Файл: Особенности конструирования современного урока.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.01.2024

Просмотров: 48

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Практическая работа № 3

Тема: «Особенности конструирования современного урока»

Проектирование современного урока физики в контексте требований ФГОС.

Цель: спроектировать урок по физике в контексте требований ФГОС.

Содержание

1.     Требования к современному уроку.

2.     Аспекты современного урока.

3.     Разработка технологической карты в свете требований ФГОС.

4.     Выводы.

1. Требования к современному уроку.

Каковы же требования, предъявляемые к современному уроку? А это хорошо организованный урок, в хорошо оборудованном кабинете, должен иметь хорошее начало и хорошее окончание. Учитель должен спланировать свою деятельность и деятельность учащихся, четко сформулировать тему, цель, задачи урока.

Задачи урока:

· урок должен быть проблемным и развивающим: учитель сам нацеливается на сотрудничество с учениками и умеет направлять учеников на сотрудничество с учителем и одноклассниками;

· учитель организует проблемные и поисковые ситуации, активизирует деятельность учащихся;

· вывод делают сами учащиеся;

· минимум репродукции и максимум творчества и сотворчества;

· время-сбережение и здоровье-сбережение;

· в центре внимания урока – дети;

· учет уровня и возможностей учащихся, в котором учтены такие аспекты, как профиль класса, стремление учащихся, настроение детей;

· умение демонстрировать методическое искусство учителя;

· планирование обратной связи;

· урок должен быть добрым.

Принципы педагогической техники на уроках:

· свобода выбора (в любом обучающем или управляющем действии ученику предоставляется право выбора);

· открытости (не только давать знания, но и показывать их границы, сталкивать ученика с проблемами, решения которых лежат за пределами изучаемого курса);

· деятельности (освоение учениками знаний, умений, навыков преимущественно в форме деятельности, ученик должен уметь использовать свои знания);

· идеальности (высокого КПД) (максимально использовать возможности, знания, интересы самих учащихся);


· обратной связи (регулярно контролировать процесс обучения с помощью развитой системы приемов обратной связи).

Основные типы уроков.

Урок изучения нового – это традиционный (комбинированный) урок, лекция, экскурсия, исследовательская работа, учебный и трудовой практикум. Имеет целью изучение и первичное закрепление новых знаний.

Урок закрепления знаний – это практикум, экскурсия, лабораторная работа, собеседование, консультация. Имеет целью выработку умений по применению знаний.

Урок комплексного применения знаний – это практикум, лабораторная работа, семинар и т.д. Имеет целью выработку умений самостоятельно применять знания в комплексе, в новых условиях.

Урок обобщения и систематизации знаний – это семинар, конференция, круглый стол и т.д. Имеет целью обобщение единичных знаний в систему.

Урок контроля, оценки и коррекции знаний – это: контрольная работа, зачет, коллоквиум, смотр знаний и т.д. Имеет целью определить уровень овладения знаниями, умениями и навыками.

Обновляющейся школе требуются такие методы обучения, которые:

· формировали бы активную, самостоятельную и инициативную позицию учащихся в учении;

· развивали бы в первую очередь общеучебные умения и навыки: исследовательские, рефлексивные, самооценочные;

· формировали бы не просто умения, а компетенции, т.е. умения, непосредственно сопряженные с опытом их применения в практической деятельности;

· были бы приоритетно нацелены на развитие познавательного интереса учащихся;

· реализовывали бы принцип связи обучения с жизнью.

В отличие от традиционного урока, который отвечал требованиям образования конца 20 и начала 21 века.

Современный урок – это, прежде всего, урок, направленный на формирование и развитие универсальных учебных действий (УУД).

  • личностных:

- действия самоопределения (личностное, (профессиональное), жизненное самоопределение)

- действия смыслообразования (установление учащимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом)

- действия нравственно-этического оценивания (в том числе и оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор)

  • регулятивных:

Целеполагание,

Планирование,

Прогнозирование,

Контроль,

Коррекция,

Оценка,

Волевая саморегуляция



  • познавательных;

Общеучебные, включая специально-предметные действия

Универсальные логические действия

Постановка и решение проблемы

  • Коммуникативных:

Планирование учебного сотрудничества

Постановка вопросов

Построение речевых высказываний

2.Аспекты современного урока.

Первый аспект: Мотивационно – целеполагающий

  • Цель современного урока должна быть конкретной и измеряемой. Цель можно отождествить с результатом урокаРезультатом урока является не успеваемость, не объём изученного материала, а приобретаемые УУД учащихся (такие как способность к действию, способность применять знания, реализовывать собственные проекты, способность социального действия, т.е.).

Вместе с этим, следует отметить, что такой подход на уроке не отрицает значения знаний, он акцентирует внимание на способности использовать полученные знания.

  • К новым образовательным целям урока относятся цели, которые учащиеся формулируют самостоятельно и осознают их значимость лично для себя.

Второй аспект современного урока - Деятельностный

  • Новым смыслом урока является решение проблем самими школьниками в процессе урока через самостоятельную познавательную деятельность. Проблемный характер урока с уверенностью можно рассматривать как уход от репродуктивного подхода на занятии. Чем, больше самостоятельной деятельности на уроке, тем лучше, т.к. учащиеся приобретают умения решения проблем, информационную компетентность при работе с текстом.

  • Современный урок отличается использованием деятельностных методов и приёмов обучения таких,

как учебная дискуссия,

диалог,

видеообсуждение,

деловые и ролевые игры,

открытые вопросы,

мозговой штурм и т.д.

  • Развитию УУД на уроке способствует применение современных педагогических технологий:

технология критического мышления,

проектная деятельность,


исследовательская работа,

дискуссионная технология,

коллективная и индивидуальная мыслительную деятельность. Важно, чтобы учитель не искажал технологию, используя из неё только отдельные приёмы.

3.Разработка технологической карты в свете требований ФГОС.

Настоящий урок начинается не со звонка, а задолго до него”.

С.И. Гессен.

Необходимость реализации в образовательном процессе системно-деятельностного подхода требует от учителя не только детальной операционно-деятельностной структуризации урока, но и чёткой фиксации субъект - субъектных форм взаимодействия его участников.

Под технологической картой понимают обобщенно - графическое выражение сценария урока, основа его проектирования, средство представления индивидуальных методов работы. Проект урока – это представленный учителем план проведения урока с возможной корректировкой (заложенной изначально вариативностью урока).

То есть с конспекта или, говоря современным языком с технологической карты учебного занятия. Технологическая карта урока – что это? Понятие “технологическая карта” пришло в образование из промышленности. Технологическая карта в дидактическом контексте представляет проект учебного процесса, в котором представлено описание от цели до результата с использованием инновационной технологии работы с информацией. Сущность проектной педагогической деятельности в технологической карте заключается в использовании инновационной технологии работы с информацией, описании заданий для ученика по освоению темы, оформлении предполагаемых образовательных результатов. Технологической карте присущи следующие отличительные черты: интерактивность, структурированность, алгоритмичность при работе с информацией, технологичность и обобщённость. Для полноценного и эффективного использования технологических карт необходимо знать ряд принципов и положений, которые помогут вам работать с ней. Технологическая карта – это новый вид методической продукции, обеспечивающей эффективное и качественное преподавание учебных курсов в начальной школе и возможность достижения планируемых результатов освоения основных образовательных программ на ступени начального образования в соответствии с ФГОС второго поколения. Обучение с использованием технологической карты позволяет организовать эффективный учебный процесс, обеспечить реализацию предметных, метапредметных и личностных умений (универсальных учебных действий), в соответствии с требованиями ФГОС второго Поколения, существенно сократить время на подготовку учителя к уроку. Технологическая карта предназначена для проектирования учебного процесса по темам.


Технологическая карта урока – это способ графического проектирования урока, таблица, позволяющая структурировать урок по выбранным учителем параметрам. Такими параметрами могут быть этапы урока, его цели, содержание учебного материала, методы и приемы организации учебной деятельности обучающихся, деятельность учителя и деятельность обучающихся.

Технологические карты раскрывают общедидактические принципы и алгоритмы организации учебного процесса, обеспечивающие условия для освоения учебной информации и формирования личностных, метапредметных и предметных умений школьников, соответствующих требованиям ФГОС второго поколения к результатам образования.

Структура технологической карты включает:

· название темы;

· цель освоения учебного содержания;

· планируемый результат (информационно-интеллектуальную компетентность и УУД);

· основные понятия темы;

· метапредметные связи и организацию пространства (формы работы и ресурсы), технологию изучения указанной темы.

Технологическая карта позволяет увидеть учебный материал целостно и системно, проектировать образовательный процесс по освоению темы с учётом цели освоения курса, гибко использовать эффективные приёмы и формы работы с детьми на уроке, согласовать действия учителя и учащихся, организовать самостоятельную деятельность школьников в процессе обучения; осуществлять интегративный контроль результатов учебной деятельности.

Создание технологической карты позволяет учителю:

· осмыслить и спроектировать последовательность работы по освоению темы от цели до конечного результата;

· определить уровень раскрытия понятий на данном этапе и соотнести его с дальнейшим обучением (вписать конкретный урок в систему уроков);определить возможности реализации межпредметных знаний (установить связи и зависимости между предметами и результатами обучения);

· определить универсальные учебные действия, которые формируются в процессе изучения конкретной темы, всего учебного курса;

· соотнести результат с целью обучения после создания продукта – набора технологических карт.

Преимущества технологической карты:

· использование готовых разработок по темам освобождает учителя от непродуктивной рутинной работы;

· освобождается время для творчества учителя;

· обеспечиваются реальные метапредметные связи и согласованные действия всех участников педагогического процесса;