Файл: Учебнометодический комплекс к курсу повышения квалификации Оказание первой помощи детям педагогическим работником в рамках исполнения ст. 41 Федерального закона Об образовании в Российской Федерации.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.01.2024
Просмотров: 319
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
19
Учебно-методический комплекс к курсу повышения квалификации
«Оказание первой помощи детям педагогическим работником в рамках исполнения ст.41
Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»
www.vsewebinari.ru возможна переноска пострадавших, находящихся без сознания. Нежелательно переносить так пострадавших с подозрением на травму позвоночника.
5.
Переноска пострадавшего в одиночку на плече. При переноске таким способом следует придерживать пострадавшего за руку. Этот способ не применяется при переноске пострадавших с травмами груди, живота и позвоноч- ника.
Переноска пострадавшего вдвоем на замке из четырех рук. Руки берутся таким образом, чтобы обхватить запястье другой руки и руки помощника.
Фиксация кистей должна быть достаточно прочной, чтобы удержать пострадавшего.
После формирования «замка» пострадавший усаживается на него, после чего его поднимают и переносят. Пострадавший может придерживаться за плечи переносящих его людей.
6.
Переноска пострадавшего вдвоем на замке из трех рук с поддержкой под спину. При использовании этого способа один из участников оказания первой помощи не берет руку в замок, а располагает ее на плече у другого. На эту руку пострадавший может опираться при переноске. Таким образом осуществляется переноска пострадавших, у которых есть риск потери сознания или пострадавших, которые не могут удержаться на замке из четырех рук.
7.
Переноска пострадавшего вдвоем за руки и ноги. При переноске этим способом, один из участников оказания первой помощи держит пострадавшего за предплечье одной руки, просунув руки подмышки, а другой - под колени.
8.
Переноска пострадавшего с подозрением на травму позвоночника. Для переноски пострадавшего с подозрением на травму позвоночника необходимо не- сколько человек, которые под руководством одного из участников оказания первой помощи поднимают и переносят пострадавшего. При переноске один из участников оказания первой помощи должен фиксировать голову и шею постра-
20
Учебно-методический комплекс к курсу повышения квалификации
«Оказание первой помощи детям педагогическим работником в рамках исполнения ст.41
Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»
www.vsewebinari.ru давшего своими предплечьями. Более удобно и безопасно для пострадавшего с подозрением на травму позвоночника переносить его на твердой ровной поверхности (например, на щите).
Простейшие меры профилактики инфекционных заболеваний, передающихся при непосредственном контакте с человеком, его кровью и другими биологическими жидкостями
Для снижения риска заражения при оказании первой помощи следует использовать медицинские перчатки (для защиты рук) и защитные устройства для проведения искусственного дыхания «рот-устройство-рот», находящиеся в аптечках первой помощи. В настоящее время в России производятся устройства для искусственного дыхания различных конструкций. С правилами их использования можно ознакомиться в инструкциях, прилагаемых производителем каждого конкретного устройства.
В состав аптечки для оказания первой помощи работникам входят медицинские 3-слойные маски из нетканого материала, которые применяются для снижения риска инфицирования человека, оказывающего первую помощь.
В случае попадания крови и других биологических жидкостей на кожу следует немедленно смыть их проточной водой, тщательно вымыть руки. При наличии спиртовых антисептические салфеток из бумажного текстиля подобного материала (находятся в аптечке для оказания первой помощи работникам) необходимо обработать кожу с их помощью.
После проведения искусственного дыхания рекомендуется прополоскать рот.
Основные правила вызова скорой медицинской помощи, других специальных служб, сотрудники которых обязаны оказывать первую помощь
С 2013 года единым телефонным номером для вызова экстренных служб стал номер 112. По нему можно вызвать спасателей, полицейских и скорую медицин-
21
Учебно-методический комплекс к курсу повышения квалификации
«Оказание первой помощи детям педагогическим работником в рамках исполнения ст.41
Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»
www.vsewebinari.ru скую помощь (вызов также может осуществляться по телефонным номерам 01,
101; 02, 102; 03, 103 и другим региональным номерам).
При вызове скорой медицинской помощи необходимо обязательно сообщить диспетчеру следующую информацию:
• место происшествия, что произошло;
• число пострадавших и тяжесть их состояния;
• какая помощь, оказывается.
Телефонную трубку положить последним, после сообщения диспетчера о том, что вызов принят.
Заключение
Оказание первой помощи положительно влияет на снижение смертности.
При этом, первая помощь юридически безопасна для тех, кто ее оказывает, проста и эффективна.
При оказании первой помощи следует придерживаться определенной последовательности действий, выполнение которых установлено современным законодательством. Одним из важнейших приоритетов среди них является обеспечение личной безопасности человека, оказывающего первую помощь.
Первая помощь будет более эффективной, если использовать для ее оказания простейшие комплекты необходимых средств и устройств (аптечки, укладки). При приобретении аптечки важно обращать внимание на соответствие ее состава утвер- жденному списку и качество ее компонентов.
22
Учебно-методический комплекс к курсу повышения квалификации
1 2 3 4 5 6 7 8 9 ... 13
«Оказание первой помощи детям педагогическим работником в рамках исполнения ст.41
Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»
www.vsewebinari.ru
Оказание первой помощи при отсутствии сознания, остановке дыхания
и кровообращения
Основные признаки жизни у пострадавшего
К основным признакам жизни относятся наличие сознания, самостоятельное дыхание и кровообращение. Они проверяются в ходе выполнения алгоритма сер- дечно-легочной реанимации.
Причины нарушения дыхания и кровообращения
Внезапная смерть (остановка дыхания и кровообращения) может быть вызвана заболеваниями (инфаркт миокарда, нарушения ритма сердца и др.) или внешним воздействием (травма, поражение электрическим током, утопление и др.).
Вне зависимости от причин исчезновения признаков жизни, сердечно-легочная реанимация проводится в соответствии с определенным алгоритмом, рекомен- дованным Российским Национальным Советом по реанимации и Европейским
Советом по реанимации.
Способы проверки сознания, дыхания, кровообращения у пострадавшего
При оказании первой помощи используются простейшие способы проверки наличия или отсутствия признаков жизни:
• для проверки сознания участник оказания первой помощи пытается вступить с пострадавшим в словесный и тактильный контакт, проверяя его реакцию на это;
• для проверки дыхания используются осязание, слух и зрение (более подробно техника проверки сознания и дыхания описана в следующем разделе);
• отсутствие кровообращения у пострадавшего определяется путем проверки пульса на магистральных артериях (одновременно с определением дыхания и при наличии соответствующей подготовки). Ввиду недостаточной точности проверки наличия или отсутствия кровообращения способом определения пульса на магистральных артериях, для принятия решения о
23
Учебно-методический комплекс к курсу повышения квалификации
«Оказание первой помощи детям педагогическим работником в рамках исполнения ст.41
Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»
www.vsewebinari.ru проведении сердечно-легочной реанимации рекомендуется ориентироваться на отсутствие сознания и дыхания.
Современный алгоритм проведения сердечно-легочной реанимации (СЛР).
Техника проведения давления руками на грудину пострадавшего
и искусственного дыхания при проведении СЛР
На месте происшествия участнику оказания первой помощи следует оценить безопасность для себя, пострадавшего (пострадавших) и окружающих. После этого следует устранить угрожающие факторы или минимизировать риск собственного повреждения, риск для пострадавшего (пострадавших) и окружающих.
Далее необходимо проверить наличие сознания у пострадавшего. Для проверки сознания необходимо аккуратно потормошить пострадавшего за плечи и громко спросить: «Что с Вами? Нужна ли Вам помощь?». Человек, находящийся в бессознательном состоянии, не сможет отреагировать и ответить на эти вопросы.
При отсутствии признаков сознания следует определить наличие дыхания у пострадавшего. Для этого необходимо восстановить проходимость дыхательных путей у пострадавшего: одну руку положить на лоб пострадавшего, двумя пальцами другой взять за подбородок, запрокинуть голову, поднять подбородок и нижнюю челюсть. При подозрении на травму шейного отдела позвоночника запрокидывание следует выполнять максимально аккуратно и щадяще.
Для проверки дыхания следует наклониться щекой и ухом ко рту и носу пострадавшего и в течение 10 сек. попытаться услышать его дыхание, почувствовать выдыхаемый воздух на своей щеке и увидеть движения грудной клетки у пострадавшего. При отсутствии дыхания грудная клетка пострадавшего останется неподвижной, звуков его дыхания не будет слышно, выдыхаемый воздух изо рта и носа не будет ощущаться щекой. Отсутствие дыхания определяет
необходимость вызова скорой медицинской помощи и проведения сердечно-
легочной реанимации.
24
Учебно-методический комплекс к курсу повышения квалификации
«Оказание первой помощи детям педагогическим работником в рамках исполнения ст.41
Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»
www.vsewebinari.ru
При отсутствии дыхания у пострадавшего участнику оказания первой помощи следует организовать вызов скорой медицинской помощи. Для этого надо громко позвать на помощь, обращаясь к конкретному человеку, находящемуся рядом с местом происшествия и дать ему соответствующие указание. Указания следует давать кратко, понятно, информативно: «Человек не дышит. Вызывайте
«скорую». Сообщите мне, что вызвали».
При отсутствии возможности привлечения помощника, скорую медицинскую помощь следует вызвать самостоятельно (например, используя функцию громкой связи в телефоне). При вызове необходимо обязательно сообщить диспетчеру следующую информацию:
• место происшествия, что произошло;
• число пострадавших и что с ними;
• какая помощь, оказывается.
Телефонную трубку положить последним, после ответа диспетчера.
Вызов скорой медицинской помощи и других специальных служб
(спасателей, полиции) производится по телефону 112 (также может
осуществляться по телефонам 01,101; 02,102; 03,103 или региональным
номерам).
Одновременно с вызовом скорой медицинской помощи необходимо присту- пить к давлению руками на грудину пострадавшего, который должен располагаться лежа на спине на твердой ровной поверхности. При этом основание ладони одной руки участника оказания первой помощи помещается на середину грудной клетки пострадавшего, вторая рука помещается сверху первой, кисти рук берутся в замок, руки выпрямляются в локтевых суставах, плечи участника оказания первой помощи располагаются над пострадавшим так, чтобы давление осуществлялось перпендикулярно плоскости грудины. Давление руками на грудину пострадавшего
25
Учебно-методический комплекс к курсу повышения квалификации
«Оказание первой помощи детям педагогическим работником в рамках исполнения ст.41
Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»
www.vsewebinari.ru выполняется весом туловища участника оказания первой помощи на глубину 5-6 см с частотой 100-120 в минуту.
После 30 надавливаний руками на грудину пострадавшего необходимо осуществить искусственное дыхание методом «Рот-ко-рту». Для этого следует открыть дыхательные пути пострадавшего (запрокинуть голову, поднять подбородок), зажать его нос двумя пальцами, сделать два вдоха искусственного дыхания. Вдохи искусственного дыхания выполняются следующим образом: необходимо сделать свой нормальный вдох, герметично обхватить своими губами рот пострадавшего и выполнить равномерный выдох в его дыхательные пути в течение 1 секунды, наблюдая за движением его грудной клетки. Ориентиром достаточного объема вдуваемого воздуха и эффективного вдоха искусственного дыхания является начало подъема грудной клетки, определяемое участником оказания первой помощи визуально. После этого, продолжая поддерживать проходимость дыхательных путей, необходимо дать пострадавшему совершить пассивный выдох, после чего повторить вдох вышеописанным образом. На 2 вдоха искусственного дыхания должно быть потрачено не более 10 секунд. Не следует делать более двух попыток вдохов искусственного дыхания в перерывах между давлениями руками на грудину пострадавшего.
При этом рекомендуется использовать устройство для проведения искусственного дыхания из аптечки или укладки.
В случае невозможности выполнения искусственного дыхания методом «Рот- ко-рту» (например, повреждение губ пострадавшего), производится искусственное дыхание методом «Рот-к-носу». При этом техника выполнения отличается тем, что участник оказания первой помощи закрывает рот пострадавшему при запрокидывании головы и обхватывает своими губами нос пострадавшего.
Далее следует продолжить реанимационные мероприятия, чередуя 30 надав- ливаний на грудину с 2-мя вдохами искусственного дыхания.
26
Учебно-методический комплекс к курсу повышения квалификации
«Оказание первой помощи детям педагогическим работником в рамках исполнения ст.41
Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»
www.vsewebinari.ru
Ошибки и осложнения, возникающие при выполнении реанимационных
мероприятий
К основным ошибкам при выполнении реанимационных мероприятий относятся:
• нарушение последовательности мероприятий сердечно-легочной реанимации;
• неправильная техника выполнения давления руками на грудину пострадавшего (неправильное расположение рук, недостаточная или избыточная глубина надавливаний, неправильная частота, отсутствие полного поднятия грудной клетки после каждого надавливания);
• неправильная техника выполнения искусственного дыхания
(недостаточное или неправильное открытие дыхательных путей, избыточный или недостаточный объем вдуваемого воздуха);
• неправильное соотношение надавливаний руками на грудину и вдохов искусственного дыхания;
• время между надавливаниями руками на грудину пострадавшего превышает 10 сек.
Самым распространенным осложнением сердечно-легочной реанимации яв- ляется перелом костей грудной клетки (преимущественно ребер). Наиболее часто это происходит при избыточной силе давления руками на грудину пострадавшего, неверно определенной точке расположения рук, повышенной хрупкости костей
(например, у пострадавших пожилого и старческого возраста).
Избежать или уменьшить частоту этих ошибок и осложнений можно при ре- гулярной и качественной подготовке.
Показания к прекращению СЛР
Реанимационные мероприятия продолжаются до прибытия скорой медицинской помощи или других специальных служб, сотрудники которых
27
Учебно-методический комплекс к курсу повышения квалификации
«Оказание первой помощи детям педагогическим работником в рамках исполнения ст.41
Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»
www.vsewebinari.ru обязаны оказывать первую помощь, и распоряжения их сотрудников о прекращении реанимации, либо до появления явных признаков жизни у пострадавшего (появления самостоятельного дыхания, возникновения кашля, произвольных движений).
В случае длительного проведения реанимационных мероприятий и возник- новения физической усталости у участника оказания первой помощи необходимо привлечь помощника к осуществлению этих мероприятий. Большинство современных отечественных и зарубежных рекомендаций по проведению сер- дечно-легочной реанимации предусматривают смену ее участников примерно каждые 2 минуты, или спустя 5-6 циклов надавливаний и вдохов.
Реанимационные мероприятия могут не осуществляться пострадавшим с яв- ными признаками нежизнеспособности (разложение или травма, несовместимая с жизнью), либо в случаях, когда отсутствие признаков жизни вызвано исходом дли- тельно существующего неизлечимого заболевания (например, онкологического).
Мероприятия, выполняемые после прекращения СЛР.
Устойчивое боковое положение
В случае появления самостоятельного дыхания у пострадавшего с отсутствующим сознанием (либо если у пострадавшего, внезапно потерявшего сознание, изначально имелось дыхание) ему необходимо придать устойчивое боковое положение.
Для этого необходимо выполнить следующую последовательность действий:
Шаг 1.
Расположить ближнюю руку пострадавшего под прямым углом к его телу
Шаг 2.
Дальнюю руку пострадавшего приложить тыльной стороной ладони к противоположной щеке пострадавшего, придерживая ее своей рукой
Шаг 3.