Файл: Государство и индустрия спорта.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.03.2023

Просмотров: 112

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В российском обществе достаточно остро стоит вопрос рентабельности спортивных сооружений, поскольку существует противоречие между повышением эффективности эксплуатации спортивного объекта после проведения мегасобытия и пока отсутствием успешного опыта в данном поле работы в регионах России [2].

Поэтому в жизни многих стран мира встает вопрос: «А стоит ли проводить крупномасштабные мероприятия?». Люди постоянно задумываются над тем, не станет ли очередное затратное событие неоправданным инвестированием денежных средств в его организацию. Одних из таких соревнований является Олимпиада, именно поэтому нельзя оставить без внимания такое всемирно известное мероприятие, как Олимпийские Игры. Шесть лет назад в России грандиозно началась и еще грандиознее завершилась двухнедельная зимняя Олимпиада 2014 года в Сочи [17].

По исторически сложившимся событиям и изначальной задумке проведения Олимпиады, Олимпийские Игры призваны выполнять несколько немаловажных целей.

Первоочередной является развитие спорта в мировых масштабах, а из этого уже следует, что ведется пропаганда здорового образа жизни не только среди молодого поколения людей, но и людей всех возрастов. Так как Олимпийские Игры имеют огромный масштаб, то устанавливаются связи между государствами, а всеобщее взаимодействие проводит к тому, что развиваются и некоторой мере налаживаются межнациональные отношения и появляется международное экономическое сотрудничество [3].

Стоит заметить, что издавна Олимпийские Игры призваны выполнять еще одну задачу, которая касается мирного существования всех народов. Истоки находят в Греции, где было исторически заведено прекращение военных конфликтов на время действия Олимпийских Игр. Однако, к глубочайшему сожалению, в наше время не всегда выполняется это условие.

Но дальше уже встает иной вопрос: если Олимпиада так прекрасна, имеет такое положительное влияние на общественную жизнь людей, то почему не все страны могут проводить это поистине замечательное спортивно-просветительное мероприятие? Здесь уже находит свое отражение экономический аспект.

Ведь далеко не все государства способны обеспечить себе надежную и стабильную экономическую поддержку для проведения этого международного конкурса. Именно поэтому из Олимпиады нужно выводить максимум пользы и эффективности, но даже при этом следует ориентироваться не только на экономическую сферу, но и социальную, политическую и духовную. И, несмотря на то, что прошло уже практически шесть лет с момента проведения Олимпийских Игр 2014 в Сочи, эта проблема не перестает подниматься из года в год, так как исход таков, что само мероприятие имеет более долгосрочную перспективу, чем предполагалось изначально [8, с.267].


Несомненно, что организация Олимпиады – это трудоемкий и затратный процесс. Экономически обусловлено, что оно имеет не только выгоду, но и издержки. И эти издержки и затраты на ресурсы не тратятся одномоментно, так как подготовка к Олимпиаде длится достаточно долгое время – вплоть до девяти лет до начала торжественного дня открытия Олимпийских Игр [15, с.88].

Осуществление анализа издержек поможет сформировать опыт проведения Олимпиад не только для одной страны (в нашем случае России), но и для других стран мира [18]. Ведь накапливая этот опыт, стало возможно прогнозировать наилучшие исходы развития действий повсеместно, но не стоит забывать о специфике культуры и особенностях развития конкретной страны.

При этом страны-организаторы направляют свою деятельность так, чтобы выполнить достаточно обобщенные цели, среди них [19]:

-привлечение денежных инвестиций в страну;

-получение экономической выгоды (т.е. минимизация затрат и оптимальное использование всех привлекаемых ресурсов как внутри страны, так и извне);

-улучшение социального положения граждан (повышение качества и уровня жизни населения);

-создание новой спортивной базы (строительство спортивных сооружений, которые будут использоваться после Олимпийских Игр);

-улучшение городской инфраструктуры и приток туристов.

Также не стоит забывать о том, что при успешном проведении Олимпийских Игр страна, как правило, повышает свое положение на международной арене [3].

Олимпийские игры 2014 г. сделали Сочи круглогодичным курортом мирового значения. Игры стали одним из масштабнейших проектов в истории нынешней России [6]. Благодаря играм город обрёл огромнейшую спортивную базу и современную инфраструктуру. Все объекты, построенные в Сочи, максимально качественны, имеют новейшую концепцию, удобны в местоположении. Город теперь стал наиболее комфортен для своих жителей, особенно популярен и привлекателен для инвесторов и туристов.

Главную проблему составляет обеспечение долгосрочного эффекта от использования объектов Олимпиады, для того, чтобы создать устойчивое наследие Олимпийских Игр. Эта проблема является сложной задачей, под которой понимается реализация большого количества проектов, к воспроизводству которых предъявляются высокие требования [13, с.18].

Проведем небольшой анализ международного опыта использования спортивных объектов, оставшихся в наследство после проведения Олимпиад.

Если попробовать классифицировать все методы, то получится 4 схемы [15, с.90]:


1.Перепрофилирование спортивных объектов и сооружений.

2.Сдача в долгосрочную аренду частным компаниям.

3.Разбор на материалы для строительства других сооружений.

4.Изначальное строительство объектов на территории заинтересованных учреждений (например, университетов, для создания учебной спортивной инфраструктуры).

Что касается эффективности эксплуатации стадионов, то ее можно оценить исходя из двух способов использования объекта: с точки зрения проводимых в дальнейшем мероприятий и с точки зрения объекта недвижимости.

Первый способ подразумевает проведение как спортивных матчей / соревнований (причем как по основному виду спорта, ради которого строился объект, так и по другим), так и использование в альтернативных целях (eventmanagement) [8, с.268].

Как правило, на спортивных объектах проводятся культурно-развлекательные мероприятия (концерты и др.), всевозможные мастер-классы, фитнесс-конфенции, семинары, выставки / конференции / конгрессы, детские или молодежные мероприятия и так далее. Если рассматривать объект как недвижимость, то тут имеет место быть перепрофилирование в гостиницы (или гостиничные номера), жилые комплексы, торговые или деловые центры и т.д.

Примером первой составляющей спортивного объекта (как место проведения спортивных /альтернативных мероприятий) является «Амстердам-арена» [4, с.141]. В среднем она арендуется около 80 раз в год под концерты, фестивали (именно там проводится ежегодный музыкальный фестиваль Sensation), частные мероприятия (свадьбы и прочее). Происходит это благодаря наличию соответствующей инфраструктуры: на стадионе имеется 14 комнат для переговоров и бизнес-встреч с максимальной вместимостью 3.5 тыс. человек [9, с.47].

Немецкая арена «O2 World» также стала примером грамотной политики управленцев – ежегодно там проходит около 140 мероприятий, общее число посещающих которых превышает миллион [20, с.167].

Второй аспект (как недвижимость) подразумевает под собой диверсификацию функций спортивного объекта за счет того, что была достигнута многофункциональность. Примером (не совсем удачным) является московские «Лужники» в бытность существования там торгово-ярморочного комплекса.

Примеров грамотного управления спортивными объектами множество: оборудование кинотеатра во время перерыва в местном чемпионате на футбольном стадионе (СанктГаллен, Швейцария), проведение соревнований по хоккею и биатлону на футбольном стадионе Veltins-Arena (Гельзенкирхен, Германия), трансформация плавательного комплекса «Водный куб», в котором проходило плавание во время Олимпиады, в аквапарк (Пекин, Китай) и другие [19].


Есть в истории и примеры неудачных решений строителей, архитекторов или управленцев спортивных объектов. Этот факт объясняется тем, что изначально не всегда продумывается способы использования арены, или стадиона, или любого другого спортивного объекта в постсоревновательный период.

После Чемпионата Европы по футболу 2012 «Львов Арена», построенная за счет средств из госбюджета (250 млн. евро), оказалось практически никому не нужна, желающих выделять около 2 млн. евро в год на обслуживание стадиона нет [8, с.269].

В Пекине после Олимпиады площадки для каякинга, пляжного волейбола и бейсбола заброшены, а срок окупаемости объектов, которые продолжают использовать (стадион «Птичье гнездо»), превышает 30 лет. В Греции, где Олимпиада проходила в условиях нарастающего кризиса, спортивные объекты просто забросили [15, с.103].

Поэтому нередко, по поводу неэффективного использования объектов по окончанию Игр, звучит критика.

Городов, которые принимают Игры, всё больше и больше, а интернациональных событий, которые могли бы принять участие в эксплуатации объектов, всё меньше.

Стадия использования Олимпийского спортивного наследия, на котором сейчас находится город Сочи, можно охарактеризовать ϲ 2-х сторон [19]:

1. Разработанная в городе Сочи программа по эксплуатации объектов Олимпиады более сильно, чем когда-либо, согласуется ϲ местной и федеральной политикой в области культуры и спорта.

2.Спортивные объекты используются активно также как помещения для проведения масштабных культурных мероприятий. Вследствие чего, использование объектов Игр привлекает большое количество туристов, которые предпочитают не только спортивные, но и культурные события.

Таким образом, данная программа способствует креативному развитию города и реализации огромных экономических планов. При таком планировании инфраструктура города Сочи способна привлечь большое количество туристов [14].

Важная задача действенного применения объектов Олимпиады встала перед администрацией города, решение которой связано ϲ созданием определённого имиджа объектов и самого города. Это должно положительно сказаться на курортном и экономическом положении Сочи, впоследствии, сделав его круглогодичным центром развлечений, туризма и спорта. Концепция в данном случае ориентирована на сбережение, развитие, правильное использование и непрерывное функционирование объектов Игр. В том числе она направлена на увеличение денежных поступлений в бюджет города и для создания условий, которые повлекут за собой инвестиции.


Итак, нужно выяснить, сколько же было потрачено на столь важное мероприятие.

Финансирующие источники можно разделить на две группы: внешние и внутренние [12, с.77].

К первым относятся привлеченные средства (вложения спонсоров и пожертвования бизнесменов, а также средства, поступающие от государства), а ко вторым – собственно использующиеся вложения, среди которых реализация монет и банкнот, а также продажа товаров с символикой Олимпиады [19].

Качественное количество издержек мы определили, а количественное их выражение предстоит выявить, так как используемые денежные затраты по разным источникам сильно отличается и это является весьма распространенной проблемой в анализе исходных данных.

Итак, по данным источника, Олимпийские Игры в Сочи стали самыми дорогими за всю историю проводимых Олимпиад, среди как летних, так и зимних. На подготовку Сочи к проведению Олимпиады потратили рекордные за историю 1,5 триллиона рублей (51 миллиард долларов). Федеральный бюджет израсходовал на строительство спортивных объектов 100 миллиардов и свыше 400 миллиардов на инфраструктуру Сочи. Инвестиции, которые были привлечены, составили порядка 900 миллиардов и 114 миллиардов на спортивные сооружения [18].

За долгие годы к проведению Зимней Олимпиады в Сочи 2014 были возведены новые стадионы, построены гостиницы для размещения гостей зимней олимпийской столицы, сконструированы ледовые и другие дворцы.

Помимо реконструкции города для спортивных нужд, в Сочи были построены новые дорожные развязки, улучшился и расширил свои мощности аэропорт. Благодаря всеобщей реконструкции города, появился приток не только российских туристов, но и иностранных. В качестве города-курорта все чаще и чаще выбирали Сочи и близлежащие рекреационные зоны отдыха.

По количеству вложенных средств, конечно, затраты завышают альтернативные возможности использования денежных затрат, что негативно влияет на экономику в краткосрочной перспективе. Но по оценкам специалистов, Олимпиада окупится. Ведь Олимпийские Игры – это не просто историческое событие, которое длится одномоментно [16].

Олимпийские Игры поспособствовали появлению различных предприятий по России, ϲ этим также связано увеличение рабочих мест – 560 тысяч. Ведущее финансирование проекта легло на плечи отечественного бизнеса [2].

Самым крупным кредитором многих построек стала государственная корпорация «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)», выдавший кредиты на строительство объектов примерно на 250 миллиардов рублей. Например, вложения в горнолыжный курорт «Роза Хутор» - 68,4 миллиарда, из которых 12,7 миллиардов - инвестиции компании «Интеррос»; 55,7 миллиарда - кредит Внешэкономбанка [3].