающие признаками вероятности и случайности.
Внутренняя среда организации представляет из себя взаимосвязь различных подразделений организации. Организационная структура предприятия представлена на рис. 1.
22
Рис. 1. Организационная структура организации
Все решения в организации принимает ИП. Оперативное руководство осуществляет исполнительный директор.
Сбытовая деятельность организации зависит от спроса на продукцию, потребительского поведения при совершении покупки, а также от факторов, на которые предприятие не может повлиять – политическая обстановка в стране, демографические, экономические, природные, научно-технические, политические факторы и культурное окружение.
Главными целями на данном этапе деятельности фирмы, является удержание завоеванных позиций, увеличение доли рынка, и как следствие, увеличение прибыли организации. Более детально цели организации представлены на рис. 2.
23
Рис. 2. Дерево целей предприятия
Цель самого высокого уровня – достижение максимальной прибыли организации. Инструментом обеспечения целей предприятия выступают цели маркетинговой деятельности. В таблице 2 приведены некоторые цели организации ООО «Синий Кит»
Взаимосвязь целей предприятия с целями маркетинга представлена на рис. 3.
24
Таблица 2. Целевые установки предприятия и маркетинга
Целевые установки предприятия | Целевые установки маркетинга |
Объем продаж | Повышение конкурентоспособности |
Получение прибыли | Доля рынка |
Численность сотрудников | Освоение рынка |
Рентабельность | Создание и поддержание имиджа |
Качество товара | Улучшение сети распределения товаров |
Издержки | Обеспечение соответствия требований потребителей и возможностей предприятия |
Рис. 3. Взаимосвязь целей предприятия с целями маркетинга