Файл: Социальное обслуживание.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.03.2023

Просмотров: 162

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Вовлечение в сферу социального обслуживания негосударственных организаций может иметь вспомогательное, дополнительное значение, но никогда не станет ведущим в названной сфере, даже несмотря на отдельные правовые положения, закрепляющее предоставление субсидий из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации.

Рассматривая вопрос о возможности передачи отдельных государственных функций частному сектору, Н.В. Кисилева совершенно справедливо отмечает, что «в условиях российской действительности пока нельзя социальные услуги представить полностью на рынке, так как большая часть населения, заинтересованная в их получении, окажется не удовлетворена. Наша страна еще не достигла такого уровня развития, чтобы переложить на частные компании… социальное обеспечение граждан»[44].

Тезис о неспособности развития «квази-рынков» в сфере социального обслуживания и фактическом отсутствии конкуренции на нем подтверждается и отдельными исследованиями специалистов в области экономики.

Вопреки предложениям исследователей, использование отдельных финансовых инструментов, в частности, предоставление банковских гарантий либо усовершенствование механизма государственных закупок, не способно в полной мере решить проблему устойчивого финансового обеспечения негосударственных организаций, а значит – и обеспечить их постоянное присутствие на рынке социальных услуг[45].

По всей видимости, происходящие изменения в законодательном регулировании вопросов финансового обеспечения социального обслуживания свидетельствуют о разгосударствлении социального обслуживания. Поэтому даже те ученые, которые всецело выступали за внедрение законодательных новаций, вынуждены критически оценивать результаты реформирование системы социального обслуживания[46].

Еще одним подтверждением тезиса о недостижении цели доступности социального обслуживания является ситуация сохраняющейся очередности на поступление в стационарные учреждения социального обслуживания. В ряде регионов данная проблема решается весьма оригинальным путем. Так, в отдельных субъектах Российской Федерации, как и ранее, до вступления в силу Федерального закона от 28.12.2013 № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации», осуществляется внедрение так называемых стационарозамещающих технологий. В частности, достаточно широкое распространение получила приемная семья для инвалидов и одиноко проживающих граждан.


Законодательство субъектов Российской Федерации свидетельствует, что создание таких приемных семей также основывается на договорных конструкциях.

Однако в отличие от тех, что закреплены в Федеральном законе от 28.12.2013 № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации», они имеют трехсторонний характер, где помимо получателя социальных услуг и гражданина, который будет осуществлять уход за ним, стороной соглашения выступает орган социальной защиты в лице соответствующего государственного учреждения, который и является ответственным субъектом за предоставление социального обслуживания. Вместе с тем использование стационарозамещающих технологий порождает ряд теоретических и практических проблем.

В частности, достаточно сложно определить правовую природу складывающихся отношений. Например, А. В. Барков полагает, что данные отношения сходны с патронажем[47], что вытекает из положений п. 3 ст. 41 Гражданского кодекса Российской Федерации[48]. Однако если исходить из цели организации таких приемных семей (обеспечение доступности социального обслуживания), то данные общественные отношения можно квалифицировать в качестве социальнообеспечительных. В то же время они не согласуются с существующим законодательным регулированием на федеральном уровне.

Так, в ст. 3 Федерального закона от 28.12.2013 № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» закреплено, что поставщиками социальных услуг являются юридические лица, независимо от организационно-правовых форм, и (или) индивидуальные предприниматели, осуществляющие социальное обслуживание. Кроме того, субъекты, которые включены в систему социального обслуживания, перечислены в ст. 5 Федерального закона от 28.12.2013 № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации», где отсутствует указание на возможность предоставления социальных услуг физическими лицами.

Возможность соблюдения всех вышеназванных условий физическими лицами, не являющимися поставщиками социальных услуг, объективно подвергается сомнению. Вряд ли можно считать стационарозамещающие технологии реально эффективным средством решения проблемы доступности социального обслуживания.

Несмотря на значительный интерес граждан, возникший на начальных этапах внедрения данных технологий, достаточно низкий уровень оплаты, получаемой за осуществление ухода за одинокими гражданами и (или) инвалидами, не позволяет отнести это направление к перспективно развивающимся.


Подводя итог анализу эффективности применения отдельных инновационных положений Федерального закона от 28.12.2013 № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации», следует признать, что стоящие перед законодателем задачи не были решены в полной мере.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Подводя итоги проведенного исследования необходимо отметить следующее.

По результатам проведенного исследования автором делается вывод о том, что поставленные перед законодателем цели не были достигнуты в полной мере. Привлечение негосударственных поставщиков социального обслуживания не решило проблему доступности социального обслуживания. При этом на федеральном и региональном уровнях создано правовое пространство для «делегирования» отдельных государственных функций частным организациям, эффективность деятельности которых вызывает объективные сомнения.

Социальное обслуживание в последние несколько лет находится на переходном этапе от сферы общества, полностью финансируемой государством, к сфере - активному участнику рынка социальных услуг. Следует отметить рост масштабов самофинансирования социального обслуживания населения. Это является подтверждением тенденции сокращения размеров бесплатного и льготного обслуживания населения бюджетными организациями при параллельном снижении государственных расходов на их содержание.

Существуют значительные разногласия между качеством жизни населения различных регионов, между качеством жизни жителей сельской местности и городов.

Ряд представленных социальных услуг, либо тарифов на них неактуален. Предоставление возможности поставщикам социальных услуг самостоятельно корректировать перечень услуг и варьировать стоимость услуг может способствовать получению дополнительных доходов от предоставления платных услуг в большем объеме. Уровень затрат разный, однако учреждение получает одинаковую стоимость за час оказания услуги. Также при подготовке специалистом юридического документа целесообразно исчислять стоимость постранично, либо в соответствии с видом документа (заявление, исковое заявление, претензия и другие).

Целесообразно анализировать при этом мнение специалиста данного учреждения, его знания и умения.

При внедрении рыночных механизмов в систему социального обслуживания населения следует учитывать особенности социальной сферы: наличие социальных обязательств государства, незащищенность и многочисленность клиентской базы, нуждаемость в бесплатном и льготном обслуживании, необходимость материальной помощи.


Помощь государства играет особую роль, так как его ресурсная база и усилия изначально направлены на те области, которые не входят в сферу рыночных отношений.

Подводя итог анализу эффективности применения отдельных инновационных положений Федерального закона от 28.12.2013 № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации», следует признать, что стоящие перед законодателем задачи не были решены в полной мере.

С сожалением отметим, что привнесенные Федеральным законом от 28.12.2013 № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» законодательные новеллы не смогли коренным образом изменить ситуацию в сфере социального обслуживания. В современных условиях негосударственные субъекты не способны заменить государственные учреждения социального обслуживания, следовательно, не могут гарантировать качественность предоставления социальных услуг. В такой ситуации разгосударствление сферы социального обслуживания неотвратимо повлечет ущемление прав граждан.

Отдельные инновации в сфере социального обслуживания, в целом, имеют положительный эффект (например, организация приемных семей для инвалидов и одиноко проживающих граждан).

Однако дальнейшее их распространение требует серьезных изменений правового регулирования социального обслуживания. Представляется, что реализация заложенного в Федеральном законе от 28.12.2013 № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации потенциала возможна лишь в том случае, если негосударственные организации (либо стационарозамещающие технологии) будут выполнять вспомогательную, но не основную роль. В свете приведенных рассуждений вызывает обоснованные сомнения оправданность распространения отдельных рыночных элементов (например, предоставление социального обслуживания на договорных началах).

Полагаем, что дальнейший этап совершенствования законодательства о социальном обслуживании должен базироваться на сочетании преемственности законодательства и обеспечении учета новых подходов к социальному обслуживанию, направленных на преодоление существующих проблем в данной сфере.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Нормативные правовые акты и акты судебных органов

  1. Европейская социальная хартия (пересмотренная) (принята в г. Страсбурге 03.05.1996) // Бюллетень международных договоров. 2010. № 4. Апрель, с. 17 – 67.
  2. Конституция Российской Федерации принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Официальный текст Конституции РФ с внесенными поправками от 14.03.2020 опубликован // КонсультантПлюс [Электронный ресурс]. Электрон. дан. Режим доступа: http://www.consultant.ru/ - дата обращения 05.03.2021.
  3. Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 19.12.2020) (в ред. от 08.12.2020 № 429-ФЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. № 48. Ст. 4563; 2020. № 50 (часть III). Ст. 8074.
  4. Федеральный закон от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в ред. от 17.02.2021 № 10-ФЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. № 52. Ст. 5880; Российская газета. 2021. № 36.
  5. Федеральный закон от 24.06.1999 № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (в ред. от 24.04.2020 № 147-ФЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации. 1999. № 26. Ст. 3177; 2020. № 17. Ст. 2725.
  6. Федеральный закон от 28.12.2013 № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» (в ред. от 13.07.2020 № 190-ФЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2013. № 52 (часть I). Ст. 7007; 2020. № 29. Ст. 4500.
  7. Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 01.12.2016 «Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию» // Парламентская газета. 2016. № 45.
  8. Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 20.02.2019 «Послание Президента Федеральному Собранию» // Российская газета. 2019. № 38.
  9. Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 15.01.2020 «Послание Президента Федеральному Собранию» // Российская газета. 2020. № 7., 16.01.2020.
  10. Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 № 296 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Социальная поддержка граждан» (в ред. от 13.02.2021 № 188) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2014. № 17. Ст. 2059; Официальный интернет-портал правовой информации http://pravo.gov.ru, 17.02.2021.
  11. Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 № 313 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Информационное общество» (в ред. от 16.12.2020 № 2125) (с изм. и доп., вступ. в силу с 26.12.2020) // Собрание законодательства РФ. 2014. № 18 (часть II). Ст. 2159; Официальный интернет-портал правовой информации http://pravo.gov.ru, 18.12.2020.
  12. Постановление Правительства РФ от 14.02.2017 № 181 «О Единой государственной информационной системе социального обеспечения» (вместе с «Положением о Единой государственной информационной системе социального обеспечения», «Порядком предоставления информации в Единую государственную информационную систему социального обеспечения») (в ред. от 03.12.2020 № 1994) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2017. № 8. Ст. 1249; 2020. № 50 (часть IV). Ст. 8202.
  13. Распоряжение Правительства РФ от 05.02.2016 № 164-р «Об утверждении Стратегии действий в интересах граждан старшего поколения в Российской Федерации до 2025 года» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2016. № 7. Ст. 1017.
  14. Постановление ВС РСФСР от 22.11.1991 № 1920-1 «О Декларации прав и свобод человека и гражданина» // Ведомости СНД РСФСР и ВС РСФСР. 1991. № 52. Ст. 1865.
  15. ГОСТ Р 52495-2005. Национальный стандарт Российской Федерации. Социальное обслуживание населения. Термины и определения (утв. Приказом Ростехрегулирования от 30.12.2005 № 532-ст) (в ред. от 17.10.2013). М., Стандартинформ, 2006.
  16. Приказ Минтруда России от 31.12.2013 № 792 «Об утверждении Кодекса этики и служебного поведения работников органов управления социальной защиты населения и учреждений социального обслуживания» // Бюллетень трудового и социального законодательства РФ. 2014. № 3.
  17. Закон Республики Хакасия от 07.11.2014 № 94-ЗРХ «О социальном обслуживании граждан в Республике Хакасия» (с изменениями на 9 декабря 2020 года) // Вестник Хакасии. 2014. № 72.
  18. Закон Республики Татарстан от 18.12.2014 № 126-ЗРТ «О регулировании отдельных вопросов в сфере социального обслуживания граждан в Республике Татарстан» (с изменениями на: 13.07.2018) // Ватаным Татарстан. 2014. № 196.
  19. Закон города Севастополя от 30.12.2014 № 103-ЗС «О социальном обслуживании граждан в городе Севастополе» (с изменениями на 3 сентября 2019 года) // Севастопольские известия. 2014. № 122-123(1744).
  20. Постановление Правительства Забайкальского края от 03.10.2014 № 563 «Об определении обстоятельств, ухудшающих или способных ухудшить условия жизнедеятельности граждан» (с изменениями на: 02.06.2016) // Забайкальский рабочий. 2014. № 190-195.
  21. Федеральный закон от 02.08.1995 № 122-ФЗ «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» (в ред. от 25.11.2013 № 317-ФЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. № 32. Ст. 3198; 2013. № 48. Ст. 6165 (утратил силу).
  22. Федеральный закон от 10.12.1995 № 195-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» (в ред. от 21.07.2014 № 256-ФЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. № 50. Ст. 4872. 2014. № 30 (Часть I). Ст. 4257 (утратил силу).

Литература

  1. Антипьева Н.В. Особенности юридической ответственности за правонарушения в сфере социального обеспечения // Вестник Пермского университета. Юридические науки. 2015. № 4 (30). С. 78–90.
  2. Барков А.В. К дискуссии о тенденциях развития правового института социального обслуживания и его соотношения со смежными отраслями права // Вестник Пермского университета. Юридические науки. 2013. № 3 (21). С. 17–26.
  3. Барков А.В. О необходимости совершенствования законодательства о социальном обслуживании в условиях формирования модели социального предпринимательства // Седьмой Пермский конгресс ученых-юристов : сб. науч. ст. / отв. ред.: В. Г. Голубцов, О. А. Кузнецова. М.: Статут, 2017. С. 354–361.
  4. Барков А.В. Публичная гарантия как способ обеспечения обязательства поставщика социальных услуг // Актуальные проблемы российского права. 2017. № 6 (79). С. 99–104.
  5. Барышникова Т.Ю. К вопросу о социальной услуге как предмете договорного регулирования в праве социального обеспечения // Вестник трудового права и права социального обеспечения. 2016. № 10. С. 100–111.
  6. Блинова М.Г., Шипулина Л.Н. О необходимости применения инновационных механизмов и технологий предоставления социальных услуг населению в современной России // Электронное приложение к Российскому юридическому журналу. 2012. № 3. С. 39–41.
  7. Бочанцев А.С. Развитие современного законодательства в сфере социального обслуживания граждан // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики, 2015 № 9 (59): в 2-х ч. Ч. I. C. 30-33.
  8. Дитятковский М.Ю. О реализации конституционного права граждан на социальное обслуживание в Российской Федерации // Вестник Омского университета. Сер.: Право. 2014. № 4 (41). С. 116–120.
  9. Кастарная А.А. История становления и развития социального обслуживания в России // Ученые записки Забайкальского государственного гуманитарно-педагогического университета им. Н.Г. Чернышевского. 2010. № 4. С. 151-156.
  10. Кисилева Н.В. Финансирование социальных услуг в условиях Российской Федерации // Финансовое право. 2018. № 12. С. 36–39.
  11. Комилова З.А. Управление социальным обслуживанием уязвимого населения через государственный социальный заказ // Власть. 2018. № 7. С. 117–121.
  12. Концепция развития социального обслуживания населения в Российской Федерации / Организация социального обслуживания населения. Сб. нормативных актов. М., 1994. С. 35.
  13. Майфат А.В., Шипулина Л.Н. Публично-правовые и частноправовые начала в сфере социального обслуживания населения // Российский юридический журнал. 2008. № 2. С. 140–144.
  14. Мачульская Е.Е. Актуальные вопросы социального обслуживания // Формы и методы социальной работы в различных сферах жизнедеятельности : материалы VIII междунар. науч.-практ. конф. Улан-Удэ : Изд-во ВСГУТУ, 2019. С. 162–164.
  15. Миронова Т.К. Новации в понятийном аппарате права социального обеспечения и их влияние на предмет отрасли // Актуальные проблемы российского права. 2017. № 9 (82). С. 153–162.
  16. Павловская О.Ю. Социальное обслуживание по новым правилам: проблемные аспекты теории и практики // Вестник Воронежского государственного университета. Сер.: Право. 2019. № 2. С. 242–248.
  17. Проблемы Общей части права социального обеспечения : моногр. М. : Проспект, 2017. 416 с.
  18. Тарусина Н. Н., Лушников А. М., Лушникова М. В. Социальные договоры в праве : моногр. М. : Проспект, 2017. 480 с.
  19. Туршук Л.Д. Проблемы разграничения договорной и деликтной ответственности при оказании социальных услуг // Социальное и пенсионное право. 2019. № 2. С. 26–30.
  20. Хамитова Г.М., Гимадиева Р.Р. Анализ разработанности нормативно-правовой базы Российской Федерации о платных услугах социального обслуживания // Социальное и пенсионное право. 2019. № 1. С. 19–21.
  21. Шайхатдинов В.Ш. Проблемы российской системы социального обслуживания в контексте Федерального закона № 442-ФЗ // Российской право: образование, практика, наука. 2017. № 6 (102). С. 92–99.