ВУЗ: Тихоокеанский государственный медицинский университет
Категория: Методичка
Дисциплина: Культурология
Добавлен: 14.02.2019
Просмотров: 1231
Скачиваний: 17
«Русский человек любит вспоминать, но не жить» (А. Лехов). Ом не живет настоящим, а только прошлым или будущим. Именно в прошлом он ищет нравственное утешение и вдохновение своей жизнедеятельности. Устремленность в будущее, постоянный поиск лучшей жизни сочетается у русского человека с неукротимой верой в возможность ее достижения.
Вечный поиск идеала - благодатная основа возникновения различного рода социальных утопий и мифов. Культ прошлого и будущего в русской утопической культуре делает настоящее объектом критики и порождает в архетипе русского человека, соответственно, две жизненные установки: постоянное учительство как проповедь нравственного обновления с готовыми на все случаи жизни социальными рецептами, и перманентные сомнения, искания, постоянная постановка вопросов без ответов. Сомневаться и учить, учить и сомневаться -вот две его устойчивые склонности.
Иоанновский, мессианский человек чувствует себя призванным создать на земле высший божественный порядок, восстановить вокруг ту гармонию, которую он ощущает в себе. Поэтому его одухотворяет не жажда власти, но настроение примирения и любви. Иоанновского человека движет чувство некоей космической одержимости. Он ищет разобщенное, чтобы его воссоединить, осветить и освятить.
Борьба за вселенскость - основная черта иоанновского, мессианского человека. Вместе с тем, стремясь к бесконечному и всеобъемлющему, он боится определений, отсюда - гениальная перевоплощаемость русских людей. Иоанновскому, мессианскому типу, сложившемуся в России, противостоит прометеевский, героический человек Запада (В. Шубарт). Он видит в мире хаос, который должен оформить своей организующей силой. Героический человек полон жажды власти, он удаляется все дальше и дальше от бога и все глубже уходит в мир вещей. Секуляризация - его судьба, героизм - его жизненное чувство, трагика - его конец.
От русского человека иоанновского типа отличается и восточный человек. Мессианству и одухотворенности русского человека, героизму и экспрессивности западного восточный человек противопоставляет «универсальность» («безвкусность»). В восточной культуре «безвкусность» - пример мироощущения, ориентированного на сохранение гармонии мира, обладающего внутренним динамизмом развития, поэтому не требующего произвола человеческого вмешательства. В морально-религиозном плане «безвкусность» - это признак совершенного вкуса, его универсальности, это высшая добродетель, ибо «вкус» есть предпочтение, а любая актуализация - ограничение. В культурной традиции Востока «безвкусность» является положительным качеством. Это - ценность, которая в жизни реализуется в практике неосознанного социального оппортунизма, что означает принятие или устранение от дел с максимальной гибкостью и ориентацией исключительно на требование момента.
Поэтому если добродетелями западного человека являются энергичность и интенсивность, мода и сенсация, восточного человека - точная середина и посредственность, бесшумность и увядание, то добродетели русского человека - пассивность и терпеливость, консерватизм и гармония.
-
Ориентировочная основа действия (ООД) для проведения самостоятельной работы студентов в учебное время (выполнение самостоятельной работы)
Креативные задания:
Назовите характеристику культуры, которую Д.С. Лихачев считает главной.
Вспомните, кто и когда из русских мыслителей впервые заговорил о всемирности и универсализме культуры России. Сформулируйте свою точку зрения по данному вопросу.
Дать краткий культурный анализ любой исторической эпохи Русского государства.
-
Задания для контроля уровня сформированности компетенций в учебное время.
Тест по теме «Типология культуры».
-
Разновидностью культуры, сознательно ориентирующей свои материальные и духовные ценности на «усредненного потребителя» является:
а) популярная; б) массовая; в) потребительская; г) коммерческая.
-
Символом восточной культуры является человек….
а) кузнец своего счастья; б) в лодке без весел; в) бог; г) борец.
-
Для русской культуры характерно……
а) ориентация на прошлое; б) ориентация на сильную свободную личность;
в) вера в технический прогресс; г) вера в эволюционный путь развития.
-
Двумя условиями формирования этнической культуры являются:
а) язык; б) природная среда
в) общность интересов; г) единое государство.
-
Установите соответствие между типом культуры и ее характеристикой:
1) традиционная культура
2) современная культура
3) глобальная культура.
а) ориентация на религиозные ценности и производство ориентированное на ограничение потребления.
б) ориентация на науку, производство ради будущего.
в) ориентация на индивидуальный опыт, стандартизация культурных ценностей.
-
К числу причин, обусловивших различие восточного и западного типа, не относится:
а) тип хозяйствования;
б) наличие у европейца «авантюрного гена»;
в) особенности взаимодействия с соседними культурами;
-
Черты, не характерные для западного типа культуры, - это….
а) преобладание активного творческого типа личности; б) коллективизм;
в) теоцентризм; г) антропоцентризм.
-
Характерными чертами русской духовной культуры являются…
а) соборность;
б) рациональное мышление;
в) стремление к достижению личного успеха;
г) перевес этнического начала над правовым.
-
В повседневной жизни русскому человеку присуще:
а) уважение закона; б) следование «Домострою»;
в) правовой нигилизм; г) вера и почитание государства.
-
Для западного типа культуры характерно:
а) вера в силу разума и прогресса;
б) гармоничное сосуществование с природой;
в) вера в традиции и привычки;
г) регрессивный путь развития.
11. Кто из авторов разрабатывал концепцию «элитарной культуры»?
а) К. Леви-Стросс, Р. Барт, Ж. Лакан, Ю. Лотман.
б) Ч. Моррис, Г. Фишер, М. Блок.
в) А. Шопенгауэр, Ф. Ницше,Х. Ортега-и-Гассет.
12. Основными условиями существования этнической культуры являются:
а) сельское хозяйство, фольклор, деревянное зодчество;
б) природная среда, язык, мифология;
в) регион расположения, письменность, климат;
г) природная среда, язык, философия.
13. Установить соответствие между типом культуры и ее ценностями:
1) западный тип;
2) восточный тип;
3) южный тип;
4) северный тип;
а) движение «негритюд»;
б) разум;
в) система либеральных ценностей;
г) коллективизм.
14. Выберите несоответствие. Авторы, рассматривающие локальные культуры:
а) О. Конт, б) К. Ясперс, в) Ф. Ницше, г) Н. Данилевский, д) Н. Бердяев.
15. Церемониал и этикет, политическая аббревиатура, идеология, характер и детали одежды – типичные элементы какой культуры?
а) срединной; в) северной;
б) западной; г) локальной.
16. Поставьте в хронологической последовательности типы возникновения культур.
а) национальная, б) региональная, в) срединная, г) массовая,
д) этническая, е) локальная.
17. Какой тип культуры нивелирует локальные различия и анонимность.
а) национальная; в) глобальная.
б) этническая; г) массовая.
18. Специфическими чертами этнической культуры являются:
а) открытость переменам, письменность;
б) преемственность, консерватизм;
в) особенность публичного поведения, речь.
г) научное знание, практицизм.
19. Соотнесите тип культуры с определениями:
1) этническая а) авангардная; д) изолированная;
2) массовая б) народная; е) шаблонная;
3) элитарная в) евразийская; ж) самобытная;
4) срединная г) высшая; з) эпатажная
20. В каком культурном типе сциентизм является определяющей ценностью?
а) западной; в) русской;
б) восточной; г) южной.
7.Ориентировочная основа действия (ООД) для проведения самостоятельной работы студентов в учебное время (выполнение самостоятельной работы)
Расположите
указанные понятия в логической
последовательности по степени возрастания
от прошлого к начтоящему, указав нужную
цифру.
а) элитарная
культура
б) народная культура
в)
национальная культура
г) традиционная
культура
д) массовая культура
е)
всеобщая культура
8. Задания для контроля уровня сформированности компетенций в учебное время.
8.1.
Задания повышенной степени сложности:
1.
Исключив лишнее слово, назовите общим
термином совокупность оставшихся
понятий:
а) обычаи, обряды, новации,
нормы поведения, нравы
б) архетип,
ментальность, мировоззрение, мироощущение,
трудолюбие, ценности и нормы
-
Учебно-материальное обеспечение:
-
Литература:
а) обязательная
-
Столяренко Л.Д., Столяренко В.Е., Самыгин С.И. Культурология: Учебное пособие. – М., Издательский центр «МарТ», 2004.
-
Садохин А.П. Культурология: теория и история культуры: Учебное пособие. – М.: Изд-во Эксмо, 2005.
-
Культурология Под ред. Солонина Ю.Н., Кагана М.С.. М.: Высшее образование, 2007
б) дополнительная
1. Флиер А.Я. Культурология для культурологов: Учебное пособие. – М.: Делова книга, 2002.
2. Кирамова К.И. Культурология в вопросах и ответах: Учеб. Пособие. – М., Изд-во Проспект, 2004
3. Культурология: Учеб.для студ. техн. вузов / Колл. Авт.; Под ред. Н.Г. Багдасарьян. – М.: Высш. шк., 1998.
4. Культурология. ХХ век. Словарь. С-П. – Университетская книга, 1997.
-
Материальное обеспечение:
а) наглядные пособия (слайды, графики)
б) мультимедийное оборудование
в) технические средства обучения (проектор, компьютер и т.п.)
Оценивание уровня сформированности компетенций обучающихся проводится по балльно – рейтинговой системе.
Задания |
Количество баллов (верхний порог) |
|
Составление презентации |
10 |
|
Написание эссе |
10 |
|
Устное выступление |
5 |
|
Решение тестов (обязательное для всех студентов) |
3 |
|
Установление соответствия- см.8.1. |
3 |
|
Знание терминов (обязательное для всех студентов) |
3 |
|
Премиальный балл за активность-задание вопросов, ответы на дополнительные вопросы, дополнения устных ответов. |
1 |
|
Конспект подготовки к семинарскому занятию тезисы по вопросам семинара (без выступления, обязательный для всех студентов) |
3 |
|
Научный реферат |
15 |