Файл: Учебнометодический комплекс к курсу повышения квалификации Оказание первой помощи детям педагогическим работником в рамках исполнения ст. 41 Федерального закона Об образовании в Российской Федерации.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.01.2024

Просмотров: 321

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

28
Учебно-методический комплекс к курсу повышения квалификации
«Оказание первой помощи детям педагогическим работником в рамках исполнения ст.41
Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»
www.vsewebinari.ru
После этого согнуть дальнюю от себя ногу пострадавшего в колене, поставить ее с опорой на стопу, надавить на колено этой ноги на себя (в указанном на рисунке 30 направлении) и повернуть пострадавшего.
Шаг 4.
После поворота пострадавшего набок слегка запрокинуть его голову для открытия дыхательных путей и подтянуть ногу, лежащую сверху, ближе к животу
В результате описанных выше действий пострадавший будет находиться в положении. Необходимо наблюдать за его состоянием до прибытия бригады скорой медицинской помощи, регулярно оценивая наличие у него дыхания.
Особенности СЛР у детей
У детей сердечно-легочная реанимация может проводиться в той же последовательности, что и у взрослых, с той же частотой и тем же соотношением давления руками на грудину пострадавшего и вдохов искусственного дыхания, что и у взрослых. Надавливания на грудину выполняются на глубину, равную одной трети переднезаднего размера грудной клетки (примерно 4 см у детей до 1 года и 5 см у детей более старшего возраста). Давление на грудину производится двумя пальцами (для детей до 1 года), одной или двумя руками для детей более старшего возраста.
При проведении вдохов искусственного дыхания следует визуально контролировать объем вдуваемого воздуха (до начала подъема грудной клетки).
Детям до 1 года при проведении искусственного дыхания необходимо охватывать своими губами рот и нос одновременно.
Порядок оказания первой помощи при частичном и полном нарушении
проходимости верхних дыхательных путей, вызванном инородным телом у
пострадавших в сознании, без сознания.
Особенности оказания первой помощи тучному пострадавшему,
беременной женщине, ребенку

29
Учебно-методический комплекс к курсу повышения квалификации
«Оказание первой помощи детям педагогическим работником в рамках исполнения ст.41
Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»
www.vsewebinari.ru
Типичным признаком нарушения проходимости дыхательных путей является поза, при которой человек держится рукой за горло и одновременно пытается кашлять, чтобы удалить инородное тело.
В соответствии с рекомендациями Российского Национального Совета по реанимации и Европейского Совета по реанимации выделяют частичное или полное нарушение проходимости верхних дыхательных путей, вызванное ино- родным телом. Для того, чтобы определить степень нарушения, можно спросить пострадавшего, подавился ли он.
При частичном нарушении проходимости верхних дыхательных путей пострадавший отвечает на вопрос, может кашлять.
При полном нарушении проходимости верхних дыхательных путей постра- давший не может говорить, не может дышать или дыхание явно затруднено
(шумное, хриплое), может хватать себя за горло, может кивать.
При частичном нарушении проходимости следует предложить пострадав- шему покашлять.
При полном нарушении проходимости верхних дыхательных путей необхо- димо предпринять меры по удалению инородного тела;
1.
Встать сбоку и немного сзади пострадавшего.
2.
Придерживая пострадавшего одной рукой, другой наклонить его вперед, чтобы в случае смещения инородного тела оно попало в рот пострадавшего, а не опустилось ниже в дыхательные пути.
3.
Нанести 5 резких ударов основанием своей ладони между лопатками пострадавшего.
4.
Проверять после каждого удара, не удалось ли устранить нарушение проходимости.
5.
Если после 5 ударов инородное тело не удалено, то следует:


30
Учебно-методический комплекс к курсу повышения квалификации
«Оказание первой помощи детям педагогическим работником в рамках исполнения ст.41
Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»
www.vsewebinari.ru
• встать позади пострадавшего и обхватить его обеими руками на уровне верхней части живота;
• сжать кулак одной из рук и поместить его над пупком большим пальцем к себе;
• обхватить кулак другой рукой и, слегка наклонив пострадавшего вперед, резко надавить на его живот в направлении внутрь и кверху; при необходимости надавливания повторить до 5 раз.
Если удалить инородное тело не удалось, необходимо продолжать попытки его удаления, перемежая пять ударов по спине с пятью надавливаниями на живот.
Если пострадавший потерял сознание - необходимо начать сердечно- легочную реанимацию в объеме давления руками на грудину и искусственного дыхания.
При этом следует следить за возможным появлением инородного тела во рту для того, чтобы своевременно удалить его.
В случае, если инородное тело нарушило проходимость дыхательных путей у тучного человека или беременной женщины, оказание первой помощи начинается также, как описано выше, с 5 ударов между лопатками.
У тучных людей или беременных женщин не осуществляется давление на живот. Вместо него проводятся надавливания на нижнюю часть груди.
Если инородное тело перекрыло дыхательные пути ребенку, то помощь ока- зывается похожим образом. Однако следует помнить о необходимости дозиро- вания усилий (удары и надавливания наносятся с меньшей силой). Кроме того, детям до 1 года нельзя выполнять надавливания на живот. Вместо них произво- дятся толчки в нижнюю часть грудной клетки двумя пальцами. При выполнении ударов и толчков грудным детям следует располагать их на предплечье человека, оказывающего помощь, головой вниз; при этом необходимо придерживать голову ребенка.

31
Учебно-методический комплекс к курсу повышения квалификации
«Оказание первой помощи детям педагогическим работником в рамках исполнения ст.41
Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»
www.vsewebinari.ru
Детям старше 1 года можно выполнять надавливания на живот над пупком, дозируя усилие соответственно возрасту.
При отсутствии эффекта от этих действий необходимо приступить к сердечно-легочной реанимации.


32
Учебно-методический комплекс к курсу повышения квалификации
«Оказание первой помощи детям педагогическим работником в рамках исполнения ст.41
Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13

»
www.vsewebinari.ru
Оказание первой помощи при наружных кровотечениях и травмах
Осмотр пострадавшего осуществляется для определения его состояния, на- личия и расположения возможных повреждений. Сведения о состоянии постра- давшего, полученные при осмотре, используются при вызове скорой медицинской помощи (для сообщения необходимой информации диспетчеру) и при оказании первой помощи. Крайне важно качественно провести осмотр пострадавшего, поскольку в случае его небрежного проведения, возможно упустить (или своевременно не увидеть) тяжелые повреждения, которые могут привести к гибели пострадавшего.
Различные происшествия с наличием пострадавших часто сопровождаются травмированием. Одним из наиболее серьезных состояний является кровотечение.
Это состояние представляет значительную опасность для жизни пострадавших и требует немедленных действий, окружающих для их спасения. В ходе занятия будут изучены основные способы остановки кровотечений. Эти действия позволяют спасти жизнь пострадавшего до приезда медицинских работников и препятствуют развитию тяжелых осложнений травмы, таких, например, как травматический шок.
В результате происшествий могут травмироваться различные части тела по- страдавших. Оказание первой помощи при их травмировании может иметь определенные особенности, которые следует учитывать для более эффективных действий.
Основная часть
Цель и порядок выполнения обзорного осмотра пострадавшего
Целью обзорного осмотра является определение признаков кровотечения, требующего скорейшей остановки. Обзорный осмотр производится очень быстро, в течение 1-2 секунд, с головы до ног (рисунок 39).
Понятия «кровотечение», «острая кровопотеря»

33
Учебно-методический комплекс к курсу повышения квалификации
«Оказание первой помощи детям педагогическим работником в рамках исполнения ст.41
Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»
www.vsewebinari.ru
Под кровотечением понимают ситуацию, когда кровь (в норме находящаяся внутри сосудов человеческого тела) по разным причинам (чаще всего в результате травмы) покидает сосудистое русло, что приводит к острой кровопотере - безвозвратной утрате части крови. Это сопровождается снижением функции системы кровообращения по переносу кислорода и питательных веществ к органам, что ведет к ухудшению или прекращению их деятельности.
Основные признаки острой кровопотери:
• резкая общая слабость;
• чувство жажды;
• головокружение;
• мелькание «мушек» перед глазами;
• обморок (чаще при попытке встать);
• бледная, влажная и холодная кожа;
• учащенное сердцебиение;
• частое дыхание.
Указанные признаки могут наблюдаться как при наличии продолжающегося наружного кровотечения, так и при остановленном кровотечении, а также при отсутствии видимого или продолжающегося кровотечения.
В зависимости от величины кровопотери, вида сосуда, от того, какой орган кровоснабжался поврежденным сосудом, могут возникнуть различные нарушения в организме человека - от незначительных до прекращения жизнедеятельности, т.е. гибели пострадавшего. Это может произойти при повреждении крупных сосудов при неоказании первой помощи, т.е. при неостановленном сильном кровотечении.
Компенсаторные возможности человеческого организма, как правило, достаточны для поддержания жизни при кровотечении слабой и средней интенсивности, когда скорость кровопотери невелика. В случае же повреждения крупных сосудов скорость кровопотери может быть настолько значительной, что гибель


34
Учебно-методический комплекс к курсу повышения квалификации
«Оказание первой помощи детям педагогическим работником в рамках исполнения ст.41
Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»
www.vsewebinari.ru пострадавшего без оказания первой помощи может наступить в течение нескольких минут с момента получения травмы.
Признаки различных видов наружного кровотечения
(артериального, венозного, капиллярного, смешанного)
Наружное кровотечение сопровождается повреждением кожных покровов и слизистых оболочек, при этом кровь изливается наружу в окружающую среду.
По виду поврежденных сосудов кровотечения бывают:
Артериальные. Являются наиболее опасными, так как при ранении крупных артерий происходит большая потеря крови за короткое время. Признаком арте- риальных кровотечений обычно является пульсирующая алая струя крови, быстро расплывающаяся лужа крови алого цвета, быстро пропитывающаяся кровью одежда пострадавшего.
Венозные. Характеризуются меньшей скоростью кровопотери, кровь тёмно- вишнёвая, вытекает «ручьем». Венозные кровотечения могут быть менее опас- ными, чем артериальные, однако также требуют скорейшей остановки.
Капиллярные. Наблюдаются при ссадинах, порезах, царапинах. Капиллярное кровотечение непосредственной угрозы для жизни, как правило, не представляет.
Смешанные. Это кровотечения, при которых имеются одновременно арте- риальное, венозное и капиллярное кровотечение. Наблюдаются, например, при отрыве конечности. Опасны вследствие наличия артериального кровотечения.
Способы временной остановки наружного кровотечения: пальцевое
прижатие артерии, наложение жгута, максимальное сгибание конечности в
суставе, прямое давление на рану, наложение давящей повязки
В случае, если пострадавший получил травму, человеку, оказывающему пер- вую помощь, необходимо выполнить следующие мероприятия:
• обеспечить безопасные условия для оказания первой помощи;
• убедиться в наличии признаков жизни у пострадавшего;

35
Учебно-методический комплекс к курсу повышения квалификации
«Оказание первой помощи детям педагогическим работником в рамках исполнения ст.41
Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»
www.vsewebinari.ru
• провести обзорный осмотр для определения наличия кровотечения;
• определить вид кровотечения;
• выполнить остановку кровотечения наиболее подходящим способом или их комбинацией.
В настоящее время при оказании первой помощи используются следующие способы временной остановки кровотечения:
1.
Прямое давление на рану.
2.
Наложение давящей повязки.
3.
Пальцевое прижатие артерии.
4.
Максимальное сгибание конечности в суставе.
5.
Наложение кровоостанавливающего жгута (табельного или
импровизированного).
1.
Прямое давление на рану является наиболее простым способом остановки кровотечений. При его использовании рана закрывается стерильными салфетками или стерильным бинтом, после чего на область раны осуществляется давление рукой участника оказания первой помощи с силой, достаточной для остановки кровотечения. При отсутствии бинта или салфеток для наложения на рану можно использовать любую подручную ткань. При отсутствии табельных и подручных средств допустимо осуществлять давление на рану рукой участника оказания первой помощи (при этом не следует забывать о необходимости ис- пользования медицинских перчаток). Пострадавшему также можно рекомендовать попытаться самостоятельно остановить имеющееся у него кровотечение, используя прямое давление на рану.
2.
Для более продолжительной остановки кровотечения можно использовать давящую повязку. При ее наложении следует соблюдать общие принципы наложения бинтовых повязок: на рану желательно положить стерильные салфетки из аптечки, бинт должен раскатываться по ходу движения, по окончании