Файл: Курсовая работа Краткое описание.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.01.2024

Просмотров: 91

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


В этих условиях государственное регулирование в области цен обычно преследует следующие цели:

1. Затормозить  инфляционный рост цен в результате  обесценения денег в военный  период, устранить диспропорции  цен на отдельные виды изделий  и услуг.

2. Достигнуть  необходимых соотношений в развитии производства.

3. Затруднить  рост заработной платы, увеличивающейся  пропорционально росту цен.

4. Субсидировать  производство, находящееся под контролем  государства, защитить отсталые отрасли экономики от иностранной конкуренции (в первую очередь сельское хозяйство), содействовать внешнеэкономической деятельности.

5. Мобилизовать  бюджетные средства, необходимые  для проведения социально-экономических мероприятий.

Некоторые экономисты утверждают, что регулирование цен со стороны государства в условиях рынка недопустимо. Однако опыт стран с рыночной экономикой убедительно показывает, что государство не устранялось и не устраняется от контроля за ценами на внутреннем рынке, но решает эти задачи методами, присущими рыночному механизму.

Государственное регулирование цен является попыткой государства с помощью законодательных, административных и бюджетно-финансовых мероприятий воздействовать на цены таким образом, чтобы способствовать стабильному развитию экономической системы в целом, т.е. через цены нивелировать циклические колебания процессов воспроизводства. В зависимости от конкретной хозяйственной конъюнктуры регулирование цен носит антикризисный и (или) антиинфляционный характер.

Известно, что  система цен – один из важнейших  элементов рыночной экономики, и она, естественно, связана с другими элементами рыночного механизма и реагирует на их изменения. Государственное регулирование экономики через изменение бюджетных расходов, налогов, процентных ставок за кредит и других экономических рычагов проявляется в изменении издержек и цен на продукцию и воздействует на процессы воспроизводства.

Следует отметить, что либерализация цен не ослабляет, а напротив, повышает роль государства в осуществлении политики ценообразования. Она заключается не в установлении конкретных цен, а в воздействии с помощью экономических мер на принятие товаропроизводителями оптимальных решений по ценам, в оказании им методологической и методической помощи, разработке правовых норм по ценообразованию.


Цели государственного регулирования заключаются в том, чтобы не допустить инфляционного роста цен в результате возникновения устойчивого дефицита, резкого роста цен на эксплуатируемое сырье и топливо, монополизма производителей, в том, чтобы создать нормальную конкуренцию, способствующую внедрению в производство достижений научно-технического прогресса. Важной задачей при этом является достижение определенных социальных результатов, в частности, поддержание достойного прожиточного минимума, предоставление людям возможности приобретать в достаточном количестве товары первой необходимости.

Меры воздействия  на производителей со стороны государства  могут быть как прямыми – путем  установления определенных правил ценообразования, так и косвенными – через такие экономические механизмы, как финансово-кредитный механизм, оплата труда, налогообложение и др.

Практически такие  меры регулирования вписываются  в общую систему управления рыночной экономикой.

Разработка  цен в рыночных условиях осуществляется товаропроизводителями самостоятельно, но с учетом законов, принятых правительством. При этом отклонение от установленных норм экономического поведения в отработанной системе рыночных отношений легко может быть обнаружено в процессе взаимодействия товаропроизводителей со своими партнерами либо через финансово-кредитную систему, налогообложение и т.п. В США за установление чрезмерно высоких цен предусмотрена уголовная ответственность. Но задача государства здесь сводится не к насильственному контролю за ценами, а скорее к выступлению в роли арбитра.

В период инфляции спрос может расти одновременно с повышением цены. Потребитель не верит в стабильность рынка и, невзирая на цены, увеличивает спрос.

Кроме того, в  рыночной экономике возрастание  затрат на покупки неизбежно влечет за собой снижение нормы сбережений. В переходный период возможна и такая ситуация, когда растут и спрос, и сбережения – дефицит товаров не позволяет истратить ту сумму денег, которую покупатель накопил на данный момент времени.

Различают методы прямого и косвенного регулирования цен . При прямых методах регулирования цен государство непосредственно воздействует на цены путем регламентации их уровня, установления нормативов рентабельности или нормативов элементов, составляющих цену, или другими аналогичными методами. К косвенным методам регулирования цен относятся регулирование учетной ставки процента, налогов, доходов, уровня минимальной заработной платы и др. Эти методы проявляются в воздействии государства не на сами цены, а на факторы, влияющие на ценообразование, которые носят макроэкономический характер. Оптимальным является гибкое сочетание прямых и косвенных методов регулирования цен государством.



Как правило, государство  прямо регулирует цены на те виды продукции  и услуг, которые образуют каркас системы цен. Это цены на энергоносители, услуги транспорта и связи, жилищно-коммунальные услуги и др., которые оказывают существенное влияние на всю экономику страны. Устанавливая и регулируя цены на эти товары и услуги, государство оказывает решающее воздействие на всю систему цен.

Государственное регулирование цен осуществляется также при помощи гарантирования производителям уровня продажных цен  и посредством субсидирования издержек производства. Так, в США производителям предоставляются субсидии из бюджета в случае падения рыночных цен ниже гарантированного минимума. Специальная правительственная организация «Товарно-кредитная корпорация» по гарантированным ценам принимает в залог у фермеров сельхозпродукты. Если в период действия залога (обычно 12 месяцев) цены на рынке поднимутся выше уровня залоговых цен, то фермер может выкупить свой товар и реализовать его на рынке. Если же рыночные цены остаются ниже залоговых, товар не выкупается и переходит в собственность корпорации.

Регулирование цен путем субсидирования издержек производства в целях повышения производительности труда в сельском хозяйстве подразумевает предоставление производителям правительственных субсидий на закупку удобрений, сельскохозяйственных машин, приобретение высококачественных семян, проведение мелиоративных работ и т.д.

Кроме того, государство  поддерживает соотношение между  ценами на сельскохозяйственную продукцию и товарами, приобретаемыми фермерами. Эту функцию осуществляет Министерство сельского хозяйства.

Например, США на протяжении последних 10– 15 лет очень строго отслеживают розничную цену на сахар внутри страны. И выше 1 долл. (от 92 до 102 центов за 1 кг) ей не дают подняться. С этой целью выделяются государственные субсидии и вводятся другие ограничения.

В Японии имеется  особый правительственный орган  – Бюро цен Управления экономического планирования, который осуществляет контроль за соблюдением антимонопольных законов, принимает меры по поддержанию спроса на необходимом уровне, изучает тенденции спроса и предложения. Государственными органами устанавливаются цены на рис, пшеницу, мясо и молочные продукты, железнодорожные тарифы, тарифы на воду и теплоснабжение, электроэнергию и газ, образование и медицинское обслуживание.


 

 

 


ГЛАВА 2. СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА СТРАН ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА

2.1 Сельскохозяйственная  политика Польши

На протяжении полувека польская аграрная политика вызывала много споров не только внутри страны, но и в политических верхах дружественных государств, требовавших коллективизации сельского хозяйства Польши. Однако, несмотря на это, оно продолжало основываться на частной собственности. На долю государственного и кооперативного секторов приходилось не более 20% обрабатываемой земли.

Сельское хозяйство  развивалось непрерывно и без  потрясений, обеспечивая страну продовольствием. Связанное с плановой экономикой через систему контрактации и снабжения, а также опираясь на значительную финансовую помощь со стороны государства, оно вместе с тем не утратило связи с рынком. Польский крестьянин сохранил свободу хозяйствования и обеспечения будущего для себя и своей семьи. Порицаемый ранее индивидуальный характер деятельности обернулся одним из основных преимуществ экономики в момент ее рыночной трансформации, которая началась в 1989г.

Вступление Польши в ЕС и интеграция ее аграрной политики в общеевропейскую сельскохозяйственную политику создаёт новые возможности, но и породит значительные трудности.

С одной стороны, открытие аграрного рынка приведет к потере польскими производителями  своих позиций в пользу поставок из ЕС, с другой - сделает возможным более широкий доступ к рынкам ЕС.

Продовольственный сектор Польши подвергнется острой конкуренции, которую не выдержит большинство экономически слабых хозяйств. Крестьяне будут вынуждены искать несельскохозяйственные источники доходов.

Кроме того, цены на продовольствие могут возрасти по сравнению с теперешним уровнем и превысить цены мирового рынка. При этом они будут соответствовать ценам в других странах ЕС. Рост цен на продовольствие приведет к повышению доходов крестьян, но одновременно к потерям для потребителей и усилению инфляции.

В целом вхождение  польского сельского хозяйства  в общеевропейские структуры  будет трудной проблемой, как для Польши, так и для ЕС.

Процессы концентрации являются одним из основных направлений в сельскохозяйственной политике государства. Аграрная структура в Польше отличается чрезмерной раздробленностью. На долю почти 55% хозяйств с площадью до 5 га приходится 21% всех земельных угодий, тогда как хозяйства с площадью 10 га и более имеют в своем распоряжении 50% угодий. Площадь среднего крестьянского хозяйства составляет 6-7 га.