Добавлен: 29.03.2023
Просмотров: 138
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ ФОРМЫ ГОСУДАРСТВЕННО-ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО УСТРОЙСТВА
1.1. Понятие формы государства и ее виды
1.2. Понятие государственного территориального устройства
ГЛАВА 2. ХАРАКТЕРИСТИКА ФОРМ ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО УСТРОЙСТВА
2.1. Общая характеристика унитарных государств
2.2. Федеративное государство: характеристика и проблемы
2) по способу формирования выделяют: конституционный (написание в конституции принципа территориальной целостности страны и недопустимости права сецессии субъектов, часто возникают на основе бывших империй. К ним можно отнести Бразилию, Россию и ФРГ) и договорной (стороны подписывают федеративный (союзный) договор о вхождении в союз «суверенного» субъекта, где иногда прописывается право входа и выхода (сецессии) из состава федерации, создание двухуровневой системы исполнительной, законодательной и судебной власти. Таким способом могут возникать федерации на добровольном согласии двух ранее суверенных государств. Сюда можно отнести Советский Союз (Договор об образовании СССР). Так, в зависимости от видов правовых актов, учреждающих федерацию, выделяются два типа федераций: конституционные и конституционно-договорные. Конституционные федерации создаются и преобразуются в результате принятия конституции, а конституционно-договорные федерации основываются как на конституции, так и на предшествующем ее принятию договоре (соглашении) между субъектами федеративных отношений.
3) по особенностям конституционно-правового статуса субъектов выделяют ассиметричные и симметричные. Ассиметричное построение характерно для субъектов, чьи статусы различны, например, Федеративная Республика Бразилия, Республика Индия). Симметричное построение является залогом одинаковых по весу конституционно-правовых статусов субъектов (Соединенные Штаты Америки, Федеративная Демократическая Республика Эфиопия)[25].
4) по степени централизации, а именно, существуют централизованные (где власть регулируется и функционируется из центра) и децентрализованные (большей властью обладает определенный субъект). К примерам централизованных относят Индию, Российскую Федерацию и Аргентину, а к децентрализованным Соединенные Штаты Америки и Швейцарию.
Таким образом, федеративное государство – это сложное (союзное) государство, состоящее из нескольких государств или государственных образований, пользующихся определенной политико-правовой самостоятельностью. Степень их самостоятельности определяется федеративным договором и законодательством федерации, в первую очередь ее конституцией. Федерация — государственно-правовое объединение, которое обеспечивает государственное единство всех входящих в него территориальных единиц.
2.3. Специфика модели Российской Федерации
Конституционные принципы федеративного устройства (федерализма) различны для каждого государства подобного государственно- территориального устройства. Ведь одно дело для государства, закрепить федеративную природу в конституции, но ведь еще необходимо и иметь рычаги реализации для поддержания и реализации федеративных основ государства.
Конституционные принципы федерализма И. А. Умнова понимает как принципы, определяющие федеративное устройство государства, обусловливают тип федерации, ее структуру, особенности территориального устройства, характер разделения государственной власти между федерацией и ее субъектами, основы разграничения компетенции между федеральными органами и органами субъектов[26]. Принципы, что составляют целую конституционную систему федеративного государства юридически закреплены в Конституции Российской Федерации в ст. 4, ч. 1, 3 и 4 ст. 5, ст. 15 и в ст. 71, 72, 73[27].
Один из первых принципов федеративного устройства России это государственная целостность. По мнению Л. М. Карапетяна. Это означает, что Россия не является простым соединением образующих ее частей, а представляет собой единое государство, в котором: обеспечиваются целостность и неприкосновенность его территории; существует единое гражданство; гарантируются единое экономическое пространство; единое использование денежной единицы и т. д. Государственная целостность и его составляющие – это определяющая предпосылка нормального функционирования государства. Также она является важным условием равного статуса всех граждан независимо от их места проживания, одной из гарантий их конституционных прав и свобод[28].
Вторая немаловажная основа конституционного строя закрепляется как принцип единства системы государственной власти. Этот принцип гарантирует целостность России и ее суверенитет, обеспечивает слаженную работу механизма государства по осуществлению его функций во всей полноте и многообразии. Следующий принцип - это разграничение предметов ведения и полномочий между федерацией и ее субъектами согласно ст. 5. И. А. Умнова объясняет, что нельзя не добавить, что подобное разграничение зависит от взаимоотношений между субъектом и федерацией. Именно от них зависит как будет построена государственная власть по вертикали в субъекте. Третий принцип закладывает самоопределение и равноправие народов Российской Федерации, юридически закреплен в ст. 5 п.4 Конституции Российской Федерации. Конституция Российской Федерации, закрепляющая такой принцип, по мнению И. А. Умновой, закладывает наднациональный подход к пониманию «народы». Народ как политико-территориальная общность, представляющий территорию – субъект Федерации, общность лиц разной национальности, исторически объединенных проживанием на одной территории, которая по политическим параметрам и демографическим, экономическим, социальным показателям развития несет бремя субъекта Федерации[29].
Последующий принцип это равноправие субъектов. Субъекты обладают равными правами во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти в государственно – правовой, бюджетной и т. д. и во – вторых каждый из них вступает в эти отношения непосредственно[30]. В качестве показания одной из проблем их реализации можно взять принцип равноправия субъектов РФ. Б.С. Эбзеев в своей работе указывает их главную проблему в том, что субъекты образованы по национальному и территориальному признакам и имеют разные возможности реализации своих юридических прав, что противоречит ст. 5 Конституции РФ[31].
В составе Российской Федерации обычно различают три вида субъектов: 1) республики, которые согласно Конституции РФ являются государствами и обладают рядом атрибутов государств. Они образованы по национально-территориальному принципу и поэтому их часто именуют национально-государственными субъектами РФ; 2) политико-территориальные субъекты РФ, к их числу обычно относят края, области, города федерального значения (Москва и Санкт-Петербург). В основе их правосубъектности в федеративных отношениях лежит территориальный принцип и поэтому их нередко именуют также административно- территориальными субъектами РФ; 3) национально-территориальные субъекты РФ, к которым относят авт. область и авт. округа, изначально созданные в целях государственно-правового обеспечения наиболее благоприятных условий развития народов Дальнего Востока и Крайнего Севера[32].
Все субъекты РФ равноправны во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти, в равной степени обладают конституционными гарантиями своего статуса (статус любого субъекта может быть изменен лишь по взаимному согласию Российской Федерации и соответствующего субъекта с федеральным конституционным законом), на все субъекты в равной мере распространяется сила принципа территориальной целостности (границы между субъектами могу изменятся лишь по взаимному согласию, а утверждение изменений возложено на Совет Федерации Федерального Собрания РФ, также право заключать внутрифедеративные договоры, в том числе о разграничении предметов ведения и полномочий с федеральными органами государственной власти , а также участвовать в международных внешнеэкономических связях, согласно федеральным законом. Однако равноправие субъектов не означает их тождества в государственно-правовом отношении, ибо на статус ряда субъектов существенное влияние оказывают этнические начала их образования, а сами эти субъекты являются формой государственно- правового выражения самоопределения народов и наций в составе Российской Федерации.
В большинстве республиканских конституций нет различия между понятиями «государство» и «суверенное государство». Этим состоянием и определяется особенность правового положения республик в составе Российской Федерации по сравнению с другими субъектами РФ, следовательно республики в соответствии со своими конституциями незаконно присвоили полномочия и предметы ведения, отнесенные Конституцией РФ к ведению Федерации, к предметам совместного ведения[33]. Основанием объединения краев и областей с городами федерального значения, автономной областью и автономными округами во вторую группу субъектов Федерации служит норма новой федеральной Конституции о равноправии всех политико-территориальных образований – единиц Федерации наряду с республиками и другими автономными округами, входящими в состав областей. Основанием их объединения в единую (вторую) группу субъектов РФ служит и тот факт, что они не характеризуются теми признаками, которые формируют особый статус республик в составе Российской Федерации; с другой стороны, своим непосредственным вхождением в состав Федерации они отличаются и от тех авт. округов, которые входят в состав областей[34].
Республики в составе Российской Федерации, а именно согласно ее Конституции, являются государствами и в силу этого они принимают свои конституции, имеют государственные символы, имеют особенности организации государственной власти (наличие президента, парламента, правительства, министерства и т. д.), вправе устанавливать свои государственные языки. Некоторые республики ввели свое гражданство, которое, однако, не сказывается на единстве и равенстве конституционного статуса граждан РФ, проживающих на территории соответствующей республики. Республики самостоятельно утверждают государственную символику, почетные звания и государственные награды. Края, области, города федерального значения являются государственно-территориальными образованиями ибо их статус определяется принимаемыми их законодательными (представительными) органами уставами, что по своей юридической силе и значимости равнозначны конституциям республик. Данные государственно – территориальные образования хоть и равнозначны и республиками по многим потенциалам, но в отличие от республик не вправе устанавливать государственные языки и т. д. Данные различия обусловлены либо территориальным принципом их организации, либо носят скорее терминологический характер (президент, парламент и др.) Автономная область и автономные округа существенно отличаются от иных субъектов РФ по своему конституционно-правовому статусу. Сперва созданные как государственно-правовая форма обеспечения малочисленным народам условий для их сохранения и развития, в настоящее время они во многом утратили это качество.
Согласно Конституции РФ отношения автономного округа, входящего в состав края или области, и края или области могут регулироваться федеральным законом или договором между органами государственной власти автономного округа и органами государственной власти соответствующей области. Кроме того, по представлению органов государственной области авт. округа может быть принят федеральный закон об этом округе, что не препятствует ему иметь свой устав и в нем закреплять свой статус, организацию государственной власти и прочее. Автономии наравне с другими субъектами РФ представлены в Совете Федерации Федерального Собрания РФ, а также в Государственной Думе[35].
Таким образом, Россия является конституционно-договорной федераций, поскольку, несмотря на существование признанной как на федеральном, так и на региональном уровне, конституционной базы, по-прежнему действуют двусторонние договоры между Центром и рядом субъектов федерации.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Форма территориального устройства характеризует административно-территориальное и национально-этническое устройство государства, раскрывающее характер взаимоотношений между территориальными образованиями, в совокупности составляющими единую территорию государства, а также между центральными и региональными органами государственной власти и, кроме того, между национальными и этническими общностями, данное государство населяющими.
Таким образом, в рамках формы территориального устройства следует выделять: административно-территориальное и национально-этническое устройство.
По форме административно-территориального устройства все государства делятся на унитарные (простые) и федеративные (сложные).
Унитарные государства – это единые государства, в которых государственная власть носит централизованный неделимый характер. Унитарное государство является наиболее простой и в то же время наиболее распространенной формой государственного устройства.
Признаки унитарного государства: властные полномочия сосредоточены у высших органов государственной власти, которые реализуют эти полномочия от имени всего государства; единая система государственных органов; единая система законодательства; порядок создания, изменения и ликвидации административно-территориальных образований, а также принципы их взаимодействия друг с другом определяются на высшем государственном уровне.