Добавлен: 14.02.2019

Просмотров: 1498

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Совершенная конкуренция

конкуренция между продавцами товаров, имеющая место на так называемом идеальном рынке, где представлено неограниченное количество продавцов и покупателей однородного товара, свобод


Совершенно конкурентная фирма

принимает уровень цены на выпускаемую продукцию как постоянный, не зависящий от объема продаж

Оптимальный объём производства

это такой объём производства, при котором прибыль фирмы максимальна



Валовой (общий) доход, или валовая выручка TR

общая сумма поступлений от продажи определенного

количества товара: TR= Р · Q изменяется с выпуском продукции


С редний доход, или средняя выручка AR

д оход в расчете на единицу реализованной продукции. Графическое изображение среднего дохода полностью совпадает с кривой спроса на продукцию фирмы, так как доход от продажи каждого изделия равен текущей рыночной цене


Предельный доход (предельная выручка) MR

д оход, полученный от продажи дополнительной единицы продукции. При совершенной конкуренции каждая единица товара продается по рыночной цене, всякий раз при продаже еще одного изделия фирма будет получать предельный доход, равный его цене: MR = ΔТR/ΔQ = Δ(Р · Q)/ΔQ = PΔQ/ΔQ = P


Рыночная цена

не зависит от объема выпуска конкретной фирмы, то график спроса на продукт конкурентной фирмы представляет собой горизонтальную линию.


Спрос на продукцию

к онкурентной фирмы абсолютно эластичен. Фирма по данной цене реализует любое количество товара, а цена будет постоянной, т.к. изменение выпуска незначительно по сравнению с объемом предложения в отрасли




Максимально прибыльное равновесие

это такое положение фирмы, при котором объем предлагаемых благ определяется равенством рыночной цены предельным издержкам и предельному доходу

Р = МС



Максимизация прибыли конкурентной фирмой

21 Функция (кривая) предложения совершенно конкурентной фирмы в краткосрочном и долгосрочном периоде. Эластичность предложения по цене


Совершенно конкурентная фирма

это фирма, которая принимает цену за свою продукцию как данную, не зависящую от объема продаваемой продукции.

Такую фирму называют прайстейкером


Краткосрочный период

Напомним, что в краткосрочном периоде у фирмы имеются обязательно и переменные, и фиксированные факторы. Значит, издержки фирмы состоят из переменной и фиксированной части: 
TC = VC(Q) + FC 
Прибыль фирмы равна 

р = TR - TC = P*Q - AC*Q = Q(P - AC) 

Долгосрочный период

все факторы производства являются переменными

р ассмотрим 2 случая

Случай 1 Profit

т .к. информация является открытой и общедоступной, и рыночных барьеров нет, то наличие положительной экономической прибыли у фирм привлечет в отрасль новые фирмы, которые сдвигают рыночное предложение вправо, и равновесная рыночная цена падает до уровня, при котором появившаяся возможность по получению положительной прибыли не будет полностью исчерпана

Случай 2 Non-Profit

в данном случае все будет происходить в противоположном направлении: поскольку фирмы получают отрицательную экономическую прибыль, часть фирм покинет отрасль, предложение уменьшиться, цена вырастет до уровня, при котором экономическая прибыль фирм не станет равна нулю.


Эластичность предложения по цене

характеристика изменения величины рыночного предложения в соответствии с изменением цены на товары, сложившимся в результате конкуренции


Коэффициент эластичности предложения по цене

п оказатель характеризующий степень количественного изменения величины рыночного предложения при изменении цены на 1 %














































22 Олигополия: характеристика, примеры. Особенности поведения фирмы в условиях олигополии

Олигополия

это такая рыночная структура, при которой доминирует небольшое число продавцов, а вход в отрасль новых производителей ограничен высокими барьерами (2-10)


Информация засекречена

Устанавливают цены

Высокие барьеры



Дуополия

олигополия, при которой на рынке присутствуют два независимых продавца идентичной

продукции при множестве покупателей.


При олигополии деятельность любой из фирм вызывает обязательную ответную

реакцию со стороны конкурентов. Олигополисты влияют на цены


Характеристика олигополий



Индекс Херфиндаля – Хиршмана

р ассчитывается по формуле

S12=100% - монополия



Последовательность

Модели принятия решений

По цене

По количеству

Одновременно

Бертран 1

Курно 3

Последовательно

Ценовой лидер 2

Штакельберг 4




1. Модель Бертрана

P1<P2 => q1=Q; q2=0, без лояльных потребителей

P1=P2 => q1=q2=Q/2


Кривая реагирования по Бертрану

фирма выбирают цену в зависимости от цены другой P1(P2)

Эбсилан

Если P>MC, то P1=P; P2=P1-ЭБС

Если P=MC, тогда P1=P2=MC


Парадокс Бертрана

достаточно 2-х фирм, чтобы прийти к совершенной конкуренции



2. Модель ценового лидера

https://www.youtube.com/watch?v=Q_0rrq_OFBo



  1. М одель дуополии Курно

https://studfiles.net/preview/6162346/page:17/

Курно задал функцию спроса линейным уравнением вида P = P=a – b·Q, где Q – совокупный объём производства двух фирм. Q = Q1 + Q2.

Уравнением реакции функциональная зависимость производства одной фирмы от предполагаемого объёма производства другой фирмы



Кривая реагирования по Курно

это множество точек наивысшей прибыли, которую может получить один из дуополистов при данной величине выпуска другого

Равновесие в дуополии Курно

это точка, в которой каждая из дуопольных фирм максимизирует свою прибыль с учётом данного выпуска конкурирующей фирмы 1


4. Модель асимметричной дуополии

была предложена Генрихом фон Штакельбергом.


Асимметрия дуополии Штакельберга заключается в том, что дуополисты могут придерживаться разных типов поведения. Один стремится быть лидером, другой – оставаться последователем.


Вариант

Дуополист 1

Дуополист 2

Тип взимодействия

1

Dominant

Submissive

Ok

2

Submissive

Dominant

Ok

3

Submissive

Submissive

Kurno’s model

4

Dominant

Dominant

Price war


Модель ломаной кривой спроса





23 Модель чистой монополии. Связь между предельной выручкой, ценой и эластичностью спроса по цене. Максимизации прибыли монополии. Индекс Лернера. Индекс Херфиндаля-Хиршмана

Чистая монополия 

это такой тип рыночной структуры, когда фирма является единственным производителем какой-либо продукции, не имеющей аналогов

Естественные монополии

Создаются, когда фирма испытывает меньше издержек, чем при конкуренции

Инновационные патенты

Владеет инновациями и исключительными правами
Сырьевые
ВЛАДЕЮТ ИСТОЧНИКАМИ СЫРЬЯ
ЛОКАЛЬНЫЕ
изолированные рынки вследствии больших транспортных расходов



Условие максимизаци прибыли MC=MR



Несмотря на полную рыночную власть, монополист не может назначить запредельно высокую цену на свой товар, так как ему приходится считаться со спросом потребителей. Продать же дополнительную единицу товара монополист может при условии снижения цены на него, поэтому кривая предельного дохода лежит ниже кривой спроса (см. рис. 9.1) и, следовательно, предельный доход монополиста меньше цены (MR < P). Совокупный доход (TR) фирмы достигает своего максимума при таком объёме производства (QE), когда предельный доход (MR) фирмы (как производная от её валового дохода) равен нулю (см. рис. 9.1).



Таким образом, у монополиста отсутствует кривая предложения, независимая от кривой спроса на выпускаемый продукт. Монополист выбирает только точку на кривой спроса, в которой ему следует находиться для максимизации своей прибыли





Чтобы максимизировать прибыль, фирма должна достичь такого объема продукции, при котором предельный доход равен предельным издержкам, а цена равна высоте кривой спроса при данном уровне выпуска



На рисунке изображены краткосрочные кривые средних и предельных издержек фирмы-монополиста, а также спрос на ее продукт и предельный доход от продукта. Монопольная фирма извлекает максимальную прибыль, производя объем благ, соответствующий точке, где MR = МС. Затем она устанавливает цену Рм, которая необходима, чтобы побудить покупателей купить объем благ QM. При данных цене и объеме производства фирма-монополист извлекает на единицу продукции прибыль (Рм - АСМ ). Общая экономическая прибыль равна (Рм - АСМ ) х QM.




Когда фирма-монополист покрывает все свои издержки, но не извлекает прибыль, она находится на уровне самоокупаемости.

В долгом периоде, максимизируя прибыль, фирма-монополист увеличивает свои операции до тех пор, пока не производится объем продукции, соответствующий равенству предельного дохода и долгосрочных предельных издержек (MR = LRMC). Если при этой цене фирма-монополист извлекает прибыль, то свободный вход на этот рынок для других фирм исключен, поскольку возникновение новых фирм приводит к росту предложения, в результате чего цены опускаются до уровня, который обеспечивает получение лишь нормальной прибыли.

Ф ирма-монополист контролирует одновременно и объем выпуска, и цену. Завышая цены, она сокращает при этом объемы выпуска продукции.

В долгом периоде фирма-монополист максимизирует прибыль, осуществляя производство и реализацию такого количества благ, которое соответствует равенству предельного дохода и предельных издержек в долгом периоде

Коэффициент Лернера — экономический показатель монополизма конкретной фирмы

Исчисляется:

где P — цена; MC — предельные издержки.



Коэффициент Лернера имеет численное значение от нуля до единицы. Чем он больше, тем больше монопольная власть данной фирмы в своем секторе рынка. 

Считается, что в условиях совершенной конкуренции цена равна предельным издержкам и коэффициент становится равен нулю. Сама по себе монопольная власть не гарантирует высокую прибыль, поскольку прибыль зависит от отношения средних издержек к цене. Фирма может обладать большей монопольной властью, чем другая фирма, но получать при этом меньшую прибыль.

Индекс Херфиндаля - Хиршмана - это показатель уровня монополизации рынка, определяемый как сумма квадратов процентных долей рынка, занимаемых каждым его участником.





Si - доля каждого конкретного участника рынка





В случае чистой монополии, когда отрасль состоит из одной фирмы, {\displaystyle HHI=10000}HHI=10000 (1,0 при беспроцентном расчёте). Для двух фирм с равными долями {\displaystyle HHI=50^{2}+50^{2}=5000}HHI=Error: Reference source not found(0,5), для 100 фирм с долей в 1 % {\displaystyle HHI=100}HHI=100 (0,01 при беспроцентном расчёте). Таким образом индекс Херфиндаля реагирует на рыночную долю каждой фирмы в отрасли.



















24 Ценовая дискриминация и условия её осуществления. Типы ценовой дискриминации

Ценовая дискриминация

это продажа фирмой-монополистом одного и того же товара разным потребителям по разным ценам, причем различия цен не обусловлены различиями издержек производства.

Условия осуществления ценовой дискриминации

  • эластичность спроса на товар по цене у разных покупателей была существенно различной

  • чтобы эти покупатели были легко идентифицируемы;

  • чтобы была невозможна дальнейшая перепродажа товара покупателями.


Типы ценовой дискриминации

Совершенная ценовая дискриминация

Ценовая дискриминация по объему покупки

Ценовая дискриминация на сегментированных рынках

связана с возможностью устанавливать разные цены на каждую продаваемую единицу товара. Каждый покупатель платит за дополнительную единицу товара свою цену, равную индивидуальной цене спроса.


Совершенная ценовая дискриминация трудно осуществима, но тот факт, что индивидуальная цена спроса с увеличением объема убывает, позволяет продавцу извлечь выгоду из установления разных цен для разных объемов покупки. Обычной является практика назначения скидок при покупки крупных партий товара

означает установление разных цен для разных категорий покупателей (сегментов рынка). Предполагается, что эти категории могут быть легко идентифицированы (наличие студенческого билета, пенсионного удостоверения и т. п.). На практике такой подход осуществить гораздо легче, и в целом он преобладает
























25 Естественные монополии. Ценообразование на продукцию естественных монополий. Регулирование естественных монополий

Естественная монополия

состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства. Товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами. В результате спрос на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров.


Случаи монополии: дорогая технология, высоки издержки от эффекта масштаба


Естественная монополия имеет место в отраслях газо-, водо- электроснабжения. Чаще всего в отраслях общест­венного потребления (коммунальное хозяйство) существует воз­можность злоупотребления со стороны естественных монопо­лий, что может негативно сказаться на уровне жизни населения. В первую очередь речь идет о повышении тарифов и цен пред­приятиями-монополистами. Это приводит к росту издержек производства в других отраслях, а значит и к росту цен на другие товары. Данные факты обуславливают необходимость государственного регулирования таких фирм со стороны специ­альных административных органов.


Существует два возможных варианта действий государства в этом случае:


1. Установление государственной собственности на предприятия - естественные монополии, а следовательно, и государственных цен на их продукцию.


2. Государственное регулирование естественных монополий с помощью установления предельного уровня рентабельности или с помощью прямого ограничения уровня цен на продукцию ес­тественных монополий. В развитых странах — это основной путь борьбы с негативными сторонами деятельности естественных монополий.

















26 Характеристика олигополистической структуры рынка. Виды и особенности заключения картельных соглашений


Олигополия

рыночная структура, в которой большая часть продаж совершается несколькими крупными фирмами, каждая из которых способна влиять на рыночную цену.


Характерные черты олигополии

  • На рынке доминирует небольшое количество фирм.

  • Олигопольные фирмы обладают крупными рыночными долями и потому имеют значительную монопольную власть над ценой.

  • Кривая спроса каждой такой фирмы имеет «падающий» характер.

  • Главная черта олигопольного рынка – в тесной взаимосвязи и взаимозависимости фирм друг от друга. Каждая фирма вынуждена считаться с возможной реакцией своих конкурентов при определении цены и объема выпуска.

  • Существуют значительные барьеры для входа новых фирм в отрасль.


Выделяют два вида олигополии

  • скоординированная;

  • нескоординированная.


Нескоординированная олигополия

это ситуация, когда между фирмами-олигополистами нет сотрудничества координации действий, в результате между ними ведётся ценовая война

Скоординированная олигополия

соглашение между предприятиями о единой цене, об объёмах выпуска, о месте торговли, о единой политике к поставщикам ресурсов.
В России такие соглашения выступали в виде картелей и синдикатов. Картели были запрещены законом, а тресты и синдикаты разрешались.
 


Картель

объединение, как правило, фирм одной отрасли, которые вступают между собой в соглашение, касающееся различных сторон коммерческой деятельности компании, — соглашение о ценах, рынках сбыта, объемах производства и сбыта, об ассортименте, обмене патентами, условиях найма рабочей силы и т.д. виды:




















Денежный картель

утверждающий унифицированные цены наряду с равными условиями поставок и платежей (горизонтальные связи Цен).




Закупочный картель

монопольное соглашение нескольких предприятий, фирм, корпораций о закупке сырья и товаров определенного вида, сорта и так далее в интересах всех участников картеля с целью сбить закупочные цены.


Долевой картель

квотный картель (картель продукции), выделяющий каждому его участнику квоту для продажи продукции в соответствии с производственными мощностями. Целенаправленное регулирование предложения через квоты позволяет картелям контролировать цены на рынке товаров

Кризисный картель

который создается при стойком спаде спроса (кризисный картель структуры) или временном сокращении сбыта (кризисный картель конъюнктуры) для ограничения конкуренции. В условиях спада производства картели этого вида способны планировать собственные действия.


Территориальный картель

выделяющий каждому предприятию территории сбыта и исключающий взаимную конкуренцию.

Калькуляционный картель

участники которого договариваются об одинаковой структуре и об одинаковом содержании расчетов.

Кондиционный картель

определяющий условия реализации товара

Региональный картель

определяющий области сбыта.


Контингентированный картель

устанавливающий для его участников соответствующие квоты (контингенты).

Патентный картель

определяющий направления совместного использования (или неиспользования) какого-либо технического изобретения.

Производственный картель

устанавливающий объем (квоты) производства для каждого участник Ценовой картель

устанавливающий для участников цены товара.






















27 Характеристика монополистическо-конкурентного рынка. Особенности его функционирования

Монополистическая конкуренция

тип структуры рынка, состоящий из множества мелких фирм, выпускающих дифференцированную продукцию, и характеризующийся достаточно свободным входом и выходом с него


каждая фирма продает особый тип или вариант товара, который отличается по качеству, оформлению или престижности, и каждая фирма является монопольным производителем своей марки товара


Кривая спроса на продукцию монополистического конкурента (d) является убывающей, имеет небольшой отрицательный наклон (рис. 9.12, а), в отличие от абсолютно ластичной кривой спроса при совершенной конкуренции (рис. 9.12, б). Предельный доход (MR)

монополистического конкурента меньше цены.

В ысокоэластичной кривую спроса отдельной фирмы делает наличие большого количества товаров-заменителей. Дифференциация продукта также резко повышает роль неценовой конкуренции, в частности, рекламы, которая расширяет спрос и снижаетэластичность спроса по цене.

Большое число продавцов исключает возможность сговора и согласованных действий между фирмами в целях ограничения объёма выпуска и повышения цен и не позволяет фирме существенным образом влиять на рыночные цены.

Вход на рынок монополистической конкуренции является достаточно свободным, что связано с относительно небольшими размерами уже действующих предприятий и небольшими первоначальными инвестициями. Однако из-за дифференциации продукции и приверженности потребителей к определённой марке вхождение на рынок гораздо сложнее, чем при совершенной конкуренции. Новая фирма должна не только производить конкурентоспособную продукцию, но и иметь возможность привлечь к себе покупателей уже действующих фирм, что требует дополнительных издержек.





















28 Государственное регулирование деятельности монополий. Особенности антимонопольной политики России


Антимонопольная политика

это система мер, направляемых на усиление и защиту конкуренции путем ограничения монопольной власти фирм


Среди основных направлений антимонопольной политики государства выделяют


Р егулирование цен

1. Одним из способов регулирования монополии является установление предельных, или максимально допустимых, цен продукции. Здесь D и MR ≈ кривые спроса и соответственно предельной выручки нерегулируемой монополии, Рm ≈ установленная властями, а это может быть правительство или органы местного самоуправления, предельная, или максимально допустимая, цена (англ, price ceiling ≈ потолок цены). После установления предельной цены, Рm, кривая спроса Монополиста изменяется. Часть кривой D, лежащей выше точки А, для монополиста (соблюдающего введенное ограничение!) исчезает. Его действительная, или эффективная, кривая спроса становится ломанной. Она состоит из горизонтального сегмента РmA и сегмента обычной кривой спроса BF, лежащего ниже точки А. При выпуске, меньшем чем Q', цена продукции не должна превышать Рm, хотя условия спроса и позволяют продавать ее по более высоким ценам. При выпуске, большем Q', покупатели не только согласны, но и могут оплачивать продукцию по более низким ценам, в этой области предельная цена, Рm, "не работает".

Эффективная кривая предельной выручки также будет состоять из двух сегментов ≈ горизонтального сегмента РmA и имеющего отрицательный наклон сегмента BF. Действительно, согласно (10.2),

MR(Q) = P(Q) + Q(dP/dQ)

Пока Q < Q' и действует предельная цена Рm, dP/dQ = 0 и, следовательно, MR(Q) = Рm. При Q > Q' дополнительный объем продукции может быть продан лишь по ценам, более низким, чем Рm, и, следовательно, dP/dQ < 0. Очевидно, что в этом случае MR < Р. Это значит, что при Q < Q' эффективная кривая предельной выручки сливается с горизонтальным сегментом эффективной кривой спроса РmA, а при Q > Q' она соответствует второму, имеющему отрицательный наклон сегменту эффективной кривой спроса. Наконец, при Q = Q' эффективная кривая предельной выручки имеет разрыв АВ. Таким образом, при объеме производства Q = Q' предельная выручка неопределена, тогда как при малом ее приращении сверх Q' MR < OR', а при малом сокращении MR = OРm.

https://www.youtube.com/watch?v=wl3kn_WCF3k Рассмотрим влияние максимально допустимых цен на поведение монополиста подробнее. На рис. 10.18 оптимум нерегулируемой монополии достигается при выпуске Q* и цене Р*. Очевидно, что установление предельной цены выше Р* не изменит решения монополиста, его оптимум останется прежним (Q*, P*). Однако при более низкой предельной цене прибылемаксимизирующий выпуск монополиста изменится. Так, если предельную цену установить на уровне P1, эффективной кривой спроса будет кривая P1AD, а эффективной кривой предельной выручки ≈ кривая P1ABF. В этом случае кривая предельных затрат (SMC) "пройдет" через разрыв АВ, а прибылемаксимизирующий выпуск будет равен Q1. При меньшем выпуске эффективная кривая предельной выручки лежит выше кривой предельных затрат и потому у монополиста есть стимул увеличить выпуск до Q1. Напротив, при большем выпуске кривая предельных затрат окажется выше соответствующего сегмента эффективной кривой предельной выручки, BF, имеющего отрицательный наклон, и у монополиста есть стимул сократить выпуск до Q1.

Чтобы побудить монополиста увеличить объем производства сверх Q1, необходимо установить предельную цену на еще более низком уровне. В частности, установление предельной цены на уровне P2 может побудить монополиста довести выпуск до Q2, каким он был бы в условиях совершенной конкуренции. При максимально допустимой цене P2 кривая предельных затрат пересечет эффективную кривую предельной выручки в точке С, где SMC = AR = Р. Заметим, что минимально возможный уровень предельной цены P3 = minSATC, при более низком ее уровне монополист не сможет возместить затраты на производство и в конечном счете покинет рынок. 



2. Группа паушальных налогов

Поскольку данная группа налогов взимается независимо от объема реализации, то в отличие от потоварных налогов, они являются частью постоянных издержек монополиста (например, стоимость патента или лицензии на исключительное право занятия определенным видом деятельности) и не влияют на величину предельных издержек.

В этом случае прибыль монополиста составит

п=TR-TC-g,

где g — ставка паушального налога за период времени (=const).

Условие максимизации прибыли записывается как

(п)`=0,

(TR)`=(TC)`,

MR=MC.

Таким образом, введение паушальных налогов не меняет оптимального объема и цены, однако величина прибыли, получаемой монополистом, сокращается. Данный налог нельзя переложить (даже частично) на покупателя через более высокие цены и меньший объем выпуска, как при потоварном налоге.


3. Налог на прибыль

Влияние налога на прибыль, цены и объем производства аналогично влиянию паушальных налогов. После уплаты налога на прибыль, точка оптимума монополиста остается той же, что и до уплаты налога. Это происходит потому, что налог основан на некотором определенном, фиксированном проценте прибыли и не изменяет объем, при котором MC=MR. Доказать это можно следующим образом.

Обозначим через t — ставку налога на прибыль (в %). Тогда условие максимизации чистой прибыли (т.е. прибыли за вычетом налога) может быть записано как:

max(пN )=TR-TC-t(TR-TC)=(100-t)(TR-TC),

(пN )`=(100-t)(MR-MC)=0.

Если ставка налога меньше 100%, т.е. t<100, то
(100-t)>0 и, следовательно, условие будет выполняться только при равенстве предельных издержек предельному доходу, MC=MR. Это и означает, что при налогообложении прибыли монополиста оптимальный объем и оптимальная цена остаются прежними. Вся тяжесть налогообложения падает на продавца. Это выгодно отличает этот вид налога от потоварных налогов и считается эффективным средством контроля за деятельностью монополий.

Особенности

1) прямое разделение монопольных структур; 2) иностранная конкуренция; 3) создание новых предприятий.























29 Индивидуальный и рыночный спрос на труд. Эластичность спроса на труд по ставке заработной платы


Домашние видюшки лолка


Особенности рынка труда

  • Длительные взаимоотношения

  • Роль неценовых факторов

  • Влияние институциональных структур


Elasticity

https://www.youtube.com/watch?v=_dxoco_5uzE


Individual firm

https://www.youtube.com/watch?v=uNSvpfBrVDo


Industry

https://www.youtube.com/watch?v=oLnLefhtYls&t=15s




30 Индивидуальное и рыночное предложение труда работников. Эластичность предложения труда по ставке заработной платы. Равновесие конкурентного рынка труда



Домашние видюшки, кекарь



Рынок труда

совокупность общественных отношений для найма и использования работников


Особенности

  • большая продолжительность взаимоотношений продавца и покупателя

  • большая роль неденежных факторов

  • значительное воздействие различных институциональных структур


Заработная плата

это совокупность выплат в денежной или натуральной форме, получаемых работником за определённый период времени.



Номинальная заработная плата

это абсолютная сумма выплат, получаемых работником за определённый период времени.


Реальная заработная плата

это количество материальных благ и услуг, которые могут быть приобретены при данном уровне номинальной заработной платы.


Если ставка заработной платы выше равновесного уровня, то предложение на рынке труда превышает спрос. При этом возникает безработица со всеми её негативными социальными последствиями. В случае снижения ставки заработной платы ниже равновесного уровня на рынке возникают незаполненные рабочие места. Обе эти ситуации (безработица и наличие незанятых рабочих мест) в условиях рынка совершенной конкуренции подвергаются коррекции со стороны рыночных механизмов в направлении восстановления полной занятости.

Сложившаяся на рынке почасовая ставка заработной платы в условиях совершенной конкуренции является заданной для фирмы-работодателя, она вынуждена принимать эту отраслевую ставку заработной платы как линию предложения (рис. 11.1, б). Таким образом, предложение труда для индивидуальной фирмы абсолютно эластично. При данной ставке заработной платы индивидуальная фирма наймет равновесное количество работников (LЕ).

Industry and firm

https://www.youtube.com/watch?v=Cpa5KLuRQqg&t=206s

Elasticity

https://www.youtube.com/watch?v=WjMkqtmJsYc

Individual

https://www.youtube.com/watch?v=V9FtLDdtAgk&t=8s

31 Монопсония. Оптимальная занятость и ставка заработной платы на рынке монопсонии. Монопольная власть профсоюза на рынке труда. Экономические цели профсоюза и их влияние на занятость и ставку заработной платы


Монопсония

наличие на нём единственного покупателя трудовых ресурсов. На этом рынке единственная фирма-работодатель противостоит многочисленным независимым наёмным рабочим


Устанавливабют зарплату

MRP=MRC – максимизация полезности

Зарплата повышается всем а не маргинальному рабтику


о л

S=D – competitive

MRC=MRP=D – monopsony

Lower wages and employment









Следовательно, по правилу MRC = MRP фирма примет в данном случае на работу Lms человек. Больше людей монопсонисту нанимать не выгодно. Поэтому спрос на труд со стороны монопсониста обрывается на этом уровне и принимает форму ломаной кривой линии (A ЕmcLms), выделенной на графике с помощью утолщения. В соответствии с точкой пересечения кривых спроса и предложения оплата их труда будет производиться по ставке wms.









Монопольная власть профсоюза на рынке труда

Профсоюз

группа работников, объединяющихся для защиты своих прав и улучшения своего положения. Основными интересами группы являются повышение заработной платы, сокращение рабочего времени, улучшение условий труда.

    1. Модель стимулирования спроса на труд ориентирована на повышение заработной платы и занятости с помощью увеличения спроса на труд. Достигнуть такого увеличения профсоюз может, улучшая качество товара труд (например, содействуя росту производительности труда) либо способствуя повышению спроса на готовую продукцию. При достижении профсоюзом увеличения спроса на труд кривая спроса смещается вправо из положения D1 в положение D2 (рис. 11.5). В этом случае одновременно решаются две важнейшие задачи профсоюзов: увеличивается занятость (с L1 до L2) и возрастает ставка заработной платы (с w1 до w2).

    2. Модель сокращения предложения труда обеспечивает рост заработной платы работников с помощью сокращения предложения труда (рис. 11.6)

    Занятость падает

    Это сокращение может быть достигнуто в рамках узкопрофессиональных (цеховых) профсоюзов, которые принято называть закрытыми. Такие профсоюзы устанавливают жёсткий контроль за предложением высококвалифицированного труда путём ограничения численности своих членов, для чего используются длительные сроки обучения соответствующей профессии, ограничения при выдаче квалификационных лицензий, высокие вступительные взносы и т.п.



      1. Модель прямого воздействия на зарплату ориентирована на увеличение заработной платы, достигаемое под прямым давлением профсоюза. На это способны мощные, открытые (т.е. доступные для всех желающих вступить в них) отраслевые или общенациональные профсоюзы, которые, например, под угрозой массовой забастовки в состоянии заставить фирмы пойти на желательный для профсоюза рост ставок заработной платы (рис. 11.7).

      Занятость паает

      На графике видно, что равновесная ставка заработной платы в условиях конкурентного рынка труда могла бы составить wЕ. Однако отраслевой профсоюз добивается установления заработной платы на уровне не ниже wTU, грозя в противном случае забастовкой. Кривая предложения труда SL превращается в ломаную кривую WTUCSL (на графике она выделена утолщением). В соответствии со своей кривой спроса фирма ответит на рост ставки заработной платы с wЕ до wTU сокращением числа занятых работников с LЕ до LTU.

      ДВУСТОРОННЯЯ МОНОПОЛИЯ НА РЫНКЕ ТРУДА

      П рофсоюзы на рынке труда часто противостоят мощным гигантским корпорациям. В результате на рынке трудовых ресурсов со стороны спроса может присутствовать монопсония в лице крупной корпорации, а со стороны предложения – монополия в лице профсоюза. Такая рыночная ситуация получила в экономической теории название взаимной (или двусторонней) монополии.

      Корпорация-монопсонист будет требовать установления заработной платы на уровне wms, а профсоюз – на уровне wTU. Исход борьбы всецело зависит от соотношения сил противоборствующих сторон. Но обычно в итоге фактическая ставка занимает какое-то промежуточное положение.

      Важно подчеркнуть, что не случайно между двумя крайними позициями (wms и wTU) находится равновесная цена труда для совершенно конкурентного рынка (wk). Противоборство монопсонии фирмы и монополии профсоюза ведёт к превращению рынка труда в квазиконкурентный (подобный конкурентному), в связи с чем точка равновесия приближается к равновесию в условиях совершенной конкуренции.

      ы

      32 Характеристика рынка капитала, особенности фактора сформировавшего рынок. Спрос и предложение на рынке капитала


      Капитал

      это всё, что способно приносить доход, или ресурсы, созданные людьми для производства товаров и услуг. Он воспроизводится вновь и вновь.


      Виды