Добавлен: 29.03.2023
Просмотров: 162
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЛИЧНЫХ ПРАВ И СВОБОДЫ
1.1 Основные понятия личных свобод, свобода передвижения
ГЛАВА 2. ПРОБЛЕМЫ, СВЯЗАННЫЕ С ПРАВОВЫМ РЕГУЛИРОВАНИЕМ РЕАЛИЗАЦИИ В РФ ЛИЧНЫХ ПРАВ
2.1 Ограничение права граждан на свободу передвижения, выбор места жительства
2.2 Регистрация по месту пребывания, по месту жительства
Происхождение и эволюция становления личных прав и свобод весьма драматична. Из истории известны яркие примеры борьбы за свои личные права: сицилийские восстания рабов, третьим из которых стало восстание под предводительством Спартака; в Англии борьба баронов и других социальных групп населения против королевского произвола; в России – восстание Е. Пугачева, «кровавое воскресенье» 1905 года. И это далеко не все драматические события, свидетельствующие о противодействии человека власти при отстаивании своих личных свобод.
Следует также подчеркнуть, что в России, развитию личных прав и свобод препятствовало действовавшее до середины XIX века крепостное право.
История свидетельствует, что в борьбе за независимость, равенство и свободу рождались первые акты, посвященные правам и свободам личности.
Впервые личные свободы получили нормативное закрепление в средние века в Англии. В знаменитом историческом документе – Великой хартии вольностей 1215 года, в частности, провозглашалось право на свободу передвижения следующим образом: «Каждому пусть будет позволено выезжать из нашего королевства и возвращаться в полной безопасности по суше, по воде…»[12].
Но более полный перечень личных прав и свобод получил свое закрепление значительно позднее в ХVIII веке во Франции в Декларации прав человека и гражданина 1789 г. В данном документе закреплялись и лейтмотивом акцентировались понятие «равенство» и «свобода». Действие этого акта распространялось только на одно европейское государство, но смысл и содержание его проник во многие государственные порядки стран мира.
Полтора столетия спустя свободными и равными были признаны все люди планеты Земля на основе международного правового документа, принятого после Второй мировой войны в 1948 году – Всеобщей Декларации прав человека. Согласно данного акта каждый человек от рождения обладает совокупностью основных прав и свобод, и, следовательно, является свободной, равной и автономной личностью.
Следующий акт, являющийся составной частью Международного Билля о правах – это Международный Пакт о гражданских и политических правах[13]. В интерпретации акта, гражданские права – это и есть личные права и свободы.
В ст.12 Пакта предусмотрено право на свободное передвижение. Наше государство (в то время Советский Союз), присоединившись к данному документу, тем не менее долгие годы не могло объективно обеспечить своим гражданам право на свободу передвижения.
Практика развития советского законодательства показывает, что рассматриваемые личные свободы не были закреплены в советских Основных Законах, как в период тоталитарного политического режима -1937 года, так и позднее - в 1978 году.
В СССР длительный период времени существовали дискриминационные ограничения. Их перечень достаточно объемный. Здесь можно выделить социальные, национальные, профессиональные и другие признаки, которые оказывали негативное влияние на реализацию свободы передвижения граждан.
Способствовал «закреплению» граждан на одном месте – административно-правовой институт «прописки», который носил разрешительный характер. В настоящее время он воспринимается в обществе как символ недемократических политических режимов.[14]
Основываясь на разрешительном характере «прописка» сыграла негативную роль в судьбах многих российских граждан.
«Институт прописки» самым негативным образом сказывался на трудовых и гражданско-правовых отношениях. Так, без прописки невозможно было устроиться на работу. Если ответственное должностное лицо принимало на работу граждан, проживающих без прописки – оно подвергалось административной ответственности.
В зависимость от прописки было поставлено совершение гражданско-правовых сделок. Совершить продажу, дарение, сдать в аренду жилье было невозможно, если приобретатель или наниматель не имел права на прописку в данном населенном пункте. Все это негативно сказывалось на предпринимательской деятельности, свободном перемещении финансовых средств, товаров, услуг.
Возникали сложности в реализации и других прав: политических, социальных, культурных. Так, отсутствие прописки не позволяло стать участником общественной организации, поступить учиться на очное и вечернее отделение в вуз, осуществить право на отдых.
Действовавшая административно-разрешительная система прописки создавала и много других препятствий в реализации личной свободы.
В сложившейся ситуации в начале 90-х годов прошлого века было принято заключение, действовавшего в тот нестабильный период времени Комитета конституционного надзора СССР о том, что нормативные акты, предусматривающие разрешительный характер прописки[15] не соответствуют конституционным нормам и международным актам.
По мнению данного органа разрешительную прописку следует заменить на обычную регистрацию по месту жительства, которая не связана с получением разрешения органов власти на нахождение, проживание, работу, учебу и отдых в данной местности.
Так же конституционный орган подчеркнул, что «вопросы введения обоснованных ограничений свободы передвижения должны решаться только в законах, принятых высшим представительным органом государственной власти».[16]
Данное заключение конституционного органа было весьма прогрессивным для своего времени. Оно, по сути, дало ориентир для будущего Основного Закона России, демократический характер которого выражен в широкой системе прав и свобод личности.
С принятием Конституции РФ 1993 года, личные свободы человека (включая свободу передвижения) получили свое конституционно-правовое выражение. Являясь естественными, обусловленными человеческой природой эти права открывают содержание главы 2 Основного закона. Тем самым еще раз подчеркивается приоритетное значение этих прав.
Согласно ст.27 Основного закона, рассматриваемое «право включает в себя две составные части: первая - право для каждого, кто законно находится на территории РФ, свободно передвигаться по ее территории и выбирать место жительства; вторая часть касается права выезда за пределы РФ и свободного въезда в Россию»[17].
В развитие данных конституционных свобод стали приниматься законодательные акты, регулирующие их содержание и гарантии обеспечения.
Так, законодательно был определен порядок выезда и въезда на территорию РФ[18]; установлены правила о постановке на учет по месту жительства и снятия с учета, а также определены органы регистрационного учета[19].
Право на свободу передвижения и места жительства (пребывания) в России затрагивает не только граждан РФ, но и иностранных граждан.
В отношении иностранных граждан действует специальное законодательство[20].
При пересечении Государственной границы РФ иностранный гражданин заполняет миграционную карту, которая является важным, обязательным документом для лица. На основании заграничного паспорта иностранца и миграционной карты осуществляется миграционный учет.
Миграционный учет состоит в фиксации и обобщении сведений об иностранных гражданах и о лицах без гражданства и о перемещениях иностранных граждан и лиц без гражданств. К таким сведениям относятся личные данные человека, данные его документа, удостоверяющего личность, сведения о месте жительства в иностранном государстве и в России. Кроме того указывается цель въезда.
Миграционный учет основан на ряде правовых принципов: свободе передвижения; сочетании интересов личности, общества и государства; обеспечении национальной безопасности Российской Федерации и др.
Закон также установил ограничения для иностранных граждан на въезд в ряд территорий, где действует специальный правовой режим (приграничные зоны, ЗАТО, ОЭЗ и т.д.).
Итак, историко-правовое развитие законодательства о личных правах и свободах показывает, что оно прошло достаточно сложный противоречивый эволюционный путь.
Современное законодательство о праве на свободу передвижения регулирует свободу не только граждан РФ, но и иностранных граждан, а также лиц без гражданства. По своему содержанию, оно предусматривает правовые возможности лица, организующую деятельность государственных органов, а также устанавливает меры ограничительного характера.
Резюмируя изложенное в 1 главе, сделаем следующие выводы.
Личные свободы представляют собой правовые возможности, позволяющие человеку поступать по своему усмотрению, действовать в своих интересах. Ограничения личных свобод возможны только на основании закона.
Личные свободы имеют не только внутригосударственный характер, но и международно-правовой. Ряд международных документов гарантируют право на свободу передвижения.
Гарантии, обеспечивающие реализацию рассматриваемого права содержатся в ряде законов и актов подзаконного характера (установлены механизмы, разработаны процедуры, способствующие эффективной реализации права, определена деятельность организующего характера миграционных органов, многофункциональных центров - МФЦ).
Для российских граждан рассматриваемое право имеет особое значение. Исторически именно право на свободу передвижения и выбор места жительства было наиболее жестко контролируемо государством через институт прописки.
Российское законодательство кардинальным образом сменило правовое регулирование: от административно-разрешительного характера прописки до уведомительного характера регистрации по месту жительства или постановки на миграционный учет по месту пребывания. Это является качественной характеристикой системы российского права: «Разрешено все, что прямо не запрещено законом».
Правовые принципы, предусмотренные законодательством, устанавливают наличие правового баланса при реализации свободы передвижения: с одной стороны - гарантии соблюдения прав человека, с другой - обеспечение интересов государства.
ГЛАВА 2. ПРОБЛЕМЫ, СВЯЗАННЫЕ С ПРАВОВЫМ РЕГУЛИРОВАНИЕМ РЕАЛИЗАЦИИ В РФ ЛИЧНЫХ ПРАВ
2.1 Ограничение права граждан на свободу передвижения, выбор места жительства
Русский философ А.Я. Поленов писал: «Ничто человека в большее уныние привести не может, как лишение соединенных с человечеством прав».[21]
В данном случае речь идет не о лишении прав, а их ограничении, которые, однако также могут привести человека в уныние.
Законодательного определения ограничений прав и свобод человека не предусмотрено. Обратимся к научным источникам. В теории права, а также конституционно-правовой науке сложилось понятие таковых ограничений, дается их классификация, рассматриваются цели ограничений, приводятся отличительные черты ограничений и ущемлений прав человека.
Не вдаваясь в глубину данных научных размышлений, приведем наиболее распространенное понятие ограничений прав и свобод человека и гражданина: «это установленные законодательством пределы реализации человеком (гражданином) прав и свобод, выражающееся в запретах, обязанностях, ответственности, существование которых имеет цель защиты конституционных ценностей, и назначением которых является обеспечение баланса между интересами личности, общества и государства»[22].
Исходя из данного определения выделим признаки ограничений прав и свобод.
- Ограничения сообщают о границах реализации человеком своих прав и свобод, за пределы которых выходить запрещено. Иначе говоря, ограничения уменьшают объем свободы, правовых возможностей человека.
- Ограничения прав распространяются на всех: граждан РФ, иностранных граждан и лиц без гражданства.
- Ограничения устанавливаются только законом. Так, например, Федеральный Закон запрещает въезд иностранному гражданину, в случае принятия решения о нежелательности его пребывания в Российской Федерации[23].
- Правомерные ограничения устанавливаются ради достижения определенных целей: защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Кроме того, права и свободы ограничиваются в условиях военного и чрезвычайного положения. Указанные цели соответствуют общепризнанным принципам и нормам международного права.