Файл: Государство и индустрия спорта.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.03.2023

Просмотров: 114

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Причина выбора данной темы курсовой. С каждым годом все весомее ощущается влияние спорта на сознание и общественную жизнь людей. Эта тенденция проявляется в росте влияния спорта на основные области деятельности человека: экономическую, политическую, образовательную, культурную. Наблюдается углубление интеграционных процессов и инклюзии спорта в социальные структуры общества, возрастание его влияния на социализацию и воспитание личности, формирование стиля жизни и т.д.

Значимость темы для автора и для общества в целом. В настоящее время тема спортивной индустрии, спортивного менеджмента, олимпиад становится все более актуальной. Спорт играет важную роль в жизни каждого человека. Именно спорт обеспечивает здоровье и физическую выносливость. С каждым годом интерес к спорту все возрастает, поэтому первостепенной задачей государства является развитие спортивной индустрии.

Эволюционное развитие индустрии спорта как целостной системы сопровождается прогрессирующей дифференциацией ее структуры, функций, формированием и совершенствованием всех ее компонентов. Изменение самой сущности спорта, усложнение его структурных социальных связей и функций отражались и осмысливались с позиций различных научных теорий. Каждое поколение ученых, рассматривая проблемы функционирования спорта через призму требований своего времени, выстраивало различные концепции и модели его развития.

Краткая характеристика источников. Работа Леднева В. А. «Индустрия спорта: разберемся в понятиях и терминах» посвящена современному спорту, который превратился в мощную, инвестиционно привлекательную индустрию. Ведущие международные спортивные организации, спортивные лиги и профессиональные клубы работают как полноценные коммерческие предприятия и имеют хороший уровень доходов. По мнению автора, у российской индустрии спорта есть хорошие возможности для развития предпринимательских проектов, а значит необходимо смещать акцент в сторону предпринимательского образования в спорте.

В статье Солнцева И.В. «Роль индустрии спорта в развитии современной экономики» рассматриваются исторически аспекты развития спорта в нашей стране, указывается, что сегодня индустрия спорта выходит на новый уровень развития и становится полноценной отраслью экономики. Об этом свидетельствуют огромные инвестиции в развитие спортивных клубов и сопутствующей инфраструктуры, а также особое внимание со стороны государства.


Цель исследования заключается в теоретическом и практическом изучении особенностей взаимодействия государства и индустрии спорта.

Объект исследования – индустрия спорта.

Предмет исследования - государство и индустрия спорта.

Задачи:

1.Изучить понятие и сущность спортивной индустрии.

2.Охарактеризовать развитие спортивной индустрии в России.

3.Рассмотреть зарубежный и российский опыт эксплуатации спортивных объектов после проведения Олимпиады.

4.Проанализировать современное состояние и перспективы использования спортивных Олимпийских объектов Сочи.

В ходе выполнения работы используются следующие теоретические и практические методы исследования: анализ, синтез, моделирование, классификация, сравнение, описание и системный подход.

Структура курсовой работы базируется на задачах и логике исследования и содержит введение, две главы, заключение и список литературы.

1. Теоретические аспекты развития спортивной индустрии в России

1.1.Понятие и сущность спортивной индустрии

В Федеральном законе «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» [1] понятие «спорт» определяется как «сфера социально-культурной деятельности как совокупность видов спорта, сложившаяся в форме соревнований и специальной практики подготовки человека к ним».

Впервые стал употреблять понятие «индустрия спорта» Фил Шааф. Он писал о том, что в индустрии спорта необычные производственные отношения, они основываются между индивидами в процессе производства, распределения, обмена и потребления тех специфических продуктов, которые производятся в индустрии спорта [7. с.141].

Индустрия спорта содержит сегменты. Основными сегментами для российской индустрии спорта являются [20, с.155]: профессиональный спорт, массовый спорт, студенческий спорт, детский спорт, спорт для лиц с ограниченными возможностями, оздоровительный спорт, школьный спорт, дворовый спорт, спорт ветеранов.

Современная индустрия спорта – это достаточно динамичная система экономических отношений и интересов, которые имеют основные субъекты этой индустрии таких как: физкультурно-оздоровительные клубы, оздоровительные клубы, спортивные клубы, фитнес-клубы, физкультурно-оздоровительные комплексы.


Развитие спорта сегодня непосредственно связано с экономикой, торговлей, правовой сферой не только в отдельных видах спорта, но и профессиональных спортсменов, интересы которых представляют спортивные агенты, менеджеры.

В. А. Леднев в своих работах изучал понятие «индустрии спорта» а также развитие экономических связей между её субъектами. Индустрия спорта по определению Леднева - это новая и особая сфера экономических отношений. В ней реализовывается особая производственная работа, достижением которой становятся разработанные продукты индустрии спорта, их главными производителями являются представители спортивных организаций [11, с.112].

Фарберова О. Е. в своих исследованиях изучала экономическую сторону спортивной деятельности, она рассматривает спортивную индустрию как «подсистему экономики, выражающую связь спорта и сопряженных с ним отраслей и сфер деятельности», продукты индустрии спорта являются «товарами и услугами спортивного назначения», отдельно выделяются «околоспортивные продукты», к которым относит сувениры с использованием спортивной тематики [21, с.70].

В.А. Леднев применяет дифференцированный подход к понятию «спортивный продукт». Он классифицирует спортивные продукты на товары и услуги и отмечает, что в основном в спортивной индустрии оказываются услуги, среди которых [12, с.35]: спортивное событие; спортивно-оздоровительная услуга; спортивная атрибутика с клубной символикой; права на телетрансляции; рекламные права; права на спортсменов; бренды спортивных организаций.

Таким образом, спорт можно рассматривать с двух сторон: как самостоятельный сектор рынка и как общественный товар и социальное явление.

Сегодня индустрия спорта имеет множество проявлений. Это новая специфическая сфера экономических, деловых и правовых отношений; вид профессиональной трудовой деятельности; это и отдельный экономический ресурс, который влияет на развитие экономики государства; это бизнес, а также эффективный канал продвижения брендов и инструмент для формирования имиджа компании.

Спорт в современном мире можно рассматривать как социальную систему, являющуюся частью других социальных систем. Во-первых, он является частной системой более общей системы, а именно общества, перенимая и отражая черты и характеристики, нормы и правила того общества, в котором он развивается. С другой стороны, в современном мире многие сферы человеческой жизнедеятельности, в том числе и спорт, включены в систему экономических отношений [11, с.113].


Практически все, что угодно в современном мире, является товаром или услугой, то есть подлежит купле, продажи или обмену, порождая, таким образом, особый род взаимодействия вокруг данных процессов. Как следствие, эти отношения можно рассматривать как обособленную (независимую) систему, развивающуюся по своим собственным законам, которую мы будем именовать индустрией. Таким образом, спорт оказывается включенным уже в две независимые системы, являясь их частью, развиваясь, исходя из закономерностей их развития (точнее, его развитие можно описать и проанализировать, зная порядок развития общества и индустрии) [7, с.142].

Одновременно спорт является обособленной социальной системой, имеющей свои уникальные элементы (как, например, соревнование). Однако многие исследователи [10, с.59] отмечают, что в спорте представлено много элементов шоу, бизнеса и т.д., т.е., всего того, что составляет индустрию больше, чем соревнования. В таком случае, следует говорить не о спорте как социальной системе, а о системе индустрии спорта как, с одной стороны, элементе других систем (общества и индустрии), с другой стороны, – самостоятельной социальной системе, обладающей собственными базовыми элементами.

С нашей точки зрения, одним из таких элементов, производимым индустрией спорта и одновременно являющимся ее элементом, служит спортивность.

Спортивность понимается как признак, имеющий непосредственное отношение к спорту, но выходящий за его границы. Спортивность и является связующим звеном различных составных частей системы индустрии спорта и проявляется в самых различных видах и формах (от выступления на соревнованиях представителей школ, спортсменов-инвалидов, профессиональных спортсменов до производства, продажи, покупки любых спортивных товаров и услуг). Именно спортивность является основой коммуникаций внутри системы индустрии спорта. Кроме того, спортивность служит критерием определения границ индустрии спорта, т.к. в настоящее время происходит постоянное изменение структурной организации индустрии спорта, появляется все большее количество новых видов дисциплин, по которым проводятся соревнования, интегрируются друг с другом виды спорта, казалось бы, противоположные по своей сути (например, шахматы и бокс), образуя, таким образом, принципиально новые виды спорта (например, шах-бокс) [11, с.114].

Кроме видов спорта дифференцируются группы болельщиков, формы поддержки команд, способы подготовки спортсменов и т.д. [12, с.45].


Спортивная мода и производство спортивной одежды, по сути, появились и продолжают функционировать в рамках индустрии спорта, выделились в отдельную независимую социальную систему.

Помимо процессов усиления дифференциации внутри различных комплексов упражнений, видов спорта, систем выставления оценок и подсчетов балов, происходит изменение форм дифференциации, что ведет к увеличению видов коммуникации, появлению новых ролей и статусов, возникновению новых организаций, формальных и неформальных правил и установок, что, в конечном счете, еще более усложняет систему индустрии спорта. В результате подобного усложнения, с одной стороны, все больше и больше возрастает роль коммуникации, с другой – информации о свойствах и характеристиках самой системы, что вызывает настоятельную необходимость в самоосмыслении (саморефлексии) [7, с.143].

Система индустрии спорта занимается саморефлексией посредством возникновения центров, занимающихся изучением различных аспектов возникновения, функционирования и перспектив развития спорта. Сюда можно отнести институты, академии физической культуры и спорта, ученых, занимающихся анализом указанных проблем. Относительно недавно появилась ассоциация индустрии спорта.

1.2. Развитие спортивной индустрии в России

С принятием в 1999 г. первого Закона «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» [1], были установлены правовые, организационные, экономические и социальные основы деятельности физкультурно-спортивных организаций, а также принципы государственной политики в области физической культуры и спорта в Российской Федерации и олимпийского движения в России.

Впервые было узаконено разделение спорта на любительский (массовый) и профессиональный.

В первую очередь, для поддержания развития спорта, государство принимало следующие меры [10, с.60]:

-обеспечение ежегодного финансирования различных мероприятий, в том числе подготовка спортсменов к Олимпийским играм и другим международным соревнованиям;

-строительство и содержание спортивных сооружений;

-увеличение количества детских и юношеских спортивных школ;

-строительство новых баз и центров для подготовки сборных команд России по различным видам спорта и т. д.

Физическая культура и спорт - это наиважнейшее направление развития в России. На сегодняшний день в условиях жизни современного общества физическая культура становится национальной программой здоровья населения, а массовое развитие физической культуры и спорта, является основой политики государства в формировании и осуществлении здорового образа жизни жителей России [20, с.160].