Файл: Государство и индустрия спорта.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.03.2023

Просмотров: 106

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Развитие физической культуры и спорта в России осуществляется не только для пропаганды здорового образа жизни и улучшения качества жизни населения, но и для социальной активности, духовности и гражданственности в целом. Развивая физическое и духовное здоровье, наше общество, таким образом, решает долговременную задачу развития массового спорта в стране. За последние годы удалось остановить негативную динамику в физическом воспитании подрастающего поколения и достичь значительного улучшения количественных и качественных показателей развития физической культуры и спорта в стране.

В настоящее время отношение государства и общественное мнение к значению спорта в оздоровлении и физическому воспитанию населения изменилось в положительную сторону. Для Президента РФ, Правительства Российской Федерации и Федерального Собрания Российской Федерации [20, с.161], вопросы развития физической культуры и спорта постоянно находятся в поле зрения государства и являются приоритетными. Поэтому такая поддержка со стороны государства предполагает ответственный подход специалистов физической культуры и спорта к тому, что происходит на практике на самом деле. Финансирование физической культуры и спорта за последние годы заметно возросло.

Несмотря на значимые успехи данной стратегии и наших спортсменов, в России все еще существует много проблем в спортивной сфере, такие как: не все формы проявления спортивной индустрии достаточно развиты (формирование позитивного имиджа спорта, спорт как экономический ресурс, продвижение спорта в массы и т.д.); отсутствие бренда спортивных игр (футбол, баскетбол, хоккей); отсутствие массового привлечения потребителей; проблема популяризации спорта [11, с.114].

Следует признать, что спорт – это очень хороший бизнес во всех странах, кроме России, так как в России государство берет на себя полную ответственность за развитие спорта, что приводит к отсутствию интереса у компаний вкладывать деньги в эту сферу - на поддержку спорта государство тратит в целом около $3 млрд. из бюджетов всех уровней [17]. В такой ситуации у спортивных организаций нет стимула зарабатывать деньги, а у инвесторов нет желания инвестировать в спорт, при том, что в этой среде отсутствуют четкие правила игры.

Для сравнения отметим, что в Германии, например, на развитие профессионального спорта выделяется 160 млн. евро в год, что приблизительно в 16 раз меньше названной суммы в России; в Великобритании правительство тратит около 100 млн. евро в год, причем треть дохода поступает от фонда национальной лотереи, но в отличие от Германии, британцы вкладывают деньги в те виды спорта, где они могут гарантированно получить медали, в то время как немцы пытаются развивать все виды спорта одновременно. В США спорт поддерживается вовсе не государством, а специальным комитетом Олимпийский комитет США (USOC), основной доход которого – это спонсорство. В год комитет тратит примерно 140 млн. долл. США на развитие спорта [20, с.165].


Из этого можно сделать вывод, что в России развитие спортивной индустрии носит монопольный характер и приводит к отсутствию инициативы и конкуренции со стороны предпринимателей, что в свою очередь, приводит к неэффективному расходованию денежных средств.

Можно выделить несколько серьёзных проблем, мешающих развитию спортивной индустрии и обостряющих отношения между государством и бизнесом.

Во-первых, несовершенная нормативно-правовая база, которая проявляется в государственном воздействии на бизнес и в регулировании рыночного хозяйства. Одним из решений данной проблемы стала практика государственно-частного партнёрства. Для нормального взаимодействия и выгодного сотрудничества, этого явно недостаточно [10, с.62].

Следующая проблема - проблема управления спортивной индустрии. Практика не раз показывала, что производством лучше управляет бизнес, а не государство, но введение такого принципа на данный момент не является возможным, так как все спортивные сооружения являются муниципальной или государственной собственностью [9, с.45].

В-третьих, спорт - это социально-значимая отрасль, и важный аспект для государства – обеспечить возможность гражданам страны заниматься физической физкультурой, создав для этого все необходимые условия. Для бизнеса более важен аспект получения большей прибыли, чем социальные задачи, поэтому бизнес не хочет брать на себя лишнюю нагрузку и выполнять функции государства. Процесс нахождения баланса между задачами государства и интересами бизнеса не окончен [9, с.46].

В-четвертых, остро встает вопрос налоговой нагрузки на бизнес. Именно налоговая политика в отношении данного сектора могла бы привлечь предпринимателей к спортивным проектам, однако на данный момент никаких налоговых льгот не предусмотрено, что также мешает его развитию. Все эти проблемы можно решить, если государство пойдет на уступки и позволит бизнесу взять на себя управление материальными, трудовыми и финансовыми ресурсами [10, с.62].

Индустрия спорта-полноценный сегмент экономики, приносящий доход от продажи билетов на спортивные мероприятия, спонсорства, продажи права на телетрансляцию, мерчандайзинг, поэтому при правильном развитии данного сегмента экономики, спорт может принести достаточно мощную отдачу, что будет выгодно как для государства, так и для бизнеса.

Государство активно влияет на развитие спортивной индустрии, тем самым вызывая интерес со стороны населения, но есть и другие факторы, объясняющие повышение интереса к спорту у российских граждан. Во-первых, мода на спортивное телосложение, что особенно актуально в наше время для молодежи. Во-вторых, укрепление здоровья.


По данным исследования «Исследование предпочтений москвичей в сфере фитнес-услуг» 50% всех опрошенных москвичей. занимаются фитнесом именно по этой причине, ведь экологическое состояние города Москва все в большей степени ухудшается, а активизация различного рода болезней требует повышение иммунитета у людей [17].

Как можно видеть, прослеживается явный спрос на спортивные услуги у населения, а спрос рождает предложение, поэтому государству и бизнесу следует найти как можно скорее точки соприкосновения и начать взаимовыгодное сотрудничество.

Непростая экономическая ситуация в стране безусловно влияет на реальные возможности государственного финансирования спорта (на федеральном, региональном и местном уровнях). Поэтому необходимо снижать чрезмерную зависимость бюджетов профессиональных клубов от бюджетного финансирования и средств госкомпаний [15, с.90].

Важно использовать значительное усиление роли России на международном рынке спортивных событий, во многом благодаря отличной организации в 2013–2017 гг. крупнейших мировых мегасобытий. Россия с успехом провела Олимпийские зимние игры, чемпионаты мира по легкой атлетике, водным видам спорта и хоккею, футбольный Кубок конфедераций. Уже три года в Сочи проводятся этапы знаменитой серии «Формула-1». Далее необходимо научиться максимально использовать полученные управленческие технологии и построенные спортивные сооружения [13, с.18].

Уже настало время обязательного использования рыночных механизмов и маркетинговых инструментов для увеличения собственных финансовых возможностей спортивных организаций в профессиональном спорте. Необходимо начать движение профессиональных клубов и спортивных сооружений к моделям самоокупаемости, даже если на достижение этой задачи потребуется длительное время (в этом случае крайне важна положительная динамика их развития) [19].

Этот новый вектор развития российской индустрии спорта требует новых моделей и методик обучения спортивному менеджменту. Особенно если возникает потребность в обучении предпринимательству в спорте. А можно ли вообще учить предпринимательству? На этот счет существует две прямо противоположные точки зрения.

Согласно первой точке зрения учить предпринимательству можно и нужно, потому что это сфера профессиональной деятельности, хотя и очень специфическая.

Вторая точка зрения: учить нельзя. Предпринимателем нужно родиться. Это состояние души, и обучить этому невозможно. Конечно, очень важно для предпринимателя иметь задатки от природы. Далее, как в спорте, нужны очень серьезные усилия (т.е. регулярные тренировки), чтобы заложенный потенциал дал результаты (через знания, практику, полученные компетенции и реализованные проекты). Сначала человек осваивает профессию спортивного менеджера, а потом может стать и предпринимателем, если у него появятся собственные предпринимательские проекты. На сегодняшний день очень важно правильно расставить приоритеты в деятельности спортивных менеджеров различных спортивных организаций.


В российской индустрии спорта в настоящее время работают очень разные (по направлениям деятельности и выполняемым функциям) спортивные и иные организации, являющиеся объектами спортивного менеджмента, для которых готовят разнообразных специалистов университеты и академии.

Государству следует в большей степени заниматься созданием благоприятных условий в направлении децентрализации управления спортом и уменьшения числа посредников, уступить место бизнесу в производственной спортивной индустрии, расширить пропаганду здорового образа жизни и усилить контроль за выполнением социальных функций развития спорта [10, с.63]

В дополнении к этому направлению следует рассмотреть возможность изменения законодательных актов в области спорта и спортивной индустрии, регулирующих спортивный рынок: решить проблему принадлежности к собственности по спортивным объектам; ввести налоговые льготы для привлечения инвестиций [20, с.166].

После устранения всех недостатков спортивная индустрия может развиваться более эффективно, принося не только финансовые результаты и выгоды, но и социальный эффект [21, с.71].

Государство как арбитр должно следить за соблюдением законодательства и партнерских отношений между спортивными организациями и предпринимательскими структурами, противостоять коррупции (договорные матчи, подкуп судей), создавать равные возможности всем субъектам индустрии спорта для предпринимательской деятельности в индустрии спорта [20, с.159].

Государство как игрок на рынке имеет свои деловые интересы и может зарабатывать деньги на проведении крупных и престижных спортивных соревнований (летние и зимние Олимпийские игры, чемпионаты мира и Европы, крупные коммерческие турниры) [18]. Косвенный эффект в этом случае государство получает от развития производственной и социальной инфраструктуры (строительство дорог, гостиниц, спортивных сооружений, развитие средств связи, создание дополнительных рабочих мест) [11, с.113].

Выводы по 1 главе

Спортивная индустрия — часть национальной экономики, связанная с производством, продвижением и сбытом спортивных товаров, услуг, организацией и проведением спортивных событий, а также со спонсорством в спорте.

В целом идет положительная тенденция развития спортивной индустрии в России. Государство в России готово развивать данный сектор экономики и активно этим занимается; что касается бизнеса, то спортивный сектор является привлекательным для вложения инвестиций, однако проблемы эффективного взаимодействия мешают развивать индустрию спорта как государству, так и бизнесу.


2.Анализ современного состояния спортивного наследия Олимпиада в Сочи 2014

2.1. Эксплуатация спортивных объектов после проведения Олимпиады: зарубежный и российский опыт

Спортивные мегасобытия оказывают огромное влияние, как на страну-хозяйку мероприятия, так и на отдельный регион / город, поскольку происходит развитие инфраструктуры, повышается уровень обеспечения трудовыми ресурсами и уровень инвестиционной привлекательности региона при грамотной политике организаторов [4, с.136].

Проведение мегасобытий, таких как Олимпиада, всегда связано с привлечение крупных инвестиций в связи со строительством и продвижением новых спортивных объектов, транспортной и гостиничной инфраструктуры. То, как государственные и региональные власти планируют использовать построенные объекты, определяет развитие (или упадок) региона на несколько лет вперед.

Мировой опыт проведения спортивных мегасобытий доказывает, что подобные мероприятия могут послужить не только стимулом для дальнейшего развития региона, но и стать тяжелым бременем. Если заранее не продумывать политику управления объектами на постсоревновательном этапе, в дальнейшем их перепрофилирование может вылиться в колоссальные затраты, зачастую неподъемные для бюджета региона, или оказаться невозможными из-за недальновидных конструкторских решений [5].

Физическая культура и спорт – это одним из самых главных резервов общества и власти в решении первоочередных задач, стоящих перед Россией на сегодняшний день и направленных на объединение российского народа, а так же на совершенствование и развитие человека, его нормальной жизнедеятельности и улучшением качества жизни [9, с.46]. Чтобы в дальнейшем в России развитие физической культуры и спорта проходило благополучно, нужна прочная материально-техническая база, основой которой являются спортивные сооружения.

Численность спортивных комплексов в нашей стране в течение последних лет в значительной степени возросло. Одной из главных причин являются зимние олимпийские игры в 2014 году [16].