Файл: Социальное обслуживание.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.03.2023

Просмотров: 156

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В этот период законодательство активно наполнялось нормативно-правовыми актами, регламентами, закрепляя и систематизируя основополагающие принципы социального обслуживания[12].

Существует много мнений по вопросу систематизации обозначенных принципов, но мы посчитали необходимым обозначить базовые, которые выступили связующим звеном всей социальной системы нашего государства: доступности; адресности; добровольности; конфиденциальности; гуманности.

Эффективность вышеназванных принципов возрастает на основе комплексного подхода к реализации необходимого субъекту социальных услуг. Рассмотренные нами законодательные акты выполняли правовую функцию регулятора сферы социального обслуживания. Законодатель впервые в этот период разъясняет понятие обстоятельств, объективно препятствующих выполнению членами семьи или близкими родственниками обязанностей по уходу за неспособным к самообслуживанию гражданином.

Данный подход демонстрировал социальную направленность решения вопроса об оказании социальных услуг на бесплатной основе.

Также важно отметить, что единую систему социального обслуживания значительно обогатил региональный законодатель, который, исходя из своих финансовых возможностей, расширял перечень социальных услуг по сравнению с гарантированным федеральным перечнем, включив в него новые виды услуг: культурно-досуговые, социальное сопровождение, социальные доплаты, субсидии, льготы.

1.2. Правовое регулирование социального обслуживания на современном этапе

Современный этап развития социального обслуживания ознаменован принятием важных нормативно-правовых актов, которые обозначают новую веху в развитии системы социального обслуживания граждан в нашей стране.

Среди них Федеральный закон от 28.12.2013 № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации», вступивший в силу 01.01.2015[13]; Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 № 296 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Социальная поддержка граждан»[14]; Распоряжение Правительства РФ от 05.02.2016 № 164-р «Об утверждении Стратегии действий в интересах граждан старшего поколения в Российской Федерации до 2025 года»[15].


Федеральный закон от 28.12.2013 № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» во многом меняет порядок правового регулирования социального обслуживания. Прежде всего, введены новая терминология и принципы в сфере социального обслуживания. Действующее в течение долгого времени понятие «трудная жизненная ситуация» было упразднено. Участниками правоотношений по социальному обслуживанию после принятия данного федерального закона стали соответственно поставщик и получатель социальных услуг, понятие и статус которых был подробно урегулирован. Закреплено основание возникновения правоотношений по социальному обслуживанию, которым теперь стал договор о предоставлении социальных услуг.

К договору обязательно составляется индивидуальная программа, которая заполняется сотрудником социальных служб на основании заявителя (получателя услуг). В содержание входят: форма социального обслуживания (стационарно, полустационарно и на дому), виды (например, социально-бытовые; социально-медицинские; социальнопсихологические и другие), объем, периодичность, условия, сроки предоставления социальных услуг, перечень рекомендуемых поставщиков социальных услуг, а также мероприятия по социальному сопровождению.

Последнее десятилетие наполнено последовательными шагами государства, направленными на совершенствование социальной политики, где особое место занимают дети и семьи с детьми, пожилое население, молодежь, незащищенные категории граждан. Все это свидетельствует о ярко выраженной положительной динамике развития общества в целом.

Современная система социальных служб представляет собой разноплановый спектр специальных учреждений, предназначенных для обслуживания соответствующих групп населения: пожилым людям; семье и детям в различных жизненных ситуациях; лицам, имеющим ограничения в здоровье; малоимущим; многодетным; одиноким лицам, находящимся в сложных жизненных ситуациях и другим субъектам.

Несколько лет подряд Путин В.В. в своем послании правительству РФ подчеркивает важность изменений в государственной социальной политике, конкретизирует ее определения, касающиеся не только оказания помощи гражданам старшего поколения, их семьям, социальным институтам, взаимодействующим с указанной категорией граждан, но и в активного вовлечения граждан старшего поколения в жизнь общества[16].

Президент неоднократно делает акцент на важную связь поколений, которая находит свое выражение в активном участии школьников и студентов в волонтёрских проектах: уход за больными и престарелыми, поддержка пожилых людей, имеющих ограничения по здоровью. Ярким примером реализации традиций нашего народа (безвозмездная забота о слабых, больных, одиноких, пожилых людях) стало волонтерское движение в период пандемии COVID-19, которое объединило огромное количество людей одной целью.


При этом волонтеры в полном соответствии со всеми требованиями к поведению работников органов соцзащиты населения плавно вошли в систему и обогатили ее.

Считаем необходимым обозначить некоторые системообразующие постулаты, которые не только отражают реальное состояние общества, но и могут выступить началом больших перемен в системе социального обслуживания в РФ.

На наш взгляд, волонтерство является отражением реальных социальных связей различных групп населения. И сколько бы не говорили о проблемах, существующих в молодежной среде, в сложной ситуации проявились генетически заложенные культурные традиции. И это важно сохранить в дальнейшем. В рамках рассматриваемой нами темы следует также подчеркнуть – волонтерство выступает новой формой социального обслуживания населения. Эта категория граждан на безвозмездной основе, не считаясь со своим временем и наличием обязательств (например, учеба в системе СПО или ВО), качественно и в полном объеме выполняла возложенные на нее обязательства.

При этом хочется сделать акцент на мобильность граждан, их активность, ответственность, душевность.

Таким образом, перечисленные выше характеристики в полной мере могут внести новации в государственную систему социального обслуживания, позволят установить новые подходы в современной Концепции развития социального обслуживания в РФ.

ГЛАВА 2. ПРОБЛЕМНЫЕ АСПЕКТЫ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ

Предоставление социального обслуживания требует неукоснительного соблюдения стандартов социальных услуг, которые вряд ли могут быть обеспечены физическими лицами. Кроме того, данная деятельность является объектом государственного контроля (надзора), в том числе и общественного контроля.

2.1. Проблемные аспекты социального обслуживания

Погружение российской действительности в рыночные условия определило ряд важных задач, стоящих перед государством в сфере социального обеспечения. Кризисное состояние экономики обострило проблемы социального обеспечения отдельных категорий граждан, наиболее нуждающихся в защите и помощи со стороны государства.


Проводимая в последнее десятилетие модернизация системы социального обслуживания подчинена требованиям обеспечения эффективности ее деятельности. Ее переориентация в условиях оптимизации экономических возможностей привела к возникновению в структуре так называемых рыночных элементов, которые неоднозначно оцениваются представителями науки права социального обеспечения.

Поэтому проблема построения эффективной системы социального обслуживания населения по-прежнему остается весьма актуальной. В научной литературе представлено обширное количество публикаций и исследований, посвященных анализу нововведений[17] в сфере социального обслуживания граждан в свете принятия Федерального закона от 28.12.2013 № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации».

Вместе с тем дать реальную оценку их эффективности и оправданности можно лишь по прошествии времени.

Напомним, что действующий Федеральный закон от 28.12.2013 № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» был принят на смену ряду важных законодательных актов, принятых примерно в один период и ставших важным этапом в развитии социального обслуживания в Российской Федерации. Законодательная система регулирования социального обслуживания на федеральном уровне была представлена целым комплексом нормативных правовых актов, в число которых входили Федеральный закон от 02.08.1995 № ­122-ФЗ «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» и Федеральный закон от 10.12.1995 № 195-ФЗ «Об основах социального обслуживания в Российской Федерации».

Некоторые положения, закрепляющие право отдельных категорий граждан на социальное обслуживание содержатся в Федеральных законах от 24.06.1999 № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»[18], от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»[19], от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»[20]. Описанная система законодательства не раз подвергалась обоснованной критике.

Так, еще в 2002 г. А. Л. Благодир отмечала необходимость кодификации законодательства о социальном обслуживании и принятия «обособленного нормативного акта, законодательно закрепляющего всю систему социального обслуживания»[21].


Однако далеко не это обстоятельство послужило поводом для изменения правового регулирования названной сферы. По словам Л. Н. Шипулиной, «законодательная база и система организации социального обслуживания населения не в полной мере удовлетворяют его потребности в социальных услугах надлежащего качества. Развитие рыночных отношений в сфере предоставления социальных услуг диктует необходимость разработки современных механизмов, новых технологий социальной работы и их нормативного закрепления»[22].

Основным лейтмотивом законодательных новелл в сфере социального обслуживания является повышения качества социального обслуживания[23]. В связи с этим значительному изменению подвергся порядок предоставления социальных услуг. Если ранее действовавшие Закон № ­122-ФЗ и Закон № ­195-ФЗ были ориентированы на государственную систему социального обслуживания и акцентировали внимание на предоставлении социальных услуг гражданам через систему специализированных государственных учреждений, которые выступали «институциональными гарантами» бесплатного социального обслуживания[24], с принятием Федерального закона от 28.12.2013 № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» данный подход кардинально изменился.

2.2. Проблемные аспекты предоставления социальных услуг

Сложивший порядок предоставления социальных услуг базируется на двух секторах: государственном и негосударственном[25].

Данное обстоятельство еще более актуализировало дискуссии об отраслевой принадлежности общественных отношений, складывающихся при предоставлении социального обслуживания населению. Следует поддержать ученых, полагающих, что правовое регулирование социального обслуживания является межотраслевым (комплексным) и осуществляется несколькими отраслями права (административным, финансовым, правом социального обеспечения и гражданским правом)[26].

В свете приведенных рассуждений представляется справедливым замечание В. Ш. Шайхатдинова о том, что «вопрос о месте правовых норм о социальном обслуживании в системе отрасли права социального обеспечения решать лишь в контексте Федерального закона от 28.12.2013 № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» нельзя, ибо… социальное обслуживание включает не только предусмотренные в Федеральном законе от 28.12.2013 № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» виды социального обслуживания, но и другие»[27].