Файл: Современные требования к организации и проведению психологопедагогического исследования в начальной школе.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.01.2024

Просмотров: 156

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Ульяновский государственный педагогический университет имени И. Н. Ульянова»


РЕФЕРАТ

по дисциплине

«Методология психолого-педагогического исследования в начальной школе»

на тему: «Современные требования к организации и проведению психолого-педагогического исследования в начальной школе»

Работу выполнила:

студентка 4 курса

группы Ноз-19

Конантьева К.И.

Ульяновск, 2022год



ОГЛАВЛЕНИЕ


Ульяновск, 2022год 1

ВВЕДЕНИЕ 3

§1. ХАРАКТЕРИСТИКА НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ 4

§2. МЕТОДЫ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ 6

§3. ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЦЕССА ПРОВЕДЕНИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ 9

§4. ОБРАБОТКА И ИНТЕРПРЕТАЦИЯ НАУЧНЫХ ДАННЫХ 12

§5. СПЕЦИФИКА ОРГАНИЗАЦИИ КОЛЛЕКТИВНОГО НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОЙ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ 13

§6. КУЛЬТУРА ИССЛЕДОВАТЕЛЯ. ПРАВОВЫЕ И ЭТИЧЕСКИЕ ОГРАНИЧЕНИЯ В ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ 14

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 17

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 19

ВВЕДЕНИЕ


Исследования в области психологии и педагогики представляют собой сложный процесс научно-познавательной деятельности, цель которого выявить, проверить и применить на практике новые способы и приемы которые совершенствуют систему обучения и воспитания. Психическое явление или процесс является не до конца изученным в настоящее время, этим обуславливаются некоторые трудности в определении целей и методов психолого-педагогических исследований. Психологические и педагогические явлений очень своеобразны с позиций диалектики и отличаются от других социальных явлений и процессов. Имея в руках инструмент, который получен на основании качественных психолого-педагогических исследованиях младших школьников, педагог сможет высокоэффективно выстроить процесс обучения. Требования к уровню обучения в школе постоянно растут и необходимо учитывать психолого-педагогические характеристики учеников. Поэтому тема «Современные требования к организации и проведению психолого-педагогического исследования в начальной школе» очень актуальна в наше время.


Цель работы: изучить особенности и методы организации психолого-педагогического исследования в начальной школе.

Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:

- дать общую характеристику научного исследования в начальной школе;

- изучить методы научного исследования;

- изучить организацию процесса проведения исследования;

- выделить особенности в обработке и интерпретации научных данных; - изучить требования к культуре исследователя и коллективному научному исследованию.

§1. ХАРАКТЕРИСТИКА НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ


Всякая деятельность в сфере науки является научным исследованием. Научное исследование представляет собой особую форму процесса познания, систематическое и целенаправленное изучение объектов с использованием средств и методов науки и формирование знаний об изучаемых объектах.1 Научное познание является не единственным способом отражения существующей действительности. Действительность может отражаться в ходе наблюдения процессов и явлений и в виде произведений искусства. Научное познание отличается от других видов привычного познания. Привычное познание основывается на внешних признаках предметов и явлений. Особенность научного исследования в области педагогики и психологии заключается в наблюдении и описывании фактов научным работником. Он формулирует проблему для решения, предлагает пути решения, анализирует полученные данные и делает выводы. Выводы затем оформляет в виде новых теорий, правил, методов, учебных пособий и прочих средств. С помощью педагогического исследования можно объяснить, предсказать и описать факты или явления. По направленности педагогические исследования делятся на:

1. Фундаментальные исследования. Результатом таких исследований являются обобщающая теория с моделями развития педагогических систем.

2. Прикладные исследования. Деятельность направлены на более детальное и углубленное изучение отдельных сторон педагогического процесса, вскрытие закономерностей педагогической практики.

3. Разработки направлены на обоснование конкретных научно-практических рекомендаций, учитывающих уже известные теоретические положения.

Результаты таких исследований носят поверхностный характер. Связи между процессами носят случайный характер. Таким результатам способствует то, что причины тех или иных происходящих процессов и явлений имеют описательный характер и представляют собой течение явления или процесса. Для получения более полных и достоверных результатов исследуемых процессов педагогу необходимо владеть методиками исследований, которые помогут установить закономерности в исследуемом процессе. Знания, основанные на научном исследовании, помогают получить совокупность устойчивых признаков исследуемого объекта и обосновать их. Основными признаками исследовательской педагогической деятельности являются:



1. Познавательная природа;

2. Область исследования выделяется специально;

3. Средства изучения являются дифференцированными;

4. Используется однозначная терминология.

Перед педагогическим научным исследованием ставятся следующие цели:

1. Получение и обоснование новых знаний о педагогических процессах и явлениях обучения и воспитания;

2. Выявить отличительные особенности педагогического процесса. Определить элементы структуры, развития данного процесса.

3. Выявить закономерные связи между педагогическими процессами и явлениями.

Знание является результатом научного исследования. Теория является формой научного знания. Теория же в свою очередь систематизирует и закрепляет эти знания. Теория является основой для научно-исследовательской деятельности и в то же время сама эта деятельность и есть теория. Исходя из этого, научно-исследовательская познавательная деятельность – это теоретическое познание. Эта особенность является определяющей характер научности. Психолого-педагогическая диагностика рассматривается не только как одно из направлений деятельности педагога-психолога, но и одновременно как психолого-педагогическую дисциплину, разрабатывающую методы выявления и изучения возрастных и индивидуально-психологических особенностей ребенка в образовательном процессе, межличностных отношений обучающихся на разных уровнях образования, а также исследование психологических особенностей личностных и профессиональных особенностей педагога.2 Цель заключается в сборе и анализе информации об особенностях развития личности обучающегося, специфики его учебной деятельности и формирования универсальных учебных действий. Педагог-психолог знает все методы для решения этих целей и в реальной практической работе ему важно осознать соотношение традиционного и инновационного в психолого-педагогической диагностике в решении тех проблем, которые возникают в современной психолого-педагогической диагностике. Для педагога-психолога особый интерес представляют личностные результаты (готовность и способность обучающихся к саморазвитию; сформированность мотивации к обучению и познанию; ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции; социальные компетенции; личностные качества; сформированность основ гражданской идентичности).

§2. МЕТОДЫ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ


Методами педагогического исследования являются способы изучения педагогических явлений и получение научной информации о них для установления закономерностей и взаимосвязи этих явлений.

Для прогнозирования и оценки результатов применяют методы теоретического исследования. К ним относятся методы первой группы:

1. Анализ – метод, с помощью которого структура объекта определяется путем разложения целого на составляющие. Анализ бывает классификационный и структурный;

2. Синтез – метод, с помощью которого структурные элементы изучаемого объекта соединяются воедино.

Анализ и синтез тесно связаны между собой. У исследователя должны быть развиты навыки применения и того и другого метода.

3. Метод сравнения устанавливает связь между исследуемыми объектами и классифицирует их по каким-либо признакам. Основа этого метода – выбор критерия для сравнения.

4. Метод обобщения помогает выделенные особенности обобщить. Чем больше будет получено доказательных особенностей, тем достовернее и качественнее будет результат исследования.

5. Метод, при котором изучается не сам объект исследования, а его модель и результат исследования переносится с модели на объект моделирования, называется моделированием.

Вторая группа методов – эмпирические методы исследования. К ним относятся: наблюдение, беседа, анкетирование, педагогическое тестирование, изучение школьной документации, изучение продуктов деятельности. их объединяет свойство направленности на исследование самого объекта и на сбор и систематизацию результатов работы образовательной системы.

1. Метод наблюдения основан на изучении объекта без вмешательства.

2. Метод анкетирования основан на сборе информации посредством опросников – анкет, на которые требуются лишь письменные объекты. Существует несколько видов анкет: анкеты в которых опрашиваемые формулируют ответ самостоятельно – это открытые анкеты; анкеты в которых опрашиваемый выбирает из предложенных вариантов свой ответ – закрытые анкеты; смешанные анкеты, которые предполагают совместное применение принципов открытых и закрытых анкет.

3. Метод беседы основан на получении информации посредством диалога, проходящего индивидуально. Постановка цели и анализ результатов так же выполняются при выборе этого метода исследования. Разновидностью беседы является интервьюирование.

4. Метод педагогического тестирования подразумевает выполнение испытуемым определенных действий-указаний тестирующего. В настоящее время широко используются компьютерные технологии при применении данного метода. Это позволяет ускорить процесс обработки данных.


5. Основу эмпирического исследования составляет метод педагогического эксперимента. Особенность этого метода заключается в том, что тестирующий вмешивается в процесс исследования для получения более точных результатов. Существует два вида педагогического эксперимента: констатирующий и формирующий. При констатирующем эксперименте специально созданные условия позволяют выявить новые факты. При формирующем – изменить ход и результат педагогического процесса. Эксперименты разливают по основаниям. - по количеству участников: глобальные, локальные и микроэксперименты. По времени: длительные и кратковременные. По способу проведения: естественные, когда участники эксперимента не знают о своем участии и ведут обычный образ жизни и лабораторные, когда создаются специальные условия в которых ведется наблюдение за эффективностью эксперимента. По цели: констатирующие для определения состояния объекта в реальности; формирующие, которые проверяют гипотезу или способствуют выявлению новых свойств; проверочные, для перепроверки результатов и уточнения выводов.3

Примеры методик исследования приведены в Таблице №1.

Таблица №1. Психологические методики для учащихся начальной школы

Свойство

Методики диагностики

Интеллект

Тесты интеллекта Векслера, Р. Кеттелла, Амт- хауэра, «Прогрессивные матрицы» Равена

Креативность, творческий потенциал

Тест Э. Торренса, Дж. Гилфорда

Тест свободных ассоциаций С. Медника

Тест дивергентного мышления Ф. Вильямса

Тест «Многозначные слова» Огородовой Т.В., Кашапова М.М.

Опросник «Самооценка творческих характеристик личности» Ф. Вильямса

Методика диагностики уровня притязаний Й. Шварцландера

Темперамент

Методика оценки характеристик темперамента Г. Айзенка

Акцентуации характера

Характерологический опросник К. Леонгарда, Г. Шмишек

Личностные черты

Факторный личностный опросник Р. Кеттела

Мотивация учебной деятельности

Анкета для оценки уровня школьной мотивации учащихся начальных классов Н. Лускановой

Методика изучения мотивов учебной деятельности студентов педагогических специальностей, адаптированная М. М. Калашниковой, В. Н. Косырева, О. В. Щекочихина

Методика изучения отношения к учебным предметам Г. Н. Казанцевой

Методика «Мотивация к избеганию неудач» Т. Элерса

Методика «Мотивация к успеху». Т. Элерса

Методика «Мотивация успеха и боязнь неудачи» (МУН) А. А. Реана

Методика «Мотивация учебной деятельности: уровни и типы» Домбровской И. С

Ценностные ориентации

Методика «Ценностные ориентации» Ш. Шварца

Самооценка

Тест «Самооценка учащегося» Г. Н. Казанцевой

Самоактуализация

Тест по оценке уровня самоактуализации личности (САМОАЛ) Н. Ф. Калина

Самоотношение

Тест В. В. Столина, С. Р. Пантелеева

Социальный интеллект

Тест Дж. Гилфорда и М. Салливена

Особенности межличностного взаимодействия

Тест межличностного поведения Т. Лири Социометрическое исследование