Файл: Понятие оперативно-розыскной деятельности.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.03.2023

Просмотров: 208

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Необходимость иметь в распоряжении оперативных подразделений, например, органов внутренних дел комплекс негласных оперативно-розыскных мероприятий объясняется тем, что пресечь и раскрыть ряд преступлений при помощи только следственных действий и гласных мер административного характера практически невозможно.

Различия между следственными действиями и оперативно-розыскными мероприятиями в нашей стране обусловлены различными по субъекту, правовой базе, пределам производства процессуальных (розыскных) действий, методам и использованию результатов процессуальных (розыскных) действий. Если рассмотреть эти различия более подробно, то:

во-первых, они осуществляются разными субъектами - следователями (ст. 38 УПК РФ), органами прокуратуры и суда и сотрудниками оперативных подразделений (или лицам, которым они поручили проведение оперативно-розыскного мероприятия) и оперативными подразделениями;

во-вторых, следователь имеет право дать поручение органу дознания на проведение следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий, а оперативный работник обязан их только выполнять;

в-третьих, неодинакова правовая база для их проведения, поскольку следователь действует на основании уголовно-процессуального закона и не допущен к оперативно-розыскной деятельности, а оперативный работник осуществляет свою деятельность и в соответствии с уголовно-процессуальном законодательством и Федеральным законом «Об оперативно-розыскной деятельности»;

в-четвертых, различны пределы производства упомянутых действий: для производства следственных действий необходимо наличие возбужденного уголовного дела, в то время как оперативно-розыскные мероприятия могут проводиться и до возбуждения уголовного дела;

в-пятых, следственные действия проводятся гласно и в присутствии понятых, проведении оперативно-розыскных мероприятий может осуществляться гласно и негласно, понятые при этом отсутствуют;

в-шестых, следственные действия оформляются в виде соответствующих протоколов, а результаты оперативно-розыскных мероприятий не только в виде протоколов, но и в виде справки, рапорта и др. документов, которые в специальной литературе справедливо предлагается отнести к числу процессуальных источников доказывания с разработкой процессуального порядка их фиксации[30];

в-седьмых, результаты следственных действий приобщаются к материалам уголовного дела, а результаты проведения оперативно-розыскных мероприятий прежде всего приобщаются к делам оперативного учета, а при возможности соблюдения принципа конспирации и к материалам уголовного дела. В результате проведения оперативно-розыскной деятельности получаются фактические данные (непроцессуальные сведения), которые могут стать источником доказательств только после их проверки и закрепления процессуальным путем. Итог процессуальных действий - получение доказательств (если они были добыты на предварительной стадии расследования, то признавать их в качестве доказательств будет суд).


В пользу законодательного обеспечения оперативно-розыскной деятельности, а не принижения ее роли свидетельствует и факт существования латентной преступности (скрытой от правоохранительных органов и их регистрации), а также преобладание в структуре регистрируемых преступлений, совершенных в условиях неочевидности, и тайных с элементами маскировки преступлений, в том числе совершенных в тяжких формах.

2. ЗАДАЧИ И ПРИНЦИПЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ОПЕРАТИВНО–РОЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

2.1. Задачи оперативно-розыскной деятельности

Нормативное закрепление задачи оперативно-розыскной деятельности нашли в ст.2 Закона Об ОРД. Приведенные в указанной норме задачи являются взаимосвязанными между собой, при этом необходимо отметить, что каждая из них имеет самостоятельное содержание, поэтому полагаем возможным рассмотреть их по отдельности. В то же время нельзя не отметить, что возможно применение различных способов для достижения каждой из задач.

Деятельность по предупреждению совершения преступлений носит превентивный (предупреждающий) характер. Такое предупреждение в отношении «социально неустойчивых» лиц происходит посредством использования комплекса мероприятий профилактического характера. Способы пресечения преступлений зависят от конкретных обстоятельств и могут быть самыми различными: возбуждение уголовного дела, задержание с поличным, применение уголовно-процессуальных мер пресечения и иных мер государственного принуждения. Таким образом, ставится цель по предотвращению общественно опасного деяния еще до момента фактического выполнения его объективной стороны (либо приготовления и покушения).

В качестве одной из наиболее важных задач ОРД полагаем необходимым отметить выявление и раскрытие преступлений и лиц, которые их подготавливают и совершают. Реализуя данную задачу оперативные подразделения устанавливают, обнаруживают и делают явным событие преступления, лиц причастных к его совершению, а так же иные обстоятельства непосредственно связанные с событием преступления.


При выявлении преступлений осуществляется установление, обнаружение преступлений и преступников, посредством оперативно-розыскных мероприятий.

Под пресечением необходимо понимать, активные действия совершаемые сотрудниками оперативных подразделений, которые направлены на лишение лица возможности совершения общественно опасных деяний.

Полагаем необходимым отметить взаимосвязь задачи по выявлению и раскрытию общественно опасных деяний с уголовно-процессуальной деятельностью связанной с расследованием преступлений. Данная взаимосвязь обусловлена тем, что обнаружение события преступления выступает в качестве основания для возбуждения уголовного дела. Указанное обстоятельство порождает необходимость установления всех лиц причастных к совершению преступления при проведении ОРМ.

Важен тот факт, что в ходе оперативно-розыскной деятельности могут быть созданы условия и предпосылки, обеспечивающие при надлежащем оформлении и закреплении получение практически всех видов доказательств.

Розыск лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от уголовного наказания, без вести пропавших, представляет собой систему организационных, процессуальных, оперативно-розыскных и иных специальных мероприятий, комплексное осуществление которых обеспечивает быстрое обнаружение разыскиваемых лиц и их задержание.

Следующей, предусмотренной рассматриваемой статьей задачей ОРД является добывание информации о событиях или действиях (бездействии), создающих угрозу государственной, военной, экономической, информационной или экологической безопасности РФ. Данная задача служит общей цели - защите от преступных посягательств интересов России, ее суверенитета, а также внутренней безопасности.

Добывание информации о событиях или действиях (бездействии), создающих угрозу информационной безопасности, - новая задача, решаемая посредством ОРД в соответствии с изменениями, внесенными в статью 2 Федеральным законом от 21.12.2013 № 369-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности» и статью 13 Федерального закона «О Федеральной службе безопасности»[31].

Данная поставленная перед ОРД задача связана с быстро развивающимися компьютерными информационными технологиями. В результате этого процесса информация, в частности компьютерная информация, стала дорогостоящим товаром, который можно приобрести, продать, обменять, а следовательно, может являться объектом преступления. Так называемые компьютерные преступления порождают целый ряд проблем по выработке защитных мер против несанкционированного доступа к электронно-вычислительной технике и всевозможных злоупотреблений путем ее использования, дают импульс к разработке и введению в действие соответствующих норм уголовного законодательства.


Залог успешного осуществления ОРД в данном случае состоит в том, что стратегию и тактику выявления и раскрытия противоправных деяний необходимо строить на основе хороших знаний специфики состава преступления. Другими словами, сотрудники, проводящие ОРМ, должны обладать хорошими знаниями в области компьютерных технологий и связанных с ними прикладных наук.

Установление имущества, подлежащего конфискации, осуществляется на основе применения норм уголовного и уголовно-процессуального права.

Конфискация имущества распространяется не на любое имущество виновного, а только на то, которое тем или иным образом связано с совершением преступления. Уголовный кодекс РФ определяет имущество, подлежащее конфискации по следующим критериям:

- деньги, ценности и иное имущество, полученные в результате совершения преступлений, в случаях определенных УК РФ, или являющиеся предметом незаконного перемещения через таможенную границу Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС либо через Государственную границу РФ с государствами - членами Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС, ответственность за которое установлена статьями 200.1, 200.2, 226.1 и 229.1 УК РФ, и любые доходы от этого имущества, за исключением имущества и доходов от него, подлежащих возвращению законному владельцу;

- деньги, ценности и иное имущество, в которые имущество, полученное в результате совершения хотя бы одного из вышеперечисленных преступлений, и доходы от этого имущества были частично или полностью превращены или преобразованы;

- деньги, ценности и иное имущество, используемые или предназначенные для финансирования терроризма, экстремистской деятельности, организованной группы, незаконного вооруженного формирования, преступного сообщества (преступной организации);

- орудия, оборудование или иные средства совершения преступления, принадлежащие обвиняемому.

Конвенция об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности ETS № 141 (Страсбург, 08.11.1990) (ратифицирована Федеральным законом от 28.05.2001 № 62-ФЗ и вступила в силу для Российской Федерации 01.12.2001)[32] в ст. 1 устанавливает, что термин «конфискация» означает не только наказание, но и «меру, назначенную судом в результате судопроизводства по уголовному делу или уголовным делам и состоящую в лишении имущества» (п. «d»). То есть Конвенция[33] определяет, что принадлежность имущества обвиняемому или иному лицу не является определяющим фактором при решении вопроса о его конфискации.


Помимо конфискации имущества, полученного в результате совершения указанных в законе преступлений, могут быть конфискованы и любые доходы от этого имущества, так как доходы от имущества, полученного в результате совершения преступлений, бывают весьма значительными.

Закон устанавливает, что конфискация имущества распространяется также и на те материальные средства, которые были преобразованы в другие ценности.

Второй вид имущества, подлежащего конфискации, составляет имущество, предназначенное для использования в преступных целях, указанных в законе.

В Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 26.04.2007 № 14 «О практике рассмотрения судами уголовных дел о нарушении авторских, смежных, изобретательских и патентных прав, а также о незаконном использовании товарного знака»[34] отмечается, что в соответствии с п. «а» ч. 1 ст. 104.1 УК РФ судам надлежит исходить из того, что деньги, ценности и иное имущество, полученные в результате преступлений, предусмотренных ст. ст. 146 и 147 УК РФ, и любые доходы от этого имущества конфискуются, за исключением имущества и доходов от него, подлежащих возвращению законному владельцу. Кроме того, исходя из положений п. «г» ч. 1 ст. 104.1 УК РФ орудия и иные принадлежащие обвиняемому средства совершения преступления, в частности оборудование, прочие устройства и материалы, использованные для воспроизведения контрафактных экземпляров произведений или фонограмм, подлежат конфискации.

2.2. Принципы осуществления оперативно-розыскной деятельности

Под принципами оперативно-розыскной деятельности понимаются основополагающие начала, руководящие идеи, отражающие убеждения и взгляды общества в лице его законодательных и правоохранительных органов на сущность, цели и задачи специфической государственно-правовой формы борьбы с преступностью.

Принципы оперативно-розыскной деятельности сформировались в процессе практической деятельности оперативных аппаратов органов внутренних дел, были обобщены и сформулированы теорией ОРД и получили нормативное закрепление в действующем законодательстве и ведомственном правовом регулировании. Принятие Закона об ОРД придало принципам оперативно-розыскной деятельности статус законодательных норм с соответствующим механизмом их реализации[35].