Файл: Государство и индустрия спорта.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.03.2023

Просмотров: 99

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Приток туристов в столицу Олимпиады увеличился на 30%. Сочи вызвал некий ажиотаж у гостей. Например, номерной фонд отелей Красной поляны выкупается каждый год вплоть до января.

Также, в период проведения Олимпийских Игр, Сочи «порадовал» своих гостей ростом тарифов на проживание на 15%, при средней цене 4,9 тысяч рублей, по сравнению ϲ 2015 годом, когда цены снизились на 8% [6].

Говоря об услугах перевозчиков, на внутренних авиалиниях страны в 2014 году, то ими воспользовались 2,7 миллионов человек. Если поставить это в сравнение ϲ 2013 годом, то сейчас данный коэффициент увеличился на 30%. На международных авиалиниях в 2014 году было обслужено 311 тысяч человек, это больше на 9 %, чем в 2013 году. Подводя итог, за год в аэропортах было совершено 18,1 тысяча рейсов, это больше на 26%, чем в 2013 году. Также по окончанию Олимпийских Игр увеличилась продажа жилых домов в город Сочи, более чем на 30-40%, по сравнению ϲ предолимпийским годом [17].

Суммарные поступления в бюджет региона, после проведения Олимпиады, от налогов на прибыль и на доходы физических лиц ежегодно увеличивается на 5-7%, что значительно выше общероссийских показателей [17].

С целью обеспечения дальнейшего эффективного использования олимпийского наследия необходимо применять механизмы, позволяющие хозяйствующим субъектам олимпийских объектов Сочи при взаимовыгодном сотрудничестве с муниципальной властью грамотно развивать и рационально заполнять эти объекты.

2.2. Спортивные Олимпийские объекты Сочи: современное состояние и перспективы использования

В ходе подготовки к XXII Зимним Олимпийским играм в Сочи было возведено 800 объектов капитального строительства, среди них уникальные спортивные объекты и объекты инфраструктуры. Впервые в истории мирового олимпийского движения все спортивные сооружения, а также гостиницы для спортсменов и гостей были расположены в одном городе [2].

Олимпийские игры в Сочи, ставшие одним из самых масштабных проектов в истории современной России, превратили Сочи в круглогодичный курорт мирового уровня. Благодаря Играм в городе появились современная инфраструктура и грандиозная спортивная база. Сегодня о Сочи знает весь мир. Город стал более комфортным для жителей, привлекательным для туристов и инвесторов, как российских, так и иностранных.


Все спортивные соревновательные и несоревновательные олимпийские объекты, построенные в Сочи, исключительны по качеству, новизне, компактности расположения и инфраструктурной интеграции [16].

Проведение Олимпийских игр оказало большое влияние на развитие города Сочи, Краснодарского края и России в целом. После завершения Игр Сочи имеет потенциал, чтобы стать круглогодично функционирующим курортом высокого мирового уровня, значительно стимулируя рост местной экономики. Главная задача на сегодняшний день – использование созданного наследия с максимальной эффективностью.

Масштабы проведённых к Олимпиаде преобразований вызывают удивление и восторг как у россиян, так и у мировой общественности. Фактические затраты на объекты сочинской олимпиады существенно превзошли ожидаемые размеры. Окупаемость вложенных средств – это «больной вопрос» всех олимпийских столиц, в ряду которых Сочи не является исключением [18].

Строительство Олимпийского Сочи позволило получить богатый опыт возведения уникальных объектов, который может быть использован в дальнейшем российскими градостроителями, архитекторами, проектировщиками, строителями.

В данном исследовании описаны спортивные и инфраструктурные объекты, возведённые в ходе подготовке к Олимпиаде-2014, анализируются причины их высокой стоимости, а также обсуждаются перспективы эффективного использования олимпийских объектов [2].

Олимпийские и паралимпийские зимние игры прошли в Сочи в феврале-марте 2014 года. Высокий уровень проведения Сочинской Олимпиады был неоднократно отмечен спортсменами и зрителями. Масштабы строительства спортивных и инфраструктурных объектов вызвали восторг всех собравшихся [19]. Однако, споры об эффективности средств, вложенных в олимпийские объекты, не умолкают по сей день.

Большая часть спортивных стадионов после окончания Игр используется на половину своей мощности либо переориентирована на другие цели. Как показывает мировой опыт, такая судьба сочинских олимпийских объектов не является негативным «исключением из правил»: жизнь после Игр большинства Олимпийских столиц вызывает разочарование.

Так, во время подготовки к ХХ Зимней Олимпиаде 2006 г. в Турине было построено 65 спортивных площадок, создана транспортная инфраструктура, спортивные деревни для атлетов и журналистов. Специально к Олимпиаде в Турине был построен метрополитен, изрядная часть средств, выделенных на подготовку к соревнованиям, пошла и на реставрацию архитектурных памятников [16]. Олимпиада должна была помочь превратить Турин из промышленного центра в туристический. Но главную задачу – стать центром туризма – Турин не решил. Иностранцев стало только меньше [18].


Большая часть ледовых арен, из-за невысокой популярности коньков на Апеннинах, была переделана после Игр под площадки для выставок и конференций. Стадион, построенный на базе футбольной арены, подвергся перестройке. Некоторые олимпийские объекты бросили до лучших времен.

Аналогична судьба олимпийских объектов в Ванкувере. Во время XXI зимней Олимпиады 2010 года соревнования проводились по большей части в уже существовавших стадионах (BC Place, Роджерс-арена, Пасифик Колизиум). Помимо этого, с целью дальнейшей эксплуатации и окупаемости, авторы вновь возводимых объектов рассчитывали на их дальнейшее использование [19].

Так, Олимпийский Овал Ричмонда трансформируется в арену для проведения соревнований по футболу и хоккею с шайбой, лаборатории по совершению олимпийской антидопинговой экспертизы преобразуются в современные спортивные научно-исследовательские лаборатории. Также внутри стадиона возможно проведение массового катания на коньках.

Несмотря на все меры, Ванкувер постигла та же проблема «неокупаемости». Свидетельством тому является демонтаж олимпийской деревни в пригороде, которую изначально планировалось использовать как коммерческое жилье.

Что касается Сочи, то, несмотря на субтропический климат, он был выбран столицей XXII зимних Олимпийских игр, благодаря своей развитой сфере туризма. В течение 5-6 лет (с 2007 по 2013 гг.) было построено 235 спортивных и инфраструктурных объектов. Из них к спортивным объектам относятся всего 11 сооружений, построенных с нуля [17].

Остальные сооружения относятся к объектам инфраструктуры: около 100 отелей и гостиниц, 5 ТЭС, – которые были необходимы для проведения олимпиады [6].

Фактические затраты на объекты сочинской олимпиады существенно превзошли ожидаемые размеры по многим объективным и субъективным причинам [18]. Анализ этих причин, а также меры по повышению окупаемости вложенных средств являются предметом данного исследования.

Основным объектом XXII Зимних Олимпийских игр в Сочи является Олимпийский парк общей площадью более 200 га, расположенный на побережье Чёрного моря в Имеретинской низменности (Прибрежный кластер) [2].

На сегодняшний день суммарная площадь олимпийских объектов самая большая в мире. Одновременно в парке могут находиться около 75 тыс. посетителей. Он объединяет все спортивные объекты, парковую зону и объекты инфраструктуры. Другая часть объектов находится в Горном кластере в 48 км от Прибрежного кластера [4].

Связь между Горным и Прибрежным кластерами осуществляется по новой железной дороге, время на дорогу занимает не более 30 минут (см. Рис. 1).


Рисунок 1 - Железнодорожное сообщение между Прибрежным и Горным кластерами [16]

На территории Прибрежного кластера расположены следующие объекты [15, с.103]:

- Олимпийский Стадион «Фишт»;

- Ледовый дворец «Большой»;

- Ледовая Арена «Шайба»;

- Центр керлинга «Ледяной куб»;

- Дворец Зимнего Спорта «Айсберг»»

- Конькобежный Центр «Адлер – Арена».

Сочи является первым городом, все спортивные арены которого находятся в шаговой доступности [4, с.144].

Данные спортивные объекты представлены на Рис.2.

Рисунок 2 - Карта спортивных объектов Прибрежного кластера [2]

Горнолыжный комплекс горного кластера построен в п. Красная поляна, расположенном в 40 км от побережья Черного моря на высоте 650 метров над уровнем моря.

Канатно-кресельная дорога, состоящая из четырёх очередей, поднимет на высоту 2230 метров.

Объектами Горного кластера являются [15, с.103]:

- Комплекс для соревнований по лыжным гонкам и биатлону «Лаура»;

- Горнолыжный Центр «Роза Хутор»;

- Комплекс для прыжков с трамплина «Русские Горки»;

- Центр Санного Спорта «Санки»;

- Сноуборд-парк и Фристайл-центр «Экстрим».

Перечисленные спортивные объекты представлены на Рис.3.

Рисунок 3 - Карта спортивных объектов Горного кластера [16]

В Сочи построены две Олимпийские деревни: основная – на 3 тысячи гостей и горная – на 2,6 тысяч жителей. Жилой массив включает около 50 зданий различной этажности, 16 из которых предназначены для параолимпийцев [18].

Олимпийская деревня – это скорее город в городе с собственной системой жизнеобеспечения, транспортной инфраструктурой, парковыми зонами и даже своим морским портом. Вся масштабная стройка велась с прицелом на будущее. В частности, Олимпийская деревня для спортсменов с ограниченными возможностями, построенная для проведения Параолимпийских игр.

После Олимпиады объекты функционируют как современный комфортабельный всесезонный курортный комплекс. Многие посетители сравнивают облик горнолыжного курорта «Роза Хутор» с обликом г. Карловы Вары (Чехия).

Подготовка к XXII Зимним Олимпийским играм потребовала серьёзного преобразования транспортной инфраструктуры [2].

Первым её объектом стал новый терминал Сочинского аэропорта, который открыли в 2010 г. С 2013 года аэропорт способен обслуживать до 2500 пассажиров в час, а во время Олимпиады этот показатель достигал 3800 пассажиров в час, что удовлетворяет нормам Международного Олимпийского Комитета.


К Играм 2014 года РЖД вела в Сочи строительство 6 объектов.

Главным проектом РЖД является совмещенная авто – и железная дороги «Адлер – Альпика-Сервис». Новая дорога протяженностью 48 километров соединяет Адлер, Олимпийский парк и Красную Поляну. Она связывает шесть спортивных арен на берегу Чёрного моря и пять центров горного кластера.

Дорога проходит сквозь горные массивы через 12 тоннелей. Самый короткий тоннель на трассе – 141 м, самый длинный – более 4000 м [17].

На новой трассе возвели около 50 мостов, среди них первый на юге России вантовый автомобильный мост.

Максимальный пассажиропоток на железной дороге составляет 8,5 тысяч пассажиров в час, а по автомобильной дороге – 11,5 тысяч. От железнодорожной станции «Красная Поляна» на отметке 550 м до Приюта №2 на отметке 1646 м построена уникальная канатная дорога [2].

На сегодняшний день это самая длинная в мире «канатка» с кольцевым движением, её длина составляет 5369,7 метров, вместимость кабин – до 30 человек, пропускная способность – 3 тысячи человек в час в каждом направлении.

Важным проектом транспортной инфраструктуры стало строительство дублёра Курортного проспекта, пропускная способность которого вдвое больше существующей магистрали.

Также появился участок трассы М27, построенный в обход города, соединяющий аэропорт Адлера с центром Сочи и другими курортными районами [3].

Имеющиеся электростанции Краснодарского края ранее обеспечивали лишь 25% потребностей Сочи. В связи с этим к 2014 году было построено 5 объектов энергетической инфраструктуры.

После окончания Олимпийских игр в Сочи остались 367 км автодорог, 201 км железнодорожного полотна, 690 км инженерных сетей, 90 тысяч переоборудованных или новых гостиничных номеров, а также благоустроенная береговая линия [17].

Помимо прочего, в Сочи появились четыре новых горнолыжных курорта, общая протяженность трасс, которых составила более 150 км.

Всего к Олимпиаде создано 800 объектов капитального строительства.

Строительство Олимпийского Сочи обошлось России достаточно дорого. Точную окончательную цену назвать сложно. По официальным данным на Олимпиаду в Сочи было потрачено около 1,5 трлн. рублей [18].

Расходы на строительство спортивных сооружений и объектов, обеспечивающих их функционирование, составляют 214 млрд. руб. (7,5 млрд. долларов) [15, с.104]. Инфраструктурные расходы составили основную долю «олимпийских» затрат.

Существенное удорожание объектов Олимпийского Сочи можно объяснить рядом причин.