Файл: Современные требования к организации и проведению психологопедагогического исследования в начальной школе.docx
Добавлен: 12.01.2024
Просмотров: 158
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Комплексная систематическая психодиагностика способствует эффективной оценке образовательной деятельности и рассмотрению уровня развития детей в начальной школе.
§3. ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЦЕССА ПРОВЕДЕНИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
Для организации любого исследования необходимо определить этапы исследования и задачи, которые будут решаться на каждом этапе. Первый этап заключается в постановке задачи. На втором этапе проводится анализ информации, доступной для анализа. Последующий этап подразумевает анализ методов и методик, ранее применявшихся для решения подобных задач. Очень важным этапом является формулировка предположений - гипотез. План научного исследования включает в себя проверку этих гипотез. Выбирается группа людей и часть реальности, за которыми будет вестись наблюдение. Определяется место и время исследования и определяется порядок экспериментальных проб, чтобы уменьшить влияние помех на результат эксперимента. Следующим этапом является проведение исследований в соответствии с выработанным планом. Далее, после фиксации результатов проводится обработка и интерпретация полученных данных и выявляются закономерности. В зависимости от поставленной цели исследования делятся на: поисковые исследования в которых делается попытка решить проблему ранее не решаемую подобным способом с целью получения результатов в малоисследованной области; критические исследования. которые проводятся с целью опровергнуть уже существующие теории, модели, гипотезы, закона или для проверки того, какая из двух альтернативных гипотез точнее прогнозирует реальность. Проводятся такие исследования в областях, где имеются проверенные методики и богатый объем знаний по данной проблеме; воспроизводящее исследование заключается в копии предыдущего эксперимента. Такой подход позволяет получить более достоверную информацию. Воспроизводящее исследование является основанием, так как все исследования воспроизводятся не только авторами, но и другими исследователями. Такой метод позволяет применять методики любому квалифицированному исследователю. Полученный научный результат не должен зависеть от времени и личности исследователя. Реальное исследование не является идеальным. Для того, чтобы приблизить результаты к идеальным необходимо применять особые методы планирования эксперимента и обработки полученных данных. Исследователь должен абстрагироваться от сторон реальности, которые не важны в исследовании. Условия, в которых проводятся исследование и наблюдение, экспериментальное воздействие, отбор испытуемых влияют на результат исследования. и поведение испытуемых. Соответствие реального исследования идеальному называется внутренней валидностью. Соответствие реального исследования изучаемой объективной реальности назовем внешней валидностью. Отношение идеального исследования к реальности можно характеризуется как прогностическая валидность. Для проверки гипотез ставится эксперимент. Постановка научной проблемы является начальным этапом любого исследования. Формулирование проблемы состоит из следующих этапов:
- этап обнаружения дефицита в научном знании;
- этап описания проблемы на уровне привычного языка;
- этап описания проблемы в на научном языке.
Таким образом, на этапе формулирования проблемы, сужается диапазон поиска ее возможных решений и в неявном виде выдвигается гипотеза исследования. Проблемы подразделяются на реальные проблемы, «псевдопроблемы» и неразрешимые проблемы.
Гипотеза – это научное предположение, вытекающее из теории, которое еще не подтверждено и не опровергнуто. В методологии науки различают теоретические гипотезы и гипотезы, подлежащие экспериментальной проверке. Второй вид гипотез называются экспериментальными гипотезами. Они не обязательно основываются на теоретических данных. По происхождению гипотезы делятся на:
- гипотезы, основанные на теории или модели реальности, представляющие собой прогнозы, следствие этих теорий и моделей;
- научно экспериментальные гипотезы, целью которых является подтверждение или опровержение теорий, законов, закономерностей или причинных связей между явлениями;
- эмпирические гипотезы, которые формируются для конкретного случая.
По содержанию гипотезы делятся на гипотезы о наличии:
- явления;
- связи между явлениями;
- причиной связи между явлениями.
Исследователи различают научные и статистические гипотезы. Научные гипотезы основаны на предполагаемом решении проблемы. Статистические гипотеза формулируются на языке математической статистики. Любую научную гипотезу необходимо переводить на язык статистики. В ходе организации эксперимента количество гипотез ограничивается до двух: основной и альтернативной. Эта процедура сводится к оценке сходств и различий. Статистическая гипотеза необходима на этапе математической интерпретации данных эмпирических исследований. Большое количество статистических гипотез основано на подтверждении или опровержении основной – экспериментальной гипотезы. Гипотезы, опровержение которым не найдено в ходе эксперимента, становятся компонентами теоретического знания о реальности. Любая гипотеза может быть подвержена последующим проверкам.
§4. ОБРАБОТКА И ИНТЕРПРЕТАЦИЯ НАУЧНЫХ ДАННЫХ
Завершающим этапом исследования является выбор методов статистической обработки, проведение и интерпретация результатов. Итог экспериментального исследования заключается в подтверждении или опровержении гипотезы о причинной зависимости между переменными. Понять в полном объеме явления и процессы позволяет анализ эмпирических данных. На данном этапе необходимо дать содержательную интерпретацию
полученным результатам и выявленным закономерностям, чтобы выработать заключения и рекомендации. Данные необходимо группировать по сходным признакам, сравнивать их с начальными данными, составлять сводные таблицы и использовать все другие возможные средства визуализации данных. Проводя синтез структурных элементов исследуемого объекта вырабатывается новое видение объекта исследования. Совместное применение качественного и количественного анализа данных является основным материалом для теоретических выводов. Полученная в результате исследования информация должна служить инструментом для улучшения или внесения корректировок в образовательный процесс. Главное на этом этапе сформулировать и выработать обоснованное заключение о состоянии исследуемого объекта (явления) и причинах, вызывающих данное состояние. Сформулировать прогноз предпосылок для необходимого развития объекта исследования и разработать рекомендации по достижению цели. На этом этапе оцениваются оптимальные условия протекания процесса, степень достоверности полученных выводов, перспективы дальнейших исследований. Необходимо таким образом оформить результаты исследований, чтобы ими могли воспользоваться другие исследователи в каких-либо аспектах. Результаты должны иметь корректную интерпретацию, то есть они должны быть четко разъяснены, истолкованы и иметь раскрытый смысл. В результатах исследователь не должен указать свои предположения и что он собирался сделать то, что собирался сделать, а ценнее и важнее указать выводы по тому, что им сделано. Необходимо подвести итоги по всем разделам исследования, то есть собрать воедино результаты исследования каждого раздела. Выводы должны иметь строгое соответствие задачам, поставленным в исследовании. Необходимо четко описать, где можно применить полученные результаты исследования, описать, где могут возникнуть погрешности в результатах и перспективы дальнейшего изучения данной проблемы.
§5. СПЕЦИФИКА ОРГАНИЗАЦИИ КОЛЛЕКТИВНОГО НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОЙ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ
Коллективное научное исследование позволяет выявить степень сформированности коллективных отношений у их уровень для каждого ученика. С помощью коллективных научных исследований педагог получает характеристику личностной (неформальной) структуры коллектива класса (наличие в классе неформальных лидеров, их влияние на класс и отдельных учащихся; наличие «отверженных». Причины их отвержения; наличие неформальных группировок, направленность их деятельности, основа объединения учащихся в группировки, степень их заинтересованности в делах класса; особенности
взаимоотношений между мальчиками и девочками; проявление товарищества и дружбы между учащимися класса и т. д.). Кроме этого результатом исследований являются сведения о коллективной деятельности класса: общей характеристике успеваемости, как по всем предметам, так и по каждому предмету в отдельности; об уровне организации взаимопомощи на уроках, о степени самостоятельности каждого ученика; о проявлении учащимися активности и самостоятельности во внеучебной деятельности. Изучение классного коллектива осуществляется методами наблюдения, социометрии, анкетирования, других психодиагностических методик. В процессе целенаправленного наблюдения необходимо отмечать характерные проявления поведения учащихся класса, отдельные поступки и действия детей, имеющие значение для выделения специфики данного классного коллектива. Педагог должен подобрать психодиагностические методики для изучения отношения учащихся данного класса к учебной деятельности, их интересов и направленности и по результатам оформить выводы о психолого-педагогическом состоянии коллектива. Характерной особенностью организации классного коллектива в начальной школе является неоформленность, нестабильность, ситуативность, управляемость со стороны учителя. Однако уже во 2-3 классе в детском коллективе начинают вырисовываться структурные единицы малой группы, выделяются лидеры, непринимаемые («отверженные»). Вырисовываются и общая картина успеваемости, познавательные и внеурочные интересы, наличие в коллективе общего мнения и социальных оценок, «традиции» класса.4
§6. КУЛЬТУРА ИССЛЕДОВАТЕЛЯ. ПРАВОВЫЕ И ЭТИЧЕСКИЕ ОГРАНИЧЕНИЯ В ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ
Педагог является ключевой фигурой в процессе реформирования образования. «В деле обучения и воспитания, во всем школьном деле ничего нельзя улучшить, минуя голову учителя» (К.Д. Ушинский). Главное качество педагога в современном мире – это умение учиться. Педагог должен обладать нестандартным мышлением, быть мобильным и готовым к любым переменам. Ответственность и самостоятельность в принятии решений – характеристики успешного педагога. От того на сколько компетентен педагог зависит уровень достижения современных образовательных целей. Постоянно меняющиеся приоритеты в образовательной структуре заставляют педагога постоянно повышать свой профессиональный уровень. В настоящее время педагог должен уметь развивать и обучать не только одаренных детей, но и детей, у которых есть какие-либо проблемы в развитии. Педагог должен уметь включаться в непрерывную систему образования на любом этапе своей деятельности. Он должен постоянно проявлять интерес к своей деятельности и использовать в научной деятельности по отношению к детям современные методики и приемы изучения. Собрание требований, личностных качеств и профессиональных компетенций составляют профстандарт педагога. По данному стандарту есть строгие
требования к личностным качествам учителя, которые неотделимы от его профессиональных качеств и навыков. Основным требованием является желание и готовность педагога без разделения качеств учеников давать им необходимое образование и уровень обучения. То, на сколько, педагог готов к труду в сфере образования и на сколько он подготовлен к своей деятельности говорит о квалификации педагога. Квалификация учителя складывается из его профессиональных компетенций. Профессиональная компетенция состоит из собственного опыта и применение его и знаний при решении профессиональных задач. Успех и эффективность проводимых исследователем исследований зависит от личности самого исследователя-педагога. Уровень интеллекта и квалификация играют решающую роль в достижении результатов научной работы. Однако большее значение играет уровень развития его нравственных качеств таких как: уважение того, что уже сделано по проблеме другими, скромность, объективность в оценке личного вклада в коллективную работу и другие. Трудолюбие и работоспособность влияют как на процесс исследования, так и на полученные результаты. Педагог должен уважительно относится к исследованиям своих предшественников и применять полученные ими результаты для своих исследований. От этого зависит качество работы. Экспериментальная работа требует от педагога добросовестного отношения к исследованию. Завышение результатов своих исследований для того, чтобы показать эффективность от своего процесса обучения имеет место быть для некоторых педагогов. Они завышают объем проделанной работы, тем самым приводят к искажению и достоверности результатов и как следствие, неверных рекомендаций. Исследовательский труд должен приносить педагогу удовлетворение от своей работы и ни в коем случае не быть в тягость. Исследователь-педагог должен уметь принципиально отстаивать свою методику исследования, аргументировать полученные выводы. Нравственные качества исследователя соединяются с его научными изысканиями, поэтому имеют большое значение.
Педагог должен уметь этически грамотно строить взаимоотношения с окружающими, так как от этого зависит эффективность научного исследования. Причем более развитый в интеллектуальном отношении педагог использует более утонченные средства исследования. Педагогическое исследование всегда предполагает работу с людьми. Исследователь должен быть в высшей степени этичен и корректен. Доброжелательность, стремление помочь проникнуть в психологическое состояние исследуемых, терпение, выдержка и другие качества являются необходимыми компонентами этики педагога-исследователя. Внедрение в процесс обучения и воспитания недостаточно продуманных, сомнительных рекомендаций наносит непоправимый вред педагогике, порождает недоверие к научным выводам и предложениям. Поэтому долг исследователя, невзирая на сроки, научные и организационные трудности – выполнить экспериментальную работу качественно, добросовестно, действуя по добротному русскому принципу: семь раз отмерь, один раз отрежь. Скоропалительные результаты, поспешные выводы и рекомендации для педагога-исследователя противопоказаны. Должность педагога требует обладания высокими моральными, правовыми и нравственными качествами.