Файл: Методичка 7 - типология культуры.docx

Добавлен: 14.02.2019

Просмотров: 1231

Скачиваний: 17

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

«Русский человек любит вспоминать, но не жить» (А. Лехов). Ом не живет настоящим, а только прошлым или будущим. Именно в прошлом он ищет нравственное утешение и вдохновение своей жизнедеятельности. Устремленность в будущее, постоянный поиск луч­шей жизни сочетается у русского человека с неукротимой верой в возможность ее достиже­ния.

Вечный поиск идеала - благодатная основа возникновения различного рода социаль­ных утопий и мифов. Культ прошлого и будущего в русской утопической культуре делает настоящее объектом критики и порождает в архетипе русского человека, соответственно, две жизненные установки: постоянное учительство как проповедь нравственного обновления с готовыми на все случаи жизни социальными рецептами, и перманентные сомнения, искания, постоянная постановка вопросов без ответов. Сомневаться и учить, учить и сомневаться -вот две его устойчивые склонности.

Иоанновский, мессианский человек чувствует себя призванным создать на земле выс­ший божественный порядок, восстановить вокруг ту гармонию, которую он ощущает в себе. Поэтому его одухотворяет не жажда власти, но настроение примирения и любви. Иоанновского человека движет чувство некоей космической одержимости. Он ищет разобщенное, чтобы его воссоединить, осветить и освятить.

Борьба за вселенскость - основная черта иоанновского, мессианского человека. Вместе с тем, стремясь к бесконечному и всеобъемлющему, он боится определений, отсюда - гени­альная перевоплощаемость русских людей. Иоанновскому, мессианскому типу, сложившемуся в России, противостоит прометеев­ский, героический человек Запада (В. Шубарт). Он видит в мире хаос, который должен оформить своей организующей силой. Героический человек полон жажды власти, он удаля­ется все дальше и дальше от бога и все глубже уходит в мир вещей. Секуляризация - его судьба, героизм - его жизненное чувство, трагика - его конец.

От русского человека иоанновского типа отличается и восточный человек. Мессианст­ву и одухотворенности русского человека, героизму и экспрессивности западного восточный человек противопоставляет «универсальность» («безвкусность»). В восточной культуре «безвкусность» - пример мироощущения, ориентированного на сохранение гармонии мира, обладающего внутренним динамизмом развития, поэтому не требующего произвола человеческого вмешательства. В морально-религиозном плане «без­вкусность» - это признак совершенного вкуса, его универсальности, это высшая доброде­тель, ибо «вкус» есть предпочтение, а любая актуализация - ограничение. В культурной традиции Востока «безвкусность» является положительным качеством. Это - ценность, которая в жизни реализуется в практике неосознанного социального оппор­тунизма, что означает принятие или устранение от дел с максимальной гибкостью и ориен­тацией исключительно на требование момента.


Поэтому если добродетелями западного человека являются энергичность и интенсив­ность, мода и сенсация, восточного человека - точная середина и посредственность, бес­шумность и увядание, то добродетели русского человека - пассивность и терпеливость, кон­серватизм и гармония.

  1. Ориентировочная основа действия (ООД) для проведения самостоятельной работы студентов в учебное время (выполнение самостоятельной работы)


Креативные задания:

Назовите характеристику культуры, которую Д.С. Лихачев считает главной.


Вспомните, кто и когда из русских мыслителей впервые заговорил о всемирности и универсализме культуры России. Сформулируйте свою точку зрения по данному вопросу.


Дать краткий культурный анализ любой исторической эпохи Русского государства.



  1. Задания для контроля уровня сформированности компетенций в учебное время.

Тест по теме «Типология культуры».


  1. Разновидностью культуры, сознательно ориентирующей свои материальные и духовные ценности на «усредненного потребителя» является:

а) популярная; б) массовая; в) потребительская; г) коммерческая.


  1. Символом восточной культуры является человек….

а) кузнец своего счастья; б) в лодке без весел; в) бог; г) борец.


  1. Для русской культуры характерно……

а) ориентация на прошлое; б) ориентация на сильную свободную личность;

в) вера в технический прогресс; г) вера в эволюционный путь развития.


  1. Двумя условиями формирования этнической культуры являются:

а) язык; б) природная среда

в) общность интересов; г) единое государство.


  1. Установите соответствие между типом культуры и ее характеристикой:

1) традиционная культура

2) современная культура

3) глобальная культура.

а) ориентация на религиозные ценности и производство ориентированное на ограничение потребления.

б) ориентация на науку, производство ради будущего.

в) ориентация на индивидуальный опыт, стандартизация культурных ценностей.


  1. К числу причин, обусловивших различие восточного и западного типа, не относится:

а) тип хозяйствования;

б) наличие у европейца «авантюрного гена»;

в) особенности взаимодействия с соседними культурами;


  1. Черты, не характерные для западного типа культуры, - это….

а) преобладание активного творческого типа личности; б) коллективизм;

в) теоцентризм; г) антропоцентризм.


  1. Характерными чертами русской духовной культуры являются…

а) соборность;

б) рациональное мышление;

в) стремление к достижению личного успеха;

г) перевес этнического начала над правовым.


  1. В повседневной жизни русскому человеку присуще:

а) уважение закона; б) следование «Домострою»;

в) правовой нигилизм; г) вера и почитание государства.


  1. Для западного типа культуры характерно:

а) вера в силу разума и прогресса;

б) гармоничное сосуществование с природой;

в) вера в традиции и привычки;


г) регрессивный путь развития.


11. Кто из авторов разрабатывал концепцию «элитарной культуры»?

а) К. Леви-Стросс, Р. Барт, Ж. Лакан, Ю. Лотман.

б) Ч. Моррис, Г. Фишер, М. Блок.

в) А. Шопенгауэр, Ф. Ницше,Х. Ортега-и-Гассет.


12. Основными условиями существования этнической культуры являются:

а) сельское хозяйство, фольклор, деревянное зодчество;

б) природная среда, язык, мифология;

в) регион расположения, письменность, климат;

г) природная среда, язык, философия.


13. Установить соответствие между типом культуры и ее ценностями:

1) западный тип;

2) восточный тип;

3) южный тип;

4) северный тип;

а) движение «негритюд»;

б) разум;

в) система либеральных ценностей;

г) коллективизм.


14. Выберите несоответствие. Авторы, рассматривающие локальные культуры:

а) О. Конт, б) К. Ясперс, в) Ф. Ницше, г) Н. Данилевский, д) Н. Бердяев.


15. Церемониал и этикет, политическая аббревиатура, идеология, характер и детали одежды – типичные элементы какой культуры?

а) срединной; в) северной;

б) западной; г) локальной.


16. Поставьте в хронологической последовательности типы возникновения культур.

а) национальная, б) региональная, в) срединная, г) массовая,

д) этническая, е) локальная.


17. Какой тип культуры нивелирует локальные различия и анонимность.

а) национальная; в) глобальная.

б) этническая; г) массовая.


18. Специфическими чертами этнической культуры являются:

а) открытость переменам, письменность;

б) преемственность, консерватизм;

в) особенность публичного поведения, речь.

г) научное знание, практицизм.


19. Соотнесите тип культуры с определениями:

1) этническая а) авангардная; д) изолированная;

2) массовая б) народная; е) шаблонная;

3) элитарная в) евразийская; ж) самобытная;

4) срединная г) высшая; з) эпатажная


20. В каком культурном типе сциентизм является определяющей ценностью?

а) западной; в) русской;

б) восточной; г) южной.

7.Ориентировочная основа действия (ООД) для проведения самостоятельной работы студентов в учебное время (выполнение самостоятельной работы)

Расположите указанные понятия в логической последовательности по степени возрастания от прошлого к начтоящему, указав нужную цифру.
а) элитарная культура 
б) народная культура 
в) национальная культура 
г) традиционная культура
д) массовая культура 
е) всеобщая культура

8. Задания для контроля уровня сформированности компетенций в учебное время.

8.1. Задания повышенной степени сложности:
1. Исключив лишнее слово, назовите общим термином совокупность оставшихся понятий:
а) обычаи, обряды, новации, нормы поведения, нравы
б) архетип, ментальность, мировоззрение, мироощущение, трудолюбие, ценности и нормы

  1. Учебно-материальное обеспечение:


    1. Литература:

а) обязательная

  1. Столяренко Л.Д., Столяренко В.Е., Самыгин С.И. Культурология: Учебное пособие. – М., Издательский центр «МарТ», 2004.

  2. Садохин А.П. Культурология: теория и история культуры: Учебное пособие. – М.: Изд-во Эксмо, 2005.

  3. Культурология Под ред. Солонина Ю.Н., Кагана М.С.. М.: Высшее образование, 2007


б) дополнительная

1. Флиер А.Я. Культурология для культурологов: Учебное пособие. – М.: Делова книга, 2002.

2. Кирамова К.И. Культурология в вопросах и ответах: Учеб. Пособие. – М., Изд-во Проспект, 2004

3. Культурология: Учеб.для студ. техн. вузов / Колл. Авт.; Под ред. Н.Г. Багдасарьян. – М.: Высш. шк., 1998.

4. Культурология. ХХ век. Словарь. С-П. – Университетская книга, 1997.


  1. Материальное обеспечение:

а) наглядные пособия (слайды, графики)

б) мультимедийное оборудование

в) технические средства обучения (проектор, компьютер и т.п.)

Оценивание уровня сформированности компетенций обучающихся проводится по балльно – рейтинговой системе.



Задания

Количество баллов

(верхний порог)

Составление презентации

10

Написание эссе

10

Устное выступление

5

Решение тестов (обязательное для всех студентов)

3

Установление соответствия- см.8.1.

3

Знание терминов (обязательное для всех студентов)

3

Премиальный балл за активность-задание вопросов, ответы на дополнительные вопросы, дополнения устных ответов.

1

Конспект подготовки к семинарскому занятию тезисы по вопросам семинара (без выступления, обязательный для всех студентов)

3

Научный реферат

15