Добавлен: 29.03.2023
Просмотров: 223
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
1. ПРАВОВАЯ ОСНОВА И СУЩНОСТЬ ОПЕРАТИВНО–РОЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.1. Правовая основа оперативно-розыскной деятельности
2. ЗАДАЧИ И ПРИНЦИПЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ОПЕРАТИВНО–РОЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
2.1. Задачи оперативно-розыскной деятельности
2.2. Принципы осуществления оперативно-розыскной деятельности
В статье 3 Закона Об ОРД закреплены четыре основных принципа оперативно-розыскной деятельности: законности, уважения и соблюдения прав и свобод человека и гражданина, конспирации, сочетания гласных и негласных методов и средств.
Два из них сам законодатель назвал конституционными, а остальные специалисты относят к специальным.
К конституционным относятся принципы: 1) законности; 2) уважения и соблюдения прав и свобод человека и гражданина. Эти принципы в теории оперативно-розыскной деятельности традиционно относятся к общеправовым принципам, т.е. характерным для всех отраслей права. Данными принципами должны руководствоваться все государственные служащие, к которым относятся и сотрудники органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность.
Принцип законности является основополагающим в ряде статей Закона об ОРД[36]. Так, в ст. 5 запрещается осуществление оперативно-розыскной деятельности для достижения целей и решения задач, не предусмотренных данным Законом; ст. 6 запрещает проведение ОРМ и использование специальных и иных технических средств, предназначенных (разработанных, приспособленных, запрограммированных) для негласного получения информации не уполномоченными на то настоящим Федеральным законом физическими и юридическими лицами; в ст. 7 определены основания для проведения оперативно-розыскных мероприятий, а в ст. 8 определяет условия проведения оперативно-розыскных мероприятий, ограничивающих конституционные права граждан, и т.д.
Принцип законности оперативно-розыскной деятельности включает в свое содержание обязанность уполномоченных прокуроров осуществлять надзор за исполнением законов Российской Федерации органами, осуществляющими эту деятельность (и их должностными лицами), а также ответственность руководителей указанных органов за соблюдением законности при организации и проведении оперативно-розыскных мероприятий. Законность в оперативно-розыскной деятельности гарантируется проведением и судебного контроля.
Обеспечение законности зависит от таких факторов, как высокий уровень правосознания, наличие юридической ответственности оперативного работника. Несоблюдение любого из других принципов означает и нарушение принципа законности.
Принцип уважения и соблюдения прав и свобод человека и гражданина.
Согласно ст. 12 Всеобщей декларации прав человека 1948 г. «никто не может подвергаться произвольному вмешательству в его личную и семейную жизнь, произвольным посягательствам на неприкосновенность его жилища, тайну его корреспонденции или на его честь и репутацию. Каждый человек имеет право на защиту закона от такого вмешательства или таких посягательств»[37].
Принцип уважения и соблюдения прав и свобод человека и гражданина является важнейшим общеправовым принципом государственных служащих, закрепленным в ст. 2 Конституции РФ.
Часть 1 ст. 24 Конституции РФ ставит общее условие в отношении сбора, хранения, использования и распространения информации о частной жизни лица только с его согласия. Однако подобное согласие не требуется, если сбор, хранение, использование и распространение сведений о частной жизни лица производится при проведении следствия, дознания, оперативно-розыскных мероприятий. Порядок работы правоохранительных органов с информацией персонального характера регулируется уголовно-процессуальным законодательством и ведомственными подзаконными нормативными актами.
В Законе об ОРД говорится, что в случаях нарушения прав гражданина заинтересованное лицо вправе обратиться за защитой в судебные органы и прокуратуру. Таким образом, указанные фундаментальные правовые акты в области защиты прав человека создают базу для защиты от неправомерного вторжения в сферу частной жизни. Частную жизнь можно определить как физическую и духовную сферу, которая контролируется самим индивидом, т.е. свободную от внешнего воздействия[38].
Законодательство не может вторгаться в эту сферу, оно призвано ограждать ее от любого незаконного вмешательства. Иными словами, в понятие «частная жизнь» включатся та область жизнедеятельности человека, которая относится к отдельному лицу, касается только его и не подлежит контролю со стороны общества и государства, если она носит не противоправный характер. Неприкосновенность частной жизни означает запрет для государства, его органов и должностных лиц вмешиваться в личную жизнь граждан, право последних на свои личные и семейные тайны, наличие правовых механизмов и гарантий защиты своей чести и достоинства от всех посягательств на указанные социальные блага. От уровня гарантированности сохранения тайн личной жизни граждан зависят степень свободы личности в государстве, демократичность и гуманность существующего в нем политического режима[39].
Конституционный принцип уважения и соблюдения прав и свобод человека и гражданина также относится к общеправовым, находящим реализацию в оперативно-розыскной деятельности. Эта деятельность затрагивает многие из прав и свобод человека и гражданина, установленных гл. 2 Конституции РФ. В этой связи Закон об ОРД предусмотрел ст. 5, посвященную соблюдению прав и свобод человека и гражданина при осуществлении оперативно-розыскной деятельности. В данной статье определен ряд важных правовых гарантий соблюдения прав и свобод граждан, вовлеченных в сферу оперативно-розыскной деятельности[40].
В соответствии с этой статьей отдельные физические и юридические лица имеют право получать от органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, письменное объяснение по поводу ограничения их прав и свобод и обжаловать эти действия в вышестоящий орган, прокуратуру или суд. Однако оперативно-розыскным органам запрещается передавать и разглашать сведения, составляющие государственную или иную охраняемую законом тайну, если их разглашение может причинить ущерб оперативно-розыскным органам, интересам человека и безопасности государства.
Рассматриваемый принцип ОРД в первую очередь распространяется на законопослушных граждан, которые могут оказаться в числе близких (родственных) связей лиц, ставших объектами оперативно-розыскной деятельности. В отношении таких лиц недопустимо никакое ограничение их конституционных прав и свобод. В то же время Конституционный Суд в ряде своего определения указывает на допустимость распространения оперативно-розыскных мероприятий на вступающих в контакты с лицом, в отношении которого осуществляются эти мероприятия, поскольку задача ОРМ заключается в установлении связей проверяемого лица.
Должностным лицам оперативно-розыскных органов постоянно приходится иметь дело с гражданами во время проведения их опроса, получения от них образцов для сравнительного исследования, оперативного эксперимента, установления сотрудничества на конфиденциальной основе. Статья 21 Конституции РФ обязывает уважать достоинство личности в этих отношениях и предписывает, что ничто не может быть основанием для его умаления.
Недопустимо проявление в любой форме насилия, другого жестокого или унижающего человеческое достоинство обращения с гражданами, даже если они обоснованно подозреваются в совершении преступлений.
Вопросы данного принципа также нашли отражение в статье 9 УПК РФ «Уважение чести и достоинства личности».
Приведенные ранее положения конституционных норм означают, что оперативно-розыскные мероприятия не могут преследовать цель получения сведений о частной жизни, личной и семейной тайне, если за ними не кроются криминальные события. Однако в сфере борьбы с преступностью нередко возникает вынужденная необходимость ограничения права на неприкосновенность частной жизни, на сохранение личных и семейных тайн. Закон об ОРД предусматривает возможность весьма широкого вторжения в частную жизнь граждан посредством скрытого наблюдения за ними, контроля почтовых отправлений, прослушивания телефонных и иных переговоров, снятия информации с технических каналов связи, если эти мероприятия необходимы для обнаружения признаков преступлений и решения других задач оперативно-розыскных органов, о которых речь шла выше.
Большое внимание уделено законодателем вопросу использования полицией современных технических устройств, наряду с усилением компьютеризации и широким внедрением интернет-технологий. Так, в соответствии со ст. 11 «Использование достижений науки и техники, современных технологий и информационных систем»[41] Закона, полиция использует технические средства, включая средства аудио-, фото- и видеофиксации, при документировании обстоятельств совершения преступлений, административных правонарушений, обстоятельств происшествия преступлений, в том числе в общественных местах, а также для фиксирования действий сотрудников полиции, выполняющих возложенные на них обязанности. Данная норма соответствует и ст. 6 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности».
Принципы конспирации, сочетания гласных и негласных методов и средств деятельности неизвестны другим отраслям права, поэтому их в теории и практике ОРД традиционно относят к специальным (отраслевым) принципам.
Основным адресатом правовых норм о принципах ОРД являются осуществляющие ее органы и их должностные лица, а также граждане, участвующие в оперативно-розыскных мероприятиях. Они обязаны действовать на основе определенных законом принципов и отвечать за их нарушение.
Так как ОРД тесно связана с вопросами, отнесенными к государственной тайне (тактика, методы, специальная техника, сведения о гражданах, оказывавших или оказывающих помощь органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, сведения о сотрудниках оперативных аппаратов, финансирование ОРД и т.д.), а если сотрудники органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, допущены к государственной тайне, то ряд ведомственных нормативных актов также специально их регламентирует.
Принципами оперативно-розыскной деятельности обязаны руководствоваться не только органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, но и другие государственные органы, их должностные лица, а также граждане, когда они становятся субъектами соответствующих оперативно-розыскных правоотношений. Например, судьи, рассматривая ходатайства руководителей органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, о получении судебного решения на проведение оперативно-розыскных мероприятий, затрагивающих конституционные права граждан, обязаны руководствоваться соответствующими конституционными нормами, устанавливающими права и свободы человека и гражданина, нормами Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности», определяющими основания и порядок получения таких решений, и учитывать необходимость конспирации, т.е. соблюдения и сохранения тайны, связанной с рассматриваемыми документами.
Что касается граждан, давших согласие на конфиденциальное сотрудничество с органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, то при выполнении заданий они обязаны не допускать ни малейших нарушений конституционных прав и свобод человека и гражданина в отношении лиц, являющихся объектом их наблюдения, сочетать гласные и негласные методы и средства получения информации.
Принцип конспирации отражает специфический разведывательный характер оперативно-розыскной деятельности, поэтому в теории оперативно-розыскной деятельности он традиционно относится к группе специальных принципов. Конспирация - основной специальный принцип оперативно-розыскной деятельности, отличающий ее от других государственно-правовых средств борьбы с преступностью[42].
Принцип конспирации означает необходимость использования в процессе оперативно-розыскной деятельности правил и приемов, позволяющих сохранять в тайне от преступников действия правоохранительных органов по их разоблачению. При этом ОРД осуществляется втайне не только от лиц, причастных к совершению преступлений, но и от окружающих граждан.
Необходимость сохранения в тайне действий правоохранительных органов обусловливается рядом обстоятельств. Во-первых, потребностью принятия адекватных мер борьбы с преступлениями, которые готовятся и совершаются в условиях неочевидности с целью избежать уголовной ответственности. Тайным способам совершения преступлений государство противопоставляет тайные способы их раскрытия. Во-вторых, конспиративность позволяет избежать необоснованной или преждевременной компрометации лиц, подозреваемых в совершении преступлений, когда оперативно-розыскные мероприятия проводятся при наличии непроверенной или противоречивой информации. В-третьих, сохранение тайны является в ряде случаев непременным условием оказания гражданами помощи в расследовании преступлений, гарантией соблюдения их конституционных прав и свобод, а также специальных прав и свобод, определенных в ст. ст. 17 и 18 Закона об ОРД.
Принцип конспирации находит отражение в ряде статей этого Закона, которые регламентируют правила и приемы, позволяющие сохранять в тайне действия сотрудников оперативных аппаратов.
Принцип конспирации ОРД проявляется в строгом соблюдении условий, связанных со сведениями, изложенными в ч. 1 ст. 12 Закона об ОРД. Данный принцип распространяется и на случаи получения судебных решений на проведение оперативно-розыскных мероприятий, ограничивающих конституционные права человека и гражданина. Материалы, послужившие основанием для принятия такого решения, хранятся не в суде, а в органе, обратившемся в суд для получения решения.