Добавлен: 29.03.2023
Просмотров: 172
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЛИЧНЫХ ПРАВ И СВОБОДЫ
1.1 Основные понятия личных свобод, свобода передвижения
ГЛАВА 2. ПРОБЛЕМЫ, СВЯЗАННЫЕ С ПРАВОВЫМ РЕГУЛИРОВАНИЕМ РЕАЛИЗАЦИИ В РФ ЛИЧНЫХ ПРАВ
2.1 Ограничение права граждан на свободу передвижения, выбор места жительства
2.2 Регистрация по месту пребывания, по месту жительства
Цели ограничений направлены на достижение компромисса между интересами человека и интересами общества, государства и других лиц.
- В законе правовые ограничения выражаются в формах запрета, обязанности, установлении ответственности и других формах.
В научных источниках указывает на два условия применения ограничений, а именно: «права могут быть ограничены только федеральным законом и ограничены только в той мере, в какой это необходимо»[24].
Такое суждение, представляется верным. Главное, чтобы устанавливаемые ограничения, действительно, имели характер правовых, и не устанавливались вразрез с международными нормами и конституционными положениями.
Конституционные ограничения представляют собой определенную систему в которой выделяются: ограничения общего характера (затрагивают общий правовой статус личности, согласно ч.3 ст.55 Конституции РФ); ограничения прав и свобод в условиях чрезвычайного положения (ст.56), а также ограничения, распространяющиеся на лиц с особым статусом, например, лишение свободы распространяется на лиц, отбывающих наказание по приговору суда.
Ограничение прав и свобод имеет внешнее выражение, т.е. использование ограничивающего или запрещающего воздействия на поведение субъектов в различных формах: запретах, обязанностях, ответственности, приостановления.
Одним из самых распространенных ограничений в законодательстве является запрет, который предписывает гражданину воздерживаться от запрещённых действий.
Исследователи отмечают, что «Сущность запрета заключается в государственно-властном сдерживании субъектов. С помощью такого средства предотвращаются возможные нежелательные, противоправные деяния, причиняющие вред как личным, так и общественным интересам»[25].
Наиболее актуальны в настоящее время запреты на свободу передвижения, устанавливаемые в связи с распространением COVID-2019.
Помимо установления «масочного режима» нормативные акты в некоторых субъектах Федерации предусматривают режим самоизоляции. Так, например в Московской области действует постановление Губернатора МО о введении режима повышенной готовности в связи с COVID-2019.[26] Нормативный акт запрещал гражданам покидать место жительства. Выходить можно было, предварительно оформив спецпропуск. Данный акт стал предметом рассмотрения в Конституционном Суде РФ (подтверждено соответствие этого акта Конституции) в связи с жалобой гражданина, которого привлекли к ответственности за нарушение режима самоизоляции.
Гражданин счел, что власти ограничивают его право на свободу передвижения.
В своем постановлении орган конституционного контроля указал, что жизнь человека – «высшее благо, без которого утрачивают свое значение многие другие блага и ценности». Руководствуясь конституционными положениями о высшей ценности человека, власти берут на себя ответственность обеспечивать санитарно-эпидемиологическое благополучие населения.
Конституционный суд, признавая право граждан на передвижение, уточнил, что «при реальной общественной угрозе жители должны проявлять «разумную сдержанность», реализуя это право»[27].
Таким образом, ограничения права на свободу передвижения, установленные в условиях сложнейшей эпидемиологической ситуации в регионе были признаны правомерными.
Еще одна правовая проблема в сфере реализации права на свободу передвижения складывается для жителей ЗАТО (закрытых административно-территориальных образований), где установлен пропускной режим[28].
Одной из проблем, с которой сталкиваются жители ЗАТО, связана с отказом в выдаче разрешений на въезд с целью постоянного проживания лицам, имеющим судимость.
Как отмечается в научной литературе, известно довольно много случаев, свидетельствующих об обращении граждан в суды с жалобами на действия городской администрации и местных органов безопасности. Судебная практика констатирует, что большинство таких дел было рассмотрено в пользу граждан. В основном, дела касались решений режимной комиссии, которая отказывала в выдаче разрешения на постоянное проживание. Одним из таких оснований отказа являлась «судимость человека, которая как клеймо, проставлялась пожизненно. В своих решениях этот административный орган даже не давал правового анализа категории преступления, за которое было судимо лицо»[29].
Непростая правовая ситуация возникает, когда с заявлением о нарушении права на свободу передвижения, обращается лицо, отбывшее наказание за тяжкое преступление, не связанное с государственными преступлениями: человек, не нарушал государственную тайну, не устраивал взрывы на режимных объектах, не изменял Родине. При этом разрешение на проживание в ЗАТО ему не выдавалось.
В этом случае, на практике граждане обжалуют нарушенное право не только внутригосударственными средствами, но и пользуются возможностями международной защиты, в частности, обращаются в региональный европейский Суд – ЕСПЧ.
«Отказ в допуске к прежнему месту жительства лицу, отбывшему наказание в виде лишения свободы и имеющему судимость, нарушает международные обязательства России в сфере обеспечения и защиты прав человека», - к такому выводу пришел ЕСПЧ в постановлении по одному из дел[30].
Суд указал, что рассматриваемое право не имеет характера абсолютного. Оно может быть ограничено законом страны. Такие ограничения будут оправданы, если они необходимы в демократическом обществе в интересах национальной безопасности или общественного спокойствия, для поддержания общественного порядка, предотвращения преступлений, охраны здоровья или нравственности или для защиты прав и свобод других лиц.
Суд признал, что имело место вмешательство (не был выдан пропуск для постоянного проживания в ЗАТО).
Конечно, следует сказать, что реализация личных прав и свобод в ЗАТО объективно связана с дополнительными ограничениями.
Здесь возникает сложная ситуация отсутствия правового уравновешивания различных ценностей: публичных и частных. Публичная ценность представлена промышленным объектом атомной энергетики, обеспечивающий обороноспособность и безопасность государства. Частная ценность - права человека, не осуществляющего трудовую деятельность на закрытом предприятии, который тем не менее лишен возможности жить в своем доме со своей семьей, что приводит к уменьшению объема достоинства личности.
Исходя из изложенного, следует признать, что в условиях пропускного режима, жители ЗАТО испытывают существенные ограничения в свободе передвижения, что отражается на уровне достойной жизни.
Особенности пропускного режима в ЗАТО определены подзаконным актом. Соглашаясь с тем, что конкретное содержание рассматриваемого режима детально может излагаться и таким нормативным актом, но налагаемые им ограничения прав должны быть указаны в законе. В связи с этим, требуется в Федеральном законе «О закрытом административно-территориальном образовании»[31] указать перечень ограничений прав личности, устанавливаемый в связи с наличием пропускного режима. Также, в связи с этим, следует предусмотреть и меры, повышающие достоинство жителей ЗАТО, компенсирующие наличие таких ограничений.
Завершая рассмотрение данного вопроса следует отметить, что ограничения права свободы на передвижения должны быть правомерными: установлены законом в соответствии с конституционными целями, указанными в ч.3 ст. 55 Основного закона РФ.
Ограничительные меры в целях охраны здоровья населения (в связи с распространением короновирусной инфекции) имеют вынужденный характер и имеют направленность на самоорганизацию общества перед возникновением общей угрозы и тем самым являются проявлением социальной солидарности, основанной на взаимном доверии государства и общества.
Ограничительные меры в целях безопасности государства и общества должны быть основаны на требованиях пропускного режима, содержание которого необходимо отразить в законе.
Рассмотренные ситуации с ограничением права на свободу передвижения далеко не единичны. Их гораздо больше в безбрежном правоприменительном поле. Указаны лишь самые актуальные.
Следует признать, что законодательство в сфере реализации личных прав и свобод, включая свободу передвижения, нуждается в существенном реформировании.
Речь идет о следующем.
Законодательство, регулирующее основу человеческих основ – личные свободы, должно быть максимально понятным, четким и ясным для человека. Двусмысленность здесь не приемлема.
Пробелы и декларационность правовых положений должна отсутствовать.
Правое регулирование в рассматриваемой сфере должно быть стабильным и гибким, устанавливающим правовой баланс между частными интересами личности и публичными интересами государства.
Отметим, что ограничения прав и свобод существенно влияют на эффективную реализацию личных прав и свобод.
Положительные правовые результаты будут достигнуты только тогда, когда все механизмы обеспечения права на свободу перемещения будут бесперебойно работать.
Устанавливая дополнительные ограничения в ЗАТО, законодателю следует решить вопрос о дополнительных, стимулирующих мерах для населения, постоянно проживающего в условиях пропускного режима. Такое бы решение существенно повысило уровень человеческого достоинства.
2.2 Регистрация по месту пребывания, по месту жительства
Действующий в настоящее время регистрационный учет граждан РФ, носит не разрешительный, а уведомительный характер и закрепляет факты прибытия гражданина в место пребывания или место жительства, его нахождения в указанном месте и последующего убытия.
Порядок регистрации и снятия граждан с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства утверждаются подзаконным актом[32].
Место пребывания характеризует временное проживание гражданина. Это может быть временное проживание в гостинице, санатории, доме отдыха.
К месту пребывания также относится учреждение уголовно-исполнительной системы, исполняющее наказания в виде лишения свободы или принудительных работ.
Место жительство - это жилой дом, квартира, комната либо иное жилое помещение, в которых гражданин постоянно или преимущественно проживает. Интересно отметить, что местом жительства гражданина – представителя коренного малочисленного народа, ведущего кочевой образ жизни (чаще всего характерно для северных народов) может быть признано одно из поселений, в границах которого проходят маршруты кочевий этого гражданина.
Для регистрации по месту жительства требуется минимальный пакет документов: паспорт гражданина и документ, являющийся основанием для вселения гражданина в жилое помещение. При наличии всех необходимых документов у органов, осуществляющих регистрацию, возникает не право, а обязанность зарегистрировать гражданина в жилом помещении.
Следует подчеркнуть, что регистрация по месту жительства (пребывания) это обязанность гражданина, за нарушение которой предусмотрена административная ответственность[33]. К слову сказать, привлечение к данному виду ответственности широко распространено на практике.
Следует отметить, что регистрация по месту жительства продолжает играть существенную роль в различных сферах жизнедеятельности гражданина. Отсутствие регистрации при определенных обстоятельствах может стать препятствием для получения гражданства.
Такая ситуация возникла в связи с процедурой присоединения Республики Крым к России. Так, например, гражданин Украины на дату присоединения Крыма к РФ не имел регистрации по месту жительства на территории Республики Крым, в силу чего признание его гражданином России было затруднено. В связи с чем Конституционный Суд РФ выразил свою правовую позицию. Подтверждение постоянного проживания в Республике Крым, включая дату 14.03.2014 г, осуществлялось на основании решения суда, которым был установлен факт проживания на основе совокупности доказательств, лежащих в области жилищных, трудовых, межличностных отношений.
Решение суда явилось достаточным и безусловным основанием для признания его уполномоченным органом в установленном порядке гражданином Российской Федерации[34].
Еще одно дело, связанное с местом пребывания, касалось граждан США D. и R., которые прибыли в Российскую Федерацию по приглашению местной религиозной организации. Они были поставлены на миграционный учет по месту нахождения данной организации, но проживали в другом доме в том же городе.